Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы социальной медицины»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы социальной медицины»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 Социальная работа (углубленной подготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы социальной медицины» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;
- осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях;
- основные категории социальной медицины;
- формы медико-социальной помощи населению;
- этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32
|
Практические занятия |
12
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 7 семестре
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социальной медицины»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
Введение |
Содержание учебного материала: «Основы социальной медицины» как учебная дисциплина. Цель и задачи «Основ социальной медицины» как дисциплины. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний. Ее роль в и место в подготовке специалиста по социальной работе. Понятие «социальная медицина». Содержание и функции медико-социальной работы. Объекты медико-социальной работы. Медико-социальная помощь населению. Медико-социальные проблемы клиента. Объекты и субъекты взаимодействия специалиста по социальной работе в процессе решения медико-социальных проблем клиента для преобразования трудной жизненной ситуации. |
1 |
1 |
Раздел 1. Образ жизни – главный фактор здоровья |
14 |
2 |
|
Тема 1.1. Факторы риска заболеваний |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Понятия «здоровье», «болезнь». Факторы, определяющие здоровье: биологическое, психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье. Факторы риска заболевания. Здоровье индивидуальное, групповое, здоровье населения. Причины низкого уровня здоровья населения. Критерии оценки индивидуального здоровья человека. Здоровье общественное. Объективные показатели здоровья населения и общественного здоровья. Роль специалиста по социальной работе в формировании здоровья населения. |
|||
Практическое занятие «Общие подходы к выявлению медико-социальных проблем клиента» (семинар) |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) |
2 |
||
Тема 1.2. Медицинская профилактика. Формирование установки на здоровый образ жизни.
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Медицинская профилактика (понятие, виды). Меры и средства медицинской профилактики. Образ жизни – главный фактор здоровья. Образ жизни (понятие и его составляющие). ЗОЖ и пути его формирования. Рациональное питание: понятие, значение основных питательных веществ. Принципы рационального питания в повседневной жизни. Особенности рационального питания пожилых и беременных. Лечебное питание. Радиация и питание. Физическая активность: роль в жизни человека, принципы ее организации. |
2 |
||
Практическое занятие «Деятельность специалиста по социальной работе в формировании установок на здоровый образ жизни» (семинар) |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: составить презентацию по теме; составить алгоритм деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи различным группам населения |
4 |
||
Раздел 2. Медико-социальные проблемы наркотизма и ВИЧ-инфекции. |
8 |
||
Тема 2.1. Медико-социальные проблемы наркотизма. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Понятие наркотизма. Наркотическая превентология. Причинные комплексы алкоголизма и наркомании (макросоциальный, мезосоциальный, миллиосоциальный, микросоциальный (личностный). Возрастные периоды воздействия этих факторов. Действие алкоголя на мужской и женский организм. «Детский» алкоголизм. Влияние алкоголя на детей и подростков. Понятия «алкоголизм» и «пьянство». Медико-социальные последствия алкоголизма. Меры предупреждения пьянства и алкоголизма. Алкогольная политика государства. Понятие наркомании. Критерии наркотических средств. Особенности наркомании по сравнению с алкоголизмом и ее последствия. Токсикомания. Меры борьбы с токсикоманией и наркоманией. Табакокурение, его последствия и меры борьбы с ним. |
2 |
||
Практическое занятие: «Медико-социальная помощь больным хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией» (семинар) |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: проанализировать основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность различных структур по борьбе с наркоманией и токсикоманией |
2 |
||
Тема 2.2. Медико-социальные проблемы ВИЧ-инфекции. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
ВИЧ-инфекция: понятие, пути передачи, медико-социальные проблемы, группы риска. Проблема распространения ВИЧ-инфекции. Ответственность ВИЧ-инфицированных больных за заведомое заражение. Меры профилактики ВИЧ-инфекции и снижение риска заражения. Порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Меры социальной поддержки для ВИЧ-инфицированных и членов их семей. |
|||
Практическое занятие: ВИЧ – инфекция (семинар) |
2 |
|
|
Раздел 3. Организация медико-социальной помощи населения в системе отечественного здравоохранения |
12 |
2 |
|
Тема 3.1. Организация охраны здоровья граждан РФ.
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Понятие охраны здоровья граждан. Принципы осуществления охраны здоровья граждан в РФ. Основные направления государственной политики РФ по осуществлению охраны здоровья граждан. Принципы, цели и задачи отечественной системы здравоохранения. Типы и виды учреждений здравоохранения. Медико-социальная помощь и медико-социальная работа. Объекты и субъекты медико-социальной помощи населению. Права граждан при получении медико-социальной помощи. Виды бесплатной медицинской помощи. |
|||
Тема 3.2. ПМСП в системе отечественного здравоохранения. Медико-социальный патронаж. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
ПМСП: понятие, содержание, особенности. Организация ПМСП в России. Медико-социальный патронаж: понятие, цели и задачи. Особенности организации и осуществления патронажа. |
|||
Тема 3.3. Организация специализированной медико-социальной помощи населению в системе отечественного здравоохранения.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Специализированная медико-социальная помощь различным группам населения: больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами, туберкулезом, психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями и т.д. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий. Особенности медико-социальной помощи жителям сельской местности. Охрана материнства и детства. |
|||
Практическое занятие «Организация и содержание специализированной медико-социальной помощи населению» (семинар) |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов к семинару; проанализировать основные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление медико-социальной помощи населению |
2 |
||
Раздел 4. Экспертиза трудоспособности и медико-социальная реабилитация. |
12 |
||
Тема 4.1. «Организация и содержание специализированной медико-социальной помощи населению» |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Понятие экспертизы трудоспособности. Виды нетрудоспособности. Понятие и виды временной нетрудоспособности. Причины временной нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Стойкая утрата трудоспособности. Определение группы и причины инвалидности. Медико-социальная экспертиза: понятие и сущность. Система учреждений и их задачи по осуществлению медико-социальной экспертизы. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем); составить структурную схему порядка проведения медико-социальной экспертизы |
2 |
|
|
Тема 4.2. Медико-социальная реабилитация. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Понятие, виды и принципы медико-социальной реабилитации. Адаптация: понятие и сущность. Трудовая реабилитация инвалидов. Медико-социальная реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Оценка эффективности реализации ИПР. Роль специалиста по социальной работе в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида. Реабилитационные учреждения. Материально-техническая база реабилитации. |
|||
Практическое занятие «Медико-социальная реабилитация» (семинар) |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем); подготовка докладов к семинару, дифференцированному зачету |
4 |
||
|
Дифференцированный зачет |
2 |
3 |
Всего: |
48 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ социальной медицины.
Оборудование учебного кабинета: стенды, набор плакатов и таблиц, учебно-методические пособия, экран.
Технические средства обучения: компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2011. – 214с.
2. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с.
Дополнительные источники:
1. Зуева Р.А. Правовые основы медико-социальной экспертизы: Учеб. для сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2011. – 208с.
2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: Теория, технологии, образование. – М.: Наука, 2011.
3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. – М.: Медицина, 2010.
4. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 395с.
5. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 336с.
6. Тен Е.Е. Основы социальной медицины: Учебник/ Е.Е. Тен. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с.
7. Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике/ под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А. Михайлова: пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 128с.
8. Уход и патронаж/ перевод с датского издания О.Шушковой. – М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2010.- 264с.
9. Фогель А., Водрашке Г. Основы ухода за больными на дому. Пособие для работы в группе и самостоятельного изучения. – М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2012. – 222с.
10. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов/ Л.П. Храпылина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 415с.
11. Чайцев В.Г. Практическая валеология: принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия: Пособие для медицинских работников. – Рязань, 2013.
12. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 4-е изд., перераб. – М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2010. – 560с.
13. Дмитриева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 168с.
14. Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 168с.
15. Кемпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: пер. с англ.: Учебн. Пос./ под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – 2-е изд, испр. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 400с.
16. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 412с.
17. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 427с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы; · осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: · типы и формы социальных объединений, связи и отношений людей в социальных общностях; · основные категории социальной медицины; · формы медико-социальной помощи населению; · этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере.
|
Оценка результатов самостоятельной работы Оценка выполнения и защиты практической работы Оценка умения выступать перед аудиторией Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы
Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний
Входной контроль в форме: - тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.
Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - самостоятельной работы; - тестирования по темам; - написания докладов; - создания презентаций по выбранной тематике.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.