Министерство образования Сахалинской области Долинский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 04 ПМ.04ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ (СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА)
по специальности СПО 39.02.01.Социальная работа 2022-2026 г.г.
г.Долинск 2025 г. Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности39.02.01. Социальная работа.
Организация-разработчик: ДФ ГБПОУ СТС и ЖКХ Разработчики: Волкова А. О. – мастер п/о ДФ ГБПОУ СТС и ЖКХ
|
Содержание
|
1. |
Паспорт программы учебной практики |
стр. |
|
2. |
Результаты освоения программы учебной практики |
стр. |
|
3. |
Тематический план и содержание учебной практики |
стр. |
|
4. |
Содержание учебной практики |
стр. |
|
5. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики |
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа Учебной Практики 04разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 506 от 12 мая 2014 г.
ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (социальная защита, здравоохранение, образование, культура)частью профессионального модуля примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 39.02.01 Социальная работа.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования.
ПМ.04ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
ПК4.1.Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;
- особенности и содержание социальной работы в различных сферах;
- специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
- технологию организационной деятельности специалиста;
- правовые аспекты социальной работыв различных сферах;
- содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;
- типы организационных структур управления социальной работой в различных сферах;
- особенности организации социальной работы в различных сферах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;
- осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;
- определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
- осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:
В рамках освоения ПМ.04Организация социальной работы в различных сфера профессиональной деятельности (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) на учебную практику УП.04 отводится 54 часа.
Распределение часов по семестрам, отводимое на освоение УП.04:
|
Номер семестра |
Всего часов |
||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
Учебная нагрузка обучающегося во взаимодействии с преподавателем |
|
|
|
36 |
18 |
|
56 |
||
|
Промежуточная аттестация в форме |
|
|
|
|
ДЗ |
ДЗ |
|
|
|
1.3. Место проведения учебной практики
Долинский филиал «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства», г. Долинск, ул. Берёзовая 2А, кабинет № 3
Результатом освоения программы междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
|
Код |
Наименование результата обучения |
|
ПК 4.1. |
Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы. |
|
ПК 4.2. |
Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности. |
|
ПК 4.3. |
Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту. |
|
ПК 4.4 |
Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие). |
|
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
|
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
|
ОК 10. |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
|
ОК 11. |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
|
ОК 12. |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
|
ОК 13. |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 04 ПМ.04ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА)
3.1. Тематический план учебной практики
Учебная практика 04 |
Всего 54: VI семестр – 36 часов VII семестр – 18 часов |
||
|
Код ПК |
№ п/п |
Виды работ |
Кол-во часов |
|
4. ПМ.04Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) |
|
||
|
VIсеместр |
36 часов |
||
|
Раздел 1. Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения. |
18 |
||
|
ПК 4.1-4.4 |
1 |
Подборка законодательных и нормативных документов в Сахалинской области, регулирующих вопрос социальной защиты пожилых и инвалидов. |
6 |
|
2 |
Анализ регламентирующих программ действующих в отношении пожилых и инвалидов. |
6 |
|
|
3 |
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих социальную работу в системе здравоохранения. |
6 |
|
|
Раздел 2. Технология социальной работы в организациях образования.
|
18 |
||
|
ПК 4.1-4.4 |
4 |
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих социальнуюработу в системе образования. |
6 |
|
5 |
Определение форм, методов и технологий социальной работы, необходимых для оказания помощи учащимся и членам их семей, а такжесотрудникам образовательных учреждений. |
6 |
|
|
6 |
Определение объема деятельности специалиста по социальнойработе занятых в образовательных учреждениях. |
6 |
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
|||
|
VIIсеместр |
|||
|
|
|
Раздел 3. Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты. |
18 часов |
|
ПК 4.1-4.4 |
1 |
Ознакомление с категориями семей, особенностям работы скатегориями социально-незащищенных семей. |
6 |
|
2 |
Выявление направлений деятельности, содержание мероприятий пооказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные,многодетные, опекунские, имеющие детей-инвалидов, детей, страдающиххроническими заболеваниями и т.д.). |
6 |
|
|
3 |
Ознакомление со всеми видами социальной поддержи (знакомство с договорами и льготами). |
6 |
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
|
||
4 УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие баз практики, закрепление которых осуществляется администрацией учебного заведения на основе заключения договоров. Базами профессиональной практики могут являться социально-реабилитационные центры, дома престарелых и др.
Материально-техническое обеспечение:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место руководителя практики;
- рабочая программа практики;
- план работы социальных учреждений;
- план работы закрепленного учреждения;
- должностные обязанности участников процесса;
- ФГОС СПО;
- методические рекомендации к организации и проведению профессиональной
практики;
- разработки для работников социальных служб.
Технические средства: автоматизированное рабочее место специалиста по социальной работе, студента-практиканта.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
2 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от12.05.2014 № 506;
3 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. (принят ГД ФС РФ 06.03.1998): официальный текст// Собрание законодательства РФ, № 22, 01.06.1998, ст.;
4.Постановление правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (с изм. на 29.07.2010 г.): официальный текст// Российская газета № 134, 18.07.1996 г.
5.Приказ Минсоцзащиты России от 10.09.1996 г. № 224 «Об утверждении Порядка приема граждан в Учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»: официальный текст// ваше право № 29, 1996 г.;
6.Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 120 с. - (Высшее образование) ISBN 978-5-16-003015-9;
7.Гоголева А.В.Беспризорность.Социально-психологическиеи педагогическиеаспекты.-М.:ИздательствоМосковскогопсихологическогоинститута;Воронеж:Издательство НПО МОДЭК«, 2004 - 464 с.
8.ГригорьевС.И.Социальная работа с молодежью:сновные направленияисовременные формы: учебное пособие/ С.И. Григорьев, Л.Г.Гуслякова, С.Н. Павлов. - М.:КНОРУС, 2001 - 216 с. ISBN 978-5-406-00232-2
9 Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие/Н.С. Кошелев. - 2-е изд., прераб. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010 - 83 с.: табл. -(Социальная защита) ISBN 978-5-370-01784-1
10Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2003г.ISBN 5-16-000484-Х
11Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группамидевиантного поведения:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2010 – 184с. ISBN 9785-16-003790-5
12Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными: учеб. пособие для студ.сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 -160 с. ISBN 978-5-7695-6834-3
13Социальная работа: учебное пособие/ под общ. ред. Проф. В.И. Курбатова. - 3е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 480 с. ISBN 5-222-03811-4
14Социальная работа: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. - 2-еизд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 - 364с.ISBN 978-5-394-00778-1
15Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. - М.: ИздательствоМГСУ, 2002 - 256 с. ISBN 5-7139-0271-4
16ХолостоваЕ.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебноепособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 280с.
4.3. Общие требования к организации учебной практики
Условием освоения профессиональной практики является предварительное изучениеучебных дисциплин педагогика, психология, МДК ПМ 04 Организация социальной работы вразличных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культуры).
Практика осуществляется под руководствомпреподавателей педагогики, психологии и междисциплинарных курсов.
Обязательнымусловиемдопускакпрактикамврамкахпрофессионального модуля 04 Организация социальной работы в различных сферах(социальная защита, здравоохранение, образование, культура) является освоение учебнойпрактикидляполученияпервичныхпрофессиональныхнавыковврамкахпрофессионального модуля - ознакомительной практики.
4.4. Кадровое обеспечение профессиональной практики
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководствопрактикой: высшее образование, соответствующее профилю профессионального модуля иимеющих опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
|
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
|
ПК 4.1. Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы. |
- выявление граждан, находящихся в ТЖС в различных сферах жизнедеятельности; - выбор форм организационно-управленческой деятельности в соответствии со спецификой работы социального учреждения; -составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи клиенту с учетом организационно-управленческой деятельности организации. |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по социальной работе; - экспертная оценка составления схемы учреждений и специалистов, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС; |
|
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и Технологии социальной работы в профессиональной деятельности. |
- осуществление социальной диагностики ТЖС граждан в различных сферах; - определения форм, методов и технологий при оказании помощи, в соответствии с результатами диагностики; - составление технологии работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности. |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик. |
|
ПК4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту. |
- определения объемов оказания помощи клиенту социальной службы; - составление порядка действий специалиста по социальной работе по оказанию социальной помощи клиенту в различных сферах; - выбор круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь лицам, находящимся в ТЖС в различных сферах жизнедеятельности. |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по осуществлению патроната лицам из групп риска и их семьям; - экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практики. |
|
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие). |
- составление плана мероприятий по осуществлению взаимодействия со специалистами и учреждениями иных социальных служб в разрешении проблем клиента; - проведение мероприятий по осуществлению межведомственного взаимодействия по разрешению проблем клиента. |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по созданию условий для адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС; - экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик. |
|
Дифференцированный зачет |
||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
|
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
ОК1 Понимать сущность исоциальную значимость своейбудущей профессии, проявлятьк ней устойчивый интерес. |
- наличие положительныхотзывов с местпроизводственной практики; - активность, инициативностьв процессе освоенияпрофессиональнойдеятельности; - аргументированность иполнота объяснения сущностии социальной значимостибудущей профессии |
- Наблюдение и оценканепосредственногоруководителя припрохождениипрактики. |
|
ОК 2 Организовыватьсобственную деятельность,выбирать типовые методы испособы выполненияпрофессиональных задач,оценивать их эффективность икачество. |
- Правильный выбор способоврешения профессиональныхзадач; -Рациональнаяорганизациясобственной деятельности вовремявыполнениясамостоятельнойипрактическойработы,приработенадрешениемситуационныхзадач,прохождениепроизводственной практики; |
-экспертнаяоценкарешенияситуационныхзадач; -экспертнаяоценкаосуществлениявидовдеятельности в процессеучебнойпрактики. |
|
ОК 3 Принимать решения встандартных и нестандартныхситуацияхинестизанихответственность. |
-проводитьдиагностикуситуации; -определятьадекватныевариантырешениявозникающих проблем; - выявлять возможные риски; -обосновыватьпринятиерешения; |
|
|
ОК 4 Осуществлять поиск ииспользование информации,необходимой для эффективноговыполнения профессиональныхзадач, профессионального иличностного развития. |
-отборииспользованиеинформации для эффективноговыполненияпрофессиональных задач,профессиональногоиличностного развития. |
|
|
ОК 5 Использоватьинформационно-коммуникационные технологиив профессиональнойдеятельности. |
-демонстрациянавыковиспользованияинформационно-коммуникационныетехнологиивпрофессиональнойдеятельности. |
|
|
ОК 6 Работать в коллективе и вкоманде, эффективно общатьсяс коллегами, руководством,потребителями. |
-взаимодействиесобучающимися,преподавателями,руководителямипрактикииклиентами в ходе обучения. |
|
|
ОК9Ориентироватьсявусловияхчастойсменытехнологийв профессиональнойдеятельности. |
-проявлениеинтересакинновациямвобластипрофессиональнойдеятельности. |
|
|
ОК 11 Быть готовым брать насебянравственныеобязательства по отношению кприроде, обществу, человеку. |
-проявлениебережногоотношениякприроде,обществу, человеку. |
|
|
ОК 12 Организовывать рабочееместоссоблюдениемтребованийохранытруда,производственнойсанитарии,инфекционнойипротивопожарнойбезопасности. |
-рациональнаяорганизациярабочего места; - соблюдение правил техникибезопасности,санитарно-гигиенических норм. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.