Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет
Оценка 4.7

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет

Оценка 4.7
doc
20.03.2023
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 «Березка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет 

 

 

 

Срок реализации: 2018-2020 уч. год

 

 

 

 

Составила:

 учитель-логопед

О.Л. Пилюгина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Персиановский

2018 год

Содержание:

 

1. Пояснительная записка.                                                                                     3           

2. Характеристика речи детей с ФФНР и ОНР III уровня.                                 8                                                                

3. Направления коррекционно-развивающей работы.                                        9

4.Особенности организации работы по коррекции речи.                                  10

6. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная

гимнастика).                                                                                                           14

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика)            15

8 Содержание логопедической работы. Организационные формы.                17

9. Планируемые результаты логопедической работы.                                      20                                                                                                                  

10. Формы и средства организации образовательной деятельности               20

11 Организация предметно-развивающей среды.                                              22

12. Литература.                                                                                                      25                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1. Пояснительная записка.

     Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам; целям и задачам образовательной программы учреждения.

     В основе создания этой программы использовала опыт работы с дошкольниками с нарушением речи, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

     Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, но не совсем подходят для использования в работе,  т.к. не предполагают  использование новых технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. За  основу составления рабочей программы взяла методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, 3-е издание, исправленное и дополненное. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

     Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саде. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

     Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией,

как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

3

     В МБДОУ детский сад № 32 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедических групп. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе детей с тяжелыми речевыми нарушениями речи, таким как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость открытия логопедических групп  при МБДОУ  для проведения занятий по коррекции данных нарушений.

     В нашем ДОУ реализуется программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. В этой программе занятия по развитию речи предусмотрены в образовательной области «Речевое развитие». Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

     Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

     Согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан Пин», а также опыта функционирования дошкольных логопедических групп, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования и организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые Сан Пинами. Продолжительность одного занятия 15-20 минут. Продолжительность занятий 6 - 7-го года жизни 25 минут.

   

 Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

   

 В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие

  слухового восприятия;

- подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

4

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.

     Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

    

Сроки и реализация программы:

1половина сентября 1-го года обучения – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

С середины сентября 1-го года обучения – работа по коррекции звукопроизношения.

По мере исправления звукопроизношения – работа по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

С середины мая 1-го года обучения – экспресс – обследование речи детей + связная речь.

С 1 июня 1-го года обучения – повторение пройденного материала.

1 половина сентября 2-го года обучения – повторное обследование детей после летних каникул для уточнения направлений работы на второй год обучения.

С середины сентября 2-го года обучения – регулярные занятия по восполнению пробелов звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.

     Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: речевой, познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

     В методическом пособии «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкой нашла отражение индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей.

     Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

     Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум:

- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые);

- четырех шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые);

- соноров Р, Р' (горловые или боковые);

- сонора Л (носовой или двугубный W).

     Фонематический слух, как правило, нарушен, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) мало сохранна, имеются проблемы в лексико-грамматическом развитии.

     Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:

- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на полгода;

- артикуляционную гимнастику;

5

 

- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;

- работа с воспитателями и педагогами.

 

Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей.

     Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Объем работы занятий (индивидуальные и микрогрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые.

     Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.

     Образовательная нагрузка рассчитана на 2 года, без учета новогодних каникул и трех летних месяцев.

     Форма работы (организации) –в микрогруппах и индивидуальная.

Для микрогрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2 раза в неделю, , 25 минут для детей старшего возраста, 30 минут для детей подготовительного возраста.

     Продолжительность занятий с детьми:

ФФНР – 1 год, ОНР IV уровня и ОНР III уровня развития – 1-2 года.

     Выпуск детей проводится по истечение двух учебных годов. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка в конце первого года обучения и на выпуске из группы.

     Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

ФФНР – 2 раза в неделю;

ОНР III уровня развития – 2-3 раза в неделю.

     Занятия с детьми проводятся в первой половине дня.

     Характер, результативность, цели логопедической программы определяются следующими принципами:

1.     принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

2.     принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.

6

 

3.     деятельностный принцип определяет тактику проведения

логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.

4.     принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.

5.     учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

6.     принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

7.     учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

8.     принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

9.     принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

    

В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

    

Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.

    

Заключение.

     Данная программа доступна к применению в детском саду в условиях дошкольных логопедических групп. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

    

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.

 

7

2. Характеристика речи детей с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития.

 

     Структура дефектов у дошкольников неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:

 

ОНР III уровня

обусловленное легкой

степенью псевдо-бульбарной дизартрии

ОНР IV уровня обусловленное легкой

степенью псевдо-бульбарной дизартрии

ФФНР

обусловленное легкой

степенью псевдо-бульбарной дизартрии

 

     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

     В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

     Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

     К ОНР отнесены дети с остаточными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

     Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

     Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.  

     Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей.  Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей логопедической группы (с ФФНР, НВ ОНР и ОНР III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания

в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

 

 

8

3. Направления коррекционно-развивающей работы.

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;

употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи:

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

    

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

    На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

    Основная цель микрогрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и микрогрупповых занятий является то, что готовят они детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на подгрупповых занятиях в группе. В логопедической группе фронтальные занятия по программе не предусмотрены.

 

9

4. Особенности организации работы по коррекции речи. Содержание логопедической работы.

 

Основные этапы и направления

работы по коррекции звукопроизношения на учебный год.

      Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

     Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются развлечения игры.

     Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

 

I.                  Подготовительный этап

     Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

     Основные направления на данном этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

-  укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

      Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

 

II.               Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

 

1.                             Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;

- шипящий Ш;

- сонор Л;

 

10

 - шипящий Ж;

- соноры Р, Р';

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки: смешанный.

 

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

    

Работа по постановке звуков проводится  только  индивидуально  до выработки  устойчивого  навыка  правильного  произношения  звука изолированно.

 

2.              Автоматизация каждого исправленного звука в слогах

по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.           Автоматизация звуков в словах

проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах. 

4.                                       Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

5.                                    Дифференциация звуков:

       - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

        - Ж – З, Ж – Ш;

        - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

11

 

        -  Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

        - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

6.        Автоматизация звуков в спонтанной

речи

(в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

 

III.           Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

 

IV.            Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

мышления на отработанном в произношении материале.

 

V.               Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

 

VI.            Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

 

Направления логопедической работы.

Направления логопедической работы в микрогруппах:

- развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);

- совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;

- обучение грамоте

 

Наполняемость микрогрупп

и периодичность логопедических занятий с детьми

 

Наполняемость микрогруппы

Количество микрогрупповых занятий

Количество индивидуальных логопедических занятий

2-3 человека

1-2 занятия в неделю

 2-3 занятия по 15 минут

 

12

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

1.     Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

2.     Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

3.     Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

4.     Постановка звуков разными способами.

5.     Автоматизация звуков в речи.

6.     Дифференциация звуков в речи.

7.     Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

 

   

План индивидуальных занятий

с детьми, имеющими речевые нарушения.

1)    Подготовительные упражнения.

2)    Постановка звуков.

3)    Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.

4)    Автоматизация навыков произношения звуков в словах.

5)    Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.

6)    Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.    

 

 

 

 

 

 

 

13

6. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).

     

      Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

      Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

     Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.

1.      Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.

2.      Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

     Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

 

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

     1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

- в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в течение первого года обучения;

- в детском саду с воспитателями и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;

- с родителями дома.

     2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

     3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

     4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

 

14

     5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.

 

     6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

    7.  Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

 

Тематический план индивидуальной (подгрупповой)  работы

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.

Этапы работы, тема

Сроки

№ и количество занятий

Содержание работы (примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики)

1. Упражнения для челюстей

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №1.

1Занятие

Упражнение для челюстей (упражнения №1-№5)

2. Упражнения для губ

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №2.

1 занятие

Упражнения для губ (упражнения №6-№12)

«Улыбка», «Трубочка» или «Хоботок»

3. Упражнения для языка

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №3.

1 занятие

Упражнения для языка (упражнения №13-№23

«Болтушка», «Часики», «Качели», «Лошадки», «Лопатка», «Иголочка», «Желобок» («Трубочка»), «Чашечка» («Ковшик»), «Грибок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

      

     Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

     Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

     Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

1.     Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.

2.     Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

3.     Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.

4.     Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

     Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

-упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционными воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

     В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются

пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

 

 

16

Тематический план индивидуальной  (микрогрупповой)  работы

 

Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя или стоя).

 

Этапы работы, тема

Сроки

№ и количество занятий

Содержание работы (упражнения)

1. Упражнения для пальчиковой гимнастики

Ежедневно

Занятие №1.

1 занятие

Упражнения №1-№14

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи», «Цветок», «Фонарики»

2 упражнения для пальчиковой гимнастики

Ежедневно

Занятие №2.

1 занятие

Упражнения №1-№7

«Бегают человечки», «Футбол»

3 самомассаж кистей и пальцев рук

Ежедневно

Занятие №3.

1 занятие

Упражнения №1-№7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

8. Содержание логопедической работы. Организационные формы работы.

     Коррекция звукопроизношения.

     (См. пояснительную записку в разделе «Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год»).

 

План коррекционно-развивающей работы.

 

Месяц, недели

Тема

№ занятий

Количество занятий

 

Сентябрь

Звук С

Подготовка к постановке звука С.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8

8 занятий

 

Октябрь

Звук С

Постановка и начало автоматизации звука С.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№9, №10, №11, №12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28

20 занятий

 

Ноябрь

Звуки С’, Ц, З, З’

№29, №30, №31, №32, №33, №34, №35, №36, №37, №38, №39, №40, №41, №42, №43, №44, №45, №46, №47

19 занятий

 

Декабрь

Звуки Ш, Л

Постановка и автоматизация звуков Ш,Л.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№48, №49, №50, №51, №52, №53, №54, №55, №56, №57, №58, №59, №60, №61, №62, №63, №64, №65, №66

19 занятий

 

Январь

Звуки Ж, Р

Постановка и автоматизация звуков Ж, Р.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№67. №68, №69, №70, №71, №72, №73, №74, №75, №76, №77, №78, №79, №80, №81, №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88

22 занятия

 

18

 

 

Февраль

Звуки Р’, Ч

Постановка и автоматизация звуков Р’, Ч.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№89, №90, №91, №92, №93, №94, №95, №96, №97, №98, №99, №100, №101, №102, №103, №104, №105

17 занятий

 

Март

Звук Щ

Постановка и автоматизация звука Щ.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№106, №107, №108, №109, №110, №111, №112, №113, №114, №115, №116, №117, №118, №119, №120, №121, №122

17 занятий

Апрель

Закрепления правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов.

№123, №124, №125, №126, №127, №128, №129, №130, №131, №132, №133, №134, №135

13 занятий

Май

Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах.

№136, №137, №138, №139, №140, №141, №142, №143, №144, №145, №146, №147, №148, №149, №150

15 занятий

Июнь

Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.

№151, №152, №153, №154, №155, №156, №157, №158, №159, №160

10 занятий

 

Всего занятий: 160 занятий

 

 

 

 

 

19

9. Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):

Дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

 

     Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений.

     Обогащение жизни детей разнообразными нетрадиционными, активными формами организации деятельности.

     Активная позиция со стороны родителей.

 

 

10. Формы и средства организации образовательной деятельности.

     Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Обследование проводится по апробированным диагностическим методикам Ушаковой, Струниной, Иншаковой, Смирновой, в которых имеется достаточный диагностический материал. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. За основу проведения коррекционных занятий взято методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая.

     Данная программа разработана для реализации в условиях логопедической группы. Основную нагрузку несет индивидуальная и микрогрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

     Для микрогрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительность 20-25 минут.

     Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.

    

 

20

     Выпуск детей проводится по истечении двух лет обучения через психолого-медико-педагогическую комиссию.

     Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка в конце каждого года обучения.

     Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми.

 

1.     Развитие речи (воспитатели).

     Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности различные дидактические, подвижные игры для развития речи. Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателями художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине, пересказов знакомых сказок.

     Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществляется контролем за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по коррекциям логопеда в тетрадях взаимодействия.

     Развитие познавательных интересов детей в ходе занятия, экскурсий, игр, а также свободной деятельности.

    При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

 

Приоритеты учителя-логопеда:             Приоритеты воспитателя:

- звукопроизношение;                           - моторный праксис;   

- фонематические процессы;                 - психологическая база речи;

- языковой анализ.                                – обогащение и активизация словаря.

 

2. Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель).

     Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизация внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развитие «мышечного тонуса», развитие слухового внимания, двигательной памяти;

     Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации

 

21

 

Работа с воспитателями и педагогами

№ п/п

Направление работы

Сроки проведения

1

 

2

 

3

 

4

Заполнение речевой и педагогической характеристики

 

Консультации

 

Просветительские занятия

 

Совместное проведение занятий

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

 

3.Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими).

     После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию  о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

     Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы,

подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической

тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

     В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- присутствие на занятии «духа открытия»;

- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;

- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

 

22

 

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- обучение видению многовариативности выполнения задания;

- поддержка у детей ощущения успешности.

 

Работа с родителями

№ п/п

Направление работы

Сроки проведения

1

2

3

4

5

 

6

7

Индивидуальные консультации.

Родительские собрания.

Открытые занятия.

Обучающие занятия-практикумы.

Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей.

Заполнение индивидуальных тетрадей.

Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

 

В течение года

В течение года

 

 

12. Организация предметно – развивающей среды:

     В кабинете используются альбом для обследования речи Смирновой, Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, «сухой» бассейн, дидактические игрушки и т.д.

 

13. Материально-техническое обеспечение.

1.     Развивающая среда.

2.     Дидактические игры и пособия.

3.     Иллюстрационный материал.

4.     Художественная литература.

5.     Методическая литература по речевому воспитанию.

6.     Аудиосистема.

7.     Зеркала, соски и шпателя.

 

14. Литература:

1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.

2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.

3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.

                                                       23      

4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.

6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.

7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.

8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.

9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).

11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.

12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.

13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).

14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.

15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).

16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Березка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Березка»

Содержание: 1. Пояснительная записка

Содержание: 1. Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

В МБДОУ детский сад № 32 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедических групп

В МБДОУ детский сад № 32 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедических групп

ДОУ и специалистами медицинских учреждений

ДОУ и специалистами медицинских учреждений

Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей

Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей

Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения

Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения

Характеристика речи детей с ФФНР и

Характеристика речи детей с ФФНР и

Направления коррекционно-развивающей работы

Направления коррекционно-развивающей работы

Особенности организации работы по коррекции речи

Особенности организации работы по коррекции речи

Ж; - соноры Р, Р'; - шипящие

Ж; - соноры Р, Р'; - шипящие

Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш; -

Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш; -

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1

Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)

Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)

Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений

Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений

Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика)

Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика)

Тематический план индивидуальной (микрогрупповой) работы

Тематический план индивидуальной (микрогрупповой) работы

Содержание логопедической работы

Содержание логопедической работы

Февраль Звуки Р’, Ч Постановка и автоматизация звуков

Февраль Звуки Р’, Ч Постановка и автоматизация звуков

Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):

Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):

Выпуск детей проводится по истечении двух лет обучения через психолого-медико-педагогическую комиссию

Выпуск детей проводится по истечении двух лет обучения через психолого-медико-педагогическую комиссию

Работа с воспитателями и педагогами № п/п

Работа с воспитателями и педагогами № п/п

Работа с родителями № п/п

Работа с родителями № п/п

Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И

Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023