Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Математика. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 59 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» и Рабочей программой учебного предмета.
Она разработана в целях обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 4 классе на уроки математики отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели в 4 классе). Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4 -А классе 1 резервный час добавлен в тему «Итоговое повторение».
Данная программа реализуется по учебнику Моро М. И. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
Срок реализации программы – 1 год.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования, так как этот предмет играет значимую роль в формировании у младших школьников умения учиться. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных, личностных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей..
Исходя из этого, систематический математики представлен в программе следующими содержательными линиями: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности.
В основе начального курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:
- технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного обучения; коллективные; индивидуальные формы;
-методы обучения: информационно-развивающие, проблемно – поисковые, творчески – репродуктивные;
- средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки,; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные задания, технические средства обучения.
Обязательные формы контроля
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Для контрольных работ выбираются узловые вопросы программы: приёмы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерения величин и др. Комбинированная контрольная работа диагностического характера проводится для получения объективной информации о состоянии качества образования; установления фактического уровня теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков.
Периодический контроль по математике осуществляется с целью проверки степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в форме контрольных работ комбинированного характера или тестового характера.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
В четвёртом классе с целью соблюдения преемственности между начальной и основной школой, определения уровня готовности детей к переходу на основную ступень образования предусмотрено проведение 2 мониторинговых контрольных работ: в сентябре диагностического характера и в мае итоговые мониторинговые исследования, которые являются промежуточной аттестации за год. Кроме того, в четвёртом классе во II четверти проводится административная контрольная работа за полугодие.
Периодический контроль (проверка степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы) проводится на уроках развивающего контроля или рефлексии. Проверку целесообразно осуществлять в письменной форме (математический диктант, работа на карточках и т.д.). Объём работы должен содержать не больше 12 математических операций.
Календарно – тематическое планирование
N п/п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. Тема 1. Повторение (12ч) |
||||||
1. |
1.1 |
Нумерация. Счет предметов. Разряды. |
1 |
|
|
|
2. |
1.2 |
Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. |
1
|
|
|
|
3. |
1.3 |
Нахождение суммы нескольких слагаемых. |
1 |
|
|
|
4. |
1.4 |
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. |
1 |
|
|
|
5. |
1.5 |
Умножения трехзначного числа на однозначные. Свойства умножения. |
1
|
|
|
|
6. |
1.6 |
Приемы письменного умножения. |
1 |
|
|
|
7. |
1.7 |
Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления на однозначное число. |
1 |
|
|
|
8. |
1.8 |
Письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. |
1 |
|
|
|
9. |
1.9 |
Диаграммы. Чтение и составление столбчатых диаграмм. |
1 |
|
|
|
10. |
1.10 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
|
11. |
1.11 |
Контрольная работа 1 ( диагностическая) по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия» |
1 |
|
|
|
12. |
1.12 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Странички для любознательных. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» |
1 |
|
|
|
Тема 2. Числа, которые больше 1 000. Нумерация (10 ч) |
||||||
13. |
2.1 |
Новая счетная единица – тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. |
1 |
|
|
|
14. |
2.2 |
Разрядные
слагаемые. Представление числа |
1 |
|
|
|
15. |
2.3 |
Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
16. |
2.4 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. |
1 |
|
|
|
17. |
2.5 |
Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе. |
1 |
|
|
|
18. |
2.6 |
Класс миллионов и класс миллиардов. |
1 |
|
|
|
19. |
2.7 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
|
|
20. |
2.8 |
Проверочная работа 1 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» (тестовая форма). |
1 |
|
|
|
21. |
2.9 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Странички для любознательных. Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». |
1 |
|
|
|
22. |
2.10 |
Повторение по теме «Нумерация». Решение задач изученных видов. |
1 |
|
|
|
Тема 3. Величины (14 часов)
|
||||||
23. |
3.1 |
Единица длины километр. Таблица единиц длины. |
1 |
|
|
|
24. |
3.2 |
Единица длины километр. Таблица единиц длины. |
1 |
|
|
|
25. |
3.3 |
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. |
1 |
|
|
|
26. |
3.4 |
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. |
1 |
|
|
|
27. |
3.5 |
Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры с помощью палетки. |
1 |
|
|
|
28. |
3.6 |
Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы. |
1 |
|
|
|
29. |
3.7 |
Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы. |
1 |
|
|
|
30. |
3.8 |
Единицы времени. Определение времени по часам. |
1 |
|
|
|
31. |
3.9 |
Единицы времени. Определение времени по часам. |
1 |
|
|
|
32. |
3.10 |
Секунда. Век. Таблица единиц времени. |
1 |
|
|
|
33. |
3.11 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. |
1 |
|
|
|
34. |
3.12 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
1 |
|
|
|
35. |
3.13 |
Проверочная работа по теме «Величины» (комбинированная) |
1 |
|
|
|
36. |
3.14 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Информация, способствующая формированию экономико-географического образа республики (сведения о площади страны, протяжённости рек, железных и шоссейных дорог и др.). |
1 |
|
|
|
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 Тема 4. Сложение и вычитание (11 ч) |
||||||
37. |
4.1 |
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Устное сложение и вычитание чисел больше 1000. |
1 |
|
|
|
38. |
4.2 |
Алгоритм письменного сложения и вычитания. |
1 |
|
|
|
39. |
4.3 |
Арифметические действия с многозначными числами. Классы и разряды многозначных чисел. Решение уравнений. |
1 |
|
|
|
40. |
4.4 |
Геометрические задачи. Деление с остатком. Выражения на порядок действий. Решение уравнений. |
1 |
|
|
|
41. |
4.5 |
Задачи на нахождение доли от числа. Решение задач с переменной. |
1 |
|
|
|
42. |
4.6 |
Задачи на нахождение доли от числа. Решение задач с переменной. |
1 |
|
|
|
43. |
4.7 |
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
1 |
|
|
|
44. |
4.8 |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
1 |
|
|
|
45. |
4.9 |
Сложение и вычитание значений величин. |
1 |
|
|
|
46. |
4.10 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. Задачи-расчеты. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
47. |
4.11 |
Проверочная работа 3 (комбинированная) «Проверим себя и оценим свои достижения» |
1 |
|
|
|
Тема 5. Умножение и деление (17 ч) |
||||||
48. |
5.1 |
Умножение и его свойства. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
49. |
5.2 |
Письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
50. |
5.3 |
Приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
51. |
5.4 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
52. |
5.5 |
Деление как арифметическое действие. |
1 |
|
|
|
53. |
5.6 |
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
54. |
5.7 |
Деление многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
|
55. |
5.8 |
Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
1 |
|
|
|
56. |
5.9 |
Решение текстовых задач. Решение уравнений. |
1 |
|
|
|
57. |
5.10 |
Решение уравнений. |
1 |
|
|
|
58. |
5.11 |
Контрольная работа за полугодие 2 (административная) |
1 |
|
|
|
59. ё |
5.12 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. |
1 |
|
|
|
60. |
5.13 |
Решение текстовых задач. |
1 |
|
|
|
61. |
5.14 |
Решение текстовых задач изученных видов |
1 |
|
|
|
62. |
5.15 |
Проверочная работа 4 (тестовая форма) «Проверим себя и оценим свои достижения» |
1 |
|
|
|
63. |
5.16 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Решение текстовых задач изученных видов |
1 |
|
|
|
64. |
5.17 |
Обобщение по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное». |
1 |
|
|
|
№ п\п
|
№ урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
Тема 6. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 40 ч |
||||||
65 |
6.1 |
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние Скорость. Время. Расстояние. |
1 |
|
|
|
66 |
6.2 |
Скорость. Единицы скорости. |
1 |
|
|
|
67 |
6.3 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
1 |
|
|
|
68 |
6.4 |
Самостоятельная работа. «Странички для любознательных» Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
1 |
|
|
|
69 |
6.5 |
Умножение числа на произведение. |
1 |
|
|
|
70 |
6.6 |
Устные приемы умножения вида 18*20, 25*12. |
1 |
|
|
|
71 |
6.7 |
Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния |
1 |
|
|
|
72 |
6.8 |
Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
|
1 |
|
|
|
73 |
6.9 |
Решение задач на одновременное встречное движение. |
1 |
|
|
|
74 |
6.10 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
|
1 |
|
|
|
75 |
6.11 |
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» |
1 |
|
|
|
76 |
6.12 |
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
|
1 |
|
|
|
77 |
6.13 |
Проверочная работа 5. « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) |
1 |
|
|
|
78 |
6.14 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Странички для любознательных – задания творческого и поискового характера. |
1 |
|
|
|
79 |
6.15 |
Деление числа на произведение. |
1 |
|
|
|
80 |
6.16 |
Устные приемы деления для случаев вида 600: 20, 5600: 800. |
1 |
|
|
|
81 |
6.17 |
Деление. Деление с остатком на 10, 100, 1000. |
1 |
|
|
|
82 |
6.18 |
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
1 |
|
|
|
83 |
6.19 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
|
|
|
84 |
6.20 |
Письменное деление чисел, оканчивающиеся нулями с остатком. |
1 |
|
|
|
85 |
6.21 |
Письменное деление на трехзначные числа. |
1 |
|
|
|
86 |
6.22 |
Решение текстовых задач разных видов. |
1 |
|
|
|
87 |
6.23 |
Решение задач на одновременное встречное движение. |
1 |
|
|
|
88 |
6.24 |
Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях |
1 |
|
|
|
89 |
6.25 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
|
90 |
6.26 |
Проверочная работа 6. « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) |
1 |
|
|
|
91 |
6.27 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. |
1 |
|
|
|
92 |
6.28 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Умножение числа на сумму. |
1 |
|
|
|
93 |
6.29 |
Умножение числа на сумму. Решение текстовых задач. |
1 |
|
|
|
94 |
6.30 |
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
|
95 |
6.31 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
|
96 |
6.32 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
|
97 |
6.33 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное число. |
1 |
|
|
|
98 |
6.34 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное число. |
1 |
|
|
|
99 |
6.35 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное число. |
1 |
|
|
|
100 |
6.36 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. |
1 |
|
|
|
101 |
6.37 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
|
102 |
6.38 |
Комбинированная проверочная работа (решение задач изученного вида и задачи с геометрическим материалом) 7. |
1 |
|
|
|
103 |
6.39 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Письменное умножение многозначного числа на трехзначное число. |
1 |
|
|
|
104 |
6.40 |
Обобщение по теме «Письменное умножение многозначного числа на двузначное число и трехзначное число». |
1 |
|
|
|
Тема 7. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 22 ч |
||||||
105 |
7.1 |
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
|
106 |
7.2 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
|
107 |
7.3 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное число с остатком. |
1 |
|
|
|
108 |
7.4 |
Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное число. |
1 |
|
|
|
109 |
7.5 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
|
110 |
7.6 |
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
111 |
7.7 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
|
112 |
7.8 |
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) 8. |
1 |
|
|
|
113 |
7.9 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Решение задач изученных видов. |
1 |
|
|
|
114- 115 |
7.10- 7.11 |
Деление с остатком. |
2 |
|
|
|
116 |
7.12 |
Решение задач изученных видов
|
1 |
|
|
|
117- 118 |
7.13- 7.14 |
Письменное деление многозначного числа на трехзначное число |
2 |
|
|
|
119 |
7.15 |
Проверка умножения делением. |
1 |
|
|
|
120 |
7.16 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Проверка деления умножением. |
1 |
|
|
|
121 |
7.17 |
Проверочная работа (тестовая форма) 9. |
1 |
|
|
|
122 |
7.18 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Куб. Пирамида. Шар Цилиндр, конус, параллелепипед. Распознавание и названия геометрических тел.
|
1 |
|
|
|
123 |
7.19 |
Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба и пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды. |
1 |
|
|
|
124 |
7.20 |
Развертка параллелепипеда, конуса, цилиндра. Изготовление моделей. |
1 |
|
|
|
125 |
7.21 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
|
126 |
7.22 |
Итоговые мониторинговые исследования. Комбинированная контрольная работа 3. |
1 |
|
|
|
Тема 8. Итоговое повторение (7 ч) |
||||||
127 |
8.1 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Нумерация многозначных чисел. Площадь и периметр. |
1 |
|
|
|
128 |
8.2 |
Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
129 |
8.3 |
Порядок действий в выражениях. |
1 |
|
|
|
130 |
8.4 |
Проверочная работа (тестовая форма) по теме « Итоговое повторение» 10. |
1 |
|
|
|
131 |
8.5 |
Анализ работы. Работа над ошибками. Действия с величинами. |
1 |
|
|
|
132 |
8.6 |
Геометрический материал. Решение текстовых задач. |
1 |
|
|
|
133 |
8.7 |
Итоговый урок за год. |
1 |
|
|
|
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
1. Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебник
Моро М. И. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
Методические пособия
Волкова С.И., Степанова С.В., Банто ва М.А., Бельтюкова Г.В., Математика. Методические рекомендации. 4 кл.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Телевизор.
Игры и игрушки
1. Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Оборудование класса
1.Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский.
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.