МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 15 ИМЕНИ М.С.БАТРАКОВОЙ
ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения классных руководителей
Протокол от «__» ____________ № ___
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________ Е.В.Литвинюк (подпись)
«____» ___________ 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________В.Т. Рожкова (подпись)
«____» ___________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету внеурочной деятельности
«Я И МИР ПРОФЕССИЙ»
основное общее образование
8-Б класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
Петрушина Евгения Павловна,
классный руководитель
Енакиево
2022 год
Пояснительная записка
Программа кружка “Я и мир профессий ” по социальному направлению разработана для учащихся 8 класса, на основе Программы профессионального самоопределения для школьников: «Я и моя профессия», автор Резапкина Г.В. / Учебно – методическое пособие для школьных психологов м педагогов.-М.: Генезис, 2017.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Я и мир профессий» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные: - расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); - расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; - активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные: -воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых, расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; - воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
1. Планируемые результаты освоения курса
Внеурочная деятельность «Я и мир профессий» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы кружка по социальному направлению «Я и мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Данная Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 34 часов в год в 8 классе. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раз в неделю. Программа включает в себя 4 раздела. Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, беседы, анкетирование, тестирование, экскурсии).
2. Содержание программы
Этот раздел даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.
Этот раздел помогает учащимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. Составляется маршрут учащихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Тип занятия |
Дата |
|
план |
факт |
||||
Раздел 1. Введение |
|||||
1 |
Цели и задачи курса. Беседа «Что такое профессия?». |
1 |
беседа |
07.09 |
|
Раздел 2. Что я знаю о своих возможностях |
|||||
2 |
Мотивы выбора профессии. |
1 |
Тренинг |
14.09 |
|
3 |
Ошибки и затруднения при выборе профессии. |
1 |
Буклет, беседа, профконсультация |
21.09 |
|
4 |
Классификации профессий. Виды профессий. Определение типа будущей профессии. |
1 |
Беседа, тестирование |
28.09 |
|
5 |
Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение типа темперамента |
1 |
Беседа, тестирование |
05.10 |
|
6 |
Пути получения профессии. Учет интересов при выборе профессии |
1 |
Тренинг |
12.10 |
|
7
|
«Своя игра» по типам профессий) |
1 |
Тренинговые игры |
19.10 |
|
8 |
«Самопрезентация» |
1 |
Тренинг |
26.10 |
|
9 |
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда |
1 |
Тестирование, беседа |
09.11 |
|
10 |
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности |
1 |
Тестирование, беседа |
16.11 |
|
Раздел 3. Что я знаю о профессиях |
|||||
11 |
«Профессии, которые нас окружают» |
1 |
Беседа |
23.11 |
|
12 |
Анализ профессий по типу «Человек – человек», «Человек – природа», «Человек – техника» |
1 |
Анализ профессий |
30.11 |
|
13 |
Анализ профессий по типу «Человек – художественный образ», «Человек – знаковая система» |
1 |
Анализ профессий |
07.12 |
|
14 |
" Профессиональное самоопределение" |
1 |
Анкетирование |
14.12 |
|
15 |
Мои профессиональные интересы и склонности. |
1 |
Анкетирование |
21.12 |
|
16 |
«Предпрофиль – Мой осознанный выбор» |
1 |
Профконсультация |
28.12 |
|
Раздел 4. Мир профессий и труда |
|||||
17 |
«Рынок образовательных услуг и рынок труда в России» |
1 |
Беседа |
11.01 |
|
18 |
Многообразие мира профессий. «Профессии наших родителей». |
1
|
Беседа |
18.01 |
|
19 |
" Профессиональное самоопределение» |
1 |
Анкетирование |
25.01 |
|
20 |
«Марафон профессий» |
1 |
Брей-ринг |
01.02 |
|
21 |
«Кадровый вопрос» |
1 |
Деловая игра |
08.02 |
|
22 |
«Угадай профессию» |
1 |
Профориентационная игра |
15.02 |
|
23 |
«Все работы хороши – выбирай на вкус» |
1 |
Игротека |
22.02 |
|
24 |
Экскурсии на предприятия (виртуальные) |
1 |
Экскурсия |
01.03 |
|
25 |
Экскурсии на предприятия (виртуальные) |
1 |
Экскурсия |
15.03 |
|
26 |
Профессии моего города |
|
Просмотр презентаций, беседа |
29.03 |
|
27 |
«Профессии школы» |
1 |
Круглый стол |
05.04 |
|
28 |
«Профессии сферы услуг» |
1 |
Презентация, беседа |
12.04 |
|
29 |
Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «пожарный», «спасатель» |
1 |
Презентация, беседа |
19.04 |
|
30 |
Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают» |
1 |
Конкурс рисунков |
26.04 |
|
31 |
«Экскурсия в мир профессий» |
1 |
Викторина |
03.05 |
|
32 |
Экскурсия в службу занятости |
1 |
Экскурсия |
17.05 |
|
33 |
Мини – проект «Кем я стану» |
1 |
Проект |
24.05 |
|
Литература
1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение.
4. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1.
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р).
6. Косогоров В. «Выбор жизненного пути» / «Классное руководство и воспитание школьников». Изд.дом «Первое сентября».2010г.
7. Новак М. «Профориентационная методика» / «Школьный психолог». «Ради» 2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.