ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Уютный дом»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера» на 2020 - 2024 учебный год
(для дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и старшего школьного возраста)
Программу составила:
Шмакова Г.А. воспитатель,
первая квалификационная категория
Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020)
Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020)
Принята (изменения и дополнения) на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)
Рекомендована (изменения и дополнения) Научно-методическим советом ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)
п.Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Уютный дом» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника и относится к программам социальной направленности.
Рабочая программа предназначена для дошкольного (3-7 лет) и младшего школьного возраста (7-10 лет); для подросткового (10-15 лет) и старшего школьного (15 лет и старше) возраста.
Цель Рабочей программы: формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанника детского дома.
Задачи:
1) знакомить с основами знаний в области кулинарии, самообслуживания, ручного труда и декоративно-прикладного искусства;
2) совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями;
3) формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию;
4) воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду;
5) приобщать к национальной культуре коренных малочисленных народов Севера;
6) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.
2. Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- формирование культуры общения и сотрудничества со сверстниками;
- развитие самооценки, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- развитие творческой деятельности эстетического характера;
б)метапредметных результатов:
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация сотрудничества и совместной деятельности с наставником и сверстниками;
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться».
( дошкольный и младший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения продуктов и технику безопасности при работе на кухне;
- знать основные правила создания красоты и уюта в доме;
- владеть способами и приемами работы с тканью, фетром, нитками.
«воспитанник получит возможность научиться»:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи, с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- создавать изделия из ниток, ткани и фетра, пуговиц;
-сотрудничать со сверстниками, выслушивать мнение других;
- создавать творческие проекты.
(подростковый и старший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- выполнять правила поведения в мастерской, на кухне и соблюдать технику безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;-создавать предметы одежды и украшений ,в стиле декоративно-прикладного творчества народов севера;
- применять основные правила создания уюта в доме;
- основам приготовления простейших блюд;
«воспитанник получит возможность научиться»:
-конструировать и шить одежду и аксессуары, используя ненецкие орнаменты;
- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- создавать творческие проекты;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.
3. Содержание рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчёта 34 часа в учебный год. Объём теоретических занятий составляет 6 часов (18 %), в том числе занятий по входному, промежуточному и итоговому контролю. Объём практических занятий – 28 часов (82 %).
Рабочая программа содержит три основных раздела: «Секреты уюта», «Умелые ручки», «Азбука кухни».
Раздел 1. «Секреты уюта» (14 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 7 часов, подростковый и старший школьный возраст - 7 часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Мой уютный дом. Создаем уют.
Практическая работа №1 Изготовление игольницы
Практическая работа №2 Учимся пришивать пуговицы
Практическая работа №3 Узор из пуговиц
Практическая работа №4 Панно из пуговиц
Практическая работа №5 Режем нитки для аппликации
Практическая работа №6 Изготовление панно из ниток.
(подростковый и старший школьный возраст)
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Магия уюта. Слагаемые уюта.
Практическая работа №1 Изготовление игольницы «Тыква»
Практическая работа №2 Подбор пуговиц и эскиза панно
Практическая работа №3 Изготовление панно
Практическая работа №4 Панно из пуговиц
Практическая работа №5Подбор эскиза и материала для панно
Практическая работа №6 Изготовление панно из ниток
Раздел 2. «Умелые ручки» » (10 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 5 часов, подростковый и старший школьный возраст - 5часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Новогодняя игрушка. Панно из фетра. Орнамент в одежде.
Практическая работа №7 Вырезаем детали новогодней игрушки
Практическая работа №8 Изготовление елочной игрушки из фетра
Практическая работа №9 Аппликация из фетра «Снегирь»
Практическая работа №10 Вырезаем ненецкий орнамент
(подростковый и старший школьный возраст)
Новогодний сувенир. Творчество народов Севера Ненецкие орнаменты.
Практическая работа №7 Вырезаем детали новогодней игрушки
Практическая работа №8 Изготовление новогодней игрушки из фетра
Практическая работа №9 Проект и изготовление куклы «Северная Берегиня»
Практическая работа №10 Вырезаем из ткани национальный ненецкий орнамент
Раздел 3. «Азбука кухни» (10 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 5 часов, подростковый и старший школьный возраст - 5часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Санитарно - гигиенические требования при работе на кухне. Сладкая выпечка. Кухня народов Ямала.
Практическая работа №11 Выпечка пирогов с северными ягодами
Практическая работа №12 Изготовление песочного печенья.
Практическая работа №13 Приготовление чая из трав и шиповника
Практическая работа №14 Приготовление ухи у чума.
(подростковый и старший школьный возраст)
Санитарно- гигиенические требования при работе на кухне. Изделия из теста. Кухня народов Ямала.
Практическая работа №11 Выпечка пирогов с северными ягодами
Практическая работа №12 Приготовление кексов
Практическая работа №13Приготовление слойки с яблоками
Практическая работа №14 Приготовление ухи у чума.
4. Календарно-тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год
4.1. Календарно-тематическое планирование
(дошкольный и младший школьный возраст, 17 часов)
№ Заня тия |
Дата проведе ния |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
Раздел 1. «Секреты уюта» (7 часов) 1т, 6п |
|||
1, 2 |
Сентябрь, 2022 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Входной контроль. Теоретическое занятие. Практическое занятие. |
Знать технику безопасности на занятиях. Иметь представление свойствах и составе тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Познакомиться с видами тканей. Знать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ. ПР № 1 Изготовление игольницы КР: формирование умения слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. |
3, 4, 5 |
Октябрь, 2022 |
Мой уютный дом Практическое занятие. |
Называть детали интерьера, создающие комфорт. Знать технику безопасности при работе с ножницами и иглой. Познакомиться с историей появления пуговиц. Научиться новому виду работы - пришиванию пуговиц. ПР № 2. Учимся пришивать пуговицы ПР № 3. Узор из пуговиц ПР № 4 Панно из пуговиц КР: формирование навыков сотрудничать со взрослыми и детьми, искать информацию в различных источниках, уметь договариваться со сверстниками. |
6, 7 |
Ноябрь, 2022 |
Создаем уют Практическое занятие. |
Познакомиться одним из видов ручного творчества - аппликацией, с новым материалом для аппликации - нитью, её разновидностями, приемами использования в работе. Научиться подбирать цвета и создавать рисунки из разнообразных по составу нитей. ПР № 5. Режем нитки для аппликации ПР № 6. Изготовление панно из ниток. КР: развитие навыков поиска информации в различных источниках, развитие творческих способностей. |
Раздел 2. «Умелые ручки» (5 часов) 1т, 4п |
|||
8, 9 |
Декабрь, 2022 |
Новогодняя игрушка Практическое занятие Промежуточный контроль. |
Познакомиться с материалом-фетр и разнообразием новогодних поделок из фетра. Научиться технике изготовления новогодних поделок из фетра. Знать технику безопасности при работе с ножницами. ПР № 7. Вырезаем детали новогодней игрушки ПР № 8. Изготовление елочных игрушек из фетра. КР: формирование навыков сотрудничать со взрослыми и детьми, искать информацию в различных источниках, уметь договариваться со сверстниками. Промежуточный контроль проводится с целью отслеживания динамики промежуточных результатов освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. |
10 |
Январь, 2023 |
Панно из фетра Практическое занятие.
|
Познакомиться с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для создания уюта. Расширять знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации. Овладеть приемами выполнения аппликации из фетра. ПР № 9. Аппликация из фетра «Снегирь». КР: развитие навыков поиска информации в различных источниках, развитие творческих способностей. |
11, 12 |
Февраль, 2023 |
Орнамент в одежде. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. Теоретическое занятие Практическое занятие. |
Иметь представление об орнаменте в одежде. Рассказывать о своеобразном культурном коде в одежде коренных народов Ямала. ПР № 10. Вырезаем ненецкий орнамент КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
Раздел 3. «Азбука кухни» (5 часов) 1т, 4п |
|||
13, 14 |
Март, 2023 |
Санитарно – гигиенические требования при работе на кухне. Кухня народов севера. Теоретическое занятие Практическое занятие. |
Изучить санитарно-гигиенические требования при работе на кухне: одежда, гигиена, хранение продуктов. ПР № 11. Выпечка пирогов с северными ягодами КР: развитие умения слушать и анализировать информацию, делать выводы.
|
15 |
Апрель, 2023 |
Сладкая выпечка Практическое занятие. |
Изучить особенности приготовления песочного теста. Научиться готовить изделия из песочного теста согласно рецепту. ПР № 12 .Изготовление песочного печенья. КР: развитие навыков поиска информации в различных источниках, развитие умения работать в группе. |
16, 17 |
Май, 2023 |
Итоговый контроль. Кухня народов Ямала Практическое занятие |
Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы. ПР № 13. Приготовление чая из трав и шиповника ПР№ 14. Приготовление ухи у чума. КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
4.2. Календарно-тематическое планирование
(подростковый и старший школьный возраст, 17 часов)
№ Заня тия |
Дата проведе ния |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
Раздел 1. «Секреты уюта» (7 часов) 1т, 6п |
|||
1, 2 |
Сентябрь, 2022 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Входной контроль. Теоретическое занятие. Практическое занятие. |
Знать технику безопасности на занятиях. Расширять представление свойствах и составе тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Знать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ. ПР № 1. Изготовление игольницы «Тыква» КР: формирование умения внимательно слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил. Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. |
3, 4, 5 |
Октябрь, 2022 |
Магия уюта Практическое занятие. |
Называть детали интерьера, создающие уют в доме. Знать технику безопасности при работе с ножницами и иглой. Обогатить представления о роли пуговицы в жизни человека. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц и пришиванию пуговиц. ПР № 2.Подбор пуговиц и эскиза панно ПР № 3. Изготовление панно ПР № 4. Панно из пуговиц КР: формирование умения излагать свое мнение; развитие интересов познавательной и творческой деятельности. |
6, 7 |
Ноябрь, 2022 |
Слагаемые уюта Практическое занятие.
|
Расширять представление о способах работы с нитками. Формировать умение определять и отбирать материал для создания аппликации из ниток. ПР № 5. Подбор эскиза и материала для панно ПР № 6. Изготовление панно из ниток КР: формирование умений выделять главное в информации, анализировать информацию, развитие познавательной и творческой инициативы. |
Раздел 2. «Умелые ручки» (5 часов) 1т, 4п |
|||
8, 9 |
Декабрь, 2022 |
Новогодний сувенир Промежуточный контроль. Практическое занятие. |
Познакомиться с разнообразием новогодних поделок из фетра. Совершенствовать технику изготовления новогодних поделок из фетра. Повторить технику работы со швейной иглой и выполнение «Обмёточного шва» и шва «Вперёд иголка». Знать технику безопасности при работе с ножницами и иглой. ПР № 7. Вырезаем детали новогодней игрушки ПР № 8. Изготовление новогодней игрушки из фетра. КР: развитие творческих способностей детей, формирование навыков сотрудничества, формирование навыков поиска и анализа информации Промежуточный контроль проводится с целью отслеживания динамики промежуточных результатов освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. |
10 |
Январь, 2023 |
Творчество народов Севера Практическое занятие. |
Познакомиться с историей народной куклы «Северная берегиня»; освоить традиционные технологии изготовления куклы-оберега. ПР № 9. Проект и изготовление куклы « Северная берегиня» КР: развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса, развитие навыка проектной деятельности. |
11, 12 |
Февраль, 2023 |
Ненецкие орнаменты Теоретическое занятие. Практическое занятие. |
Иметь представление об истории одежды ненцев и материалах используемых при изготовлении одежды и украшений ненцев. Познакомиться с национальным ненецким орнаментом: видами орнамента и смысловым значением. Выбирать орнамента для последующего оформления изделия. ПР№10 Вырезаем из ткани ненецкий орнамент . КР: развитие умений выделять главное в прослушанной информации, анализировать и составлять план работы. |
Раздел 4. «Азбука кухни» (5 часов) 1т, 4п |
|||
13,14 |
Март, 2023 |
Санитарно – гигиенические требования при работе на кухне. Кухня народов севера. Теоретическое занятие Практическое занятие.
|
Познакомиться санитарно-гигиеническими требованиями при работе на кухне: одежда, гигиена, хранение продуктов, порядок обработки ветоши, чистка посуды, обработка посуды. ПР № 11. Выпечка пирогов с северными ягодами КР: развитие умения находить и анализировать информацию, творчески подходить к выполнению работы. |
15, 16 |
Апрель, 2023 |
Изделия из теста Практическое занятие.
|
Иметь представление о ценности мучных изделий в рационе человека, уметь работать с тестом, уметь пользоваться технологической картой. ПР № 12. Приготовление кексов ПР № 13. Приготовление слойки с яблоками КР: формирование навыков находить информацию в различных источниках, умение перерабатывать и применять знания на практике, развитие творческого мышления. |
17 |
Май, 2023 |
Итоговый контроль. Кухня народов Ямала Практическое занятие. |
Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы. ПР № 14. Приготовление ухи у чума. КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно-накопительной системы.
6. Перечень научно-методического обеспечения
1.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998
2.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.
3.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:
Общественное питание.
4.Из истории русской кулинарной культуры. - М.: Центрполиграф, 1996.
5.Практический материал к урокам СБО. С.А. Львова - М.: Владос, 2005.
6.Тесто в будни и праздники вместе с детьми. М.И.Сахарова. - М.: Астрель 2002.
7.Кулинарные рецепты. Т.И. Шимановская.-М.: Росмэн 2002
8.Подборка журналов – Люблю готовить, Делай сам, Лиза, Как украсить дом.
9. Учебники по технологии:5, 6, 7, 8, 9 класс. В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Графф 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.