Рабочая программа «Уютный дом»
Оценка 4.7

Рабочая программа «Уютный дом»

Оценка 4.7
docx
15.01.2023
Рабочая программа  «Уютный дом»
Главный вариант РП Уютный дом 2022-2023.docx

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Уютный дом»

государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Детский дом «Сияние Севера» на 2020 - 2024 учебный год

(для дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и старшего школьного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

Программу составила:

Шмакова Г.А. воспитатель,

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

  Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020)

Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020)

Принята (изменения и дополнения) на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)

Рекомендована (изменения и дополнения) Научно-методическим советом ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)

 

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2022


1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Уютный дом» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника и относится к программам социальной  направленности.    

Рабочая программа предназначена для дошкольного (3-7 лет) и младшего школьного возраста (7-10 лет);  для подросткового (10-15 лет) и старшего школьного (15 лет и старше) возраста.

Цель Рабочей программы: формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанника детского дома.

Задачи: 

1)     знакомить с основами знаний в области кулинарии, самообслуживания, ручного труда и декоративно-прикладного искусства;

2)      совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями;

3)     формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию; 

4)     воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду;

5)     приобщать к национальной культуре коренных малочисленных народов Севера;

6)     способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.

 

2. Планируемые результаты

2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих

а) личностных результатов:

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

- формирование культуры общения и сотрудничества со сверстниками;

- развитие самооценки, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- развитие  творческой деятельности эстетического характера;

б)метапредметных результатов:

 - самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- организация сотрудничества и совместной деятельности с наставником и сверстниками;

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник  получит возможность научиться».

 

( дошкольный и младший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

- соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения  продуктов и технику безопасности при работе на кухне;

- знать основные правила создания  красоты и уюта в доме;

- владеть способами и приемами работы с тканью, фетром,  нитками.

«воспитанник получит возможность научиться»:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи, с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- создавать изделия из ниток, ткани и фетра, пуговиц;

-сотрудничать со сверстниками,  выслушивать   мнение других;

- создавать творческие  проекты.

(подростковый и старший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

- выполнять правила поведения в мастерской, на кухне и соблюдать технику безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;-создавать предметы одежды и украшений ,в стиле декоративно-прикладного творчества народов севера;

- применять основные правила создания уюта в доме;

- основам приготовления простейших блюд;

«воспитанник получит возможность научиться»:

 -конструировать и шить одежду и аксессуары, используя ненецкие орнаменты;

- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- создавать творческие  проекты;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.

3. Содержание рабочей  программы

Рабочая программа составле­на из расчёта 34 часа в учебный год. Объём теоретических занятий составляет 6 часов (18 %), в том числе занятий по входному, промежуточному и итоговому контролю. Объём практических занятий – 28 часов (82 %).

Рабочая программа содержит три основных раздела: «Секреты уюта», «Умелые ручки», «Азбука кухни».

Раздел 1. «Секреты уюта» (14 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 7 часов, подростковый и старший школьный возраст - 7 часов)

(дошкольный  и младший школьный возраст)

  Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Мой уютный дом. Создаем уют.

Практическая работа №1 Изготовление игольницы                                                        

        Практическая работа №2 Учимся пришивать пуговицы

        Практическая работа №3 Узор из пуговиц

        Практическая работа №4 Панно из пуговиц

        Практическая работа №5 Режем нитки для аппликации

        Практическая работа №6  Изготовление панно из ниток.

(подростковый и старший школьный возраст)

Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Магия уюта. Слагаемые уюта. 

         Практическая работа №1 Изготовление игольницы «Тыква»

Практическая работа №2 Подбор пуговиц и эскиза панно                    

Практическая работа №3 Изготовление панно

        Практическая работа №4 Панно из пуговиц

        Практическая работа №5Подбор эскиза и материала для панно

        Практическая работа №6 Изготовление панно из ниток                                                                       

Раздел 2. «Умелые ручки» » (10 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 5 часов, подростковый и старший школьный возраст - 5часов)

 (дошкольный и младший школьный возраст)

         Новогодняя игрушка.  Панно из фетра. Орнамент в одежде.

Практическая работа №7  Вырезаем детали новогодней игрушки

Практическая работа №8 Изготовление елочной игрушки из фетра

         Практическая работа №9 Аппликация из фетра «Снегирь»

        Практическая работа №10 Вырезаем  ненецкий орнамент

 

 

 (подростковый и старший школьный возраст)

Новогодний сувенир.  Творчество народов Севера Ненецкие орнаменты.

Практическая работа №7 Вырезаем детали новогодней игрушки

Практическая работа №8 Изготовление новогодней игрушки из фетра

Практическая работа №9 Проект и изготовление куклы «Северная Берегиня»

        Практическая работа №10 Вырезаем из ткани национальный ненецкий орнамент

Раздел 3.  «Азбука кухни» (10 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 5 часов, подростковый и старший школьный возраст - 5часов)

 (дошкольный и младший школьный возраст)

Санитарно - гигиенические требования  при работе на кухне. Сладкая выпечка. Кухня народов Ямала.

Практическая работа №11 Выпечка пирогов с северными ягодами

        Практическая работа №12 Изготовление песочного печенья.                   

        Практическая работа №13 Приготовление чая из трав и шиповника

       Практическая работа №14 Приготовление ухи у чума.

(подростковый и старший школьный возраст)

Санитарно- гигиенические требования  при работе на кухне. Изделия из теста. Кухня народов Ямала.

Практическая работа №11 Выпечка пирогов с северными ягодами

        Практическая работа №12 Приготовление кексов

        Практическая работа №13Приготовление слойки с яблоками

       Практическая работа №14 Приготовление ухи у чума.

4. Календарно-тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год

4.1. Календарно-тематическое планирование

(дошкольный и младший школьный возраст, 17 часов)

Заня

тия

Дата проведе

ния

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Секреты уюта» (7 часов) 1т, 6п

1, 2

Сентябрь,

2022

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Входной контроль.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

Знать технику безопасности на занятиях. Иметь представление свойствах и составе тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Познакомиться с видами тканей. Знать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ.                                                                                            ПР № 1 Изготовление игольницы                                                         КР: формирование умения слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил                                                                       Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы.

3, 4, 5

Октябрь,

2022

Мой уютный дом

Практическое занятие.

Называть детали интерьера, создающие комфорт. Знать технику безопасности при работе с ножницами и иглой. Познакомиться с  историей появления пуговиц. Научиться новому виду  работы - пришиванию пуговиц.

ПР № 2. Учимся пришивать пуговицы

ПР № 3. Узор из пуговиц

ПР № 4 Панно из пуговиц

КР: формирование навыков сотрудничать со взрослыми и детьми, искать  информацию в различных источниках, уметь договариваться со сверстниками.

6, 7

Ноябрь, 2022

Создаем уют

Практическое занятие.

Познакомиться одним из видов ручного творчества - аппликацией, с новым материалом для аппликации - нитью, её разновидностями, приемами использования  в работе. Научиться подбирать  цвета и создавать рисунки из разнообразных  по составу нитей.

ПР № 5. Режем нитки для аппликации

ПР № 6. Изготовление панно из ниток.

КР: развитие навыков поиска информации в различных источниках, развитие творческих способностей.

Раздел 2. «Умелые ручки» (5 часов) 1т, 4п

8, 9

Декабрь, 2022

Новогодняя игрушка

Практическое занятие

Промежуточный контроль.

Познакомиться с материалом-фетр и разнообразием новогодних поделок из фетра. Научиться технике изготовления новогодних поделок из фетра. Знать технику безопасности  при работе с ножницами.

ПР № 7. Вырезаем детали  новогодней игрушки

ПР № 8. Изготовление елочных игрушек из фетра.

КР: формирование навыков сотрудничать со взрослыми и детьми, искать  информацию в различных источниках, уметь договариваться со сверстниками.

Промежуточный контроль проводится с целью отслеживания динамики промежуточных результатов  освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций.

10

Январь, 2023

Панно из фетра

Практическое занятие.

 

 Познакомиться с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для создания уюта. Расширять  знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации. Овладеть приемами выполнения аппликации из фетра.                                        ПР № 9. Аппликация из фетра «Снегирь».                                          КР: развитие навыков поиска информации в различных источниках, развитие творческих способностей.

11, 12

Февраль, 2023

Орнамент в одежде. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.

Теоретическое занятие

Практическое занятие.

Иметь представление об орнаменте в одежде.  Рассказывать о своеобразном культурном коде в одежде коренных народов Ямала.

ПР № 10. Вырезаем  ненецкий орнамент

 КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.                                                                

Раздел 3. «Азбука кухни» (5 часов) 1т, 4п

13, 14

Март,

2023

Санитарно – гигиенические требования  при работе на кухне. Кухня народов севера.

Теоретическое занятие

Практическое занятие.

Изучить санитарно-гигиенические требования  при работе на кухне: одежда, гигиена, хранение продуктов.

ПР № 11. Выпечка пирогов с северными ягодами

КР: развитие умения слушать и анализировать информацию, делать выводы.

 

15

Апрель, 2023

Сладкая выпечка

Практическое занятие.

Изучить особенности  приготовления песочного теста. Научиться готовить изделия из песочного теста согласно рецепту.                                                                         ПР № 12 .Изготовление песочного печенья.                    КР: развитие навыков поиска информации в различных источниках, развитие умения работать в группе.

16, 17

Май,

2023

Итоговый контроль.

 Кухня народов Ямала

Практическое занятие

Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы.

 ПР № 13. Приготовление чая из трав и шиповника

ПР№ 14. Приготовление ухи у чума.

КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

 

4.2.  Календарно-тематическое планирование

(подростковый  и старший школьный возраст, 17 часов)

Заня

тия

Дата проведе

ния

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное  развитие (КР)

Раздел 1. «Секреты уюта» (7 часов) 1т, 6п

1, 2

Сентябрь,

2022

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Входной контроль.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

Знать технику безопасности на занятиях. Расширять  представление свойствах и составе тканей, используемых для изготовления швейных изделий.  Знать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ.                                                                         

ПР № 1. Изготовление игольницы «Тыква»

КР: формирование умения внимательно слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил.

Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы.

3, 4, 5

Октябрь,

2022

Магия уюта

Практическое занятие.

Называть детали интерьера, создающие уют в доме. Знать технику безопасности при работе с ножницами и иглой. Обогатить  представления о роли пуговицы в жизни человека. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц и пришиванию пуговиц.

ПР № 2.Подбор пуговиц и эскиза панно

ПР № 3. Изготовление панно

ПР № 4. Панно из пуговиц

КР: формирование умения излагать свое мнение; развитие интересов познавательной и творческой деятельности.

6, 7

Ноябрь,

2022

Слагаемые уюта

Практическое занятие.

 

Расширять  представление о  способах работы с нитками.  Формировать умение определять и отбирать материал для создания аппликации из ниток.                                                                                     ПР № 5. Подбор эскиза  и материала для панно                                                                                       ПР № 6. Изготовление панно из ниток                                                                        КР: формирование умений выделять главное в информации, анализировать информацию, развитие познавательной и творческой инициативы.

Раздел 2. «Умелые ручки» (5 часов) 1т, 4п

8, 9

Декабрь,

2022

Новогодний сувенир

Промежуточный контроль.

Практическое занятие.

Познакомиться с разнообразием новогодних поделок из фетра. Совершенствовать технику изготовления новогодних поделок из фетра. Повторить технику работы со швейной иглой и выполнение «Обмёточного шва» и шва «Вперёд иголка». Знать технику безопасности  при работе с ножницами и иглой.                                                                    ПР № 7. Вырезаем детали новогодней игрушки                ПР № 8. Изготовление новогодней игрушки из фетра.                                                                                        КР: развитие творческих способностей детей, формирование навыков сотрудничества,  формирование навыков поиска и анализа информации                                                                           Промежуточный контроль проводится с целью отслеживания динамики  промежуточных результатов   освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций.

10

Январь,

2023

Творчество народов Севера

Практическое занятие.

 Познакомиться  с историей народной куклы «Северная берегиня»; освоить традиционные технологии изготовления куклы-оберега.                               ПР № 9.  Проект и изготовление куклы                       « Северная берегиня»                                                                                КР: развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса, развитие навыка проектной деятельности.

11, 12

Февраль,

2023

Ненецкие орнаменты

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

Иметь представление об   истории одежды ненцев и  материалах используемых при изготовлении одежды и украшений ненцев. Познакомиться с национальным  ненецким орнаментом: видами орнамента и смысловым значением. Выбирать орнамента для последующего оформления изделия.                                                                                 ПР№10  Вырезаем из ткани  ненецкий орнамент  .                                                                          КР:  развитие умений выделять главное в прослушанной информации, анализировать и составлять план работы.

Раздел 4. «Азбука кухни» (5 часов) 1т, 4п

13,14

Март,

2023

Санитарно – гигиенические требования  при работе на кухне.                                         Кухня народов севера.

Теоретическое занятие

Практическое занятие.

 

Познакомиться санитарно-гигиеническими требованиями  при работе на кухне: одежда, гигиена, хранение продуктов, порядок обработки ветоши, чистка посуды, обработка  посуды.                                                                            ПР № 11. Выпечка пирогов с северными ягодами

КР: развитие умения находить и анализировать информацию, творчески подходить к выполнению работы.

15, 16

Апрель,

2023

Изделия из теста Практическое занятие.

 

Иметь представление о ценности мучных изделий в рационе человека, уметь работать с  тестом, уметь пользоваться технологической картой.

ПР № 12. Приготовление кексов

ПР № 13. Приготовление слойки с яблоками

КР: формирование навыков находить информацию в различных источниках, умение перерабатывать и применять знания на практике, развитие творческого мышления.

     17

Май,

2023

Итоговый контроль.

Кухня народов Ямала Практическое занятие.

Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы.

ПР № 14. Приготовление ухи у чума.

 КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

 

5. Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет  текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно-накопительной системы.

 

6. Перечень научно-методического обеспечения

1.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998

2.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

3.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

 Общественное питание.

4.Из истории русской кулинарной культуры. - М.:  Центрполиграф, 1996.

5.Практический материал к урокам СБО. С.А. Львова - М.: Владос, 2005.

6.Тесто в будни и праздники вместе с детьми. М.И.Сахарова. - М.: Астрель 2002.

7.Кулинарные рецепты. Т.И. Шимановская.-М.: Росмэн 2002

8.Подборка журналов – Люблю готовить, Делай сам, Лиза, Как украсить дом.

9. Учебники по технологии:5, 6, 7, 8, 9 класс. В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Графф 2003. 

 


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО

Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2022

Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2022

Пояснительная записка Рабочая программа «

Пояснительная записка Рабочая программа «

Интернет; - создавать изделия из ниток, ткани и фетра, пуговиц; -сотрудничать со сверстниками, выслушивать мнение других; - создавать творческие проекты

Интернет; - создавать изделия из ниток, ткани и фетра, пуговиц; -сотрудничать со сверстниками, выслушивать мнение других; - создавать творческие проекты

Новогодний сувенир. Творчество народов

Новогодний сувенир. Творчество народов

Октябрь, 2022Мой уютный дом

Октябрь, 2022Мой уютный дом

Теоретическое занятие Практическое занятие

Теоретическое занятие Практическое занятие

Октябрь , 202 2 Магия уюта

Октябрь , 202 2 Магия уюта

Январь, 2023 Творчество народов

Январь, 2023 Творчество народов

Май, 2023 Итоговый контроль

Май, 2023 Итоговый контроль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023