Консультация для родителей «Правила дорожного движения»
По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!
Воспитание безопасного поведения у детей – одна
из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом
значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к
этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует
так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из
детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел
наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного
поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны
получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и
приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу
воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог
должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу
безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен
исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском
саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков
и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и
привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно –
неправильно, подражать –не подражать), умение переводить мысль в дело (машина
поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка
обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный
сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно
справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский
сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя
состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании
безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная
цель нашей работы по
профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей
навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её
путём решения нескольких задач:
1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний
о правилах безопасного поведения на улице;
2. формирование у детей качественно новых
двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен
не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или
ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями
других людей и перемещением предметов;
3. развитие у детей способности к предвидению
возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного
безопасного поведения.
Основные
аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:
1. Ребёнок – пешеход
2. Ребёнок – пассажир
3. Ребёнок – водитель детских транспортных
средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного
поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.
Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься
в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской
деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок
пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и
повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить
на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы
сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий
и т.д.
Для каждой возрастной группы мы определили свои
цели и ориентиры. Объединили некоторые темы (правила поведения на улице –
оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого
раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и
неправильного поведения на улице.
Этапы
организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний
детей о безопасном поведении на улице.
Первый
этап – это диагностика –
уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный
опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в
каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей,
уровень их возможностей.
Второй
этап – это расширение
первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности
через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Третий
этап – закрепление полученных
знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности
с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций,
наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый
этап – формирование у детей
чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования,
а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый
этап – развитие у детей чувства
контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения
эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в
создавшейся ситуации. Особую роль в формировании у детей правил безопасного
поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения.
С их помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении и
комплексно решаем
поставленные задачи:
- воспитательные реализуются через привитие
детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а
умения ориентироваться в с ней;
- развивающие направлены на развитие у детей
познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического
мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что
необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;
- обучающие направлены на формирование навыков и
полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных
и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Эффективней всего в течение учебного года одну
неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в
данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели
объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на
транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша
улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем,
планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.
Полученные знания детей в рамках «тематической
недели», закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при
проведении целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества
тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у
детей безопасного поведения на улице:
1. тематическое планирование позволяет
значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных
мероприятий;
2. повышается качество работы, открывается
больше возможностей для творчества;
3. повышается уровень знаний детей и их
качество: знания становятся более глубокими и системными;
Материал по обучению правилам безопасного
поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой
на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при
отражении реальной ситуации.
Уже больше года мы используем в своей работе
обучающие мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа
светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь детей!»
В каждом конкретном случае мы продумываем форму
взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает
практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление
проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз
в неделю беседуем с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о
дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и
особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).
Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия,
чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и
повторяем детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз
и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм
поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и
предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на
улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части,
говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет
привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного
перехода, то такой маршрут для него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не
обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при
проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных
символов и атрибутов.
Содержание представлений о безопасном поведении
на улице,доступное детям дошкольного возраста.
Общие
представления:
1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
2. Иметь представления об опасных ситуациях,
которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на
велосипеде (самокате, роликовых коньках)
3. Представления об опасных ситуациях на
отдельных участках пешеходной части улицы:
Знать
следующие правила дорожного движения:
1. Переходить улицу только на зелёный свет
светофора.
2. Не играть на дороге или около проезжей части.
3. Переходить улицу только по пешеходному
переходу.
4. При переходе улицы сначала посмотреть налево,
а дойдя до середины –направо.
5. Знать устройство проезжей части.
6. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов
и водителей.
Знать
правила поведения в транспорте:
- Нельзя детям ездить на транспорте без
родителей, без сопровождения взрослых.
- Не стоять у дверей.
- Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
- Нельзя высовываться и выставлять руки в
открытые окна.
- Уступать место пожилым людям, пассажирам с
маленькими детьми.
Знать
и соблюдать правила поведения во дворе:
- Не ходить никуда без разрешения взрослых.
- Играть только на детской площадке.
- Не играть близко от проезжей части дороги.
- Не кататься по проезжей части дороги.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и
привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность
данной проблемы, включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.