СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
docx
15.01.2023
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  РЕБЕНКА  -  АКТУАЛЬНАЯ  ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Консультация.docx

 

Социальное развитие  ребенка  -  актуальная  задача дошкольного образования

Одно из   направлений  модернизации современного дошкольного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных ресурсов личности.  Приоритетная задача дошкольного образования – создание и обеспечение  условий   социально - личностного развития ребенка-дошкольника.

Чтобы продвинуться в  анализе проблемы, необходимо определиться с выбором понятия «социальное развитие». Концепции социального развития ребенка дошкольника выстраиваются вокруг понятий «личность» и «общество», процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем полифункциональность процесса социального развития и понятия  «социальное развитие» со всем многообразием его смыслов.

Социальное развитие личности  рассматривается как  средство и результат, один из аспектов ее социализации, понимаемой   как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции; как процесс интериоризации индивидом  знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (Коломийченко Людмила Владимировна – заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, г. Пермь).

Уместно уточнение, связанное с определением социального развития через дефиницию socialis — общественный, то есть направленный на другого человека.

В учебном пособии  Бабуновой Т.М. приводится следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагоги­ке рассматривается как комплексный процесс, во время ко­торого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру об­щества или сообщества, в котором ему предстоит жить».

Методологической основой этого процесса является поло­жение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.

В психолого-педагогической литературе  определены  содержание пе­дагогической работы, технология формирования социального мира детей. 

По мнению Бабуновой Т.М. кандидата педагогических наук, трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально - экономическое неравенство, дефицит культуры обще­ния и взаимоотношений людей, доброты и внимания. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения не редко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих, ряда телепередач, СМИ.

Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой нами теме. Социальное развитие представлено в комплексных и парциальных образовательных программах для детей дошкольного возраста «Истоки», «Детство», «Радуга», «Я - человек», «Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» и т.д.

В программе «Истоки» «социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

В программе «Детство» содержание и технология социального развития представлены в разделах «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Гуманное отношение»: взрослые ориентируют  детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношений. В программе «Детство» социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ.  Педагог детского сада  обес­печивает единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через его эмоциональное приятие себя, своей самоценности и связи с социальным миром.

В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

 Базисное содержание по интересующему нас  направлению: социальное развитие, определено в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (авторы – научный коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца).  В этой программе социально-личностное развитие дошкольников определяется широким спектром задач, представленных в разделах «Социальное развитие. Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра. Досуговая игра». Задачи социального развития детей разных возрастных групп связываются авторами программы с понятием «социальная компетентность».

Содержание социально- личностного воспитания раскрывается в дополнительных образовательных программах: «Я - человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной «культуры» и др.

Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития авторами рассмотренных программ, в его содержании   можно выделить общее: 

—  направленность на человека;

— первичность эмоционального восприятия социального мира;

— познание себя как осознание, нахождение своего места  в мире людей;

— овладение ценностями нормами окружающего мира;

— социализация как  триединый процесс  (адаптация, индивидуализация, интеграция)

— процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Социальное развитие ребенка - актуальная задача дошкольного образования

Социальное развитие ребенка - актуальная задача дошкольного образования

СМИ. Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой нами теме

СМИ. Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой нами теме

Социальное развитие. Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра

Социальное развитие. Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023