Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательные вопросы русского языка и математике" 3 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательные вопросы русского языка и математике" 3 класс

Оценка 4.8
doc
05.06.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательные вопросы русского языка и математике" 3 класс
занимательные вопросы 3 а.doc

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа факультатива курса «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании следующих нормативных материалов:

·                     Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

·                     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373

·                     Приказ Минобрнауки России от 22.09.11 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. №373

·                     Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

·                     Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10. 07. 2015 г № 26

·                     Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования   СОШ  № 3, вариант 7.2 (приказ от 30.08.2016 г №  01-05/86-02).

   Программа курса предназначена для учащихся с ЗПР.

Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.

Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действие при выполнении последующих заданий.

  Цель программы: обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития и коррекции  детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии.

 Программа нацелена на решение следующих задач:

Обучающие:

- формирование познавательных процессов (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, памяти, воображения);

Развивающие:

   — коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

   - формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

Часы коррекционно-развивающих  занятий в 3 классе   позволяют обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся.

Описание места факультатива в учебном процессе

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом один раз в неделю, всего 34 занятия в год.

          Занятия внеурочной деятельности направлены на формирование личностных, метапредметных результатов

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

— Использование речевых средств.

 — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Часы коррекционно-развивающих  занятий в 3 классе   позволяют обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся, организовать работу с различными группами школьников.

Коррекционно-развивающие занятия учитывает особенности детей с ЗПР:

·         Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

·         Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

·         Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

·         Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

·         Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

·         У детей с задержкой психического развития   наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

·         Учащиеся  классов коррекционно-развивающей направленности  характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

 Результаты усвоения занятий на факультативе  предусматривают освоение обучающимися трёх  основных уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о цифрах, числах, математических знаках, математических выражений, геометрических фигур; о звуках, буквах, словах, предложениях, текстах и др.;
понимание необходимости изучения  в социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений    школьника      к базовым    ценностям   общества   (умение применять полученные знания на практике и в повседневной жизни); ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса и школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия: осуществление  самоконтроля; оценивание устных и письменных работ с точки зрения зрительного восприятия, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

 

Занимательный характер занятий подразумевает использование методического инструментария:

- дидактические игры

- изографы (рисунки из букв и цифр)

- загадки

- кроссворды

-анаграммы (перестановка букв)

- тренажеры (русский язык и математика)

-занимательные задачи

- математические раскраски ( с примерами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

 

занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности обучающихся

1

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000

Прочитай числа: 100, 568, 794, 430, 257, 986, 579, 239, 657, 876, 231, 543, 453, 816, 616, 243, 1000

Запиши число, следующее за числом 990, предшествующее числу 1000; число, которое на 10 больше, чем 900; число, которое на 100 меньше, чем 300.

Сколько в числе 956 сотен, десятков и единиц? В числах 105, 360,928, 150?

Представь эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Дидактическая игра «Найди число»

- умеют читать, записывать числа до 1000;

- формируют  представление о числительных, больше 100 и их место в таблице разрядов;

- развивают умение представлять  данные числа  в пределах 1000

2

Запись результатов. Сравнение с помощью знаков <>

I. а) Запиши самое большое однозначное число, рядом запиши самое маленькое;

      б) Запиши самое большое двузначное число, рядом самое маленькое;

      в) Запиши самое большое трехзначное число, рядом самое маленькое;

      г) Поставь знаки сравнения между этими числами.

II. Сравни:

72:4…72:3

17∙5…3∙17

706-1…760-10

823-23…832-32

899+1…900-0

III. Заполни пропуски:

397,398,…,…,…,402

 

Дидактическая игра «Какое число больше»

-  умеют  читать, записывать и сравнивать  числа до 1000;

- формируют вычислительный навык

3

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

70+80                     70∙4                          9∙9

230+60                   240∙2                        63:7

160-90                   180:2                         52+40

360-70                   630:3                         84-6

90+60                    90∙4                           8∙8

840+80                  320∙3                         63:9

140-70                  180:3                          75-8

450-90                  460:2                          54+20

Тренажер на счет (время)

- развивают  умение устно выполнять все арифметические действия в пределах 100;

- формируют вычислительный навык;

- развивают  зрительную память

4

Письменное сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 1000

646+163                163∙3                      642:2

254+327                152∙2                      969:3

784-467                 84∙2

562-238                 72∙3

Тренажер

- умеют письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умножение и деление на однозначное число;

- развивают  математический навык

5

Километр. Миллиметр.

Соотношение между единицами длины.

 

Заполни пропуски:

1км=м                                 1см=мм

3км=м                                 5см=мм

8км=м                                 9см=мм

Сравни:

1км…900м                            3км…300см

50см…500мм                       1км…1000см

900см…1м

 

Дидактическая игра «Преобразуй и сравни числа»

 

- формируют  соотношения между единицами длины при помощи таблицы;

- развивают  логическое  мышление;

- формируют  навык преобразования единиц длины

6

Единицы времени: час, минута, секунда

1ч=мин                                 6ч=мин

5ч=мин                                 9ч=мин

8ч=мин                                 4ч=мин

7ч=мин                                5мин=сек

1мин=сек                             3мин=сек

7мин=сек                             8мин=сек

Сравни:

1ч…120мин                            5ч…150мин

100мин…3ч                            60сек…2мин

 

Реши задачу:

Незнайка 2 часа решал задачу, да еще примеры 40 минут. Сколько всего минут Незнайка делал уроки по математике?

Занимательные задачи

-  формируют  соотношения между единицами времени при помощи таблицы;

- развивают  логическое мышление;

- формируют  навык преобразования единиц времени

7

Решение составных задач на все действия

В зоопарке за 3 дня моржу дали 36 кг рыбы, каждый день поровну. На сколько дней хватит 60 кг рыбы при той же норме?

 

У девочки было 50 рублей. Она купила 2 карандаша, по 4 рубля за штуку. Сколько денег у нее осталось?

 

В зоомагазине в трех клетках было по 10 хомяков, а в четвертой 8 хомяков. Сколько всего хомяков было в магазине?

 

 

Занимательные задачи

- развивают  логическое мышление;

- умеют  записывать задачи кратким условием;

- формируют  умение самостоятельно решать задачи

8

Чтение и запись многозначных чисел в пределах миллиона

1. Прочитай:

999 999, 105 861, 653 100, 25 986, 734 000, 860 901

2. Запиши числа под диктовку:

605 805, 28 651, 759 003, 53 105, 40 006

 

Тренажер

- умеют читать, записывать числа в пределах миллиона;

- формируют  представление о числительных, больше 1000 и их место в таблице разрядов;

- развивают  умение представления данных чисел в пределах миллиона

9

Устное умножение и деление чисел на 10, 100, 1000

 

 

5∙10                   1000∙2                       230∙10

100∙60               6000:6                       230:10

100∙8               50:5                           155∙100

1000∙7               1000:10                1 500:100

9500:10             350∙100                     563∙10

 

Тренажер

- формируют  умение решать примеры, содержащие нули;

- формируют зрительную память;

- развивают логическое мышление

10

Решение примеров на все действия  в пределах 1000

183∙3       646+163           784-467              332:4

165∙4       254+327           562-238              822:6

 

Тренажер

 

- умеют решать примеры в пределах 1000 на все действия столбиком;

- развивают математический навык;

- формируют зрительную память;

- умеют решать примеры по образцу

11

Решение простейших уравнений способом подбора

Реши способом подбора:

х+3=8                 х+7=10                 20-х=12

х-5=1              х:2=5                          18:х=9

8∙х=16                 х∙3=12

Тренажер

- имеют представление, что такое уравнение, знают  соотношение между числами;

- решают  уравнения, опираясь на образец;

- развивают логическое мышление

12

Решение примеров на порядок действий

100+5∙13+7                                 100-6∙12+9

72+7∙4-8                                       85+5∙3-7

4+36:4-8                                       72:8∙3

58-8∙6+9                                        40-12+8

2+48:6-7                                        64:8∙4

64-46+6                                        50-14+6

Дидактическая игра «Найди решение»

- умеют применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих 2 и более действий;

- решают  примеры по образцу

13

Умножение нуля и на нуль

1.   9    … = 0       …   7= 0           6    …0=0

    …: = 0            … : 0=0         … : 0= 0

 

2.  24 ∙  0                         0 : 5

0  ∙ 17                           0 : 16

0 ∙  48                             0 : 25

Тренажер

- формируют вычислительный навык;

- закрепляют  умение решать примеры на умножение, содержащих нуль

14

Деление с остатком

1. Найди частные и остаток:

40 : 7         75 : 9             52 : 6

52 : 8          28 : 3               19 : 2

33 : 4            39 : 5             27 : 8

2. Реши задачу:

23 стола расставили в 3 ряда поровну. Сколько столов получилось в каждом ряду и сколько столов осталось?

 

Занимательные задачи

- формируют вычислительный навык;

- умеют  решать примеры с остатком путем подбора;

- развивают  логическое мышление;

- развивают  зрительную память

15

Умножение вида 23 ∙  40

25 ∙ 30             45 ∙ 20                   62  ∙ 30

54 ∙ 20             15 ∙ 30                  37 ∙ 50

12 ∙ 40             64 ∙ 50                    27∙ 30

32 ∙ 40            75 ∙  20                 25 ∙ 40

Тренажер

- развивают  умение решать примеры, когда один из множителей содержит нуль;

- формируют вычислительный навык работы по образцу

16

Умножение и деление на двузначное число

1. Выполни умножение с объяснением:

46 ∙ 38                                    68 ∙ 79

28 ∙ 34                                    55 ∙ 61

93 ∙ 18                                   24 ∙ 16

 

2. Выполни деление с объяснением:

488:61                                   212:53

128:32                                   504:84

147:21                                   378:63

 

Тренажер

- развивают  математический навык решения примеров столбиком;

- умеют  правильно объяснить умножение данных чисел;

- развивают  память

17

Ломаная линия. Деление окружности на доли при помощи циркуля.

Прямая, Точка  прямой

1. Начерти ломаную из 4 звеньев, если первое звено равно 4 см, второе на 2 см больше первого, третье звено в 2 раза меньше второго, а четвертое на 3 см больше третьего. Найди длину ломаной.

2.  Начерти при помощи циркуля окружность, радиусом 3 см.  Раздели при помощи циркуля окружность на  6 равных долей.

3. Начерти прямую и отметь на ней точку А. объясни, как называется данная точка

 

Занимательная геометрия

- формируют  навык работы с циркулем, линейкой;

- развивают  мелкую моторику рук;

- умеют  правильно выполнить задание;

- развивают зрительную память, мышление

 

Русский язык

 

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности обучающихся

1

Текст. Предложение. Слово.

 

В лесу.

Хорошо в лесу в полдень красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зеленые елочки выпивают колючие ветви красуется белая березка с душистыми листочками дрожит серая осина коренастый дуб раскинул свои вырезные листья. 1

 

Дидактическая игра « Определи, что это?»

 

- Развивают  внимания

- Проговаривают, концентрируют  внимание на объекте, развивают  связную речь.

 

2

Орфографические пятиминутки.

 

1) Деревья, ночью, Илья, задача, чугун, овчарка, чучело, речушка, ковер, поясок, садовник.

2) Допиши согласные

Сугро.., заво.., эта.., Моро.., рука..

3) Измени слова, чтобы мягкий знак стоял в середине

Оля –

Маша –

Катя-

4) Раздели слова для переноса – сильный, фильм, пальто, чайник.

 

Анаграммы

-Развивают внимание, связную  речь, операции анализа

 

3

Предложение. Словосочетание.

 

1) Перелетные птицы потянулись в теплые края.

А) разберите по членам предложения

Б) выпишите словосочетание

2) Кошкой, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и Васька

А) составь предложение и запиши

Б) придумай и запиши клички животных

Котенок –

Собака –

Корова –

Дидактическая игра « Собери предложения»

- Распределяют внимание между несколькими объектами

- Развивают связной речи

- Ориентируются  в изученном материале

4

Состав слова. Однокоренные слова.

 

1) Подчеркни части слов, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, суффикс, предмет.

2) Из данных слов составь словообразовательную цепочку по схемам

Лес –

Год -

3) разбери однокоренные слова по составу:

Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.

Дидактическая игра « Найди однокоренные слова»

- Распределяют  внимание между несколькими объектами

- Устанавливают логическую память

5

Имя существительное: род, число

 

1) Какого рода бывают имена существительные____________________

2) Определи род имен существительных и запиши слова в три столбика – по родам:

Огонь, фабрика, трактор, улица, переулок, площадь, библиотека, платье, местность, место, метель, район, лебедь, озеро, рюкзак, пальто, аллея, трамвай, село, музей

3) Измени слова по числам. Напиши. Выдели окончания:

Площади, флаги, города, рассказы, яблоки, тропинки, озера, колос, воробей, группа, вечер, загадка, праздник

Дидактическая игра « Определи часть речи»

- Находят  в предложении имена существительные;

- Умеют  определять в  имени существительном род и число

- Развивают  внимание, связную речь, операции анализа

 

6

Имя существительное: падеж (склонение)

 

1) Как определить падеж существительного?

2) Измени по падежам (просклоняй) существительное ученик

3) поставь к существительному вопрос и определи падеж. Пользуйся таблицей:

Образец: Плыл по чему? по реке (Д. п.)

Подплыл …. к берегу (…), пролетел …. над городом (…), зашел … за друзьями (…), приехал… к товарищу (…), сделал… для сестры (…), жили … в деревне (…), играли … на улице (…)

 

Изографы

- Находят  в предложении имена существительные;

- Умеют склонять существительные по падежам, пользуясь таблицей склонений существительных

- Развивают  внимание, связную  речь, операции анализа

 

7

Имя прилагательное: род, число

 

1) В каком числе прилагательные изменяются по родам?

2) Спиши словосочетания. Обозначь род имен существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных:

Прилежный ученик, честный человек, справедливое решение, горькое лекарство, интересная работа, тяжелый груз, трудное задание, верный друг, золотая медаль.

3) Как узнать, в каком числе стоит имя прилагательное?

4) Прочитай текст.

В горах.

Яркое синее небо. Осл..пительный блеск льда. Т..шина. Только д..леко внизу шумит, б..ётся о камни горный поток.

  По крутому склону горы ц..почкой двигаются люди.

  Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания прилагательных.

 

Дидактическая игра « Найди прилагательное»

- Находят  в предложении имена прилагательные;

- Умеют определять в  имени прилагательном род и число

- Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

8

Имя прилагательное: падеж (склонение)

 

1) Как определить падеж имени прилагательного?

2) Прочитайте. Озаглавьте текст.

  В зимнем тумане встаёт холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес.

  Я выхожу на лесную поляну. Как тихо! Жители леса попрятались от лютого холода. Вдруг словно ветерок прошумел над притихшим лесом. Это весёлая стайка клестов пронеслась над лесной поляной. Им не страшны морозы!

Спишите. Определите падеж прилагательных.

3) Напишите по памяти.

Снежок порхает, кружится.

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

( З. Александрова)

Определите род и падеж прилагательного, выделите окончание.

Дидактическая игра «Разгадай кроссворд»

- Находят  в предложении имена прилагательные;

- Умеют определять в  имени прилагательном род и число

- Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

9

Местоимение. Личные местоимения. Склонение личных местоимений

 

1) Местоимение -  это_______________

2) Какие ты знаешь личные местоимения?

3) Прочитайте. Найдите в тексте местоимения.

 Ты умеешь играть в шахматы?

  Я научил брата, и мы с удовольствием играем.

Он уже хорошо играет. Шахматы – интересная и полезная игра. Она учит мыслить, воспитывает волю и внимание.

Спишите текст. Подчеркните местоимения.

4)Письменно измените местоимения по вопросам:

(есть) кто?    ты,  вы

(нет) кого?   тебя,  вас

(подошел) к кому?    к…,   …, ….        

(надеюсь) на кого?   …,    …, ….

(иду) за кем?     …,   …., ….

(думаю) о ком?  …., …, …         

 

Дидактическая игра «Определи падеж»                       

- Находят  в предложении личные местоимения;

- Умеют склонять местоимения по падежам, пользуясь таблицей склонений существительных

- Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

10

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

 

1) Прочитай текст. Сколько в нем предложений? Докажи

Летом в лесу хлопочут проворные белки они сушат грибы зверьки прячут в дуплах отборные орехи

Спиши текст. В конце каждого предложения ставь точку. Подчеркни главные члены.

2) Прочитай текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Пользуйся словами для справок.

Ученики поставили в классе ( что?)…. Там зеленеют красивые (что?) …. В воде плавают маленькие (кто?)…. Ребята (что делают?) … об аквариуме.

Слова для справок: растения, аквариум, заботятся, рыбки.

Спиши текст, вставляя пропущенные слова. Вопросы не пиши. Разбери предложение по членам

Дидактическая игра « Главные члены предложения»

- Умеют различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- Умеют выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения

- Развивают  внимание, связную речь, операции анализа

 

11

Предложение. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство

 

1) Для чего в предложениях, кроме главных членов, употребляют второстепенные?

2) На какие вопросы отвечает определение, дополнение, обстоятельство?

3)Прочитайте предложения.

1. Крупная кукуруза выросла на грядках. 2. В сентябре ребята убирали овощи.

 3. На полях работали новые машины.

4. На пришкольном участке созрели сочные помидоры.

Спиши каждое предложение и подчеркни главные и второстепенные члены. Составь схемы предложений

 

Дидактическая игра « Помощники предложения»

- Умеют различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- Умеют выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения и определяют второстепенные члены предложения

- Развивают внимания, связную речь, операции анализа

 

12

Правописание падежных окончаний имен существительных

 

1) Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напишите словосочетания. Определите падеж и склонение  существительных. Выделите окончания.  Обозначьте ударение.

1. Жили в Москве (Тула, Калуга, деревня)

2. Шли по тропе( улица, тропинка)

3. читал об орле (ястреб, попугай, олень)

4. Ехали на коне (поезд, велосипед)

5. Скрылось за холмом (лес, горизонт)

Дидактическая игра « Определи окончание»

- Умеют применять правила правописания падежных окончаний имен существительных

- Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

13

Правописание суффиксов имен существительных: –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, , сочетаний –ичк-, -ечк-

 

1) Суффикс – это________________________

2) образуй слова, используя суффиксы –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-:

Город, жук, сила, море, рыжий, глаза, бой, хозяйка, собака, снег, дождь, колокол, медведь, гнездо, белка, гриб, пирог, слеза, туман, длина. Камень.

 

Дидактическая игра «Подбери суффикс»

- Умеют применять правила правописания суффиксов имен существительных и сочетаний

- Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

14

Правописание падежных окончаний имени прилагательного

 

1) Спишите словосочетания. (В скобках ставьте вопросы). Определите род и падеж существительных и прилагательных. Выделите окончания.

Бегали ( ….?) по льду, по льду (…?) крепк…,

покрылся (…?). снегом, снегом (…?) пушист…, любовались (…?) лесом, лесом(,,,?) зимн.., рассказал (,,,?) о зайце,  о зайце (,,,?) храбр.., подъехал (…?) к переходу, переходу (…?) пешеходному, грелся (…?) на солнце (…?), на солнце (…?) ярк…, кружился (…?) в небе, в небе (…?) син…

 

Дидактическая игра « Подбери окончание»

- Умеют применять правила правописания падежных окончаний имен прилагательных

- Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

15

Работа с деформированным текстом

 

Составьте из слов предложения и прочитайте текст

Российское, плыло, судно, в, открытом, море

Вдруг, заметили. Маленькое, моряки. Судёнышко

Его, трепали, крутые, беспощадные. Волны

У него, двигатель. Отказал

Моряки, спасли, рыбаков

Озаглавьте текст. Напиши. Проверь

В первом и последнем предложениях подчеркни главные члены.

Дидактическая игра « Собери предложения в тексте»

- Умеют правильно составлять предложения из слов деформированного текста

- Умеют корректировать текст с нарушенным порядком предложений

-  Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

16

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы

 

Прочитай рассказ.

Макс – слон. Он выступает в цирке.

  Однажды повели макса купаться. Слон зашёл в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град камешков осыпали стоящих на берегу людей. Весь народ бросился врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все стороны.

 

Игра «Готовимся писать сочинения и изложения»

-Умеют правильно работать над изложением или сочинением, правильно отвечать на вопросы. Пополняют словарный запас слов

-Развивают внимание, связную речь, операции анализа

 

17

Контрольный тест по всему пройденному материалу за учебный год

ТЕСТ

Задания первого уровня (1 балл)

1. Выбери верное утверждение

Предложение — это …

А. буквы связанные между собой по смыслу.

Б. слова, выражающие законченную мысль.

В. слова, не связанные между собой по смыслу.

Г. буквы, не связанные между собой по смыслу.

2. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? (знаки препинания в конце не расставлены)

У Даши живут чижи и синички весь день они весело скачут и поют Даша их любит

А.1;               

Б.2;                                       

В. 3                        

Г. 4

3. Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову

На лесной полянке растёт душистая земляника.

А. на лесной   

Б. растёт                              

  В. душистая          

 Г. земляника

4. Укажи слово, в котором пропущена буква о.

А. др(о,а)зды        

Б. кр(о,а)я         

 В. ск(о,а)ла    

Г. тр(о,а)ва

5. Укажи слово, которое является проверочным для слова лесок

А. лесной     

Б. лесочек              

В.лес               

Г. лесовик

6.Укажи слово с непроверяемой безударной гласной в корне

А. библиотека

 Б. тропинка                          

В. тяжёлый         

   Г. молчать

7. Дополните высказывание.

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

А. корнем  

Б. окончанием      

В. приставкой  

Г. суффиксом

8. Укажи слова с приставкой по-

1. пол              

2. посуда             

3. поход            

4. помыть

А.3,4                 

 Б.2,3                     

 В.1,4     

 Г. иной ответ

Задания второго уровня (2 балла)

9. Выбери нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором содержится сообщение.

У тебя разбита коленка.

А. (.)            

Б. ?           

В. !          

Г. иной ответ

10. Какие предложения составляют текст?

А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.

Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.

11. Укажите сколько слов в предложениях со звонкой согласной на месте пропусков.

Дети пошли на пру… Там весело шумит камы…, где живёт у….Ребята будут строить пло….

А.1    

Б.2                               

В. 3               

Г. 4

12.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. поля             

2. вагон             

3. лесной

4. дрожать     

5. песок   

6.герой

А. 1,3,4   

Б. 1,2,3,6       

В. 3,4,5    

Г.иной ответ

13. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь ?

А.  с…едобный гриб, построить сквореч…ник

Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным

В. знатное кушан..е, дружная сем..я

Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов

14. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

От инея пожелтели берёзки и покраснели осинки. Вода в реке потемнела. Холодный осенний ветер срывал листья.

А.2   

Б.3                                    В.4                           

Г. иной ответ

15. Укажите слово такое же по составу как слово пригорки

А. кормушки    

Б. подснежник  

В. медовый    

Г. заморозки

16. Укажите группу слов, где на месте пропуска будет буква с

А. …делать, ..мыть                                     Б. …дание, ..прыгнула

В...десь, .....кинуть                                                       Г. ..ломить, …вонить

Задания третьего уровня (3 балла)

17.Выпишите из предложения словосочетание.

На полянке росла сосна.

18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.

1. На ней висели яблоки.

 2.Под яблонькой спал зайка.

3.В огороде росла яблонька.

4.Зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу.

5.Вдруг яблоко упало на него.

19. Прочитай текст и выполни задания.

Тише дождь. Посветлело за окнами. Вода струится по стеклу. Побежали по дорогам ручьи. Позеленел за окнами луг.

Выпишите из третьего предложения второстепенный член.

20. Выпишите из предложения слова, которые пишутся с маленькой буквы.

М(м)осква – С(с)толица  Р(р)оссии.

21.Выполни задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Ломать – лом,   колоть – кол;

б..жать — ……., х…дить — ……

22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.

открыть

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появятся непроизносимая согласная? Выпиши образованное вами слово.

Прелесть, ужас, чудеса.

24. Выпишите из предложений слова с приставкой – из

Волк  (из)влёк (из)   (из)бушки всю (из)мазанную тестом лису.

 

Дидактическая игра «Разгадай кроссворд»

- Умеют  правильно отвечать на вопросы предложенного теста

-Развивают  внимание, связную речь, операции анализа

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа факультатива курса «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании следующих нормативных материалов: ·

Пояснительная записка Рабочая программа факультатива курса «Занимательные вопросы русского языка и математики» разработана на основании следующих нормативных материалов: ·

Воспитательные : - формирование положительной мотивации к учению

Воспитательные : - формирование положительной мотивации к учению

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития

Тема занятияСодержание занятияВиды деятельности обучающихся 1Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000Прочитай числа: 100, 568, 794, 430, 257, 986, 579, 239, 657, 876,…

Тема занятияСодержание занятияВиды деятельности обучающихся 1Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000Прочитай числа: 100, 568, 794, 430, 257, 986, 579, 239, 657, 876,…

Единицы времени: час, минута, секунда1ч=мин 6ч=мин 5ч=мин 9ч=мин 8ч=мин 4ч=мин 7ч=мин 5мин=сек 1мин=сек 3мин=сек 7мин=сек 8мин=сек

Единицы времени: час, минута, секунда1ч=мин 6ч=мин 5ч=мин 9ч=мин 8ч=мин 4ч=мин 7ч=мин 5мин=сек 1мин=сек 3мин=сек 7мин=сек 8мин=сек

Решение простейших уравнений способом подбора

Решение простейших уравнений способом подбора

Тема занятия Содержание занятия

Тема занятия Содержание занятия

Имя существительное: род, число 1)

Имя существительное: род, число 1)

Как определить падеж имени прилагательного? 2)

Как определить падеж имени прилагательного? 2)

Слова для справок: растения, аквариум, заботятся, рыбки

Слова для справок: растения, аквариум, заботятся, рыбки

Дидактическая игра « Подбери окончание»-

Дидактическая игра « Подбери окончание»-

А. на лесной Б. растёт

А. на лесной Б. растёт

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у

На ней висели яблоки. 2

На ней висели яблоки. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2024