РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«…Хоть и заглядывал я встарь
в академический словарь…»
«Удивительное – рядом. Практическая фразеология»
(общеинтеллектуальное направление развития личности школьника)
7 класс
Составитель:
Тихонова Л.А..,
учителя русского языка
и литературы 1 кв. категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
-
Программа «Удивительное - рядом. Практическая фразеология» рассчитана на учащихся 13 – 14 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск» (Т. А. Арсирий). Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна программы занятий «Удивительное рядом. Практическая фразеология. 7 класс».
Программа состоит из двух частей: теории и практики, материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть актуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Совершенствование умения правильно пользоваться фразеологическими оборотами в устной и в письменной речи, развитие навыков работы со словарём и Интернет-ресурсами.
К концу 7 класса ученик научится:
-отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
-распознавать фразеологизмы в тексте;
--усваивать смысловые значения фразеологизмов;
--обогатить фразеологический запас учащихся;
---отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями
Ученик получит возможность научиться:
. -пользоваться фразеологическим богатством русского языка;
- выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;
- применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.
Формы и виды организации занятий
Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол.-во часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма. |
1 |
|
2 |
Словари и справочники по русской фразеологии. |
1 |
|
3 4 |
Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы. |
1 1 |
|
5 |
Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи. |
1 |
|
6 7 |
Варианты фразеологического оборота Фразеологизмы-синонимы. |
1 1 |
|
8 9 |
Многозначность и синонимия в кругу фр. оборотов Антонимия в кругу фразеологических оборотов. |
1 1 |
|
10 |
Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория. |
1 |
|
11 12 |
Фразеологизмы активного употребления. Устаревшие фразеологические обороты. |
1 1 |
|
13 |
Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы. |
1 1. |
|
14 |
Старославянские фразеологизмы. |
1 |
|
15 |
Иноязычные фразеологизмы. |
1 |
|
16 17 18 |
Создание словаря «Крылатые выражения» Фразеологизмы мифов древней Греции. Фразеологизмы русского устного народного творчества. |
1 1 1 |
|
19 20 |
Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов. |
1 1 |
|
21 |
Из истории образования некоторых зооморфизмов. Работа со словарём и Интернет-ресурсами. |
1. |
|
22 |
Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению. |
1 |
|
23 |
Имя существительное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы). |
1 |
|
24 |
Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы). |
1 |
|
25 |
Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы). |
1 |
|
26 |
Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности. Работа со словарём, редактирование текста. |
1 |
|
27 |
Стилистические пласты фразеологии современного языка |
1 |
|
28 - 29 |
Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов. |
2 |
|
30 |
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. |
1 |
|
31
32 |
Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе. Фразеологизмы в публицистике современного периода. |
1
1 |
|
33 34 |
Исследование современной фразеологии. Подведём итоги. |
1 1 |
|
1
Термины и понятия, изучаемые на занятиях:
фразеология, фразеологизм, многозначные фразеологизмы, фразеологические сращения, крылатые слова, зооморфизмы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.