рабочая программа внеурочной деятельности 7 класс

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеур 7.docx

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

«…Хоть и заглядывал я встарь

в академический словарь…»

«Удивительное – рядом. Практическая фразеология»

 

(общеинтеллектуальное  направление развития личности школьника)

     7 класс

 

                                                                                    Составитель:

Тихонова Л.А..,

учителя русского языка

                                                                                            и литературы 1 кв. категории

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

-

 

Программа  «Удивительное -  рядом. Практическая фразеология» рассчитана на учащихся 13 – 14 лет.      Срок реализации программы – 1   год.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск» (Т. А. Арсирий). Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна   программы занятий «Удивительное рядом. Практическая фразеология. 7 класс».

        Программа состоит из двух частей: теории и практики, материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть актуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

 

Планируемые  результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

 Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Совершенствование  умения  правильно   пользоваться фразеологическими оборотами  в устной и в письменной речи,  развитие  навыков работы со словарём и Интернет-ресурсами.

К концу 7 класса ученик научится:

-отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

-распознавать фразеологизмы в тексте; 

--усваивать смысловые значения фразеологизмов;

--обогатить фразеологический запас учащихся;

---отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями

Ученик получит возможность научиться:

. -пользоваться фразеологическим богатством русского языка;

- выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;

- применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

 

Формы и виды организации занятий

Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции,  практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.

1

 

2

Словари и справочники по русской фразеологии.

1

 

3

 4

Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы.

1

1

 

5

Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.

1

 

6

 7

Варианты фразеологического оборота Фразеологизмы-синонимы.

1

1

 

8

9

Многозначность и синонимия в кругу фр. оборотов

 Антонимия в кругу фразеологических оборотов.

1

1

 

10

Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория.

1

 

 11  12

Фразеологизмы активного употребления. Устаревшие фразеологические обороты.

1

1

 

13

Фразеология с точки зрения ее формирования.   Исконно русские фразеологизмы.

1

1.

 

14

Старославянские фразеологизмы.

1

 

15

Иноязычные фразеологизмы.

1

 

16

17  18

Создание словаря «Крылатые выражения» Фразеологизмы мифов древней Греции. Фразеологизмы русского устного народного творчества.

1

1

1

 

19  20

Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.

1

1

 

21

Из истории образования некоторых зооморфизмов. Работа со словарём и Интернет-ресурсами.

1.

 

22

Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы   фразеологизмов по грамматическому строению.

1

 

23

Имя существительное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).

1

 

24

Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).

1

 

25

Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).

1

 

26

Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности. Работа со словарём, редактирование текста.

1

 

27

Стилистические пласты фразеологии современного языка

1

 

28 - 29

Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.

2

 

30

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

1

 

31

 

 32

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе. Фразеологизмы в публицистике современного периода.

1

 

1

 

33

34

Исследование современной фразеологии.

Подведём итоги.

1

1

 

1

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

фразеология, фразеологизм, многозначные фразеологизмы, фразеологические сращения, крылатые слова,  зооморфизмы.