Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Оценка 4.6
docx
08.02.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
РП ВД Функциональная грамотность, 5класс,.docx

 

Проект рабочей  программы курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность», 5 класс

 

 

            Проект рабочей программы (далее программа) курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО)  МБОУ «».

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению).В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Программа внеурочной деятельности соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличной отурочных.

В рамках реализации курса внеурочной деятельности используется педагогическая технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, что позволяет достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации образовательного процесса на занятиях внеурочной деятельности, достичь учебного успеха без потери здоровья ребенка, то есть, создать личностно-развивающую здоровье сберегающую среду в образовательном процессе.

1.Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Функциональная грамотность», 5 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ООО); с учетом программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование), методических рекомендаций по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №4» .

1.2. Местокурса внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность», 5 класс в учебном плане

Количество учебных часов:  на учебный год - 34 часов, в неделю – 1 час.

1.3. Общая характеристика курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, еевключенности в различные социальные сферы и социальныеотношения. Для успешного функционирования в общественужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях,а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разныхсторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильныйвыбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системноепредъявление содержания, обращающегося к различным на-
правлениям функциональной грамотности.Курс создает условия для формирования функциональнойграмотности школьников в деятельности, осуществляемой вформах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениямфункциональной грамотности (читательской, математической,естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению) В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяетобеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивногоповедения, развитие критического и креативного мышления

1.4. Цель курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизнизнания, умения и навыки для решения максимально широкогодиапазона жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности, общения и социальных отношений».

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс (34 часа)

Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч)

1. Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России).

2. Работаем над проектом (Школьная жизнь).

3. Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь).

4. По страницам биографий (Великие люди нашей страны).

5. Мир моего города (Человек и технический прогресс).

Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч)

1. Мои увлечения.

2. Растения и животные в нашей жизни.

3. Загадочные явления.

Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)

1. Модели и ситуации Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями.

2. Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые.

3. Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают, нужны  креативные идеи.

4. От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.

5. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы.

Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (4 ч)

1. Путешествия и отдых.

2. Транспорт.

3. Здоровье.

4. Домашнее хозяйство.

Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч)

1. Собираемся за покупками: что важно знать.

2. Делаем покупки: как правильно выбирать товары.

3. Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем.

4. Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя.

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

1. «Деньги – не щепки, счетом крепки»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч)

1. Мы умеем дружить.

2. Общаемся с одноклассниками и живем интересно.

3. Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?

4. Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки»

3. Планируемые образовательные результаты  по курсу внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность», 5 класс

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Ониформируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностные результаты

-  осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

-  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

-  ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

-  готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

-  осознание ценности самостоятельности и инициативы;

-  наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес ксоциальному сотрудничеству;

-  проявление интереса к способам познания;

-  стремление к самоизменению;

-  сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям ижизни в целом;

-  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

-  установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всейжизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

-  осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных иобщественных интересов и потребностей;

-  активное участие в жизни семьи;

-  приобретение опыта успешного межличностного общения;

-  готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

-  проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;

-  бережного отношения к личному и общественному имуществу;

-  соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-  освоение социального опыта, основных социальных ролей;

-  осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

-  готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

-   осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

-  умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

-  умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

-  ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;

-  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

-  активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред;

-  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы потрем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющиеумение учиться:

-  овладение универсальными учебными познавательными действиями;

-  овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

-  овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимисямежпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

– способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

– готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной  траектории;

 – способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

– способность к совместной деятельности;

 – овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

·       владеть приемами описания и рассуждения, в т. ч. – с помощью схем и знако-символических средств;

·       выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

·       устанавливать существенный признак классификации, основаниядля обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

·        с учетом предложенной задачи выявлять закономерности ипротиворечия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

·       предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

·       выявлять дефициты информации, данных, необходимыхдля решения поставленной задачи;

·       выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

·       делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

·       самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:

·       использовать вопросы как исследовательский инструментпознания;

·       формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

·       формировать гипотезу об истинности собственных сужденийи суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

·       проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

·       оценивать на применимость и достоверность информации,полученной в ходе исследования (эксперимента);

·       самостоятельно формулировать обобщения и выводы по рзультатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,владеть инструментами оценки достоверности полученныхвыводов и обобщений;

·       прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:

·       применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации или данных из источников сучетом предложеннойучебной задачи и заданных критериев;

·       выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

·       находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

·       самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации ииллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и ихкомбинациями;

·       оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

·       эффективно запоминать и систематизировать информацию
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированностькогнитивныхнавыкову обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

·       воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

·       выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменныхтекстах;

·       распознавать невербальные средства общения, пониматьзначение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;

·       понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвои возражения;

·       в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленныена решение задачи и поддержание благожелательности общения;

·       сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

·       публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

·       самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствиис ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

·       понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,обосновывать необходимость применения групповых формвзаимодействия при решении поставленной задачи;

·       принимать цель совместной деятельности, коллективностроить действия по еедостижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;

·       уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

·       планировать организацию совместной работы, определятьсвою роль (с учетом предпочтений и возможностей всехучастников взаимодействия), распределять задачи междучленами команды, участвовать в групповых формах работы(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

·       выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

·       оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия;

·       сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности и проявлять готовность к предоставлениюотчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированностьсоциальныхнавыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

·       выявлять проблемы для решения в жизненных и учебныхситуациях;

·       ориентироваться в различных подходах принятия решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

·       самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (илиего часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

·       составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритмс учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

·       делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:

·       владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

·       давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ееизменения;

·       учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могутвозникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

·       объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

·       вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;

·       оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:

·       различать, называть и управлять собственными эмоциямии эмоциями других;

·       выявлять и анализировать причины эмоций;

·       ставить себя на место другого человека, понимать мотивы инамерения другого;

·       регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

·       осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

·       признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

·       принимать себя и других, не осуждая;

·       открытость себе и другим;

·       осознавать невозможность контролировать все вокруг

     Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

     Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература»
По учебному предмету «Русский язык»:

-  понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;

-  формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

-  овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;

-  представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

-  извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

-  анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний  точки зрения решения коммуникативной задачи;

-  определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту)

По учебному предмету «Литература»:

-  овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

-  умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;

-  определять тематику и проблематику произведения;

-  выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;

-  овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа)

Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету  «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:

-  сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

-  решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропор-циональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;

-  извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговойдиаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;

-  оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;

-  пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать тер-
минологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур,
примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур;

-      пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;

-      находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;

-      использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

-      переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон-
текстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;

-      решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

-      умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;

-      умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;

-      умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

-      умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;

-      умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

-      сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

-      умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

-      умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

-      освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;

-      формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;

-      формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимо-
действия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;

-      формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;

-      формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);

-       формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);

-      приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

-      освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

-      формирование предпосылок научного типа мышления;

-      освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

-      способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;

-      проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;

-      демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т п ;

-      предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в областиэнерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;

-      ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.


4. Тематическое  планирование по курсувнеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 5 класс

Темазанятия

Теория

Практика

Формы  и виды деятельности

Введение в курс «Функциональная грамотность»

1

Введение

1

 

Игры и упражнения. Беседа, планирование работы

Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч)

2

Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)

1

 

Беседа. Решение познавательных задач и разбор ситуаций

3

Работаем над проектом (Школьная жизнь)

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

4

Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

5

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

6

Мир моего города (Человек и технический прогресс)

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)

7

Моиувлечения

1

0

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

8

Растения и животные в нашей жизни

1

1

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Беседа. Решение познавательных задач и разбор ситуаций

9

Загадочныеявления

1

1

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Беседа. Решение познавательных задач и разбор ситуаций

Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)

10

Креативное мышление: Модели и ситуации

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

11

Выдвижениеразнообразныхидей

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

12

Выдвижение креативных идей и их доработка

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

13

От выдвижения до доработки идей

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

14

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1.

15

Подведение итогов первой части программы.

Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни»(4 ч)

16

Путешествия и отдых

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

17

Транспорт

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

18

Здоровье

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

19

Домашнеехозяйство

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)

20

Собираемся за покупками: что важно знать

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

21

Делаем покупки: как правильно выбирать товары

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

22

Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решение познавательных задач и разбор ситуаций

23

Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решениепознавательных задач и разбор ситуаций

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)

24

«Деньги – не щепки, счетом крепки»

1

1

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания. Решение познавательных задач и разбор ситуаций

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать

и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч)

25

 

Мыумеемдружить

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания. Беседа.

26

Общаемся с одноклассниками и живем интересно

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания. Беседа

27

Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания. Решение познавательных задач и разбор ситуаций

28

Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать.  Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки»

2

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Деловая игра. Решение познавательных задач и разбор ситуаций

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

29

Подведение итогов программы. Самооценка

 результатов деятельности на занятиях

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

30

Итоговоезанятие

1

 

Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания.

Решениепознавательных задач и разбор ситуаций

 

Итого

34 часа

 

 


 

5. Промежуточная аттестация обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс

Вид: безотметочная система

 

6.Критерии оценок обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс


Безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)

 

7.Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс (приложение)


 

 

 


8 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность»,  5 класс 

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Учебные пособия по курсу «Функциональная грамотность»

1. Программа курса http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0_%D0%A4%D0%93.pdf

2. Методические рекомендации

https://mo.mosreg.ru/download/document/11360277

http://cmoko48.lipetsk.ru/rsoko/data/list1/Meth_rec_po_improv_func_gram.pdf

https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/07/metodicheskie-rekomendaczii-po-formirovaniyu-i-oczenke-funkczionalnoj-gramotnosti.pdf

3. Ковалева Г.С., Сидорова Г.А., Рябина Л.А.,Сборник эталонных заданий. 5 класс. Учебное пособие; Издательство: Просвещение/ 2022https://www.labirint.ru/books/762924/

4. Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность – императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. Т. 12. С. 263-269.

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2.

Интерактивныйкомплекс «Smart Board» с программнымобеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point.

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся.

3.

Документкамера Aver Media

Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью.

4.

Информационныеисточники

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение»

9.  Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

II. Технические средства обучения (ТСО)

1

Интерактивный комплекс «SmartBoard» с программным обеспечением WindowsXР и программа MicrosoftOffice-PowerPoint:

ü  Интерактивная лекционная доска HitachiFX77 (StarBoard

ü  Компьютер kraftwayidea модель KR 71 в сборе

ü  Мультимедиапроектор Hitachi CP-X1

ü  Передвижнойпроекционныйстолик 614

ü  Планшет цифровой графический GeniusG-Note 5000

ü  Сканер Epson Perfection V300 Photo

ü  Принтерлазерный SamsungML-3471 ND

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся



 

Скачано с www.znanio.ru

Проект рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс

Проект рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс

Для успешного функционирования в общественужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях,а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать…

Для успешного функционирования в общественужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях,а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать…

Домашнее хозяйство. Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) 1

Домашнее хозяйство. Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч) 1

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния…

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - умение оценивать свои действия с учетом влияния…

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированностькогнитивныхнавыкову обучающихся

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированностькогнитивныхнавыкову обучающихся

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированностьсоциальныхнавыков и эмоционального интеллекта обучающихся

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированностьсоциальныхнавыков и эмоционального интеллекта обучающихся

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения)

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения)

Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; - находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр…

Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; - находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр…

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: - освоение системы знаний, необходимых для…

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: - освоение системы знаний, необходимых для…

- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в областиэнерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области…

- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в областиэнерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области…

Тематическое планирование по курсувнеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 5 класс №

Тематическое планирование по курсувнеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 5 класс №

Путешествия и отдых 1 Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

Путешествия и отдых 1 Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания

Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях 1

Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях 1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс № п/п

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность», 5 класс № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023