Классный час «Закон и ты»
Цели: познакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребёнка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости; дать понять, что знание своих прав – это понимать, что он может (имеет право) сделать в той или иной ситуации и что не могут (не имеют право) сделать ему в этой ситуации другие.
I. Вступительное слово
Ребята, мы с вами являемся частичкой, образующей общество. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную особенную предназначенность и уникальность. И только, узаконив безусловный приоритет соблюдения прав человека, можно полноценно реализовать себя, выстроить собственную жизнь и позволить это же сделать другому.
XX век, с его катаклизмами и разрушительными войнами, дал человечеству возможность осознать, что право и закон - не прихоти, они необходимы для того, чтобы люди жили в мире и согласии. Демократия и культура мира невозможны без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к собственной жизни и жизни сограждан.
П. Беседа по теме классного часа
1. 10 декабря 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека. В ней перечисляются основные права и свободы человека:
право на жизнь; запрет пыток, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания; запрет рабства; запрет незаконного ареста; свобода собраний; право на справедливый суд; право на уважение частной и семейной жизни; свобода мысли и слова, религии; право на труд; право на образование;
право на гражданство;
право свободно передвигаться по своей стране и переезжать в другую страну. (презентация)
Мы уже знаем, что многое в жизни мы можем выбирать: одежду, еду, друзей, взгляды, школу, профиль обучения. Нам предоставлено право выбора. Однако часто ли мы задумываемся, на что наш выбор может повлиять? На листках в графах поставить 100%, 50% или 0%, в зависимости от того, насколько можете влиять на выбор. (выдаются таблицы)
Школу, в которой буду учиться |
Родителей |
Родину |
Как мне учиться |
С кем мне дружить |
Стратегию развития государства |
Президента |
Директора школы |
Командира класса |
Классного руководителя |
Идёт обсуждение таблицы
2. Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности – конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.
Вопрос: Имею ли я право выражать свободно свое мнение?
Ответ: Да. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Это закреплено статьей 13 Конвенцией ООН о правах ребенка.
Вопрос: Скажите, если я нарушу закон, как со мной будут обращаться?
Ответ: Ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию. Ребенок имеет право на основные гарантии, а также правовую и другую помощь при защите. Следует по возможности избегать судебного разбирательства и содержания в местах лишения свободы (статья 40 Конвенции ООН).
Вопрос: Мне бы хотелось узнать, какие основные права я имею как учащийся?
Ответ: Получение образования в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами; получение впервые бесплатного начального, основного общего, полного среднего образования; бесплатное пользование библиотечным фондом; получение дополнительных (в том числе и платных) образовательных услуг; участие в управлении образовательным учреждением; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; добровольное привлечение к труду, не предусмотренного образовательной программой; добровольное вступление в любые общественные организации; защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
Вопрос: Кто несет ответственность за получение мной среднего образования - родители или школа?
Ответ: В законе записано, что ответственность за получение среднего образования ребенком несут родители.
Вопрос: Могу ли я заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы меня аттестовали и выдали аттестат?
Ответ: Да, можешь. Такая форма аттестации называется экстернат, также форма семейного образования.
Вопрос: Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?
Ответ: Нет, не обязан. Но не надо спешить сразу же отказываться от посещения этих мероприятий. Не исключено, что они могут понравиться и принести много полезного. Может, именно после такого мероприятия у тебя появятся друзья и новые интересы.
Есть права, значит должны быть и обязанности.
- перечисляют обязанности
- презентация (административные нарушения, Уголовный кодекс)
Дать объяснение примерам:
1. Ученик на уроке громко запел
2. В автобусе мягкие сиденья изрезаны ножом.
3 Ученики - старшеклассники, разговаривая друг с другом, используют нецензурные выражения,
4. Школьники разбросали песок, который их сосед привез для выполнения строительных работ и не успел перенести во двор.
5. Ни перемене пятиклассники, играя в салочки, разбили стекло,
6. Ученик 7 класса разбил стекло в кабинете истории, потому что не согласен с оценкой, выставленной учителем,
7. Вырезание ножом на партах.
8. Выкручивание болтов из мебели, приведение ее в негодность.
9. Ученик 11 класса разбил плафон, подбрасывая пенал на перемене.
Вопрос: С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?
Ответ: К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.
Вопрос: Какие виды наказаний за совершение административных правонарушений могут применяться в отношении несовершеннолетнего?
Ответ: Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По закону могут быть следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
III. Подведение итогов
- Ребята, стремитесь к знанию прав и законов, их соблюдению, ведь от вас зависит шаг к строительству правового государства.
Учитель раздает памятки.
Памятка «Я имею право...»
Сказать «Я имею право...» означает:
• ты знаешь, что такое закон и право;
• ты знаешь, что такая возможность в законе записана;
• ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;
• ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.
Памятка «Важные правила»
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.