Методика исследования зрительного гнозиса
Структура методики
1. Предметный гнозис
2. Зрительно-пространственный гнозис
3. Буквенный гнозис
Содержание методики
1. Предметный гнозис
Задание 1. Выбор картинки по слову, наименованию.
Материал: 1) реальные предметы; 2) предметные картинки
Инструкция: «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.»
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речь). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария.
Задание 2. Называние
Материал: 1) контурные изображения, 2) перечеркнутые изображения, 3) конфликтные фигуры («кентавры»).
Инструкция: «Что здесь нарисовано – назови».
Анализ симптомов (ошибок): сенсибилизированная проба; исследуется вычленение существенных признаков предмета.
Задание 3. Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету
Материал: Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы, но разного цвета, карандаши.
Инструкция: 1) Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета;
2) Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки;
3) Скажи, какого цвета эта фигурка.
2. Зрительно-пространственный гнозис
Задание 4. Узнавание времени на схематических
часах
Материал: Нарисованные схематические часы без циферблата
Инструкция: "Скажи, сколько времени на этих часах" (задача - узнавание).
Анализ симптомов (ошибок): Ошибки в
этих текстах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения
стрелок и связи их положения со значением, т.е. с временем, о квазипространственном нарушении. Этот
дефект указывает на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только
левого, но и правого полушария)
Задание 5. Установка стрелок на часах по образцу
Материал: Тот же.
Инструкция: "Поставь стрелки часов точно, как у меня" (дается образец).
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется пространственное восприятие.
Задание 6. Установка заданного времени
Материал: Тот же.
Инструкция: "Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось "без 15 три", "25 седьмого" и т.д. (задача - восприятие по речи).
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием.
Задание 6. Узнавание и называние римских чисел
Материал: Пространственно-ориентированные числа IX, XI, IV, VI
Инструкция: "Узнай и скажи, какое это число" (предъявляется одно число)
Анализ симптомов (ошибок): Ошибки в оценке пространственно-ориентированных цифр и букв - это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов, как левого, так и правого полушария мозга.
Задание 7. Узнавание и название
арабских чисел
Материал: Пространственно-ориентированные арабские числа 6,9,66,99
Инструкция: 1) "Назови эти числа" (предъявляется одна цифра или одно число). 2) "Покажи такое же число"
Анализ симптомов (ошибок): То же
2. Буквенный гнозис
Задание 8. Узнавание и называние букв
Материал: Пространственно-ориентированные буквы: Ф-В, р-d, d-б, 3-Э
Инструкция: "Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них неправильно"
Анализ симптомов (ошибок): То же
Анализ симптомов (ошибок): Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.