Рассмотрено На заседании педагогического совета протокол №8 «30» августа 2021г. |
Утверждено Приказом руководителя МБОУ «Евтинская ООШ» № 156 от «30» августа 2021г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
на 2022 – 2023 учебный год
для обучающихся 5 класса
Составитель:
руководитель объединения
МБОУ «Евтинская ООШ»
Карасева В.А.
с.Евтино
2022г.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Личностные
будут сформированы:
· формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
· оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
· находит и извлекает информацию в различном контексте;
· объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
· анализирует и интегрирует полученную информацию;
· формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
· делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
· находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
· применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
· формулировать проблему на основе анализа ситуации;
· анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
· оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
· интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
· оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаций и основных видов деятельности.
Модуль «читательская грамотность»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Модуль «математическая грамотность»
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «естественнонаучная грамотность»
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли.
Живая природа. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «финансовая грамотность»
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах.
Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»?
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Формы деятельности |
|
|
|
|
1. |
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»деньги. Фальшивые деньги: история и современность. |
0,5 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Деньги в разных странах |
0,5 |
Круглый стол, игра. |
3. |
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? |
0,5 |
Игра |
4. |
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. |
0,5 |
Игра, круглый стол. |
5. |
Социальные выплаты: пенсии, пособия. |
0,5 |
Круглый стол, игра, квест. |
6. |
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? |
0,5 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. |
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. |
0,5 |
Проект, игра. |
8. |
Проведение рубежной аттестации. |
0,5 |
Тестирование. |
Итого |
4 |
|
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Формы деятельности |
|
|
|
|
1. |
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. |
0,5 |
Беседа, конкурс. |
2. |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. |
0,5 |
Работа в парах. Ролевая игра. |
3. |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? |
0,5 |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
4. |
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). |
0,5 |
Круглый стол. |
5. |
Что такое вопрос? Виды вопросов. |
0,5 |
Квест, конкурс. |
6. |
Составление плана на основе исходного текста. |
0,5 |
Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. |
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) |
0,5 |
Ролевая игра. |
8. |
Проведение рубежной аттестации. |
0,5 |
Тестирование. |
Итого |
4 |
|
Модуль «Основы математической грамотности»
№ |
Тема занятия |
Всего часов
|
Формы деятельности |
1. |
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. |
0,5 |
Беседа, обсуждение, практикум. |
2. |
Сюжетные задачи, решаемые с конца. |
0,5 |
Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3. |
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. |
0,5 |
Обсуждение, урок-исследование. |
4. |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. |
0,5 |
Беседа, обсуждение практикум. |
5. |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
0,5 |
Игра. |
6. |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. |
0,5 |
Урок-практикум |
7. |
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. |
0,5 |
Урок-практикум. |
8. |
Проведение рубежной аттестации. |
0,5 |
Тестирование. |
Итого |
4 |
|
Модуль «Естественнонаучной грамотности»
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Формы деятельности |
|
|
|
|
|
|
1. |
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. |
1 |
Беседа, демонстрация записей звуков. |
|
2. |
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. |
1 |
Беседа |
|
3. |
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. |
1 |
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
|
Вода. Уникальность воды. |
1 |
|||
4. |
Углекислый газ в природе и его значение. |
1 |
||
5. |
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. |
|
Работа с коллекциями менералов и горных пород. |
|
|
|
|
|
|
6. |
Атмосфера Земли. |
1 |
|
|
7. |
Уникальность планетыЗемля.Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. |
1 |
Беседа. Презентация. |
|
8 |
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
Тестирование. |
|
Итого |
10 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.