Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность, 5 класс"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность, 5 класс"

Оценка 5
docx
02.04.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность, 5 класс"
РП ФГ 5кл.docx

Рассмотрено

На заседании педагогического

совета

протокол №8

«30» августа 2021г.

Утверждено

Приказом руководителя

МБОУ «Евтинская ООШ»

№ 156 от «30» августа 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Функциональная грамотность»

на 2022 – 2023 учебный год

для  обучающихся 5 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             Составитель:  

 руководитель объединения

МБОУ «Евтинская ООШ»

Карасева В.А.

 

с.Евтино

2022г.

1.     Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Личностные

будут сформированы:

·        формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;

·        оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

·        находит и извлекает информацию в различном контексте;

·        объясняет и описывает явления на основе полученной информации;

·        анализирует и интегрирует полученную информацию;

·        формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;

·        делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.

 

Предметные

обучающийся научится:

·        самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность:

·        находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;

·        применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;

·        формулировать проблему на основе анализа ситуации;

·        анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;

·        оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;

·        интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;

·        оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.

 

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаций и основных видов деятельности.

Модуль «читательская грамотность»

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

Что такое вопрос? Виды вопросов.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

Работа со сплошным текстом.

Модуль «математическая грамотность»

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль «естественнонаучная грамотность»

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.

Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли.

Живая природа. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «финансовая грамотность»

Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах.

Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»?

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

 

 

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 Модуль: «Основы финансовой грамотности»

 

 

Тема занятия

Всего

часов

Формы деятельности

 

 

 

 

1.

Удивительные        факты      и    истории                                 о деньгах.

Нумизматика.          «Сувенирные»деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах

0,5

Круглый стол, игра.

3.

Откуда        берутся         деньги?        Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

0,5

Игра

4.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

0,5

Игра, круглый стол.

5.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

0,5

Круглый стол, игра, квест.

6.

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

0,5

Проект, игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

0,5

Тестирование.

Итого

4

 

 

Модуль «Основы читательской грамотности»

 

Тема занятия

Всего часов

Формы деятельности

 

 

 

 

1.

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

 

0,5

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

0,5

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль

текста или его частей?

0,5

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное

и техническое).

0,5

Круглый стол.

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

0,5

Квест, конкурс.

6.

Составление плана на основе исходного текста.

0,5

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

0,5

Ролевая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

0,5

Тестирование.

Итого

4

 

 

Модуль «Основы математической грамотности»

 

Тема занятия

Всего часов

 

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

0,5

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

0,5

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

0,5

Обсуждение, урок-исследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

0,5

Беседа, обсуждение практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

 

 

0,5

 

Игра.

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

 

0,5

Урок-практикум

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

0,5

Урок-практикум.

8.

Проведение рубежной аттестации.

0,5

Тестирование.

Итого

4

 

 

                                               Модуль «Естественнонаучной грамотности»

 

Тема занятия

Всего часов

Формы деятельности

 

 

 

 

1.

Звуковые      явления.      Звуки     живой                       и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей

звуков.

2.

Устройство                 динамика. Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

 

1

Беседа

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

 

Работа с коллекциями менералов и горных пород.

 

 

 

 

6.

Атмосфера Земли.

1

 

7.

Уникальность        планетыЗемля.Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

 

1

 

Беседа. Презентация.

 8

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

10

 

 

 


 

Рассмотрено На заседании педагогического совета протокол №8 «30» августа 2021г

Рассмотрено На заседании педагогического совета протокол №8 «30» августа 2021г

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаций и основных видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаций и основных видов деятельности

Модуль «финансовая грамотность»

Модуль «финансовая грамотность»

Итого 4

Итого 4

Сюжетные задачи, решаемые с конца

Сюжетные задачи, решаемые с конца

Природные индикаторы. 1

Природные индикаторы. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023