Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2023г. №1060
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей математики и информатики, протокол №1 от 28.08.2023г.
МБОУ «СШ №21
Нижневартовск 2023 Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» предназначена для обучающихся 8 классов МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС общего общего образования и на основе программ Апаткин В.А. Художественная обработка древесины. – Архангельск, 1992, Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991, Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.
Цель программы: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы при помощи обучения детей творческой, вдумчивой работе с древесиной, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности. Задачи:
1. Раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративноприкладного искусства в духовно-материальной жизни общества.
2. Посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности способствовать социализации воспитанников в обществе.
3. Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.
4. Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины.
5. Развивать художественно – творческие способности учащихся, фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
6. Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения, художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий.
Творческий процесс по созданию изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практической работы приобрести общие и специальные трудовые умения и навыки в области художественно-технической деятельности.
Занимаясь обработкой древесины, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по технологии, изобразительному искусству, черчению, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитанники должны знать:
• принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
• физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
• способы разметки по шаблону и чертежу;
• принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
• иметь понятие о конструировании и моделировании;
• способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
• основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; разные виды резьбы и их особенности;
• способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
уметь:
• рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности;
• уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
• определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
• производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
• применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
• выполнять операции сверления, выпиливания, резьбы, выжигания ;
• производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
• выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
• самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, выпиливания, резьбы, выполнять изученные приемы работы;
• затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
• бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
• экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Способы проверки полученных ЗУНов: полученные теоретичские знания проверяются в виде индивидуального или фронтального опроса учащихся, подготовки кратких интересных тематических сообщений. Практические навыки непосредственно при выполнении определенных технологических операций или упражнений, а также при изготовлении поделок и изделий.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников. Прямые:
• теоретический уровень знаний;
• степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
• применение полученных знаний на практике;
• соблюдение технических и технологических требований;
• качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
• изготовление изделия в установленные нормы времени;
• соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды. Косвенные:
• экономия материалов;
• желание трудиться;
• познавательная активность и творческий подход;
• самостоятельность;
• партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения:
• Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
• Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
• Практические: практические занятия.
• Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
• Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы организации деятельности: индивидуальная; коллективная.
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
• школьные, учебные мастерские;
• инструменты и приспособления (лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, выжигатели, станки);
• рабочие верстаки, стулья;
Для воплощения творческих идей учащихся, занимающихся в кружке, требуется большое количество разных материалов, часть из которых имеются в школьной, учебной мастерской, а часть приносятся самими учащимися приобретенных за счет родителей: древесина, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины и т.п.
Формы подведения итогов:
• Выставки детского творчества.
• Участие детей в школьных, районных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Использованная литература:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
2. Э.С. Смирнова, Памятники древнерусского зодчества. Кижи., Искусство, 1970.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
5. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
6. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1).
- М.: Народное творчество, 2001.
7. А. В. Ополовников, Русское деревянное зодчество. – Искусство, 1983.
8. Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991 9. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
10. Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. – Москва, 1986.
11. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1998. 12. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
2. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
3. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
4. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
5. Технология 5. /Под ред. Тищенко А.Т., Синица Н.В./ - М.: Вентана - Граф, 2011.
6. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д, Тищенко А.Т., Самородский ПС/.- М.: Вентана - Граф, 2011.
7. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д Тищенко А.Т., Самородский ПС./.- М.: Вентана - Граф, 2011.
8. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Вентана - Граф, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.