Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Оценка 4.9
pdf
13.02.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"
РП ХОД 8.pdf

 

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,  утвержденной приказом директора школы  от 30.08.2023г. №1060

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики и информатики, протокол №1 от 28.08.2023г.

 

 

 

 

 

МБОУ «СШ №21 

 

 

Нижневартовск 2023 Пояснительная записка.

 

Программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» предназначена для обучающихся 8 классов МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС общего общего образования и на основе программ Апаткин  В.А. Художественная обработка древесины. – Архангельск, 1992, Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991, Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.

 

Цель программы: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы  при помощи обучения детей творческой, вдумчивой работе с древесиной, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности. Задачи:

 

1.      Раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративноприкладного искусства в духовно-материальной жизни общества.

2.      Посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности способствовать социализации воспитанников в обществе.

3.      Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.

4.      Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины.

5.      Развивать художественно – творческие способности учащихся, фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. 

6.      Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества.

 

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения,  художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. 

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия. 

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий. 

 

Творческий процесс по созданию изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практической работы приобрести общие и специальные трудовые умения и навыки в области художественно-технической деятельности. 

 

Занимаясь обработкой древесины, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по технологии, изобразительному искусству, черчению, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

 

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

 

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитанники должны  знать: 

      принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;  основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); 

      физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; 

      способы разметки по шаблону и чертежу; 

      принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; 

      иметь понятие о конструировании и моделировании; 

      способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; 

      основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;  разные виды резьбы и их особенности; 

      способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;  правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. 

уметь: 

      рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности; 

      уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; 

      определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; 

      производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; 

      применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку; 

      выполнять операции сверления, выпиливания, резьбы, выжигания ; 

      производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; 

      выполнять простейшие расчёты стоимости изделия; 

      самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, выпиливания, резьбы, выполнять изученные приемы работы; 

      затачивать и править необходимый инструмент для резьбы; 

      бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами; 

      экономно расходовать материалы и электроэнергию.

 

Способы проверки полученных ЗУНов: полученные теоретичские знания проверяются в виде индивидуального или фронтального опроса учащихся, подготовки кратких интересных тематических сообщений. Практические навыки непосредственно при выполнении определенных  технологических операций или упражнений, а также при изготовлении поделок и изделий.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников. Прямые: 

      теоретический уровень знаний; 

      степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями; 


      применение полученных знаний на практике; 

      соблюдение технических и технологических требований; 

      качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия; 

      изготовление изделия в установленные нормы времени; 

      соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.  Косвенные: 

      экономия материалов; 

      желание трудиться; 

      познавательная активность и творческий подход; 

      самостоятельность; 

      партнёрские отношения при совместной работе. 

 

Методы обучения:

      Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

      Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

      Практические: практические занятия.

      Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.

      Эвристический: продумывание будущей работы.

 

Формы организации деятельности индивидуальная;  коллективная. 

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу. 

 

Техническое оснащение занятий включает в себя:

                     школьные, учебные мастерские;

                     инструменты и приспособления (лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, выжигатели, станки); 

                     рабочие верстаки, стулья;

Для воплощения творческих идей учащихся, занимающихся в кружке, требуется большое количество разных материалов, часть из которых имеются в школьной, учебной мастерской, а часть приносятся самими учащимися приобретенных  за счет родителей: древесина, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины и т.п.

 

Формы подведения итогов:

      Выставки детского творчества.

      Участие детей в школьных, районных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 




Использованная литература:

 

1.                    Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

2.                    Э.С. Смирнова, Памятники древнерусского зодчества. Кижи., Искусство, 1970.

3.                    Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4.                    Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

5.                    Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

6.                    Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1).

- М.: Народное творчество, 2001.

7.                    А. В. Ополовников, Русское деревянное зодчество. – Искусство, 1983.

8.                    Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991 9.        Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

10.              Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. – Москва, 1986.

11.              Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1998. 12.       Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.

 

 

 

Рекомендуемая литература для обучающихся:

 

1.                  Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

2.                  Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

3.                  Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

4.                  Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

5.                  Технология 5. /Под ред. Тищенко А.Т., Синица Н.В./ - М.: Вентана - Граф, 2011.

6.                  Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д, Тищенко А.Т., Самородский ПС/.- М.: Вентана - Граф, 2011.

7.                  Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д Тищенко А.Т., Самородский ПС./.- М.: Вентана - Граф, 2011.

8.                  Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Вентана - Граф, 2011.

 

 

 

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом директора школы от 30

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом директора школы от 30

РАССМОТРЕНО

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики и информатики, протокол №1 от 28.08.2023г. МБОУ «СШ №21

на заседании методического объединения учителей математики и информатики, протокол №1 от 28.08.2023г. МБОУ «СШ №21

Нижневартовск 2023 Пояснительная записка

Нижневартовск 2023 Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского»

МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского»

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала

• принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;  основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); • физико-механические, технологические, энергетические, экологические…

• принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;  основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); • физико-механические, технологические, энергетические, экологические…

Способы проверки полученных ЗУНов : полученные теоретичские знания проверяются в виде индивидуального или фронтального опроса учащихся, подготовки кратких интересных тематических сообщений

Способы проверки полученных ЗУНов : полученные теоретичские знания проверяются в виде индивидуального или фронтального опроса учащихся, подготовки кратких интересных тематических сообщений

Косвенные: • экономия материалов; • желание трудиться; • познавательная активность и творческий подход; • самостоятельность; • партнёрские отношения при совместной работе

Косвенные: • экономия материалов; • желание трудиться; • познавательная активность и творческий подход; • самостоятельность; • партнёрские отношения при совместной работе

При организации работы кружка используется дидактический материал

При организации работы кружка используется дидактический материал

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1

Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе

Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе

Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.

Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2024