ЮНЫЙ МАТЕМАТИК. 2 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы, авторской рабочей программы М.И. Моро, С.И. Волковой «Для тех, кто любит математику».
Рабочая программа реализуется с помощью УМК «Школа России».
Целью организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников является реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся.
Цель занятий интеллектуального клуба познавательной направленности «Юный математик»: Математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Основные задачи, решение которых направлено на достижение целей математического образования:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познаниями окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-развитие познавательных способностей;
-воспитание стремления и расширению математических знаний.
Общая характеристика курса
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике с учащимися начальных классов вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Внеурочную работу рассматривают как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учетом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному. Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000000, введение
разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном математическом игре-конкурсе для детей «Кенгуру».
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Юный математик» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. В 1 классе — 33 ч, во 2—4 классах — по 34 ч.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Умение дать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Приобрести навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Дать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться выполнять верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другу: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических модулей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Программа курса состоит из таких разделов:
ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа от 1 до 20: составление и сравнение числовых выражений; числовые цепочки и «Круговые примеры»; числовые головоломки и ребусы
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задания на выявления закономерностей; задачи на внимание, задачи-шутки
Геометрия на плоскости и в пространстве: сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части;
составление геометрических фигур из частей; увеличение рисунка по клеткам
Разные задачи: взвешивание, перекладывание, геометрическая смесь (составление различных фигур из счётных палочек)
ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа от 1 до 100: составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу; классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям; числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй»; выражения с буквой, сравнение таких выражений
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание,
задачи-шутки, кроссворды
Взвешивание, переливание, распиливание
Задания геометрического содержания: взаимное расположение фигур на плоскости; деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; ориентирование в пространстве: вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана передвижений; вид одного и того же пейзажа с разных позиций (вид слева, вид справа, прямо)
Математическая олимпиада
ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа от 1 до 1000: чётные и нечётные числа; составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; сравнение числовых и буквенных выражений; решение уравнений; числовые головоломки, лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты»
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи повышенного уровня сложности: на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные задачи; задачи на внимание; задачи-шутки, кроссворды
Взвешивание, переливание, распиливание
Задания геометрического содержания: вычерчивание геометрических фигур; деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; взаимное расположение кругов на плоскости; составление фигур из счётных палочек, преобразование составленных фигур
Разные задачи
Математическая олимпиада
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Числа, которые больше 1000: арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные
рамки»; составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; решение уравнений
Логические задачи (Логика и смекалка): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные задачи, задачи-шутки, взвешивание
Задания геометрического содержания: деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур
по заданным условиям; вычисление периметра и площади различных фигур; головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры; построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.); геометрические игры: «Старинная китайская головоломка», «Пентамино»; масштаб, план
Шашки. Турнир по игре в шашки
Математическая олимпиада
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п |
Наименование раздела |
Количество часов по программе |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
«Числа от 1 до 100» |
11 |
13 |
2 |
Логические задачи (Логика и смекалка) |
8 |
8 |
3 |
Взвешивание, переливание, распиливание |
2 |
2 |
4 |
Задания геометрического содержания |
7 |
9 |
5 |
Математическая олимпиада |
2 |
2 |
|
Всего |
30 |
34 |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный математик».
2 класс 2019 – 2020 уч. г.
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
|
«Числа от 1 до 100» (13 часов) |
||||
1 |
|
Составление и сравнение числовых выражений. |
Сравнивать математические понятия, выражения по разным основаниям. • Анализировать различные способы хода рассуждения. • Контролировать правильность выполнения задания. • Использовать различные способы решения: правильности выполнения • Высказывать прогнозы. • Обобщать данные. • Моделировать изучение зависимости. Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию ) на основе работы с иллюстрацией учебника; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
|
2 |
|
Составление и сравнение числовых выражений. |
||
3 |
|
Составление и сравнение числовых выражений. |
||
4 |
|
Упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу. |
||
5 |
|
Упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу. |
||
6 |
|
Классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям. |
||
7 |
|
Классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям. |
||
8 |
|
Классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям. |
||
9 |
|
Числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй». |
||
10 |
|
Числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй». |
||
11 |
|
Выражения с буквой, сравнение таких выражений. |
||
12 |
|
Выражения с буквой, сравнение таких выражений. |
||
13 |
|
Выражения с буквой, сравнение таких выражений. |
||
«Логические задачи (Логика и смекалка)» (8 часов) |
||||
1(14) |
|
Задачи на сравнение. |
• Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. • Планировать поиск пути решения задачи. • Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. • Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. • Формулировать выводы. • Находить решение разными способами. • Контролировать правильность выполнения задания. • Использовать различные способы решения: правильности выполнения • Высказывать прогнозы. • Обобщать данные. • Моделировать изучение зависимости. -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических модулей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); - Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. - Воспитание чувства справедливости, ответственности. - Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. - учиться высказывать своё предположение (версию ) на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану; - слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
|
2(15) |
|
Задачи на сравнение. |
||
3(16) |
|
Комбинаторные задачи. |
||
4(17) |
|
Комбинаторные задачи. |
||
5(18) |
|
Сюжетные логические задачи. |
||
6(19) |
|
Сюжетные логические задачи. |
||
7(20) |
|
Задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды. |
||
8(21) |
|
Задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды. |
||
«Взвешивание, переливание, распиливание» (2 часа) |
||||
1(22) |
|
Взвешивание, переливание. |
• Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному. • Объяснять выполнение задания. • Контролировать правильность выполнения задания. • Использовать различные способы решения: правильности выполнения • Высказывать прогнозы. • Обобщать данные. • Моделировать изучение зависимости. -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник ,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса; - Умение дать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Приобрести навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. • Объяснять выполнение задания. • Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. • Конструировать модели геометрических фигур. • Преобразовывать модели. • Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов. • Обобщать данные. • Моделировать изучение зависимости. • Конструировать геометрические фигуры из подручного материала. Воспитание чувства справедливости, ответственности. Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. -учиться работать по предложенному учителем плану; -учиться выполнять верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; |
|
2(23) |
|
Переливание, распиливание. |
||
«Задания геометрического содержания» (9 часов) |
||||
1(24) |
|
Взаимное расположение фигур на плоскости. |
• Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. • Планировать поиск пути решения задачи. • Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. • Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. • Формулировать выводы. • Находить решение разными способами. • Контролировать правильность выполнения задания. • Использовать различные способы решения: правильности выполнения • Высказывать прогнозы. • Обобщать данные. • Моделировать изучение зависимости. -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических модулей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); - Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. - Воспитание чувства справедливости, ответственности. - Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. - учиться высказывать своё предположение (версию ) на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану; - слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Обобщать данные. • Моделировать изучение зависимости. Объяснять выполнение задания. • Контролировать правильность выполнения задания. - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи. - Умение дать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Приобрести навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
|
2(25) |
|
Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей. |
||
3(26) |
|
Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей. |
||
4(27) |
|
Преобразование фигур по заданным условиям. |
||
5(28) |
|
Преобразование фигур по заданным условиям. |
||
6(29) |
|
Ориентирование в пространстве. |
||
7(30) |
|
Ориентирование в пространстве. |
||
8(31) |
|
Вид одного и того же пейзажа с разных позиций. |
||
9(32) |
|
Вид одного и того же пейзажа с разных позиций. |
||
«Математическая олимпиада» (2 часа) |
||||
1(33) |
|
Подготовка к участию в математической олимпиаде. |
|
|
2(34) |
|
Участие в математической олимпиаде. |
|
|
|
|
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учащихся, учебники.
1. Рабочая тетрадь М.И. Моро, С.И. Волковой «Для тех, кто любит математику». Москва: Издательство «Просвещение», 2018
Методические пособия для учителя.
1 .Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е.С.Савинов. – 3-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2014. – 204 с. - (Стандарты второго поколения).
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М. Просвещение, 2011. - 33ст.- (Стандарты второго поколения).
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Персональный компьютер. МФУ.
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки). Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел.
Экранно-звуковые пособия.
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики.
Учебно - практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.
Игры.
Настольные развивающие игры. Конструкторы. Электронные игры развивающего характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.