Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мало-Куналейская СОШ
Программа внеурочной деятельности
«Калейдоскоп проектно-исследовательской
деятельности младших школьников»
в 1-4 классах
Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Количество часов в год: 33-34 ч
Срок реализации: 4 года 135 ч
Ф.И.О. педагога – разработчика программы:
Учитель английского языка: Некипелова Лариса Иннокентьевна
высшая квалификационная категория
с.Малый Куналей, 2018г
Пояснительная записка
1.Нормативно-правовая документация:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 06.10.2009г., № 373, с последующими редакциями;
Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях(Приложение к письму Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16
2. Назначение программы:
Учебный план образовательной организации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно учебный план образовательной организации состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Варианты учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательных отношений в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают до 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:
спортивно-оздоровительное;
общекультурное;
общеинтеллектуальное;
духовно-нравственное;
социальное.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательных отношений, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательных отношений, самому образовательному процессу и его результатам в образовательной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой професс Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:
учащийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи);
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль);
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка),
только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения учащегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
3. Актуальность программы
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную и исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
4. Место в учебном плане:
Программа ««Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления.
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Второй, третий, четвёртый классы – 34 часа в неделю (1 час в неделю). Всего 135 занятий.
Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут.
Цели и задачи программы:
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
· формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
· обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
· развивать познавательные потребности и способности, креативность,
· развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
· формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
· формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Ожидаемый результат:
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. опыт публичного выступления
|
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Общеучебные организационные умения
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Общеучебные умения поиска сведений
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Творческие общеучебные умения
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Менеджерские умения и навыки
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности.
Коммуникативные умения
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Навыки интервьюирования, устного опроса, презентационные умения и навыки.
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Артистические умения.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
Привлечение родителей
Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения занятия, как правило, нестандартные: игра, диалог,практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация. Занятия в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектно-исследователькая деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная и исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятия, как правило, интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые, деловые игры и т. д.
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно - коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего образовательного процесса.
На разных этапах проектно - исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:
проектировщик - проектирует основные вехи проектно - исследовательской деятельности обучающихся, вплоть до ее выполнения.
консультант - побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы исследовательского типа. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
Координатор - помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
На других этапах исследования и проектирования, где обучающемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли Мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Этапы работы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи |
Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. |
Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат |
Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
Планирование |
Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде |
Формируют задачи, уточняют информацию |
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно- аналитический этап |
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. |
Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. |
Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Анализируют информацию, оформляют проект |
Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта |
Коллективная защита проекта, оценка |
Защищают проект. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексивный этап |
Анализ выполнения проекта |
Участвуют в самоанализе и самооценке проекта |
Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы. |
Сроки реализации программы: 4 года (1–4-й класс).
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1-й класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2–3-й класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4-й класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Использованная литература:
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
17.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаём/
Для обучающихся
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Материально-техническое обеспечение:
Тематическое планирование
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия |
Тема |
Кол. часов |
|
1-2 |
«Мой класс и моя школа». - экскурсия по школе -оформление странички о своём классе |
2 |
|
3 |
Учимся работать в паре. (знакомство с правилами) |
1 |
|
4 |
Учимся работать в группе. (знакомство с правилами) |
1 |
|
5 |
Коллективная игра-исследование «Что у нас над головой». (работа в паре) |
1 |
|
6 |
Коллективная игра-исследование «Что у нас под ногами». (работа в группах) |
1 |
|
7 |
Проблема. Обсуждение проблем в ходе коллективной игры- исследования. |
1 |
|
8 |
Проблема. Решение проблемы. |
1 |
|
9 |
Учимся задавать вопросы. |
1 |
|
10 |
Зачем людям нужны словари и энциклопедии? |
1 |
|
11 |
Как работать с информацией? |
1 |
|
12 |
Что такое гипотеза? |
1 |
|
13 |
Учимся формулировать гипотезу по заданной теме. Работа в группах. |
1 |
|
14 |
Как работать с информацией? Что такое цель? |
1 |
|
15 |
Учимся ставить цель. Работа в парах и группах. |
1 |
|
16-17 |
«Мои домашние питомцы». (учимся ставить цель к проекту в парах и группах) оформляем страничку о своём питомце |
2 |
|
18 |
Что такое исследование? |
1 |
|
19 |
Кто такие исследователи? |
1 |
|
20 |
Виртуальная экскурсия по моей малой Родине. |
1 |
|
21 |
Знакомимся и учимся ставить задачи проекта по определённой теме. Работа в группах. |
1 |
|
22-23 |
«Моя малая Родина» Оформление странички. Работа в парах. |
2 |
|
24 |
Мои помощники. Кто мне может помочь оформить проект? |
1 |
|
25-26 |
«Моя семья». |
2 |
|
27 |
«Сказочная страничка». Оформление странички. Работа в парах. |
1 |
|
28 |
«Скороговорки». Оформление страничек для составления газеты. Работа в группах. |
1 |
|
29 |
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». Работа в группах. Оформляем свою книжку. |
1 |
|
30 |
«Составляем сборник загадок». Работа в парах. Оформление страничек. |
1 |
|
31 |
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Работа в группах. Оформляем страничку со своей клумбой. |
1 |
|
32-33 |
«Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. Работа в парах. Оформление странички, для составления летописи. |
2 |
|
Тематическое планирование для 2 класса
№ Занятия |
Тема |
Кол. часов |
|
1 |
Вводное занятие. Вспоминаем и закрепляем пройденное в 1 классе. |
1 |
|
2 |
Что такое проект? Я – проектант. |
1 |
|
3 |
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. |
1 |
|
4 |
Знакомство с этапами работы над проектом. |
1 |
|
5 |
Твое знакомство с понятием «актуальность». Актуальность темы проекта. |
1 |
|
6 |
Сбор информации для проекта. Знакомство с узорами на посуде. |
1 |
|
7 |
Работа в группах. Подготовка к проекту. |
1 |
|
8 |
Презентация проекта. Коллективная деятельность офомление проекта. |
1 |
|
9 |
Сбор и обработка информации. Работа в группах. Отбор значимой информации для проекта «Красная книга или возьмём под свою защиту» |
1 |
|
10 |
Создание продукта проекта. Красная книга 2 класса. |
1 |
|
11 |
Презентация проекта по группам. |
1 |
|
12 |
Работа в парах. Сбор информации на тему: «Рифма». |
1 |
|
13 |
Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления. |
1 |
|
14 |
Защита проекта «Рифма». |
1 |
|
16-17 |
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация |
2 |
|
18 |
Знакомство с программой для составления презентаций. Microsoft Power Point. Учимся создавать слайды.
|
1 |
|
19 |
Учимся вставлять фотографии на слайды для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах. |
1 |
|
20 |
Учимся добавлять текст на слайды для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах. |
1 |
|
21 |
Совмещение текста выступления с показом презентации для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах. |
1 |
|
22 |
Работа в парах. Сбор и обработка информации. |
1 |
|
23 |
Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления. Представление своих работ. |
1 |
|
24 |
Учимся составлять и задавать вопросы для интервью. Проект «Профессии». Работа в группах. |
1 |
|
25 |
Занятие – практикум. Учимся брать интервью о различных профессиях. |
1 |
|
26 |
Работа в парах. Защищаем проект « Профессии». |
1 |
|
27 |
Работа в группах. Сбор, обработка информации «Города London, Bonn, Paris, Madrid» |
1 |
|
28 |
Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «Города London, Bonn, Paris, Madrid». |
1 |
|
29 |
Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему: « Города России». |
1 |
|
30 |
Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «Города России». |
1 |
|
31 |
Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему: «Сказочные герои». |
1 |
|
32 |
Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «Сказочные герои». Для создания книжки. |
1 |
|
33 |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией защита проекта: «Мой любимый писатель сказочник». Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. |
1 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия |
Тема |
Кол. часов |
|
1 |
Вспоминаем и закрепляем пройденное во втором классе. Выбор темы для твоего проекта или твоего исследования. Проблема. Гипотеза. |
1 |
|
2 |
Этапы работы над проектом. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации и подготовка творческой работы, посвящённой благродному служению человека людям. «Богатства, отданные людям». Работа в группах. |
1 |
|
3 |
Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта- обозрения: «Богатства, отданные людям». |
1 |
|
4 |
Работа в группе. Проект - полёт фантазии «Сочиняем волшебную сказку», с опорой на особенности её построения. |
1 |
|
5 |
Работа в группе. Проект- творчество. |
1 |
|
6 |
Проект- творчество. «Семья слов». Рисование своего «дерева» с однокоренными словами. |
1 |
|
7-8 |
Что такое анкетирование? Требования к составлению анкет для проекта. Учимся составлять анкету к проекту «Книга природы родного края». |
2 |
|
9 |
Проект - обозрение. «Книга природы родного края». Работа в группах по направлениям, для защиты газеты. |
1 |
|
10 |
Проект- творчество. «Составляю свой словарь». |
1 |
|
11 |
Проект-открытие. «Тайна имени». |
1 |
|
12-13 |
Проект-размышление. «Кто нас защищает». Представление по выбору: компьютерная презентация, стендовая презентация. |
2 |
|
14-15 |
Проект- творчество. «Зимняя страничка». Оформление и защита своей странички. |
2 |
|
5-6 |
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. |
2 |
|
7 |
Проект-открытие. «Животные родного края». Сбор и обработка информации. |
1 |
|
8 |
Работа в группах. Составление вопросов для интервью. |
1 |
|
9 |
Практическая работа в группах. Мы корреспонденты берём интервью. Обмениваемся информацией. |
1 |
|
10-11 |
Практическая работа. Оформление постера к проекту «Животные а родного края». |
2 |
|
12-13 |
Защита постера «Животные родного края» по группам. |
2 |
|
14-15 |
Работа с программой Microsoft Power Point. Фигуры, диаграммы, анимации. |
2 |
|
16-17 |
Знакомство с требованиями к компьютерной презентации. |
2 |
|
18-19-20 |
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. |
3 |
|
21-22 |
Работа с программой Microsoft Power Point. Работа в группах. |
2 |
|
23-24 |
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. |
2 |
|
25-26-27 |
Работа в группах. Проект-исследование. «Имена прилагательные в загадках». Оформление и защита презентации. |
3 |
|
28-29-30 |
Проект-полёт фантазии. «Праздник поэзии». Сбор и обработка информации. Составление сценария. Проведение праздника. |
3 |
|
31-32-33 |
Проект-открытие. Создание собственного «Музея путешествий» из экспонатов, привезённых после коллективных и семейных путешествий. Презентация в любой форме по желанию. |
3 |
|
34 |
Проект-уникальность. «Готовим спектакль». Театрализованное представление. Работа в группах. |
1 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия |
Тема |
Кол. Часов |
|
1 |
Вспоминаем и закрепляем пройденное в третьем классе. |
1 |
|
2-3 |
Наблюдение и экспериментирование.Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами. |
2 |
|
4-5 |
Изучаем методы исследования. Как провести эксперимент. |
2 |
|
6-7 |
Проект – обозрение. «Создание календаря исторических событий». Работа в группах. Слайд-шоу. |
2 |
|
8-9 |
Проект-творчество. Работа в парах. |
2 |
|
10-11 |
Как оценивать идеи? Классификация тем исследований. |
2 |
|
12-13 |
Особенности проведения теоретических исследований. |
2 |
|
14-15 |
Особенности проведения эмпирических исследований. |
1 |
|
16-17-18 |
Проект-свободный выбор «Они защищали Родину» |
3 |
|
19-20 |
Работа в группах над проектом - обозрение «Говорите правильно». Защита презентации. |
2 |
|
21-22-23 |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
3 |
|
24-25-26 |
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов |
3 |
|
27-28-29 |
Проект-исследование .Оформление и защита презентации. |
3 |
|
30-31-32 |
Сбор и обработка информации. Коллективная игра-расследование «Экологическая обстановка в нашем крае». Оформление и защита презентации. |
3 |
|
33-34 |
Составляем портфолио проектной деятельности. |
2 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.