МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «29» августа 2019 года |
Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № 122 от «30» августа 2019 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
курса «Здоровейка»
(по спортивно-оздоровительному направлению)
для 3А класса
Учитель: Рыбакова Светлана Ивановна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от « 29 » августа 2019г.
Руководитель школьного МО _________________/Богданова М.В./
2019-2020 учебный год
Содержание:
1.Пояснительная записка, содержащая результаты освоения
курса……………………………………………………………………….3-7 стр.
2.Содержание программы, содержащее формы организации и виды деятельности………………............................................................................8-9 стр.
3.Тематическое планирование……………………......……………………..10 стр.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1», примерной и авторской программы А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко
Ценность программы в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Актуальность программы в формировании, сохранении и укреплении здоровья младших школьников, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Основные принципы при формировании данной программы:
- принцип демократизации (обеспечение всем и каждому ученику одинакового доступа к занятиям, максимальное раскрытие способностей детей, использование различных методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей);
- принцип гуманизации (учёт индивидуальных способностей личности ребёнка и педагога. Он строится с учётом личного опыта и уровня достижений, их интересов и склонностей, с применением разноуровневнего по сложности материала).
Осуществление принципов демократизации и гуманизации на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых.
- деятельностный подход (ориентирование ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка, применение разнообразных видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).
- расширение межпредметных связей из области разных предметов, системность и преемственность уроков физической культуры, окружающего мира, литературного чтения и технологии с внеурочными занятиями.
Данная программа помогает формировать здоровый образ жизни младших школьников через специально-организованную двигательную активность ребёнка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, ловкость, быстрота, красота движений. «Подвижные игры» дополняют уроки физической культуры. Их использование способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей, обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
«Уроки здоровья» знакомят детей с полезными привычками как альтернатива привычкам вредным и формируют установки на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию в этот возрастной период. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. «Подвижные игры» чередуются с «Уроками Здоровья». Работу следует начинать с 1 класса и продолжать всю начальную школу.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение подвижных, спортивных и народных игр, развивающих упражнений с разными предметами (мячи, скакалки,
обручи, кегли и др.);
- проведение оздоровительных минуток, гимнастики, зарядки;
- организация и проведение динамических прогулок и подвижных игр на свежем воздухе в любое время года с активным использованием спортивных площадок на школьной территории;
- проведение Уроков Здоровья в форме бесед, сюжетных и ролевых игр, викторин, инсценировок, лепки и рисования, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение отрывков произведений по темам. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста и учесть возрастные особенности.
Режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
· укрепление здоровья детей и формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни;
· формирование коммуникативных навыков;
· обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к новой школьной жизни через систему занятий «Уроки Здоровья».
2. Повысить уровень двигательной активности детей через специально организованную игровую деятельность.
3. Познакомить детей с разными видами подвижных народных игр.
4. Формировать представления о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье;
5. Обучить правилам личной гигиены и формировать мотивацию для гигиенического поведения, здоровой и безопасной жизни.
6. Начать работу по профилактике вредных привычек и привитии полезных привычек.
7. Развивать навыки общения и взаимодействия через совместную игровую и творческую деятельность.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Здоровейка»
Личностные результаты
- осознание роли и значения занятий физическими упражнениями и подвижными играми для укрепления здоровья; самостоятельное использование изученных видов упражнений и игр в повседневной жизни; умение сделать выбор самому или при поддержке других участников группы и педагога, воспитание воли, выдержки, развитие таких личностных качеств, как: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Метапредметные результаты
- регулятивные
- умение работать по предложенному учителем плану, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя на занятии;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
познавательные
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
коммуникативные
- умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения (этические нормы);
- умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), первоначальные умения работы в парах и малых группах, подчиняться правилам игры;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
По окончанию курса подведение итогов каждого изучаемого раздела будет проходить в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Это такие формы деятельности, как: викторины, праздники, творческие конкурсы, ролевые игры, конкурсы, Дни Здоровья, Весёлые Старты. Подобная организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика, а также обучению в командном сотрудничестве.
Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Программа 1 класса рассчитана на 33 занятия, 2 класс-34 занятия, 3 класс-34 занятия, 4 класс-34 занятия. Изменения в авторскую программу не внесены.
Режим работы: 1 час в неделю.
2.Содержание программы
Программа состоит из 2-х блоков: "Уроков Здоровья" и "Подвижных игр", каждый из которых делится на 6 разделов.
Содержание занятий «Уроки Здоровья» по разделам (3 класс):
1. «Я в школе и дома» : формирование здоровых установок и навыков поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Социально одобряемые нормы и правила поведения учащихся в школе, в столовой, гигиена одежды, правила хорошего тона.
2. «Питание и здоровье»: основы правильного питания, культура питания и этикет, полезные и вредные продукты, морские продукты, значение витаминов для организма человека, особенно ребёнка, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи.
3. «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, чередование труда и отдыха, работа жизненно-важных органов человека, профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, формирование устойчивых нравственных представлений и убеждений в отношении к своему здоровью.
4. «Я и моё окружение»: развитие познавательных процессов, мир эмоций и чувств, настроение в школе и дома, умение управлять своими чувствами, настроением, формирование позитивного отношения к себе и окружающим, толерантность к товарищам, стимул к самовоспитанию, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности.
5. «Чтоб забыть про докторов»: болезни и их признаки, какие врачи нас лечат, закаливание организма, знакомство с разными видами спорта, пропаганда здорового образа жизни.
6. «Вот и стали мы на год взрослей»:опасности летнего периода, первая доврачебная помощь в летний период, лекарственные растения, летний отдых, наши успехи и достижения, диагностика.
Содержание занятий " Подвижные игры" по разделам:
1. «Русские народные игры». Знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей детей, координации движений, силы, ловкости. Воспитание уважительного отношения к истории и культуре родной страны и других народностей.
2. «Бессюжетные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, внимания, сообразительности, умение действовать в коллективе. Проявление упорства, дисциплинированности в достижении поставленных целей. Воспитание инициативы, культуры поведения, творческого подхода к игре.
3. "Игры-забавы" Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)
4. «Игры-эстафеты». Повторение эстафетных правил. Развитие быстроты реакций, внимания, навыки быстрого передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности, терпимости, уважение к сопернику.
5. «Спортивные игры». Повторение основных правил для спортивных игр. Отработка игровых приёмов, умение владеть мячом, скакалкой, обручем.
6. «Любимые игры детей». Закрепление полученных знаний в 1и 2 классах, развитие воображения, творчества, смекалки, активности и самостоятельности в любимых, наиболее популярных играх.
командным и игровым требованиям, координации движений.
3.Тематическое планирование "Здоровейки"(3 класс)-34ч
№ п/п |
Тема раздела «Уроков здоровья» |
Кол-во часов |
|
1 |
Я в школе и дома |
6 |
|
2 |
Питание и здоровье |
6 |
|
3 |
Моё здоровье в моих руках |
8 |
|
4 |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
|
5 |
Я и моё ближайшее окружение |
5 |
|
|
|||
6 |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
5 |
|
|
Итого: |
34ч |
|
№ п/п |
Тема разделов «Подвижные игры» |
|
|
|
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
8 |
2 |
Бессюжетные игры |
5 |
3 |
Игры-забавы |
5 |
4 |
Игры-эстафеты |
4 |
5 |
Любимые игры детей |
8 |
6 |
Спортивные игры |
4 |
|
Итого: |
34ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.