Рабочая программа внеурочной деятельности (нравственно-эстетическая направленность) «Время читать»

  • docx
  • 08.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала время читать программа.docx

МОАУ  «Покровская сош»

 

Утверждено

на педагогическом совете

                        

Протокол №____

от «    »______ 2019 г.

Согласовано

Заместитель руководителя по ВР

 

_____________/

подпись                        ФИО

«    » ______ 2019 г.

 

Утверждено

Протокол № ___ 

От «   »_______________ 2019 г.

 

 

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

(нравственно-эстетическая направленность)

 

«Время читать»

3 – 4 КЛАСС

 

 

 

                                                                                                                                АВТОР- СОСТАВИТЕЛЬ: Оплетаева А.Г.

 

 

         Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» предназначена для обучающихся 3-4  классов и разработана на основании следующих документов:

 

        Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №2015, №507; от 31.12.2015 №1576

Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» соответствует нравственно-эстетическому направлению внеурочной деятельности обучающихся

            Программа «Время читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

      создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

      расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

Преемственность программы с курсом литературного чте­ния позволяет от класса к классу проводить системную работу по интел­лектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив­ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается' практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Программа рассчитана на  34 часа в год,  в неделю 1 час .

Основные методы обучения:

·        Практические

·        Рассказ педагога и рассказы детей

·        Беседы

·        Дискуссии

·        Мини-сочинения

·        Конкурсы, викторины

·        Составление презентаций Power Point

Содержание программы

История книги. Библиотеки.                      

Сказки народов мира

Система библиотечного  обслуживания: запись в библиотеку абоне­мент и читальный нал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работал: ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи- летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе­ний, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом - составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон­дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Дети — герои книг

Книги о детях

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В, Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателё».

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару­бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчик книг.

Книги о детях войны

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте­ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Газеты  и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...»

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографи­ческие справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

·        осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

·        употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

·        читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

·        понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

·        рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

·        пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

·        осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

·        задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

·        делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

·        находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

·        пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

обучающиеся получат возможность научиться:

·        понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

·        читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

·        пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

·        участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

·        формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

·        делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.

·        домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

·        выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

·        находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

·        готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Общая характеристика курса

Содержание программы  «Время читать» создаёт возможность для вос­питания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов дру­гих стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для само­стоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных за­нятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедиче­ских).

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы «Время читать» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образо­вания:

      осознавать значимость чтения для личного развития;

      формировать потребность в систематическом чтении;

      использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

      уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

      пользоваться справочными источниками для понимания и полу­чения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

      уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

      уметь самостоятельно работать с новым произведением;

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ­ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

'уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре­зультаты.           

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию  из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб­лиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали,  формировать свою этическую позицию;

      высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

      участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.       

Универсальные учебные действия:

      писать отзыв о книге или героях книги;

      пользоваться библиографическим справочником;

      рассматривать и читать детские газеты и журналы;

      находить нужную информацию в газетах и журналах;

      собирать информацию для выпуска газеты «Мы читаем»;

      пользоваться электронными газетами и журналами.

Учебный план

Темы разделов

Кол-во часов

1.      

История книги

4 часа

2.      

По дорогам сказок

4 часа

3.      

Книги – сборники. Басни и баснописцы.

4часа

4.      

Книги о родной природе

2часа

5.      

Книги Л.Н. Толстого для детей

4 часа

6.      

Животные — герои детской литературы

4часа

7.      

Дети — герои книг

4часа

8.      

Книги зарубежных писателей

2часа

9.      

Книги о детях войны

4 часа

10.  

Газеты и журналы для детей

2 часа

Всего – 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Основные виды деятельности

Дата

Количество часов

Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

По плану

По факту

 

Раздел 1. История книги – 4 часа

1

Книги – сборники былин, легенд, сказок

Беседа о первых книгах – сборниках

Просмотр презентации о книгах – сборниках былин

5.09

12.09

 

2

2.

Первые книги. Библия.

Беседа о библии.

Чтение библии.

19.09

26.09

 

2

Раздел 2. По дорогам сказок – 4 часа

3

Волшебный мир сказок

Беседа о сказках А. С. Пушкина

Просмотр презентации  «Сказки А. С. Пушкина»

03.10

10.10

 

2

4.

Сказки бытовые, волшебные, о животных

Беседа о бытовых , волшебных, о сказках о животных

Чтение учащимися сказок

17.10

24.10

 

2

Раздел 3. Книги – сборники. Басни и баснописцы. – 3часа

5.

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника.

Рассказ учителя об истории басни

Инсценировка басен.

07.11

14.11

 

2

6.

Герои басен. Инсценирование басен.

Беседа о героях басни

Инсценировка басен.

21.11

28.11

 

2

Раздел 4. Книги о родной природе – 2 часа

7

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

Сообщения учащихся о поэтах.

Просмотр презентации о поэтах.

05.12

12.12

 

2

 

Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей   - 4 часа

 

8.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

 

Сообщения учащихся

Просмотр  презентации «Книги Л.Н. Толстого»

19.12

26.12

 

2

9.

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на­родных сказок.

Сообщения учащихся

Просмотр  презентации «Книги Л.Н. Толстого»

09.01

16.01

 

2

Раздел 6. Животные — герои детской литературы – 4 часа

10

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, ка­таложная карточка.»

 

Составление аннотации

23.01

30.01

 

2

11

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере­водчики рассказа. Отзыв.

Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, ка­таложная карточка.»

 

Написание отзыва.

06.02

13.02

 

2

Раздел 7. Дети — герои книг – 4 часа

12.

Книги-сборники произведений о детях.

Беседа. Дети — герои книг. Типы книг.

Чтение произведений о детях.

20.02

27.02

 

2

13

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».

 

Литературная игра

05.03

12.03

 

2

Раздел 8. Книги зарубежных писателей – 2 часа

14

Книги зарубежных писателей.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

 

19.03

26.03

 

2

Раздел 9. Книги о детях войны – 4 часа

15.

Л. Воронкова «Девочка из города».

Работа с выставкой книг

Л. Воронкова «Девочка из города».Аннотация.

02.04

09.04

 

2

16.

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

Чтение рассказа.

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

16.04

23.04

 

2

Раздел 10. Газеты  и журналы для детей – 2 часа

17.

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»

История создания журнала «Мурзилка»

Работа с электронными  периодическими  изданиями : «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

30.04

07.05

 

2

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru