I. Планируемые результаты освоения курса «Русское слово»
• понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
• формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
• к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
• умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные
социальные роли;
• умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Выпускник научится:
выразительно читать текст в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, в темпе, соответствующем коммуникативной задаче; пересказывать текст с включением приведённого высказывания; применять способы цитирования;
пересказывать прочитанный текст с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности; владеть лексическим материалом и уметь оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владеть грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации; вести диалог по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка; излагать и аргументировать своё мнение, уметь обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, правильно употреблять формулы речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: свободно выражать мысли и чувства в процессе общения; самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствовать такие виды речевой деятельности, как: чтение,
говорение; владеть основными стилистическими ресурсами лексики русского языка и
уметь применять их в ситуации речевого общения.
№ п/п |
Разделы и темы |
Формы организации |
Основные виды деятельности |
1. |
Введение. Устная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена |
Лекция |
Познавательная деятельность |
2. |
Выразительное чтение текста вслух. Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. |
Лекция. Практикум. Взаимооценка по критериям |
Социальное творчество. Познавательная деятельность |
3. |
Пересказ текста с включением приведённого высказывания. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования. |
Самостоятельная работа, словарная работа по темам. Взаимооценка по критериям |
Проблемноценностное общение |
4. |
Монологическое высказывание. Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации |
Создание текстов. Взаимооценка по критериям |
Социальное творчество. Познавательная деятельность |
5. |
Диалог. Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета. |
Алгоритмы построения текстов разных типов речи. Взаимооценка по критериям |
Социальное творчество. Познавательная деятельность |
6. |
Происхождение и употребление слов русского языка. Исконнорусские и иноязычные слова. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. |
Лекция.Анализ |
Проблемноценностное общение |
|
Активная и пассивная лексика русского языка. Фразеология русского языка. Признаки фразеологизмов. Отличие фразеологизмов от слов и сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов. Семантическая слитность фразеологизмов. Системность фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов. Происхождение русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы. Викторина «В мире фразеологизмов». |
|
|
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Выразительное чтение |
7 |
3. |
Пересказ текста с включением приведённого высказывания |
3 |
4. |
Монологическое высказывание |
6 |
5. |
Диалог |
3 |
6. |
Происхождение и употребление слов русского языка |
15 |
|
Итого |
35 |
Данная рабочая программа содержит следующие приложения: Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 1 к рабочей программе по курсу «Русское слово»
9 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
|
Введение (1ч.) |
|||
1. |
02.09 |
|
Устная часть экзамена по русскому языку. Требования и структура экзамена |
|
|
Выразительное чтение (7ч.) |
|||
2. |
09.09 |
|
Алгоритм подготовки к выразительному чтению |
|
3. |
16.09 |
|
Признаки выразительного чтения |
|
4. |
23.09 |
|
Интонационная функция знаков препинания |
|
5. |
30.09 |
|
Ошибки в прочтении текста: орфоэпические, грамматические |
|
6. |
07.10 |
|
Практикум. Выразительное чтение текста. Интонация |
|
7. |
14.10 |
|
Практикум. Выразительное чтение текста. Темп чтения |
|
8. |
21.10 |
|
Практикум. Выразительное чтение текста. Орфоэпические нормы |
|
|
Пересказ текста с включением приведённого высказывания (3ч.) |
|||
9. |
28.10 |
|
Пересказ текста. Повторение таких понятий, как: микротема, абзац, основная мысль текста |
|
10. |
11.11 |
|
Пересказ текста. Повторение таких понятий, как: тема и основная мысль текста |
|
11. |
18.11 |
|
Передача чужой речи. Способы цитирования |
|
|
Монологическое высказывание (6ч.) |
|||
12. |
25.11 |
|
Монологическое высказывание. Функциональносмысловые типы речи. Схемы построения монолога |
|
13. |
02.12 |
|
Описание как функционально-смысловой тип речи. Синтаксические конструкции для создания текстаописания |
|
14. |
09.12 |
|
Повествование как функционально-смысловой тип речи. Последовательность изложения при составлении текста |
|
15. |
16.12 |
|
Глагольные формы как морфологическое средство создания текста. Типичные речевые ошибки |
|
16. |
23.12 |
|
Синтаксические средства: союзы, порядок слов в предложении (инверсия), цепная связь |
|
17. |
30.12 |
|
Практикум. Работа с текстом. Создание высказываний |
|
Диалог (3ч.) |
||||
18. |
13.01 |
|
Диалог. Построение полных предложений |
|
19. |
20.01 |
|
Речевая ситуация |
|
20. |
27.01 |
|
Изложение мысли и аргументация своего мнения |
|
Происхождение и употребление слов русского языка (15ч.) |
||||
21. |
03.02 |
|
Исконнорусские и иноязычные слова |
|
22. |
10.02 |
|
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова |
|
23. |
17.02 |
|
Активная и пассивная лексика русского языка |
|
24. |
03.03 |
|
Фразеология русского языка. Признаки фразеологизмов |
|
25. |
10.03 |
|
Отличие фразеологизмов от слов и сочетаний слов |
|
26. |
17.03 |
|
Грамматическое строение фразеологизмов |
|
27. |
24.03 |
|
Семантическая слитность фразеологизмов |
|
28. |
31.03 |
|
Системность фразеологизмов русского языка |
|
29. |
07.04 |
|
Употребление фразеологизмов в речи |
|
30. |
21.04 |
|
Авторское изменение фразеологизмов |
|
31. |
28.04 |
|
Происхождение русских фразеологизмов |
|
32. |
05.05 |
|
Устаревшие и новые фразеологизмы |
|
33. |
12.05 |
|
Викторина «В мире фразеологизмов» |
|
34. |
19.05 |
|
Подведение итогов |
|
35. |
26.05 |
|
Лингвистические игры |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.