Пояснительная записка
Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015;
- Примерная программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18).
Общая характеристика практикума
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Роль практикума в образовательном маршруте учащегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик овладевает глубокими систематизированными знаниями, необходимыми для успешной сдачи ГИА.
Программа практикума состоит из «Введения» и семи разделов. В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса учащиеся обогащают свои знания о соответствующих единицах языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи.
Особую важность приобретают анализ и преобразование учащимися текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление обучающихся с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи.
Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми учащиеся незнакомы, но которые требуют особого внимания.
Целями и задачами учебного практикума по русскому языку являются
– овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
– освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
Место учебного практикума по русскому языку для 9 класса в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Надыма» на 2018/2019 уч. год, учебный практикум по русскому языку относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного практикума по русскому языку предназначена для учащихся 9-го класса. На изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. Срок реализации программы - 1 год.
Данная программа ориентирована для работы по учебным пособиям:
1) Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Русский язык. Весь школьный курс. Упражнения, диктанты. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ / Розенталь Д. Э – 2-е изд., испр., - Москва:
Издательство АСТ: Мир и образование, 2018 ;
2) Львова С. И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Львова. М.: Просвещение, 2010
Планируемые результаты Ученик научится
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.
Ученик получит возможность научиться
• строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
• анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
• вести себя соответственно понятию языковой личности, уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования;
• использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения;
• привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи.
Содержание учебного практикума по русскому языку для 9 класса
1. Введение. Язык и речь. Культура речи (2 часа)
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.
Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы): язык и речь; общение, речевой этикет; основные единицы языка: фонема, лексема, морфема, словосочетание, предложение; литературный язык; языковая норма; культура речи и ее основные компоненты.
2. Фонетика и орфоэпия (2 часа)
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):
фонема, гласные звуки, согласные звуки, слог, открытый и закрытый слог, редукция, ударение, логическое ударение.
3. Лексикология и фразеология. Лексикография (3 часа) Слово, его лексическое значение.
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексикофразеологическая норма, её варианты.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Характеристика основных тропов.
Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая недостаточность, алогизм, смешение паронимов и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Словари русского языка.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):
лексикология, лексика, лексема, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, контекстуальные синонимы и антонимы, исконно русские слова, старославянизмы, заимствования, профессионализмы, термины, жаргонизмы, арготизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, клише, штампы, канцеляризмы, фразеология и фразеологизмы (фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание), троп (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перифраза, оксюморон, эпитет и т.д.), лексическая недостаточность, лексическая избыточность, лексикография, лингвистические словари.
4. Словообразование (морфемика и собственно словообразование) (2 часа) Морфемика. Способы словообразования.
Стилистические возможности словообразования.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):
морфемика, словообразование, морфема, морфологические и неморфологические способы словообразования.
5. Морфология и орфография (12 часов) Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова.
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы): части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие; лексико- грамматические категории частей речи, стилистика частей речи; фонетический, морфологический, традиционный принципы русской орфографии, графика, орфография.
6. Синтаксис и пунктуация (5 часов)
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие и другие фигуры речи).
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Русская пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):
синтаксис, пунктуация, словосочетание, виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), предложения простое и сложное (их виды), синтаксическая синонимия, стилистические фигуры (анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция, градация и др.).
7. Лингвистика текста (3 часа)
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы): текст, описание, повествование, рассуждение, цепная связь, параллельная связь.
8. Функциональные стили речи (5 часов)
Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официальноделовой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Научный и публицистический стили; их использование в учебной речи.
Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):
функциональные стили литературного языка (разговорный, научный, официальноделовой, публицистический, художественный)
Тематическое планирование.
Практикум по русскому языку 9 класс
№ п/п
|
Дата проведения |
Тема урока
|
Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы |
|
планируемая |
фактическая |
|||
1. Введение. Язык и речь. Культура речи (2ч) |
||||
1 |
|
|
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка |
1 |
2 |
|
|
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств и т.д.) |
1 |
2. Фонетика и орфоэпия (2ч) |
||||
3 |
|
|
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение |
1 |
4 |
|
|
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов |
1 |
3. Лексикология и фразеология. Лексикография (3ч) |
||||
5 |
|
|
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Стилистическая оценка основных пластов русской лексики |
1 |
6 |
|
|
Русская фразеология |
1 |
7 |
|
|
Словари русского языка. Изобразительновыразительные возможности лексики и фразеологии |
1 |
4. Словообразование (морфемика и собственно словообразование) (2ч) |
||||
8 |
|
|
Морфемика |
1 |
9 |
|
|
Способы словообразования |
1 |
5. Морфология и орфография (12ч) |
||||
10 |
|
|
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи |
1 |
11 |
|
|
Нормативное употребление форм слова |
1 |
12 |
|
|
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм |
1 |
13 |
|
|
Правописание корней. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова |
1 |
14 |
|
|
Группы корней с чередованием гласных |
1 |
15 |
|
|
Правописание приставок |
1 |
16 |
|
|
Приставки пре- и при- |
1 |
17 |
|
|
Правописание суффиксов различных частей речи |
1 |
18 |
|
|
Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий |
1 |
19 |
|
|
Правописание окончаний |
1 |
20 |
|
|
Написания не с различными частями речи |
1 |
21 |
|
|
Слитное, дефисное и раздельное написание |
1 |
6. Синтаксис и пунктуация (5ч) |
||||
22 |
|
|
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания |
1 |
23 |
|
|
Типы и виды словосочетаний |
1 |
24 |
|
|
Простое предложение |
1 |
25 |
|
|
Пунктуационные нормы простого предложения |
1 |
26 |
|
|
Сложное предложение. Пунктуационные нормы сложного предложения |
1 |
7. Лингвистика текста (3ч) |
||||
27 |
|
|
Текст и его структура. Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение |
1 |
28 |
|
|
Особенности построения текстарассуждения |
1 |
29 |
|
|
Речеведческий анализ текста |
1 |
8. Функциональные стили речи (5ч) |
||||
30 |
|
|
Функциональные стили современного русского литературного языка |
1 |
31 |
|
|
Научный стиль речи: сфера использования, языковые признаки |
1 |
32 |
|
|
Особенности построения текста научного стиля |
1 |
33 |
|
|
Публицистический стиль речи: сфера использования, языковые признаки |
1 |
34 |
|
|
Особенности построения текста публицистического стиля |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.