Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
русский язык
9 кл
14.02.2020
Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Роль практикума в образовательном маршруте учащегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик овладевает глубокими систематизированными знаниями, необходимыми для успешной сдачи ГИА.
Практикум по русскому языку, 9 класс.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии правовыми и нормативными документами:  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-     Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями;

-     Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015;

-     Примерная программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

 

Общая характеристика практикума

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Роль практикума в образовательном маршруте учащегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик овладевает глубокими систематизированными знаниями, необходимыми для успешной сдачи ГИА.

Программа практикума состоит из «Введения» и семи разделов. В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса учащиеся обогащают свои знания о соответствующих единицах языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи.

     Особую важность приобретают анализ и преобразование учащимися текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление обучающихся с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. 

Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми учащиеся незнакомы, но которые требуют особого внимания. 

 

Целями и задачами учебного практикума по русскому языку являются 

                    овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями           и             универсальными       учебными      действиями,   формирование          навыков

самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

                    освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

                    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.

 

Место учебного практикума по русскому языку для 9 класса в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3               

г. Надыма» на 2018/2019 уч. год, учебный практикум по русскому языку относится к части, формируемой  участниками образовательных отношений. Программа учебного практикума по русскому языку предназначена для учащихся 9-го класса. На изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.       Срок реализации программы - 1 год.

 

Данная программа ориентирована для работы по учебным пособиям: 

1)                 Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Русский язык. Весь школьный курс. Упражнения, диктанты. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ / Розенталь Д. Э – 2-е изд., испр., - Москва:

Издательство АСТ: Мир и образование, 2018 ;

2)                 Львова С. И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Львова. М.: Просвещение, 2010

 

Планируемые результаты Ученик научится

      соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

      опираться      на        фонетический,          морфемный, словообразовательный        и морфологический анализ в практике правописания;

      опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

      адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

      участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм

современного русского литературного языка и речевого этикета;

      создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого

этикета;

      анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

 

Ученик получит возможность научиться 

      строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

      анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

      вести себя соответственно понятию языковой личности, уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования;

      использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения; 

      привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи.

 

Содержание учебного практикума по русскому языку для 9 класса

1.      Введение. Язык и речь. Культура речи (2 часа)

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). 

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы): язык и речь; общение, речевой этикет; основные единицы языка: фонема, лексема, морфема, словосочетание, предложение; литературный язык; языковая норма; культура речи и ее основные компоненты.

2.      Фонетика и орфоэпия (2 часа)

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):

фонема, гласные звуки, согласные звуки, слог, открытый и закрытый слог, редукция, ударение, логическое ударение.

3.      Лексикология и фразеология. Лексикография (3 часа) Слово, его лексическое значение.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексикофразеологическая норма, её варианты.

                Изобразительно-выразительные       возможности       лексики       и        фразеологии. 

Характеристика основных тропов. 

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая недостаточность, алогизм, смешение паронимов и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Словари русского языка.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):

лексикология, лексика, лексема, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, контекстуальные синонимы и антонимы, исконно русские слова, старославянизмы, заимствования, профессионализмы, термины, жаргонизмы, арготизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, клише, штампы, канцеляризмы,  фразеология и фразеологизмы (фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание), троп (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перифраза, оксюморон, эпитет и т.д.), лексическая недостаточность, лексическая избыточность, лексикография, лингвистические словари.

4.      Словообразование (морфемика и собственно словообразование) (2 часа)       Морфемика. Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

            Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):

морфемика, словообразование, морфема, морфологические и неморфологические способы словообразования.

5.      Морфология и орфография (12 часов) Самостоятельные и служебные части речи.

Нормативное употребление форм слова.

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы): части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие; лексико- грамматические категории частей речи, стилистика частей речи; фонетический, морфологический, традиционный принципы русской орфографии, графика, орфография. 

6.      Синтаксис и пунктуация (5 часов)

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие и другие фигуры речи).

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 

Русская пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):

синтаксис, пунктуация, словосочетание, виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), предложения простое и сложное (их виды), синтаксическая синонимия, стилистические фигуры (анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция, градация и др.). 

7.      Лингвистика текста (3 часа)

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы): текст, описание, повествование, рассуждение, цепная связь, параллельная связь.

8.      Функциональные стили речи (5 часов)

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официальноделовой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Научный и публицистический стили; их использование в учебной речи.

Содержание теоретического учебного материала (дидактические единицы):

функциональные стили литературного языка (разговорный, научный, официальноделовой, публицистический, художественный)

 

 

 

 

Тематическое планирование.

Практикум по русскому языку 9 класс

п/п

 

Дата проведения

Тема урока

 

Кол-во

часов, отводимых

на освоение каждой темы

планируемая

фактическая

1. Введение. Язык и речь. Культура речи (2ч)

1

 

 

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка

1

2

 

 

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи

(правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств и т.д.)

1

2. Фонетика и орфоэпия (2ч)

3

 

 

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения.

Логическое ударение

1

4

 

 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия

грамматических форм и отдельных слов

1

3. Лексикология и фразеология. Лексикография (3ч)

5

 

 

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Стилистическая оценка основных пластов русской лексики

1

6

 

 

Русская фразеология

1

7

 

 

Словари русского языка. Изобразительновыразительные возможности лексики и фразеологии

1

4. Словообразование (морфемика и собственно словообразование) (2ч)

8

 

 

Морфемика

1

9

 

 

Способы словообразования

1

 

5. Морфология и орфография (12ч)

10

 

 

Обобщающее            повторение             морфологии. Общее             грамматическое        значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи

1

11

 

 

Нормативное употребление форм слова

1

12

 

 

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм

1

13

 

 

Правописание корней. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

1

14

 

 

Группы корней с чередованием гласных

1

15

 

 

Правописание приставок

1

16

 

 

Приставки пре- и при-

1

17

 

 

Правописание суффиксов различных частей речи

1

18

 

 

Трудные вопросы правописания н и  нн  в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий

1

19

 

 

Правописание окончаний

1

20

 

 

Написания не с различными частями речи

1

21

 

 

Слитное,        дефисное        и             раздельное написание

1

6. Синтаксис и пунктуация (5ч)

22

 

 

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания

1

23

 

 

Типы и виды словосочетаний

1

24

 

 

Простое предложение

1

25

 

 

Пунктуационные      нормы            простого предложения

1

26

 

 

Сложное предложение. Пунктуационные нормы сложного предложения

1

7. Лингвистика текста (3ч)

27

 

 

Текст и его структура. Функциональносмысловые типы речи: описание,

повествование, рассуждение

1

28

 

 

Особенности построения             текстарассуждения

1

29

 

 

Речеведческий анализ текста

1

8. Функциональные стили речи (5ч)

30

 

 

Функциональные       стили       современного

русского литературного языка

1

31

 

 

Научный стиль речи: сфера использования, языковые признаки

1

32

 

 

Особенности построения текста научного стиля

1

33

 

 

Публицистический стиль речи: сфера использования, языковые признаки

1

34

 

 

Особенности            построения             текста

публицистического стиля

1

 

Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса

Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса

Пояснительная записка Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии правовыми и нормативными документами: 

Пояснительная записка Рабочая программа учебного практикума по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии правовыми и нормативными документами: 

Особую важность приобретают анализ и преобразование учащимися текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований

Особую важность приобретают анализ и преобразование учащимися текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований

Планируемые результаты Ученик научится • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике…

Планируемые результаты Ученик научится • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике…

Фонетические единицы языка (фонемы)

Фонетические единицы языка (фонемы)

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение

Язык и речь. Основные единицы языка

Язык и речь. Основные единицы языка

Правописание приставок 1 16

Правописание приставок 1 16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020