РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Декоративно-прикладное творчество «Мэкад ӈодяко» (интересная бусинка) (Возраст от 11 до 14 лет)
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Декоративно-прикладное творчество «Мэкад ӈодяко» (интересная бусинка) (Возраст от 11 до 14 лет)

Оценка 4.8
docx
09.05.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Декоративно-прикладное творчество «Мэкад ӈодяко» (интересная бусинка) (Возраст от 11 до 14 лет)
2018г. «Мэкад ӈодяко»Клубная деятельность Салиндер А.И..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

 

 

 

 


Утверждено

Зам. директора по семьям

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда»

________________Герасимова Г.В..

«____» _______________2018г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Декоративно-прикладное творчество «Мэкад ӈодяко»

(интересная бусинка)

(Возраст от 11 до 14 лет)

 

Сроки реализации: 2 года

 

 

Салиндер А.И., воспитатель

 

 

 

                                

 

 

Пояснительная записка

Программа «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)» - разработана для занятий клубной деятельности воспитанников общеобразовательного учреждения, в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО по декоративно-прикладному творчеству. Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию). Содержанием курса являются занятия по бисероплетению.

Программа модифицированная, в ней учтены особенности, возраст и уровень подготовки воспитанников.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности национальных традиций.

Декоративно прикладное творчество помогает ребенку постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетении. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит развить эстетический вкус и художественное восприятие мира ребенка.

Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств. Бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

Программа «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)» носит прикладной практико-ориентированный характер и направлена на овладение воспитанниками основными приемами бисероплетении.

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует российским культурным традициям. Состав группы постоянный. Набор детей свободный, возраст воспитанников - 11 - 14 лет.

 

Актуальность данной программы:

Декоративное творчество является частью общеэтнокультурного направления клубной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения, а также способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Программа знакомит со следующим направлением декоративно - прикладного творчества: бисероплетении. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа клубной деятельности «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования (2018г.) и разработана на 2 года обучения.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером), но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне. Данная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.

Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей бисероплетении, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Вид программы: модифицированная.

Цель программы:

воспитание личности через формирование систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания культуры, традиций ненецкого народа.

Задачи программы:

Обучающие:

 - формирование первоначальных практических и технологических знаний, умений и навыков в области технологии по изготовлению изделии декоративно-прикладного искусства;

- развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, технического мышления, конструкторских способностей, формирования познавательных интересов;

Воспитательные:

- воспитание социально-психологической адаптивности к трудовой деятельности в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и со старшими, умения оказывать помощь другим, принимать различные роли - ведомого-ведущего, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- формирование эстетической восприимчивости и художественного вкуса на основе знакомства с различными видами декоративно - прикладного искусства, воспитания эстетических чувств и закрепление их в творческом опыте;

Развивающие:

- развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта;

- развитие умения составлять план действий и применять его в творческом процессе, основанном на поэтапных преобразовательных действиях;

- развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе организации совместной деятельности;

Отличительные особенности программы:

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ходе клубных занятий воспитанники знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Также воспитанники учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес воспитанников.

Особенности возрастной группы воспитанников:

- Возраст детей от 11 до 14лет. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях клубной деятельности.

- Программа рассчитана на воспитанников интерната с 5 по 8 классы. Предусмотрен свободный набор воспитанников.

- Режим занятий: всего 68 часа в год, занятия проводятся по 1 часа 2  раза в неделю.

Формы занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

- Вводное занятие - воспитатель знакомит воспитанников с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

- Интегрированное занятие - сочетает теорию и практическое освоение новых знаний, умений, навыков.

-Занятие - самостоятельная работа - ставит целью сформировать навык самостоятельной деятельности.

- Занятие - коллективная работа - развивает коммуникативные навыки общения.

- Беседа - развивает познавательную и творческую деятельность воспитанников.

- Занятие - импровизация - на таком занятии воспитанники получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.

- Итоговое занятие - подводит итоги работы клубной деятельности за учебный год. Может проходить в виде мини - выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Заботясь о безопасности здоровья детей, программа включает в себя изучение правил безопасности труда и противопожарной безопасности; предусмотрены физкультминутки, гимнастики для глаз, релаксационные паузы в течение занятия. В целях развития творческого потенциала и повышения мотивации, воспитанников к занятиям рукоделием, проводятся  выставки детских творческих работ.

Место проведения - игровая комната. Время проведения - в свободное от школьных занятий время. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, продолжительностью в 34 недель.

Ресурсы внеурочной деятельности.

Для успешной реализации внеурочной программы по декоративно-прикладному творчеству необходимо создать условия, обеспечивающие:

- Жизнь и здоровье воспитанников.

- Эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- Включение каждого воспитанника в творческую деятельность.

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы;

- Помещение с хорошим дневным и  вечерним освещением;

- Рабочее место для каждого воспитанника.

- Ручные инструменты и материал: бисер, иголки, нитки, материалы для изготовления кукол.

- Наглядные пособия: образцы изделий, альбомы с образцами узоров.

- Схемы плетения

- Учебные пособия.

Педагогическая целесообразность

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Данная образовательная программа реализуется с учётом:

- технологии личностно - ориентированного обучения и строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется с учетом цели развития каждого ребёнка;

- включения детей в социальные отношения на основе сформированных интересов и потребностей, направленных на инициативность, творчество, самостоятельность и результативность действий;

- воспитания черт характера личности: трудолюбие, усидчивость, старание, аккуратность, целеустремлённость при овладении навыками рукоделия;

- занятия рукоделием оказывает терапевтическое воздействие: даёт возможность отвлечься от своих  переживаний, успокаивает, приводит в порядок мысли и эмоции, снимает нервное напряжение.

Данная программа создает условия для формирования у воспитанников таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

Уровень результатов работы по программе:

Освоение детьми программы «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Первый уровень результатов-воспитанники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Второй уровень результатов-воспитанники получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Третий уровень результатов-воспитанники получат возможность научиться:

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.

В результате  занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,

трудолюбие и целеустремлённость.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: проходит через участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио. Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы.

Выставки могут быть:

- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

- тематические - по итогом изучения разделов и тем;

- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Ожидаемые результаты.

Освоение детьми программы «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты:

- учебно -  познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Воспитанники получат возможность для формирования УУД:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Регулятивные:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Воспитанники получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные:

- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

- стартовый (цель - выявление ошибок и успехов в работах воспитанников);

- промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

- итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Оценка результатов клубной деятельности. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки творческих работ воспитанников. Результативность оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы. В процессе таких занятий более  интенсивно развивается творческие способности детей (воображение, мышление, художественный вкус).

По итогам года проводится вернисаж учебных достижений в рамках итогового мероприятия «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)».

Учебно - тематический план клубных занятий

Учебный план занятий

Разделы программы

Количество часов

1год

2 год

1

Вводное занятие. Инструктаж по  ТБ

2

2

2

Бисероплетение

28

28

3

Изготовление сувениров

28

28

4

Диагностика ЗУН

2

2

5

Свободное творчество

7

7

6

Итоговое занятие

1

1

 

Всего часов: 136

68

68

Тематический план

1 год обучения (2 часа в неделю)

 

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

Т

П

 

 

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

-

 

 

Бисероплетение

28

6,5

21,5

 

 

Материаловедение

1

0,5

0,5

 

 

Цветоведение

1

0,5

0,5

 

 

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Подвеска «Рыбка».

1

0,5

0,5

 

 

Знакомство с основными технологическими приемами низания бисера на проволоку.

2

0,5

1,5

 

 

Ненецкие орнаменты

3

1

2

 

 

Плетение из бисера «Налобника»

6

1

5

 

 

Низание крестиками «Браслет».

1

0,5

0,5

 

 

Вышивка изделия национальным орнаментом

3

1

2

 

 

Ненецкий мужской пояс

5

1

4

 

 

Орнамент в аппликации

2

-

2

 

 

Плетение изделий из бисера

3

-

3

 

 

Изготовление сувениров.

28

4,5

23,5

 

 

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза и др.).

3

-

3

 

 

Изготовление прихватки с ненецким орнаментом

2

-

2

 

 

Национальные ненецкие сумки

5

0.5

4,5

 

 

Композиция «В тундре».

3

0,5

2,5

 

 

Куклы - из картона, сукна и бисера

3

0,5

2,5

 

 

Изготовление новогодних игрушек в национальном стиле

4

1

3

 

 

Ненецкая колыбель

4

1

3

 

 

Традиционные ненецкие куклы - нухуко из утиных клювов и ткани

4

1

3

 

 

Диагностика ЗУН

2

1

1

 

 

Свободное творчество

7

1

6

 

 

Итоговое занятие «Праздник цветов»

1

1

-

 

 

Всего часов:

68

16

52

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

2 год обучения (2 часа в неделю)

 

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

Т

П

 

 

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

-

 

 

Бисероплетение

28

7

21

 

 

Ведение. Ямал край земли. Люди твои, Ямал.

2

2

-

 

 

Бисерная азбука.

2

1

1

 

 

Цвет и цветовая символика

3

1

2

 

 

Эти забавные животные.

3

0,5

2,5

 

 

Техника «французского» плетения (низания дугами) «Розы».

3

0,5

2,5

 

 

Изготовление чума с внутренним устройством

4

1

3

 

 

Бисерные «растения» в горшочках.

3

-

3

 

 

Объемные картины - панно, выполненные на проволоке.

4

1

3

 

 

Украшения и аксессуары. Изготовление изделий.

4

-

4

 

 

Изготовление сувениров.

28

5

23

 

 

Сувенирная кукла.

4

1

3

 

 

Оберег. Символика оберега. «Кукла оберег».

4

1

3

 

 

Составление панно из бисера с природным материалом

5

1

4

 

 

Изготовление чехла для телефона с ненецким орнаментом

4

1

3

 

 

Изготовление новогодних игрушек в национальном стиле, работа с проволокой

4

0,5

3,5

 

 

Вышивка бисером.

4

0,5

3,5

 

 

Изготовление изделий из цветной ткани (сукно, драп, фетр)

3

-

3

 

 

Диагностика ЗУН

2

1

1

 

 

Свободное творчество.  

Изготовление сувенирных изделий

(самостоятельная творческая работа воспитанников)

7

1

6

 

 

Итоговое занятие «Выставка-ярмарка»

1

1

-

 

 

Всего часов:

68

17

51

 

Содержание программы «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)».

1 год обучения (68 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Знакомство с детьми. Беседа на тему «Рукоделие – занятие творческое». Демонстрация изделий, выполненных воспитателем и детьми для формирования интереса детей. Организационные вопросы: планирование работы на учебный год, оборудование кабинета, правила поведения в клубной деятельности, инструктаж по противопожарной безопасности и безопасности труда. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.

Бисероплетение

1. Тема: Материаловедение.

Теория: Беседа на тему: «Из истории бисероплетения». Знакомство с материалами и инструментами, используемые при работе с бисером. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Первые шаги в бисероплетении: изготовление цветов - незабудок.

2. Тема: Цветоведение.

Теория: Беседа на тему: «Символика цвета, как проявление культуры и традиций».

Практика: Упражнение: низание бисеринки – бусинки, варьируя их цвет, размер и форму.

3. Тема: Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Подвеска «Рыбка».

Теория: План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

Практика: Изготовление подвески из бисера «Рыбка».

Материалы и инструменты: Цветной бисер, стеклярус, бусы, иглы для бисера, спички, леска, ножницы, проволока;

Демонстрационный материал: схемы, образцы работ, иллюстрации.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

4. Тема: Знакомство с основными технологическими приемами низания бисера на проволоку.

Теория: Основные приёмы бисероплетения: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей.

Практика: Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов, используя основные приемы бисероплетения. Работа из бисера «Фигурка девочки».

Материалы и инструменты: Цветной бисер, стеклярус, бусы, иглы для бисера, спички, леска, ножницы, проволока;

Демонстрационный материал: схемы, образцы работ, иллюстрации.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

5. Тема: Ненецкие орнаменты.

Теория: Орнамент. Изображение орнамента. Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный. История прикладного искусства народов Севера. Виды художественных промыслов народов Севера. Обработка дерева, кости, бересты.

Практика: Зарисовка орнамента. Изготовление закладки с орнаментом. Экскурсия в дом природы. Знакомство с бытом, с национально-прикладным искусством народов Ямала. Изготовление орнамента в квадрате.

Демонстрационный материал: альбом «Орнаменты лесных ненцев», альбом с фотографиями национальной одежды, альбом с фотографиями выставочных работ. Изделия из меха: национальная одежда для куклы (ягушка, бурки, шапка),  национальные женские сумочки.

Материалы и инструменты: альбом, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, гелиевые ручки, шариковые ручки, фломастеры, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля: контрольное занятие, собеседование, наблюдение, практическое задание.

6. Тема: Изготовление налобника.

Теория: Виды и назначение традиционных налобников. Последовательность   работы выполнения изделия.

Практика:  Изготовление выкройки. Раскрой материала. Выкраивание полосок и орнамента. Пришивание орнамента на основу. Украшение налобника бисером, стеклярусом, бусами.

Материалы и инструменты: цветной материал, мел, нитки, ножницы, бисер, стеклярус, бусы.

Форма занятия: практическое занятие

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос

7. Тема: Низание крестиками «Браслет».

Теория: Традиционные виды Бисероплетение. Низание из бисера «в две нити»: цепочка «в крестик». Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек «в крестик». Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практика: Освоение приемов бисероплетении. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета «ёлочка». Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

Материалы и инструменты: Цветной бисер, стеклярус, бусы, иглы для бисера, спички, леска, ножницы, проволока;

Демонстрационный материал: схемы, образцы работ, иллюстрации.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

8. Тема: Вышивка изделий национальным орнаментом.

Теория: Знакомство с видами ткани, нитями. Историческая справка о разнообразии видов нитей и пряж, их происхождении. Работа с нитями: кисточка, помпон, шнурок.

Игра-викторина «Мел, не» (Хозяйка чума). Обобщить знания о культуре народов Севера, природы родного края; развивать умения по изготовлению элементов украшения женского национального народа.

Практика: Изготовление салфетки и выкройка орнамента. Изготовление игольницы «Папочка - игольница» из ткани с орнаментом. Изготовление игольницы «Папочка - игольница» из ткани с орнаментом. Настенный кармашек для мелочей «Оленёнок». Настенный кармашек для мелочей «Оленёнок». Итоговое занятие. Изготовление прихватки «Лисичка».

Материалы и инструменты: ткань, нити, ножницы, иголки, картон, бисер, игла, шаблоны, мел, простой карандаш.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля: беседа, практическая работа, выставка.

9. Тема: Ненецкий мужской пояс.

Теория:  Назначение, конструктивные особенности и украшение ненецких мужских поясов. Последовательность операций при выполнении пояса.

Практика: Изготовление выкройки. Раскрой материала. Выкраивание полосок орнамента.  Шитье орнамента. Сшивание деталей. Украшение пояса бисером, блестками, цепочками.

Материалы и инструменты: цветная однотонная ткань, мел, выкройка, ножницы, иголки, нитки, бисер, стеклярус, цепочки, блестки.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

10. Тема: Орнамент в аппликации. 

Теория: Мотивы геометрического орнамента, применяемые ненцами: комбинации полос, квадратов, треугольников разного размера и цвета. Аппликации народов Севера, выполняемые из меха, сукна, замши.

Практика: Изготовление «Чум» (покрышки для чума с орнаментом). Изготовление открытки с орнаментом в рамочке. Изготовление национальной одежды - ягушки с орнаментом. Изготовление варежек с орнаментом. Изготовление малицы с орнаментом. Изготовление сумочки с орнаментом. Обобщающее занятие. Изготовление альбома «Ненецкие орнаменты в аппликации».

Материалы и инструменты: цветная, бархатная, самоклеящаяся бумага, цветной картон, альбом, простой карандаш, ластик, клей - карандаш, шаблоны, мех, сукно, замша, ножницы.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля: беседа, практическая работа, викторина, выставка.

11. Тема: Плетение изделий из бисера.

Теория: История бисерного рукоделия и его применение. Техника плетения на проволоке. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Технологическая карта.

Практика: Плетение браслета. Плетение стрекозы. Плетение змеи. Плетение паука. Плетение сороконожки. Плетение ящерицы в технике параллельного плетения. Плетение грибочка в технике параллельного плетения.  Плетение божьей коровки. Плетение цветов. Оформление букета цветов.

Материалы и инструменты: бисер разноцветный, бусы, стеклярус, проволока, ткань, коробочки для бисера.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля: наблюдение, беседа, практическая работа, выставка.

Изготовление сувениров.

12. Тема: Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза и др.).

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелоков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

Материалы и инструменты: Цветной бисер, стеклярус, бусы, иглы для бисера, спички, леска, ножницы, проволока;

Демонстрационный материал: схемы, образцы работ, иллюстрации.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

13. Тема: Изготовление прихваток с ненецким орнаментом.

Теория: Последовательность работы выполнения изделия. Подбор материала по цвету.

Практика: Раскрой материала по шаблону. Выкраивание и шитье орнамента. Украшение  бисером. Сшивание деталей.

Материалы и инструменты: ножницы, мел, иголки, нитки, бисер, тесьма, образец,  наперсток,  ткань, плотная ткань.

Форма анятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

14. Тема: Национальные ненецкие сумки.

Теория: Знакомство с видами и назначением традиционных ненецких сумок. Последовательность выполнения изготовления сувенирной сумочки для швейных принадлежностей. Подбор материала по цвету. Последовательность действий при сшивании готового изделия из деталей. Техника шва при выполнении аппликации (пришивание орнамента).

Практика:   Зарисовка эскиза сумочки для рукоделия. Выкройка деталей. Выкраивание орнамента, полосок. Приметывание орнамента к верхнему краю основой части сумочки. Сшивание верхней части сумочки с центральной.  Пришивание боковой части. Обработка верхнего края устья сумочки.

Материалы и инструменты: ненецкие сумки, картон, трафареты орнаментов, карандаш, ножницы, выкройки сумочек, мел, нитки, иголки, материал разных цветов, портновские булавки.

Форма занятия: практическое занятие

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма контроля: собеседование, наблюдение.

15. Тема: Композиция «В тундре».

Теория: Особенности построения композиции.

Практика: Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

Коллективное панно «Наш край». Продумывание сюжета, рисование эскизов. Выкройка деталей из ткани по шаблонам. Наклеивание деталей на основу. Оформление панно бисером и мехом. Коллективное панно «В краю родном, где отчий дом». Продумывание сюжета, рисование эскизов. Выкройка деталей из ткани по шаблонам. Наклеивание деталей на основу. Оформление панно бисером и мехом.

Материалы и инструменты: цветная ткань, иголки, ножницы, мел, шаблоны, картон, цветная бумага, клей.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

16. Тема: Куклы -  из картона, сукна и бисера.

Теория: Работа шаблонами. Техника работы с ножницами и клеем.

Практика: Изготовление заготовок из картона и цветного материала. Украшение изделий.

Материалы и инструменты: картон, сукно, бисер, мел, ножницы, карандаш, клей ПВА, клей-карандаш.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседование, наблюдение, опрос, практическое задание.

17. Тема: Изготовление новогодних игрушек в национальном стиле.                                                                                                                

Теория: Знакомство  по изготовлению новогодних игрушек.

Практика:  Изготовление гофрированных фонариков. Изготовление подвесок. Изготовление бус, гирлянд. Изготовление упаковки для подарка. Поздравительная открытка с ненецким орнаментом. Поздравительный конверт для открытки с ненецким орнаментом.

Материалы и инструменты: олений, заячий мех, иголки, цветные нитки, леска, бисер, разноцветное сукно, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисть, тесьма.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения:  словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля:  собеседование, наблюдение, опрос, выставка новогодних игрушек.

18. Тема: Ненецкая колыбель.

Теория: Виды и назначение традиционных ненецких изделий из меха, кожи, сукна. Знакомство с инструментами для работы с мехом и сукном, правила техники безопасности при обращении с ними и их хранение;

Практика: Изготовление основы игрушечной колыбели из картона. Изготовление подушечки для колыбели. Изготовление перинки для колыбели. Пошив одеяльца для младенца. Изготовление ремешков для колыбели. Пошив чехла для игрушечной колыбели.

Материалы и инструменты: альбом, простой карандаш, ластик, клей ПВА, шаблоны, цветные нити, иголки, ватман, ненецкая колыбель (образец), картон, ткань (ситец), вата, ножницы, образец.

Форма занятия: практическое занятие

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

19. Тема: Традиционные ненецкие куклы - нухуко из утиных клювов и ткани.

Теория: Назначение и конструктивные особенности традиционных национальных кукол. Технология изготовления основы традиционной ненецкой куклы. Материалы и инструменты. Беседа: «Нухуко – традиционные игрушки ненецких детей».

Практика: Зарисовка эскиза будущей куклы-мужчины (женщины) в тетради. Изготовление трафарета основы куклы-мужчины (женщины). Выкраивание основы. Пришивание цветных полосок на основу. Изготовление основ ложных кос для куклы-женщины. Пришивание «воротничка». Обшивка нижней части клюва.

Материалы и инструменты: традиционные куклы, рисунки и фотографии кукол, трафарет основы кукол,  утиные клювы, материал разных цветов, нитки, швейные иглы, ножницы, мелки, кусочки кожи, тесьма, цепочки, бисер, бусы, блески, пуговицы, образцы.

Форма занятия: практическое занятие

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

Диагностика ЗУН.

Опросы по пройденному материалу, тестирование, самостоятельные работы по карточкам и образцам. Фиксация знаний, умений, навыков по освоению воспитанниками программы. Изучение удовлетворительности учащихся.

Свободное творчество.

Теория: Повторение и закрепление знаний по теоретическому материалу первого года обучения в «Клубной деятельности». Свободный выбор раздела, темы. Рекомендации по использованию плетения, швов, и комбинированию видов деятельности.

Практика: Самостоятельная работа по желанию воспитанников.

Итоговое занятие.

«Праздник цветов» - традиционное мероприятие из цикла «Праздник, который придумали мы» по итогам учебного года с приглашением родителей, родственников, друзей. Презентация готовых изделий, выполненных воспитанниками. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни «Клубной деятельности». Обсуждение планов на будущий год.

 

2 год обучения (68 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно - прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

Бисероплентение.

1. Тема: Введение. Ямал край земли. Люди твои, Ямал.

Теория: Краткая характеристика, цель и задачи программы. Географическое положение Ямала. Народы, проживающие на Ямале. Ненцы. Ханты. Манси. Коми. Русские. Производственная культура ненцев.

Викторина: «Быт народов Ямала».

Демонстрационный материал: альбом с национальными изделиями, альбом с фотографиями выставочных работ.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж.

Форма и методы контроля: аукцион знаний, викторина, собеседование.

2. Тема: Бисерная азбука.

Теория: Терминология и способы низания в одну нить: пупырышки, шишечки, петельки, зигзаг, гусеница. Терминология и способы низания в две нити: «в крестик», колечки, двухрядная цепочка - змейка, цепочки в «цветочек».  Демонстрация схем и образцов.

Практика: Зарисовка схем в рабочую тетрадь. Изготовление образцов по схемам.

Материалы и инструменты: Бисер, проволока №3, №4, леска, ножницы.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения:  словесный, наглядный, практический.

3. Тема: Цвет и цветовая символика.

Теория: Природа тундры, ее цвет как основа художественной выразительности. Сочетание цветов в природе. Краски Ямала. Поэты и писатели Ямала о красоте природы, людях северного края. Богатство фольклора народов Ямала. Сказки бытовые, волшебные о животных. 

Практика: Загадки, пословицы, поговорки северных народов. Аппликация «Природа осенью». Чтение стихов северных писателей о природе.  Аппликация «Бабушкины сказки». Чтение сказок северных народов. Продумывание сюжета, рисование эскизов. Выкройка деталей из ткани по шаблонам.  Наклеивание деталей на основу. Оформление панно ненецким орнаментом. Конкурс рисунков.

Материалы и инструменты:  альбомные листы, картон, простой карандаш, ластик, клей, шаблоны, цветная ткань.

Демонстрационный материал: иллюстрации картин художников севера, видеофильмы, книги северных писателей, поэтов, альбом «Орнаменты лесных ненцев»; альбом рисунков к национальным сказкам народов Севера; альбом национальных пословиц, загадок, поговорок, примет; литературный альбом национальных поэтов, писателей.

Форма занятия: практическая работа.

Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, практическое задание.

Форма и методы контроля: викторина, собеседование, наблюдение, самостоятельная работа.

4. Тема: Эти забавные животные.

Теория: Теоретические основы бисероплетения. Демонстрация образцов готовых изделий (ящерка, паучок, стрекоза, бабочки, пчёлка). Знакомство со схемами.

Практика: Зарисовка схем в рабочую тетрадь. Изготовление изделий по схемам.

Материалы и инструменты: бисер, проволока, леска, ножницы

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения:  словесный, наглядный, практический.

5. Тема: Техника «французского» плетения (низания дугами) «Розы».

Теория: Назначение и правила выполнения «французского плетения».

Практика: Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками) «Розы».

Материалы и инструменты: бисер Леска, проволока №№, №4, ножницы.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения:  словесный, наглядный, практический.

6. Тема: Изготовление чума с внутренним устройством.

Теория: Назначение и конструктивные особенности чума.

Последовательность установки чума. Традиционные занятия коренного населения.

Практика: Подбор шестов для чума. Выкраивание и шитье покрытия чума (нюка) из брезента. Изготовление из картона национального столика. Изготовление из картона тумбы для кухонной утвари. Изготовление из меха  постели. Изготовление из цветного картона печки.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная фольга, ножницы, карандаш, цветной материал, нитки, бисер, мех олений, игла, шаблон, наперсток, брезент.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

7. Тема: Бисерные «растения» в горшочках.

Теория: Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

Тема: Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Теория: Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практика: Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

8. Тема: Украшения и аксессуары. Изготовление изделий.

Теория: Беседа на тему: «Символика человеческих украшений». Повторение изученного материала. Просмотр наглядного и дидактического материала. Изучение схем основных методов плетения бисерных украшений: ажурная сетка, фестоны, бахрома. Выбор метода плетения для изготовления изделий по желанию учащихся.

Практика: Зарисовка схем в рабочую тетрадь. Изготовление изделий.

Материалы и инструменты: бисер, леска, проволока, ножницы.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Изготовление сувениров.

9. Тема: Сувенирная кукла.

Теория: Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

Практика: Последовательность выполнения работы.

Материалы и инструменты: ткань, кожа, клей ПВА, ножницы, карандаш, нитки, пряжа, кусочки меха, бусы, бисер, стеклярус, блестки, картон.

Форма занятия: практическое занятие, самостоятельная творческая работа.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос, самооценка.

10. Тема: Оберег. Символика оберегов. «Кукла оберег».

Теория: Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.

Практика: «Кукла оберег». Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

Материалы и инструменты: ткань, кожа, клей ПВА, ножницы, карандаш, нитки, пряжа, кусочки меха, бусы, бисер, стеклярус, блестки.

Форма занятия: практическое занятие, самостоятельная творческая работа.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос, самооценка.

11. Тема: Составление панно из бисера с природным материалом.

Теория: Последовательность работы выполнения изделий. Технологическая карта. Правила безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Практика:  Изготовление зайца, грибов. Изготовление гусеницы, медведя. Составление панно.

Материалы и инструменты: бисер, стеклярус, бусы, леска, проволока, рамка, ножницы, мох, листья, веточка.

Форма занятия: практическое занятие, самостоятельная творческая работа

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма контроля: собеседования, наблюдения, опрос.

12. Тема: Изготовление чехла для телефона с ненецким орнаментом

Теория: Знакомство с видами и назначением традиционных ненецких сумок (Чехол для телефона). Последовательность выполнения изготовления сувенирной сумочки для телефона. Подбор материала по цвету. Последовательность действий при сшивании готового изделия из деталей. Техника шва при выполнении аппликации (пришивание орнамента).

Практика: Зарисовка эскиза сумочки телефона. Выкройка деталей. Выкраивание орнамента, полосок. Приметывание орнамента к верхнему краю основой части сумочки. Сшивание верхней части сумочки с центральной.  Пришивание боковой части. Обработка верхнего края устья сумочки.

Материалы и инструменты: ненецкие сумки, картон, трафареты орнаментов, карандаш, ножницы, выкройки сумочек, мел, нитки, иголки, материал разных цветов, портновские булавки.

Форма занятия: практическое занятие

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;

Форма контроля: собеседование, наблюдение.

13. Тема: Изготовление новогодних игрушек в национальном стиле, работа с проволокой, леской.

Теория: Знакомство по изготовлению новогодних игрушек.

Практик:  Изготовление фонариков, колокольчиков. Изготовление подвесок. Изготовление бус, гирлянд. Изготовление упаковки для подарка. Поздравительная открытка с ненецким орнаментом. Поздравительный конверт для открытки с ненецким орнаментом.

Материалы и инструменты: олений, заячий мех, иголки, цветные нитки, леска, проволока, бисер, разноцветное сукно, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисть, тесьма.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля:  собеседование, наблюдение, опрос, выставка новогодних игрушек.

14. Тема: Вышивка бисером.

Теория: Разнообразие бисера и видов ниток. Знакомство с историей тамбурной вышивки, ее особенностями, мотивами орнамента, колоритом вышивки, ассортиментом изделий. Применение бисера в украшении бытовых изделий, одежды, головных уборов.

Викторина: «Мы на Севере живем».

Практика: Изготовление национального пояса. Раскрой материала. Вырезание ненецкого орнамента из ткани. Пришивание орнамента на основу. Оформление пояса цветным бисером. Изготовление бытовой женской сумочки из ткани с применением орнаментальных украшений. Продумывание сюжета, рисование эскизов. Выкройка деталей из ткани по шаблонам.  Пришивание ненецкого орнамента на основу. Оформление сумочки бисером, цепочками.

Материалы и инструменты: ткань, иголки для бисера, ножницы, мел, цветной бисер, сукно, наперсток.

Демонстрационный материал: образцы работ, иллюстрации картин.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма и методы контроля: собеседование, наблюдение, опрос, выставка.

15. Тема: Изготовление изделий из цветной ткани.

Теория: Разделение видов труда на мужские и женские. Обычаи и традиционные занятия женщин тундры, их мастерство, кропотливый труд в условиях Севера.

Викторина «Отгадай и сделай».

Практика: Коллективное панно «Наш край». Продумывание сюжета, рисование эскизов. Выкройка деталей из ткани по шаблонам. Наклеивание деталей на основу. Оформление панно бисером и мехом. Коллективное панно «В краю родном, где отчий дом». Продумывание сюжета, рисование эскизов. Выкройка деталей из ткани по шаблонам. Наклеивание деталей на основу.  Оформление панно бисером и мехом.

Материалы и инструменты: цветная ткань, иголки, ножницы, мел, шаблоны, картон, цветная бумага, клей.

Демонстрационный материал: образцы работ, схемы, иллюстрации картин, шаблоны.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Диагностика ЗУН.

Опросы по пройденному материалу, тестирование, самостоятельные работы по карточкам и схемам. Фиксация знаний, умений, навыков по освоению воспитанниками программы. Диагностика творческой активности воспитанников. Изучение удовлетворительности воспитанников.

Свободное творчество.

Теория: Повторение и закрепление знаний по теоретическому материалу второго года обучения. Свободный выбор раздела, темы. Рекомендации по использованию плетения, швов, вышивки и комбинированию видов деятельности.

Практика: Самостоятельная работа по желанию воспитанников.

Изготовление работ для участия в конкурсах и выставках  детского творчества.

Итоговая работа «Выставка-ярмарка».

«Выставка-ярмарка» - выставка работ воспитанников по итогам учебного года с приглашением родителей, родственников, друзей. Презентация готовых изделий, выполненных воспитанниками. Награждение за проявление творческих способностей и активное участие в жизни «Клубной деятельности». Обсуждение планов на будущий год.

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Форма  занятия: итоговая выставка, праздник.

Методы и приемы: словесный метод (беседа,  объяснение, инструктаж).

Форма контроля: опрос, наблюдение.

Методическое обеспечение программы:

Каталог методических, диагностических материалов.

Год обучения

Название

Методические разработки учебных занятий

1

2

Изготовление эмблемы «Год гражданского единства на Ямале».

2

2

Изготовление кукол из сукна.

3

3

Изготовление панно «Белое и чёрное».

Комплекс воспитательных мероприятий

1

1

«День открытых дверей» - традиционное  мероприятие в форме экскурсии по образовательному учреждению.

2

1

«Безопасная дорога до школы» - беседа по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста.

3

1

«Герои книг имеют право» - познавательно – игровое мероприятие.

4

1

«В краю оленьем…» - познавательно-игровое мероприятие с презентацией.

5

1

«Животный мир» - познавательно – игровое мероприятие.

6

1

«Праздник чая» - традиционное мероприятие из цикла «Праздник, который придумали мы» по итогам учебного года с презентацией готовых изделий.

7

1

«Наше здоровье в наших руках» - познавательно – игровое мероприятие.

8

1

Спортивно – игровая программа «В здоровом теле – здоровый дух!»

9

2

«Рождество Христово»  - празднично-информационное мероприятие из цикла «Северные посиделки».

10

2

«Ты вышел на улицу» - мероприятие по правилам дорожного движения.

11

2

«Наш выбор – здоровый образ жизни!» - познавательное мероприятие.

12

2

«Россия – наш общий дом» - урок патриотизма по государственной символике.

13

2

«Вурӈа Хатл или Вороны День» - празднично-информационное мероприятие из цикла «Северные посиделки».

14

2

«Праздник цветов» - традиционное мероприятие из цикла «Праздник, который придумали мы» по итогам учебного года с презентацией готовых изделий.

15

2

«Турнир знатоков» - интеллектуальная игра.

16

2

«Оленевод – профессия героическая» - познавательно-игровое мероприятие.

17

3

«Памяти павших будем достойны» - воспитательное мероприятие ко Дню Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ).

18

3

«Традиционное творчество народов Севера» - информационно-познавательная беседа.

19

3

«Добро не терпит промедленья» - познавательное мероприятие.

20

3

«Надым – мой любимый город» - праздничная программа  ко Дню города.

21

3

Урок мужества «Детство опалённое войной».

22

3

«Не кури!» - информационно – познавательное мероприятие.

23

3

«Как в старину Новый год встречали» - празднично-информационное мероприятие из цикла «Северные посиделки».

24

3

«Выпускной ринг» - итоговое мероприятие с презентацией готовых изделий.

Разработки бесед, лекций, игр, конкурсов

1

1

Беседа на тему «Рукоделие – занятие творческое».

2

1

Беседа на тему: «Из истории бисероплетения».

3

1

Беседа на тему: «Символика цвета, как проявление культуры и традиций».

4

1

Беседа на тему: «Фенечки – квинтэссенция свободного эстетического самовыражения».

5

1

Беседа на тему: «Цветы, как носитель настроения».

6

2

Беседа на тему: «О символике человеческих украшений».

7

2

Беседа на тему: «Роза – цветок мира».

8

2

Беседа на тему: «Композиция ненецкие куколки».

9

3

Беседа на тему: «Из истории бисероплетения народов Севера».

10

3

Беседа на тему: «Русские народные куклы».

11

3

Беседа на тему: «Цветоведение: цвет в вышитых изделиях».

12

3

Беседа на тему: «История развития английской (белой) глади».

13

3

Беседа на тему: «История развития кукол в китайском стиле».

14

3

Беседа на тему: «Народное искусство ненцев».

15

 

Беседа для родителей «Путешествие в мир творчества».

16

 

Беседа для родителей «Гигиенические основы труда и отдыха учащихся».

17

 

Беседа для родителей «Счастливая семья. Какая она?»

18

 

Лекция для родителей «Трудовое воспитание детей».

19

 

Лекция для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения».

20

 

Лекция для родителей «Что нужно делать, чтобы дети росли патриотами».

21

 

Лекция  по теме «Благоприятные условия для развития детей».

Контрольно-измерительные материалы (задания, тесты (в том числе разноуровневые) и т.п. для диагностики ЗУНов; программа итоговой аттестации)

1

1 – 3

Тесты на самооценку.

2

1

Тестовые и практические задания к образовательной программе «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)», первый год обучения.

3

2

Тестовые и практические задания к образовательной программе «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка)», второй год обучения.

Каталог дидактических пособий

Год обучения

Название

Кол-во единиц

Раздаточный материал

К разделу «Бисероплетение»

1

1

Схемы плетения в одну нить:

- пупырышки,

- шишечки,

- петельки,

- зигзаг,

- гусеница.

15

2

1

Схемы плетения в две нити:

- в крестик,

- колечки,

- двухрядная цепочка - змейка,

- цепочки в цветочек.

12

3

1

Схемы плетения цветов методом параллельного плетения:

- ромашка,

- колокольчик,

- роза,

- тигровая лилия,

- василек,

- анютины глазки.

21

4

1

Схемы плетение животных:

- ящерка,

- паучок,

- стрекоза,

- бабочки (плотного и ажурного плетения),

- мышка;

- дельфин;

- котик;

- божья коровка на листике;

- пчёлка.

60

5

2

Схемы плетение цветов в петельной технике:

- лютик,

- клевер,

- фиалка,

- хризантема.

12

6

2

Схемы плетения жгутов:

- мозаичного (плотного) плетения,

- ажурного плетения.

 

10

7

3

Схемы ажурного плетения:

- сетка вертикального плетения,

- сетка «соты»,

- сетка с цветочками.

15

8

3

Схема салфетки «Васильки».

10

9

3

Схемы плетения цветов методом кругового (французского) плетения:

- крокус,

- мак,

- тюльпан,

- роза.

12

10

3

Схемы плетения цветных узоров (плотного, мозаичного и гобеленового плетения).

15

К разделу «Изготовление сувениров»

1

1

Схемы узоров для вышивки:

- орнаменты,

- узоры.

9

2

2

Схемы узоров для вышивки рамочек для оформления готовой работы.

2

3

3

Схемы узоров для вышивки, шитья к подарочным коробочкам для готовых работ.

- жёлтые, красные розы

- нежность

3

 

Материально- техническое обеспечение программы:

Каталог учебного оборудования

Название

Кол-во единиц

Инструменты и приспособления

1

Ножницы

12

2

Пяльцы

23

3

Иглы гобеленовые

20

4

Иглы швейные

20

5

Иглы  № 1

20

Технические средства

6

Столы для обучающихся

8

7

Стол для педагога

1

8

Стулья

16

9

Гладильная доска

1

10

Шкаф для инструментов, материалов и учебной литературы

2

11

Компьютерный стол

1

12

Компьютер

1

Оборудование

13

Швейная машина

4

14

Утюг

1

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ануфриева М.Я.Искусство бисерного плетения. Современная школа. – Издательство «Культура и традиции», 2006.

2. Артамонова Е.В. Украшения из бисера. – М.: «Издательство «Эксмо», 2006.

3. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

4. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими школьниками: учеб.- Метод. Пособие. /  Под ред. Т. Я. Шпикаловой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Воронцова А.С. Бисер от азов к мастерсту./М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 131 с., ил. (серия «Домашняя мастерица»)

6. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006.160с.,ил.

7. Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.

8. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером.–  Ростов н/Д: Проф. – Пресс, 2001.

9. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

10. Кох С. Бисер. Цветы, фигурки, игрушки, аксессуары, украшения. Простые и красивые вещи и вещицы/Сабина Кох, Ангелика Ру. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80.: ил.

11. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).

12. Лукяненко Ю.Ю. Французская техника плетения. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.

13. Лукяненко Ю.Ю. Цветы из бисера. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.

14. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. – М.: «Книжный Клуб 36.6», 2010.

15. Ляукина М.В. Поделки из бисера.– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

16. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

17. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера/ Под ред.Л.Б. Мартынова – М.: Изд-во, «Культура и традиции», 2004..

18. Чиотти. Д. Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине. / Пер. с итал. – М.: Идательство «Альбом», 2006.

19. Чиотти. Д. Цветы и букеты из бисера. / Пер. с итал. – М.: ООО «Издательская группа «Контэнт», 2010.

20. Чиотти. Д. Булавки, броши, браслеты. / Пер. с итал. – М.: ООО «Издательская группа «Контэнт», 2011.

21. Чиотти. Д. Оригинальные подарки. / Пер. с итал. – М.: ООО «Издательская группа «Контэнт», 2011.

22. Чиотти. Д. Вечерние украшения. / Пер. с итал. – М.: ООО «Издательская группа «Контэнт», 2011.

23. Чиотти. Д. Стильные мелочи. / Пер. с итал. – М.: ООО «Издательская группа «Контэнт»,  2011.).

 

Рекомендуемая литература для детей:

1. Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. -  Волгоград; Учитель, 2010

2. Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера/Елена Фадеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 144 с.: цв. Ил. – (Внимание дети!).

3. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н.. Технология. Умные руки - Самара; Учебная литература. 2008.

4. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н.. Технология. Уроки творчества - Самара; Учебная литература. 2012

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь основных терминов и понятий.

Алгоритм – систематизация порядка выполнения операций.

Аксессуары – украшения, дополнения к костюму.

Активные цвета – это, прежде всего красные и оранжевые, возбуждающе действующие на нервную систему.

Ахроматические цвета – это белый, серый, и чёрный, которые различаются только по светлоте.

Ассоциация – метод использования цвета и формы по восприятию, по памяти.

Бисер – материал для рукоделия различной степени прозрачности стекла, разного калибра, цветов и оттенков.

Вытянутый стежок – один из основных швов, применяемых как при шитье, так и при вышивании.

Выступающие тона – способность хроматических цветов казаться ближе своего фактического нахождения.

Гусеница – способ низания «в одну нить» в бисероплетении.

Двухрядная цепочка-змейка – способ низания «в две нити» в бисероплетении.

Зигзаг – способ низания «в одну нить» в бисероплетении.

Комбинирование видов рукоделия – изготовление одного изделия, с применением разных технологий ( например: бисероплетение + вышивка лентами, машинная вышивка + вышивка лентами и т.п.).

Композиция – составление, соединение в одно целое отдельных частей в определённом, строгом порядке.

Колечки – способ низания «в две нити» в бисероплетении.

Кордоне – основной шов машинной вышивки.

Китайская вышивка – художественная вышивка с символическим изображением.

Крестик – способ низания «в две нити» в бисероплетении.

Люрекс – металлическая нить.

Мережка – разновидность вышивки, выполненной по полотну с выдёргиванием по нему ниток.

Намётка – вариант шва «вперёд иголку»; является основой любого шитья.

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определённому ритму.

Отступающие тона – способность хроматических цветов казаться дальше своего фактического нахождения.

Панно – композиционная вышивка, где части, и элементы рисунка связаны между собой и дополняют друг друга.

Пассивные цвета – синие и фиолетовые, действующие успокаивающе на нервную систему.

Пейзаж – изображение на полотне картин природы.

Пяльцы – приспособление для держания ткани в натянутом состоянии при вышивании.

Пупырышки – способ низания «в одну нить» в бисероплетении.

Раппорт – часть орнамента, которая полностью повторяется через определённое расстояние.

Размётка выдергом – выдёргивание ниток ткани для выполнения мережек.

Рубка – материал для бисероплетения квадратной формы различной степени прозрачности стекла, разных цветов и оттенков.

Ришелье – ажурная вышивка по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединены бридами.

Стебельчатый шов – один из основных вышивальных швов.

Стеклярус – материал для бисероплетения длинной 1 – 1,5 см различной степени прозрачности стекла, разных цветов и оттенков.

Симметрия – это зеркальное отражение, когда какой-либо элемент узора может быть разделён прямой линией на две равные, абсолютно одинаковые части.

Символика – отражение информации через форму, цвет и материал.

Тёплые цвета – это цвета солнца и огня.

Узор «бантик» - декоративное украшение из ленты и тесьмы.

Фенечка – любое самодельное украшение, сделанное из бисера, ниток, пряжи, камешек, ракушек и т.д.

Флизелин – нетканая ткань для уплотнения ткани.

Флористика –  искусство составления букета.

Хроматические цвета – все оттенки светового спектра.

Холодные цвета – это цвета воды и льда.

Цепочки «в цветочек» – способ низания «в две нити» в бисероплетении.

Шишечки – способ низания «в одну нить» в бисероплетении.

Шов «вприкреп» – прикрепляет к поверхности вышивки различные отделочные нити, тесьму, бисер, блёстки.

Эскиз – рисунок, по которому будет выполнена вышивка.

 

Среда, пятница:

 с 18:50 до 19:50                             

Руководитель:

 Воспитатель Салиндер А.И.                  


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Пояснительная записка Программа «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка) » - разработана для занятий клубной деятельности воспитанников общеобразовательного учреждения, в соответствии с новыми требованиями

Пояснительная записка Программа «Мэкад ӈодяко (интересная бусинка) » - разработана для занятий клубной деятельности воспитанников общеобразовательного учреждения, в соответствии с новыми требованиями

Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера

Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера

Воспитательные : - воспитание социально-психологической адаптивности к трудовой деятельности в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и со старшими, умения оказывать помощь другим, принимать различные…

Воспитательные : - воспитание социально-психологической адаптивности к трудовой деятельности в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и со старшими, умения оказывать помощь другим, принимать различные…

Занятие - самостоятельная работа - ставит целью сформировать навык самостоятельной деятельности

Занятие - самостоятельная работа - ставит целью сформировать навык самостоятельной деятельности

Данная программа создает условия для формирования у воспитанников таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать…

Данная программа создает условия для формирования у воспитанников таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать…

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость

Регулятивные: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ

Регулятивные: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

Ненецкие орнаменты 3 1 2

Ненецкие орнаменты 3 1 2

Объемные картины - панно, выполненные на проволоке

Объемные картины - панно, выполненные на проволоке

Тема: Основные виды бисерного искусства

Тема: Основные виды бисерного искусства

Теория: Виды и назначение традиционных налобников

Теория: Виды и назначение традиционных налобников

Практика: Изготовление выкройки

Практика: Изготовление выкройки

Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов

Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов

Материалы и инструменты : цветная ткань, иголки, ножницы, мел, шаблоны, картон, цветная бумага, клей

Материалы и инструменты : цветная ткань, иголки, ножницы, мел, шаблоны, картон, цветная бумага, клей

Тема: Традиционные ненецкие куклы - нухуко из утиных клювов и ткани

Тема: Традиционные ненецкие куклы - нухуко из утиных клювов и ткани

Викторина: «Быт народов Ямала»

Викторина: «Быт народов Ямала»

Форма занятия : практическое занятие

Форма занятия : практическое занятие

Выбор метода плетения для изготовления изделий по желанию учащихся

Выбор метода плетения для изготовления изделий по желанию учащихся

Практика: Зарисовка эскиза сумочки телефона

Практика: Зарисовка эскиза сумочки телефона

Теория: Разделение видов труда на мужские и женские

Теория: Разделение видов труда на мужские и женские

Каталог методических, диагностических материалов

Каталог методических, диагностических материалов

Дню Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ)

Дню Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ)

Контрольно-измерительные материалы (задания, тесты (в том числе разноуровневые) и т

Контрольно-измерительные материалы (задания, тесты (в том числе разноуровневые) и т

Схемы плетение цветов в петельной технике: - лютик, - клевер, - фиалка, - хризантема

Схемы плетение цветов в петельной технике: - лютик, - клевер, - фиалка, - хризантема

Технические средства 6

Технические средства 6

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера /

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера /

Комбинирование видов рукоделия – изготовление одного изделия, с применением разных технологий ( например: бисероплетение + вышивка лентами, машинная вышивка + вышивка лентами и т

Комбинирование видов рукоделия – изготовление одного изделия, с применением разных технологий ( например: бисероплетение + вышивка лентами, машинная вышивка + вышивка лентами и т

Хроматические цвета – все оттенки светового спектра

Хроматические цвета – все оттенки светового спектра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020