Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
МО учителей начальных на заседании педагоги- Директор школы
классов ческого совета школы _____________Н.И. Филатова
Протокол № 1 Протокол №1
от « » августа 2016 г. от « » августа 2016г. Приказ № ___ от «__» _____ 2016 г
Рук. МО_______ И.А. Дергачёва
Согласовано
Зам.директора по учебно-
воспитательной работе
_____________________
«___»_______ 2016г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Развитие творческого мышления»
для 4 класса
на 2016-2017 уч. год
Программа составлена учителем
начальных классов МКОУ «СОШ №2»
им.генерала армии В.И.Исакова
Борисовой Л.Г.(высшая квалификационная категория)
Пояснительная
записка
Главной задачей
обучения детей в школе является достижение оптимального общего
психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только
направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно
ориентированным.
Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной
работы, которая должна начинаться с начальной
школы. Чтобы
ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических
процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного
процесса в значительной мере определяется степенью сформированности
различных сторон и особенностей познавательной деятельности
школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо
систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют
ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие
мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и
временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на
уроке. Для восполнения этих недостатков создан курс «Развитие творческих
способностей»
Курс «Развитие творческого мышления» базируется на подходах
и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж. Рензулли с
введением элементов учебной деятельности таких как:
- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы
будущего профессионального успеха и личного благополучия детей Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой
работе.
Результаты
освоения курса внеурочной деятельности
В результате проведения
указанного курса у детей формируются следующие умения, навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке
В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:
беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;
гибкость – навык применения разнообразных подходов и стратегий при решении задач;
оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.
Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс развития творческих способностей включает в себя специально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки.
Используемые технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая , парная и индивидуальная форма обучения.
Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях. Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками . Каждый выпуск курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока.
Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут. Для осуществления образовательного процесса по программе «Развитие творческого о мышления» необходимы следующие принадлежности:
· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
· каждый обучающийся для занятий должен иметь: рабочую тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей (в 2-х частях), цветные карандаши (фломастеры), линейку, ластик.
Тематическое планирование (4 класс)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Метод мозговой атаки. |
3 |
3 |
Метод обратной мозговой атаки. |
3 |
4 |
Синектика. |
5 |
5 |
Метод контрольных вопросов. |
4 |
6 |
Ассоциации и творческое мышление. |
4 |
7 |
Морфологический анализ. |
4 |
8 |
Метод фокальных объектов. |
4 |
9 |
Алгоритм решения творческих задач. |
4 |
10 |
Итоговое занятие. |
1 |
11 |
Тестирование |
1 |
Итого: |
34 |
Список используемой литературы
1. Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –М.: Аст-Пресс, 1999.
2. Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческого образования. Материалы VI Международной конференции
3. «Там, за тридевять земель…». Материалы Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999.
4. Применение способностей младших школьников в центре дополнительных новых технологий в образовании», 1995.
5. Гин А.А Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю - 1 ч . (34 ч . в год)
№ |
Дата 4а 4б |
Тема |
Деятельность учащихся |
|
1 |
7.09. |
|
Что любит Пончик |
Развитие беглости, гибкости Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами |
2 |
14.09 |
|
Что любит Пончик |
Развитие беглости, гибкости Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами |
3 |
21.09 |
|
Баллада о кроте |
Развитие вербальной беглости Развитие навыков работы методом мозгового штурма |
4 |
28.09 |
|
Баллада о кроте |
Развитие вербальной беглости Развитие навыков работы методом мозгового штурма |
5
|
5.10 |
|
Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям |
Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации |
6 |
12.10 |
|
Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям |
Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации |
7 |
19.10 |
|
Треугольный робот |
Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией |
8 |
26.10 |
|
Треугольный робот |
Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией |
9 |
9.11 |
|
Как из «мухи» сделать «слона» |
Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости |
10 |
16.11. |
|
Как из «мухи» сделать «слона» |
Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости |
11 |
23.11 |
|
Слова-настроения или звуки Нового года |
Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства и настроения |
12 |
30.11 |
|
Слова-настроения или звуки Нового года |
Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства и настроения |
13
|
7.12 |
|
«Слово- ухо» |
Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и способом их написания |
14 |
14.12 |
|
Армия групп |
Развитие вербальной беглости и гибкости |
15 |
21.12 |
|
ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона) |
Развитие вербальной беглости и гибкости |
16 |
28.12 |
|
ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона) |
Развитие вербальной беглости и гибкости |
17 |
18.01 |
|
Зимой и летом одним цветом |
Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы |
18 |
25.01 |
|
Зимой и летом одним цветом |
Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы |
19 |
1.02 |
|
Игра в прятки |
Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. |
20 |
8.02 |
|
Игра в прятки |
Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов |
21 |
15.02 |
|
Придумай ребус |
Развитие гибкости мышления |
22 |
22.02 |
|
Придумай ребус |
Развитие гибкости мышления |
23 |
1.03. |
|
«Электропуговица» или как придумывать новые слова |
Развитие гибкости мышления |
24 |
9.03 |
|
«Электропуговица» или как придумывать новые слова |
Развитие гибкости мышления |
25 |
15.03 |
|
Образы-символы |
Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями |
26 |
22.03 |
|
Образы-символы |
Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями |
27 |
5.04 |
|
Придумай заголовок |
Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу |
28 |
12.04 |
|
Придумай заголовок |
Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу |
29 |
19.04 |
|
Подписи к карикатурам |
Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале |
30 |
26.04 |
|
Подписи к карикатурам |
Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале |
31 |
3.05. |
|
Поговорка дракона |
Развитие гибкости и оригинальности |
32 |
10.05 |
|
Боевик «Красная шапочка» |
Развитие оригинальности , воображения, формирование навыка творческого сочинения |
33 |
17.05 |
|
Итоговое занятие |
Развитие памяти, речи, воображения |
34 |
24.05. |
|
Тестирование (Торренс) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.