Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие творческого мышления"(4 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие творческого мышления"(4 класс)

Оценка 4.6
doc
19.04.2020
Рабочая  программа  внеурочной  деятельности "Развитие творческого мышления"(4 класс)
Развитие творческого мышления 4 класс.doc

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

     Рассмотрено на заседании                Принято                                                  Утверждаю                                                                                                   

     МО учителей начальных                 на заседании педагоги-                         Директор школы                              

      классов                                         ческого совета школы                          _____________Н.И. Филатова              

     Протокол № 1                                     Протокол №1

     от «  » августа  2016 г.                     от «  » августа 2016г.                     Приказ № ___ от «__» _____ 2016 г

    Рук. МО_______ И.А. Дергачёва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

                 

Согласовано

Зам.директора по учебно-

воспитательной работе

_____________________

«___»_______  2016г

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Развитие творческого мышления»

для 4  класса

на 2016-2017 уч. год

 

                    

                                 Программа   составлена   учителем   

                                        начальных классов МКОУ «СОШ №2»

                            им.генерала армии В.И.Исакова                                                               

                                                                   Борисовой  Л.Г.(высшая квалификационная категория)

                                                                 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Пояснительная записка                                                                                                                                           Главной задачей  обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным.                                                                                            Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы.                                                                                                                   Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических  функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности  различных сторон  и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания  на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан  курс «Развитие творческих способностей»                                                                                                                                            Курс «Развитие творческого мышления» базируется на подходах и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж. Рензулли с введением элементов учебной деятельности таких как:
- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей                                                                                                                               Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой работе.

 

                 Результаты    освоения  курса  внеурочной  деятельности
В результате проведения указанного курса у детей формируются следующие умения, навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке

В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:

беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;

гибкость – навык применения  разнообразных подходов и стратегий при решении задач;

оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;

способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.

Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь

                                Содержание  курса  внеурочной  деятельности                 

Курс развития творческих способностей включает в себя специ­ально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не  полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки.      

  Используемые  технологии, приёмы обучения и воспитания

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Формы обучения

Классно-урочные занятия.

Групповая  ,    парная   и  индивидуальная   форма обучения.

   Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.   Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками . Каждый выпуск курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока.   

Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут. Для осуществления образовательного процесса по программе «Развитие творческого о мышления» необходимы следующие  принадлежности:

·         компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

·         каждый обучающийся для занятий должен иметь: рабочую тетрадь с заданиями по развитию познавательных способностей (в 2-х частях), цветные карандаши (фломастеры), линейку, ластик.

 

                                                Тематическое   планирование (4  класс)

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1

2

Метод мозговой атаки.

3

3

Метод обратной мозговой атаки.

3

4

Синектика.

5

5

Метод контрольных вопросов.

4

6

Ассоциации и творческое мышление.

4

7

Морфологический анализ.

4

8

Метод фокальных объектов.

4

9

Алгоритм решения творческих задач.

4

10

Итоговое занятие.

1

11

Тестирование

1

Итого:

34

 

 

                                Список  используемой  литературы

 

1. Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –М.: Аст-Пресс, 1999.

2. Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческого образования. Материалы VI Международной конференции

3. «Там, за тридевять земель…». Материалы Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999.

4. Применение способностей младших школьников в центре дополнительных новых технологий в образовании», 1995.

5. Гин А.А Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.

 

                МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-методический комплект: (см. список литературы)
  2. Карточки с логическими задачами и заданиями для игры рассуждения (1-4 год обучения)
  3. Графический лист учета ЗУН учащихся (1-4 год обучения)
  4. Карточки для выполнения заданий на внимательность (методическое пособие 1, 2, 3, 4 года обучения

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Календарно-тематическое  планирование

           Количество  часов  в  неделю  -  1  ч . (34 ч . в  год)

       №   

   Дата       

 4а           4б

 

             Тема

 

  Деятельность учащихся

 

1

7.09.

 

Что любит Пончик

Развитие беглости, гибкости

Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами

          2

14.09

 

Что любит Пончик

Развитие беглости, гибкости

Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами

         3

21.09

 

Баллада о кроте

Развитие вербальной беглости

Развитие навыков работы методом мозгового штурма

4

28.09

 

Баллада о кроте

Развитие вербальной беглости

Развитие навыков работы методом мозгового штурма

           5

          

5.10

 

Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям

Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации

6

12.10

 

Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям

Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации

        7

19.10

 

Треугольный робот

Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией

8

26.10

 

Треугольный робот

Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией

        9

9.11

 

Как из «мухи» сделать «слона»

Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости

10

16.11.

 

Как из «мухи» сделать «слона»

Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости

        11

23.11

 

Слова-настроения или звуки Нового года

Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства  и настроения

12

30.11

 

Слова-настроения или звуки Нового года

Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства  и настроения

         13

 

7.12

 

«Слово- ухо»

Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и  способом их написания

      14

14.12

 

Армия групп

Развитие вербальной беглости и гибкости

15

21.12

 

ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона)

Развитие вербальной беглости и гибкости

16

28.12

 

ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона)

Развитие вербальной беглости и гибкости

17

18.01

 

Зимой и летом одним цветом

Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы

18

25.01

 

Зимой и летом одним цветом

Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы

19

1.02

 

Игра в прятки

Развитие невербальной

оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

20

8.02

 

Игра в прятки

Развитие невербальной

оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов

21

15.02

 

Придумай ребус

Развитие гибкости мышления

22

22.02

 

Придумай ребус

Развитие гибкости мышления

23

1.03.

 

«Электропуговица» или как придумывать новые слова

Развитие гибкости мышления

24

9.03

 

«Электропуговица» или как придумывать новые слова

Развитие гибкости мышления

25

15.03

 

Образы-символы

Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями

26

22.03

 

Образы-символы

Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями

27

5.04

 

Придумай заголовок

Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу

28

12.04

 

Придумай заголовок

Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу

29

19.04

 

Подписи к карикатурам

Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале

30

26.04

 

Подписи к карикатурам

Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале

31

3.05.

 

Поговорка дракона

Развитие гибкости и оригинальности

32

10.05

 

Боевик «Красная шапочка»

Развитие оригинальности ,

  воображения, формирование навыка творческого сочинения

33

17.05

 

Итоговое занятие

Развитие  памяти,  речи,  воображения

34

24.05.

 

Тестирование (Торренс)

 

       

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Используемые технологии, приёмы обучения и воспитания

Используемые технологии, приёмы обучения и воспитания

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Игра в прятки Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке

Игра в прятки Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020