Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи».
Программа реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык. Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
· обогащение словаря;
· развитие устной и письменной речи;
· работа над содержательной стороной слова;
· активизация познавательных интересов;
· развитие творческих способностей и мышления;
· формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации
1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
· осознание эстетической ценности русского языка;
· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
· готовность к самостоятельной творческой деятельности;
· толерантное сознание и поведение в обществе;
· навыки сотрудничества со сверстниками;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
· умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· умение ориентироваться в различных источниках информации;
· умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
· умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
· владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
· сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
· способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
· свободное использование словарного запаса;
· сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
· научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
· научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
· владеть формами обработки информации исходного текста;
· работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
· четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
· самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
· уметь работать с бланками экзаменационной работы;
· сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия факультатива позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа рассчитана на 34 недели - 68 часов (2 часа в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
· Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
· Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
· умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
· умение адекватно воспринимать авторский замысел;
· умение вычленять главное в информации;
· умение сокращать текст разными способами;
· умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
· умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
№ раздела |
Название раздела |
Количество часов |
Содержание раздела |
1 |
Культура речи |
2 |
Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). |
2 |
Сжатое изложение |
10 |
Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. |
3 |
Сочинение-рассуждение |
18 |
Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. |
3 |
Техника речи. |
2 |
Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания. |
4 |
Орфоэпия |
4 |
Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум.
|
5 |
Лексика |
2 |
Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Практическая часть: «Средства выразительности речи». |
6 |
Словообразование. Орфография. |
2 |
Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании |
7 |
Морфология |
2 |
Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов |
8 |
Синтаксис и пунктуация. |
26 |
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи. |
итого |
|
68 |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов |
|||
№ |
Тема |
Внеурочное занятие (содержание темы) |
Кол-во часов |
1 |
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. |
Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для духовной жизни общества». Практическая часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания». |
2 |
2 |
Язык и речь. |
Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста». |
2 |
3 |
Языковая норма как историческая категория. |
Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как системы правил». «Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста». |
2 |
4 |
Понятие нормы в современной лингвистике. |
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения». |
2 |
5 |
Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. |
Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры». Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия». |
2 |
6 |
Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.
|
Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы». Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам». |
2 |
7 |
Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи |
Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации (уподобления)». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения». |
2 |
8 |
Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. |
Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи». Практические упражнения «Поразмышляем вместе». Задание 15.1,15.2,15.3 Учимся формулировать тезис. |
2 |
9 |
Качества хорошей речи. |
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика. Особенности». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3. Учимся аргументировать». |
2 |
10 |
Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. |
Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи». Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2)». |
4 |
11 |
Правильность как основа хорошей речи. |
Лекция учителя: «Виды правильности речи. Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2)». |
2 |
12 |
Содержательность хорошей речи. |
Викторина: «Богатство речи и способы проявления языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть: «Синонимы. Задание 6». Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3) |
2 |
13 |
Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. |
Практическая работа: «Поразмышляем вместе». Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению» (15.3) |
2 |
14 |
Точность речи. |
Лабораторная работа: «Фактические ошибки Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) |
2 |
15-16 |
Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике. |
Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания». |
2 |
17 |
Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. |
Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения». Практическая часть: «Понимание текста. Отработка Задания 2». |
2 |
18 |
Лексика. Лексические нормы. |
Лекция учителя: «Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». Практическая часть: «Средства выразительности речи. Отработка Задания 3» |
2 |
19 |
Акцентологические нормы. |
Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум». Практическая часть: «Поразмышляем вместе». |
2 |
20 |
Словообразовательные нормы. Орфография |
Лекция учителя: «Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании». Практическая часть: «Правописание приставок. Отработка задания Задания 4» |
2 |
21- 22 |
Морфологические нормы и их особенности. |
Практикум: «Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов. Отработка Задания 5» |
1 |
Лекция учителя: «Морфологический минимум». Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных частях речи». |
1 |
||
23 |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. |
Проектная работа – презентация «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)». Практикум: «Нарушения норм согласования и управления. Отработка Задания 7» |
2 |
24 |
Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. |
Семинар: «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи». Практическая часть: «Отработка Задания 8,11». |
2 |
25 |
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. |
Проект – презентация «Обособленные члены предложения. Отработка Задания 9» |
2 |
26 |
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. |
Игра-разминка. Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 10». |
2 |
27 |
Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. |
Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении». Практическая часть: «Отработка Задания 12». |
2 |
28 |
Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. |
Лекция учителя: «Сложные предложения с различными видами связи» Практическая часть: «Отработка Задания 13». |
2 |
29 |
Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!» Практикум: «Сложные бессоюзные предложения. Отработка Задания 14» |
2 |
30 |
Синтаксический минимум. |
Игра «Ты эксперт». Практикум: «Выполнение тестовых заданий». |
2 |
31 |
Функциональные стили. Стилистические нормы. |
Лекция учителя «Функциональные стили». Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
|
2 |
32 |
Функционально-смысловые типы речи. |
Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей языковой практике». Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе».
|
2 |
33
34 |
Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
Итоговый турнир |
Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку» |
4
2 |
|
Итого: 34 недели |
|
68 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
По плану |
Фактически |
||||
1-2 |
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. |
Восприятие лекции учителя. Работа над анализом структуры экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания. |
2 |
Формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека. Развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку как выразителю национального самосознания народа. |
Коммуникативные: пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. |
Научиться формулировать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения. Проводить стилистический анализ текста. |
|
|
3-4 |
Язык и речь. |
Восприятие лекционной части материала. Работа над понятиями «язык» и «речь» в современном языкознании. Выполнение практической части задания. Задание 1. Понятие «Сжатое изложение». Знакомство с приемами сжатия текста. Отработка приема «исключение». |
2 |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
Коммуникативные: управлять поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умения убеждать). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
|
Научиться определять типологическое строение текста, авторскую интонацию, используя приемы сжатия текста, уметь производить его компрессию. Соблюдать основные языковые номы. |
|
|
5-6 |
Языковая норма как историческая категория. |
Восприятие лекция учителя «Становление и развитие древнерусского языка, и этапы его существования. Зарождение нормы в языке». Работа над заданием 1. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Отработка приема «упрощение».
|
2 |
|
|
|||
7-8 |
Понятие нормы в современной лингвистике. |
Работа над понятием языковой нормы как системы правил. Выполнение практической части: Задание 1. Освоение понятия «Сжатое изложение. Приемы сжатия текста». Отработка приема «обобщение». |
2 |
|
|
|||
9-10 |
Формирование норм литературного языка |
Восприятие лекции учителя о языковой норме как одной из составляющих национальной культуры. Отработка умения выбирать приемы сжатия текста. Выполнение Задание 1 на выбор приемов сжатия. |
2 |
|
|
|
|
|
11-12 |
Понятие вариантов норм. |
Восприятие лекции учителя и закрепление нового знания. Отработка Задания 1. Написание сжатого изложения
|
2 |
|
|
|
|
|
13-14 |
Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. |
Восприятие лекции учителя и закрепление новых знаний в практических упражнениях. Ознакомление с различными видами сочинений в формате ОГЭ - Заданиями 15.1, 15.2, 15.3. |
2 |
Овладение языковыми нормами, лингвистической компетенцией оценивания параметров сочинения. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения создания оригинального текста. |
Понимать процесс эволюции языковых норм. Применить приемы написания сочинения данного типа. |
|
|
15-16 |
Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. |
Усвоение критериев оценки заданий, структуры сочинений 15.1, 15.2, 15.3 «Учимся формулировать тезис». |
2 |
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, овладение лингвистической компетенцией находить и формулировать главный тезис, подбирать аргументы.
|
Коммуникативные: пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения текста. |
Проводить все виды анализа текста, овладеть теоретическими и практическими навыками написания сочинения в жанре эссе.
|
|
|
17-18
19-22 |
Качества хорошей речи. |
Восприятие лекции учителя. Закрепление нового знания. Выполнение практических упражнений из Заданий 15.1, 15.2, 15.3 «Учимся аргументировать». |
2 |
|
|
|||
Основные качества хорошей речи. |
Участие в семинаре. Выполнение практических упражнений из Заданий 15.1, 15.2, 15.3. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2) |
4 |
|
|
||||
23-24 |
Правильность как основа хорошей речи. |
Восприятие и усвоение понятий и признаков. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2)
|
2 |
|
|
|||
25-26 |
Содержательность хорошей речи. |
Участие в лингвистической викторине. Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3)
|
2 |
|
|
|||
27-28 |
Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи. |
Выполнение практической работы. Отработка навыка написания сочинения в жанре «комментарий определения» (15.3)
|
2 |
|
|
|||
29-30 |
Точность речи. |
Выполнение лабораторной работы. Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)
|
2 |
Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях. |
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.
|
Правильно применять полученные орфографические, пунктуационные, лексические, морфологические, орфоэпические, грамматические нормы. |
|
|
31-32 |
Техника чтения. |
Отработка навыков владения техникой речи: тренинги дыхательной гимнастики. Выполнение практических упражнений. |
1 |
Овладение лингвистической компетенцией распознавания фактических ошибок |
Коммуникативные: пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста |
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
|
|
Упражнения для постановки голоса и дикции, развитие приемов овладения интонацией. Отработка умения находить и редактировать речевые и грамматические ошибки.
|
1 |
Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок |
|
|
||||
33-34 |
Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. |
Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление орфоэпических норм. Упражнения на понимание текста. Отработка Задания 2. |
2 |
Осознавать роль языка в формировании мышления, расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность сохранять его красоту и богатство |
Коммуникативные: пользоваться разными видами чтения и аудирования, использовать разные механизмы речи (прогнозирования, эквивалентных замен, компрессии). Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию. Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения текста. |
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану |
|
|
35-36 |
Лексика. Лексические нормы. |
Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление лексических норм. Лингвистический практикум «Средства выразительности речи». Отработка умений решать Задание 3.
|
2 |
|
|
|||
37-38 |
Акцентологические нормы. |
Усвоение акцентологического минимума. Выполнение практических упражнений «Подумаем вместе». Отработка заданий по теме «Синонимы. Задание 6». |
2 |
Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового явления |
|
|
||
39-40 |
Словообразовательные нормы. Орфография. |
Восприятие лекции учителя. Закрепление теоретических понятий «словообразовательная норма», «окказиональная норма». Отработка темы «Правописание приставок. Задание 4». |
2 |
Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. |
Овладение орфографическими нормами языка |
|
|
41-42 |
Морфологические нормы и их особенности. |
Закрепление теоретических понятий. Выполнение упражнений практикума.
|
1 |
|
|
|||
Отработка правописания суффиксов. Выполнение Задания 5. Отработка навыков правописания Н – НН в различных частях речи. |
1 |
|
|
|||||
43-44 |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. |
Представление проектной работы: защита и презентация проекта. Отработка знаний по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 7». |
2 |
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
|
Коммуникативные: с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию, составлять таблицы. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. |
Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного предложения. Составлять схемы, моделировать предложения по заданным схемам, проводить синтаксический анализ разных типов предложений. Находить сложные предложения в художественных текстах; употреблять в речи подобные предложения. |
|
|
45-46 |
Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. |
Участие в семинаре «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи». Отработка Задания 8,11 |
2 |
Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях. |
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. |
|
|
|
47-48 |
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. |
Защита проектов-презентаций «Обособленные члены предложения». Отработка Задания 9 |
2
|
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. |
|
|
||
49-50 |
Употребление вводных слов, обращений и междометий. |
Игра-практикум «Знаки препинания в простом осложненном предложении». Отработка Задания 10 |
2 |
Овладение лингвистической компетенцией распознавания вставных и вводных конструкций |
|
|
||
51-52 |
Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. |
Семинар «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении». Отработка Задания 12 |
2 |
Овладение лингвистической компетенцией постановки знаков препинания в ССП и СПП. |
|
|
||
53-54 |
Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. |
Восприятие лекции учителя. Выполнение практического задания. Сложные предложения с различными видами связи. Отработка Задания 13 |
2 |
Овладение лингвистической компетенцией постановки знаков препинания в МСК. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
|
|
|
||
55-56 |
Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
Блиц - турнир «Поработай корректором!». Практикум «Сложные бессоюзные предложения». Отработка Задания 14
|
2 |
Овладение лингвистической компетенцией постановки знаков препинания в БСП. |
|
|
||
57-58 |
Синтаксический минимум |
Усвоение синтаксического минимума Выполнение тестовых заданий. |
2 |
Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного в новых условиях. |
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. |
Овладение орфоэпическими, орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими грамматическими языковыми нормами |
|
|
59-60 |
Функциональные стили. Стилистические нормы.
|
Игра-тренинг «Узнай стиль текста». Выполнение тестовых заданий.
|
2 |
|
|
|||
61-62 |
Функционально-смысловые типы речи. |
Восприятие лекции учителя. Выполнение тестовых заданий.
|
2 |
|
|
|||
63-66 |
Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. |
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
|
4 |
|
|
|||
67-68 |
Итоговый турнир |
Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку» |
2 |
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.
2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2018.
3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.
4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.
· gia.edu.ru/ - Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
· reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
· ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
· 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2018.
· examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
· school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
· alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.