Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа практической грамотности"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа практической грамотности"

Оценка 5
docx
07.05.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа практической грамотности"
Рабочая программа внеурочной деятельности РЯ 10 класс.docx

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Школа практической грамотности»

для 10-х классов

 

Учитель: Гимонова К.Ю.

 

 

 

Уровень образования    основное общее образование

Общее количество часов: 34 часов

Направление: общекультурное

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

·         Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·         Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

·         Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

·         Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

·         Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576);

·         Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);

·         Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578);

·         Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);

·         Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

·         Авторской программой основного общего образования по  русскому языку  М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016) с учётом целей и задач Программы развития школы,  а также требований стандартов второго поколения ФГОС.

           Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа практической грамотности»  для учащихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; на  помощь учащимся разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний  по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Срок реализации рабочей учебной программы- 1 год.

            Программа  рассчитана на 35 часов (1 раза в неделю)

       Программа  очень актуальна для десятиклассников. Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Программа полностью ориентирована на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Программа  составлена с учетом изменений в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2023 года.  Кроме того, программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа позволяет усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят  будущему выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем. Программа предполагает дальнейшее продолжение в 11 классе. 

Цели курса:

1.     формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;

2.     совершенствование языковой грамотности;

3.     совершенствование письменной речи;

4.     освоение норм русского литературного языка;

5.     развитие логического мышления

Задачи курса:

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;          

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Программа включает следующие разделы:

1.                  Планируемые результаты

2.                  Содержание учебного предмета

3.                  Тематическое планирование

           

Планируемые результаты

Программа направлена на достижение   личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

— развитие любознательности, интереса к изучению языка и сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности, дисциплинированности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

- активно включаться в общение личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Познавательные УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметные результаты

В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на уровне среднего общего образования учащийся научится:

-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

- анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

        Содержание курса внеурочной деятельности

Языковые нормы. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Причины нарушения орфоэпических. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка

1

2

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии.

1

3

Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1

4

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.

1

5

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (метафора, эпитет).

1

6

Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение находить их в тексте.

1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

8

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

10-11

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

2

12-13

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

2

14-15

Правописание корней и приставок.

2

16-17

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

2

18

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).

1

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

20

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

21-22

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

2

23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1

24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

25

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

26

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).

1

27

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

28

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

29-30

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения).

1

31

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

2

32

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

1

33

Итоговая  работа по тестам А1-А26.

1

34

Итоговая  работа по тестам В1-В7.

1

35

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с взаимопроверкой по окончании работы). Подведение итогов года.

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

2. Тематический тренинг  Русский язык ЕГЭ-2023 Н.А. Сенина, С.В. Гармаш.

3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

7. И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные варианты  

8 Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

9. Сервисы: Материалы для ЕГЭ, видеокурс для подготовки к ЕГЭ, @ Яндекс ЕГЭ”, “Решу ЕГЭ”, “Грамота.ру”, Texstologia.ru.

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа практической грамотности» для 10-х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа практической грамотности» для 10-х классов

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: ·

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: ·

Программа рассчитана на 35 часов (1 раза в неделю)

Программа рассчитана на 35 часов (1 раза в неделю)

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на уровне среднего общего образования учащийся научится: -использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; -использовать…

В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на уровне среднего общего образования учащийся научится: -использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; -использовать…

Морфологические нормы . Правила и нормы образования форм слов разных частей речи

Морфологические нормы . Правила и нормы образования форм слов разных частей речи

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях

Литература 1. Методическое пособие, изд

Литература 1. Методическое пособие, изд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2023