Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
3 кл—4 кл
09.06.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
ВД Умники и умницы.docx

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Умники и Умницы» (далее Программа) разработана   Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785);

Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 06 октября 2009 года №373);

Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №19707);

Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года №19644);

Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №1 г. Немана» от 18.06.19 приказ № 195.

Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, который является компонентом основной образовательной Программы школы.

Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от урочных занятий время и является составной частью образовательной деятельности, обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.

 

 Направление Программы – общеинтеллектуальное.

 

Отличительные особенности Программы:

-    содержание доступно для обучающихся;

- реализация Программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;

- программа предполагает приобретение обучающимися опыта индивидуальной и коллективной работы.

 

Новизна, актуальность Программы. Образовательная направленность занятий в рамках курса «Умники и Умницы» связана с расширением знаний обучающихся в предметных областях «Русский язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир, развитию познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 

Цель:

расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, математике, окружающему миру.

Задачи:

ü    развитие  интереса к русскому языку, математике, окружающему миру как к учебному предмету;

ü    формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

ü    развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

ü    формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

ü    формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

ü    воспитание бережного отношения к природе;

ü    развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

 

Программа предназначена для детей в возрасте 9-10 лет.

 

Срок реализации Программы – 2 года.

На полное освоение Программы требуется 68 недель, включая индивидуальные консультации, практические работы и т.д.

 

Формы и режим занятий.

Форма обучения – очная. Общее количество часов в год – 102 часа (2 года – 204 часа). Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

 

Формы организации занятий:

·                    лекции;

·                    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,  рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок;

·                    анализ и просмотр текстов;

·                    виртуальные экскурсии;

·                    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

·                    практические работы;

·                    опыты.

 

По своему характеру деятельность обучающихся в ходе занятий  разнообразная: решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет, проведение опытов/практических работ, создание проектов. На занятиях используются презентации к занятиям, электронные задания и тестовые работы, современное техническое оборудование.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. В занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние обучающимися поисковых задач (проведение опытов/практических работ). Благодаря этому формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у обучающихся форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех обучающихся.

 

Форма подведения итогов реализации Программы: результаты участия в школьных предметных  олимпиадах и Всероссийских онлайн-олимпиадах по русскому языку, математике.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В процессе обучения обучающихся по данной Программе устанавливаются требования к результатам обучающихся:

Личностные результаты освоения программы:

·      развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 является формирование следующих умений:

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные УУД:

·         Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·         Проговаривать последовательность действий.

·         Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

·         Учиться работать по предложенному учителем плану.

·         Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

·         Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Читать и пересказывать текст.

·         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные УУД:

·      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·      Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

·      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·      Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

·      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей.

Предметными результатами обучающихся являются:

·         умение  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·         выделять существенные признаки предметов;

·         сравнивать между собой предметы, явления;

·         обобщать, делать несложные выводы;

·         классифицировать явления, предметы;

·         определять последовательность событий;

·         судить о противоположных явлениях;

·         давать определения тем или иным понятиям;

·         выявлять функциональные отношения между понятиями;

·         выявлять закономерности и проводить аналогии.  

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующие корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений. Способность на практике применить полученные теоретические знания.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ (1 год).

1.      Занимательный русский язык (34 часа).

Его величество Ударение. Загадки простого и сложного предложения. Игротека. Ребусы. В стране Сочинительства (текст повествования, текст – описание, текст – рассуждение). Игротека. Шарады. В стране «Синонимов». Слова - спорщики. Антонимы. Битва знатоков «Синонимов и антонимов». Двойники, но не братья (омонимы). Конкурс загадок (отгадки слова-омонимы). Устаревшие слова. Квест-игра «Старые слова». Растения и животные во фразеологизмах. Альбом  «Весёлые фразеологизмы». Проект «Фразеологизмы в нашей речи». Наш помощник «Толковый словарь». Игротека. Кроссворды. Моё словотворчество. Готовимся к школьной олимпиаде по русскому языку. Его величество Падеж. Готовимся к онлайн-олимпиаде по русскому языку.

2.      Занимательная математика  (34 часа).

Математика- царица наук. Решение уравнений. Числа от 1 до 100 (сложение и вычитание). Конкурс «Счетоводы». Игротека. Отгадай задуманное число. Графики. Диаграммы. Таблицы. Задачи с многовариативным решением. Числа от 1 до 100 (умножение и деление). Решение задач на умножение и деление. Конкурс знатоков таблицы умножения и деления. Математические ребусы. Проект «Ребусы - гимнастика для ума». Логические задачи. Решение олимпиадных заданий. Готовимся к школьной олимпиаде по математике.

Практическая работа. Конструирование. Аппликация «Цыплёнок». Практическая работа. Конструирование. Аппликация «Собака». Практическая работа. Конструирование. Аппликация «Автомобиль». Доли числа. Готовимся к онлайн-олимпиаде по математике.

3.      Чудеса окружающего мира (34 часа).

Что такое микроскоп? Царства природы. Проект «Знаменитые люди Калининградской области». Виртуальная экскурсия «Заповедники и национальные парки России». «Природа в опасности»  (газета). Молекулы и атомы. Опыт «Растворение веществ». «Почему крапива жгучая?» (детская энциклопедия). Опыт «Как различить соль, сахар, крахмал?» Готовимся к школьной олимпиаде по окружающему миру. Невидимое сокровище (книга «Великан на полянах»). Опыт «Очистка воды» (фильтр). Опыт «Испарение воды». Секреты воды. «Береги воду!» (газета). Проект «Водоёмы Калининградской области». Виртуальна экскурсия «Золотое кольцо России». Проект «Профессии моих родителей». Работа с политической картой «Наши ближайшие соседи».

Семь чудес света.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ (2 год).

1.      Занимательный русский язык (34 часа).

Иноязычные слова. Игра «Пиши и произноси правильно». Викторина «Грамотей». Проект «Тематический словарь». Королевство ошибок. Игра «Закончи пословицу». Проект «О чём расскажут нам фамилии». Игра «Буриме». Игра «Палиндромы». Игра «Спунеризмы». Решение олимпиадных заданий. Готовимся к школьной олимпиаде по русскому языку. Практическая работа. Выполнение заданий ВПР. Готовимся к онлайн-олимпиаде по русскому языку.

2.      Занимательная математика  (34 часа).

Математические ребусы. Кроссворды. Головоломки. Знакомство с классом миллиардов. Числа-великаны. Упражнения с многозначными числами. Конструирование геометрических фигур. Проект «Таинственное число 12». Конкурс счетоводов. Газета «Смекай, считай, отгадывай». Решение олимпиадных заданий. Готовимся к школьной олимпиаде по математике. Практическая работа. Выполнение заданий ВПР. Готовимся к онлайн-олимпиаде по математике.

3.      Чудеса окружающего мира (34 часа).

Викторина «Всё о планетах». Проект «Солнечная система». Звёздный час «Сокровища Земли». «Сохраним природу!»  (газета). Водные просторы России. Работа по карте. Природные зоны России. Работа по карте. Наш край. Полезные ископаемые. Проект «Наш край в годы ВОВ». Брейн-ринг «По страницам истории России». Проект «Праздники Калининградской области». Практическая работа. Выполнение заданий ВПР. Решение олимпиадных заданий. Готовимся к школьной олимпиаде по окружающему миру.

 

 

Тематический план

(1 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1.

                           Занимательный русский язык.

Его величество Ударение.

0,5

0,5

2-3.

Загадки простого и сложного предложения.

1

1

4.

Игротека. Ребусы

 

1

5-7.

В стране Сочинительства (текст повествования, текст –описание, текст – рассуждение).

1

2

8.

Игротека. Шарады.

0,5

0,5

9.

В стране «Синонимов».

0,5

0,5

10.

Слова - спорщики. Антонимы.

0,5

0,5

11.

Битва знатоков «Синонимов и антонимов».

0,5

0,5

12.

Двойники, но не братья (омонимы).

0,5

0,5

13.

Конкурс загадок (отгадки слова-омонимы).

 

1

14.

Устаревшие слова.

0,5

0,5

15.

Квест-игра «Старые слова».

 

1

16.

Растения и животные во фразеологизмах.

0,5

0,5

17.

Альбом  «Весёлые фразеологизмы».

0,5

0,5

18-20.

Проект «Фразеологизмы в нашей речи».

1

2

21.

Наш помощник «Толковый словарь».

0,5

0,5

22.

Игротека. Кроссворды.

 

1

23.

Моё словотворчество.

 

1

24-25.

Готовимся к школьной олимпиаде по русскому языку.

 

2

26-31.

Его величество Падеж.

2

4

32-34.

Готовимся к онлайн-олимпиаде по русскому языку.

 

3

35.

Занимательная математика.

Математика- царица наук.

0,5

0,5

36.

Решение уравнений.

 

1

37.

Числа от 1 до 100 (сложение и вычитание).

Конкурс «Счетоводы».

 

1

38.

Игротека. Отгадай задуманное число.

 

1

39.

Графики.

0,5

0,5

40.

Диаграммы.

0,5

0,5

41.

Таблицы.

0,5

0,5

42-43.

Задачи с многовариативным решением.

1

1

44.

Числа от 1 до 100 (умножение и деление).

0,5

0,5

45-46.

Решение задач на умножение и деление.

 

2

47.

Конкурс знатоков таблицы умножения и деления.

 

1

49.

Математические ребусы.

 

1

50-53.

Проект «Ребусы- гимнастика для ума».

1

3

54-55.

Логические задачи.

1

1

56-58.

Решение олимпиадных заданий.

 

3

59-61.

Готовимся к школьной олимпиаде по математике.

 

3

62.

Практическая работа. Конструирование. Аппликация «Цыплёнок».

 

1

63.

Практическая работа. Конструирование. Аппликация «Собака».

 

1

64.

Практическая работа. Конструирование. Аппликация «Автомобиль».

 

1

65.

Доли числа.

 

1

66-69.

Готовимся к онлайн-олимпиаде по математике.

 

4

70.

Чудеса окружающего мира.

Что такое микроскоп?

1

1

71.

Царства природы.

 

1

72-75.

Проект «Знаменитые люди Калининградской области».

1

3

76.

Виртуальная экскурсия «Заповедники и национальные парки России».

0,5

0,5

77-78.

«Природа в опасности»  (газета).

 

2

79.

Молекулы и атомы.

0,5

0,5

80.

Опыт «Растворение веществ».

 

1

81.

«Почему крапива жгучая?» (детская энциклопедия).

 

1

82.

Опыт «Как различить соль, сахар, крахмал?»

 

1

83-85

Готовимся к школьной олимпиаде по окружающему миру.

 

3

86.

Невидимое сокровище (книга «Великан на полянах»).

0,5

0,5

87.

Опыт «Очистка воды» (фильтр).

 

1

88.

Опыт «Испарение воды».

 

1

89.

Секреты воды.

0,5

0,5

90-91.

«Береги воду!» (газета).

 

2

92-95.

Проект « Водоёмы Калининградской области».

1

3

96.

Виртуальна экскурсия «Золотое кольцо России».

0,5

0,5

97-100.

Проект «Профессии моих родителей».

1

3

101.

Работа с политической картой «Наши ближайшие соседи».

 

1

102.

Семь чудес света.

 

1

 

Тематический план

(2 год обучения)

 

№ п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1.

                           Занимательный русский язык.

Иноязычные слова.

 

1

2.

Игра «Пиши и произноси правильно»

 

1

3.

Викторина «Грамотей».

 

1

4-7.

Проект «Тематический словарь»

1

3

8-9.

Королевство ошибок.

 

2

10.

Игра «Закончи пословицу».

 

1

11-14.

Проект «О чём расскажут нам фамилии».

1

3

15.

Игра «Буриме».

 

1

16.

Игра «Палиндромы».

 

1

17.

Игра «Спунеризмы».

 

1

18-20.

Решение олимпиадных заданий.

 

3

21-23.

Готовимся к школьной олимпиаде по русскому языку.

 

3

24-30.

Практическая работа. Выполнение заданий ВПР.

 

7

31-34.

Готовимся к онлайн-олимпиаде по русскому языку.

 

4

35.

Занимательная математика.

Математические ребусы.

 

1

36-37.

Кроссворды.

 

2

38-39.

Головоломки.

 

2

40.

Знакомство с классом миллиардов. 

 

1

41-42.

Числа-великаны. 

1

1

43.

Упражнения с многозначными числами. 

 

1

44-45.

Конструирование геометрических фигур.

1

1

46-48.

Проект «Таинственное число 12».

 

3

49.

Конкурс счетоводов.

 

1

50-51.

Газета «Смекай, считай, отгадывай»

1

1

52-54.

Решение олимпиадных заданий.

 

3

55-57.

Готовимся к школьной олимпиаде по математике.

 

3

58-64.

Практическая работа. Выполнение заданий ВПР.

 

7

65-68.

Готовимся к онлайн-олимпиаде по математике.

 

4

69.

Чудеса окружающего мира.

Викторина «Всё о планетах».

 

1

70-73.

Проект «Солнечная система».

1

3

74.

Звёздный час «Сокровища Земли».

 

1

75-76.

«Сохраним природу!»  (газета).

 

2

77-78.

Водные просторы России. Работа по карте.

1

1

79-80.

Природные зоны России. Работа по карте.

1

1

81-82.

Наш край. Полезные ископаемые.

1

1

83-86.

Проект «Наш край в годы ВОВ»

1

3

87.

Брейн-ринг «По страницам истории России»

 

1

88-91.

Проект «Праздники Калининградской области».

1

3

92-97.

Практическая работа. Выполнение заданий ВПР.

 

6

98-99.

Решение олимпиадных заданий.

 

2

100-102.

Готовимся к школьной олимпиаде по окружающему миру.

 

3

 

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Умники и

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Умники и

Задачи : ü развитие интереса к русскому языку, математике, окружающему миру как к учебному предмету; ü формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные…

Задачи : ü развитие интереса к русскому языку, математике, окружающему миру как к учебному предмету; ü формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные…

После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач

После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших…

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших…

Готовимся к школьной олимпиаде по окружающему миру

Готовимся к школьной олимпиаде по окружающему миру

Устаревшие слова. 0,50,5 15

Устаревшие слова. 0,50,5 15

Собака». 1 64

Собака». 1 64

Занимательный русский язык.

Занимательный русский язык.

Сохраним природу!» (газета)

Сохраним природу!» (газета)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020