Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе
Кружок "Мой Новосибирск"
1. Введение
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
3. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой Новосибирск» заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников
4. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-8 лет.
Дополнительная образовательная программа «Мой Новосибирск» рассчитана на 1 год.
5. Цель и задачи данной образовательной программы:
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи программы:
· Формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края
· Воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное отношение к местным культурным ценностям; бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.
· Формировать активную гражданскую позицию, компетенции.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
· Ценностно-смысловые:
ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
ü Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
· Общекультурные:
ü Расширение кругозора
ü Повышения уровня осведомленности в бытовой и культурно-досуговой сферах;
· Учебно-познавательные
ü Умение организации учебно-познавательной деятельности;
ü Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
· Информационные:
ü Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
· Коммуникативные:
ü Овладение навыками работы в группе;
ü Владения различными социальными ролями в коллективе;
ü Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
· Социально-трудовые
ü Поддержка и стимулирование социальной активности;
· Личностные:
ü Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
ü Формирование культуры мышления и поведения
6. Формы и режим занятий
· Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
· Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)
7. Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
8. Формы проведения
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
· экскурсия; поездка, поход
· практическое занятие, викторина, консультация
· проблемная лекция, работа в музеях
· встречи с участниками исторических событий
9. Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Учебно-тематический
план курса
№ |
Тема занятия |
Тип занятия |
Формы деятельности |
Формы контроля |
Дата |
1. |
Вводный урок «Мой город» |
Изучение нового материала |
Беседа, игра, фантазирование |
Отзыв |
09 |
2. |
Виртуальная экскурсия по Новосибирску |
Формирование новых умений |
Экскурсия |
Загадка |
09 |
3. |
Улицы нашего города |
Изучение нового материала |
Игра, проблемный диалог |
Обсуждение |
09 |
4. |
Обобщающий урок |
Обобщение и систематизация |
Фантазирование, беседа, практическая работа |
Рисунок |
09 |
5. |
История нашего города |
Изучение нового материала |
Беседа, сравнение |
Игра |
10 |
6. |
Вещи рассказывают о себе |
Комбинированное |
Проблемный диалог |
Поделка |
10 |
7. |
Музеи Новосибирска |
Формирование новых умений |
Создание творческих продуктов |
Загадка |
10 |
8. |
История моей семьи в истории города |
Практическое применение знаний |
Практическая работа, фантазирование |
Рисунок |
10 |
9. |
Экскурсия в Краеведческий музей |
Обобщение и систематизация |
Экскурсия |
Обсуждение |
11 |
10 |
Музеи Новосибирска |
Закрепление знаний и умений |
Проблемный диалог |
Рисунок |
11 |
11. |
Музеи Новосибирска |
Комбинированное |
Проблемный диалог, фантазирование |
Сказка |
11 |
12. |
Музеи Новосибирска |
Практическое применение знаний |
Практическая работа |
Обсуждение |
12 |
13. |
Новосибирск театральный |
Изучение нового материала |
Игра, беседа, инсценировка |
Загадка |
12 |
14. |
Театры Новосибирска |
Формирование новых умений |
Решение изобретательских ситуаций, фантазирование |
Загадка |
12 |
15. |
Театры Новосибирска |
Формирование новых умений |
Создание творческих продуктов |
Коллективная работа Панно |
12 |
16. |
Экскурсия в Театр кукол |
Обобщение и систематизация |
Экскурсия |
Отзыв |
01 |
17. |
Имена Новосибирска |
Комбинированное |
Беседа, игра, практическая работа |
Описание |
01 |
18. |
Имена Новосибирска |
Комбинированное |
Игра, практическая работа, создание творческих продуктов |
Рассказ |
01 |
19. |
Имена Новосибирска |
Комбинированное |
Проблемный диалог, фантазирование |
Сказка |
02 |
20. |
Имена Новосибирска |
Практическое применение знаний |
Игра, анализ, решение изобретательских задач |
Обсуждение |
02 |
21. |
Есть такая профессия Родину защищать |
Изучение нового материала |
Игра, обсуждение |
Рисунки |
02 |
22. |
История моей семьи в истории города |
Формирование новых умений |
Создание творческих продуктов |
Рисунок |
03 |
23. |
Знай и люби природу родного края |
Практическое применение знаний |
Игра, проблемный диалог, фантазирование |
Рассказ |
03 |
24. |
Знай и люби природу родного края |
Формирование новых умений |
Игра, практическая работа |
Рисунок |
03 |
25. |
Экскурсия в зоопарк |
Изучение нового материала |
Экскурсия |
Обсуждение |
03 |
26. |
Знай и люби природу родного края |
Формирование новых умений |
Проблемный диалог, фантазирование |
Буклет |
04 |
27. |
Путешествие в прошлое |
Обобщение и систематизация |
Игра, беседа |
Обсуждение |
04 |
28. |
Путешествие в будущее |
Обобщение и систематизация |
Игра, фантазирование |
Рассказ |
04 |
29. |
Экскурсия в Атомный Центр |
Комбинированное |
Экскурсия |
Отзыв |
04 |
30. |
Подготовка творческих работ (проектов) |
Практическое применение знаний |
Практическая работа |
Рисунок |
05 |
31. |
Защита творческих работ (проектов) |
Контроль |
Презентация |
Защита проекта |
05 |
32. |
Защита творческих работ (проектов) |
Контроль |
Презентация |
Защита проекта |
05 |
33. |
Праздник «Мой Новосибирск» |
Обобщение и систематизация |
Праздник |
Отзыв |
05 |
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.