|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 210» |
Рабочая программа внеурочной деятельности
вокальной студии «Радость»
для учащихся 5 класса
(общекультурное направление)
Разработчик: Сокова О.В.
Учитель музыки
Пояснительная записка
Программа «Вокальной студии» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятие музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, драматизации музыкальных произведений, которые необходимы для успешного развития ребёнка.
Актуальность данной программы как раз связана с необходимостью организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС основного общего образования.
В соответствии с учебным планом в 5-х классах на внеурочную деятельность, по курсу «Вокальная студия», отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Возраст – 10-11 лет
Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками
- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
развивающие
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма
- развитие исполнительской сценической выдержки
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
-развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Формирование УУД :
1. Личностные
2. Коммуникативные
3. Познавательные
4. Регулятивные
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
|
1 |
Понятие о сольном и ансамблевом пении. |
1 |
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении |
|
2 |
Понятие о сольном и ансамблевом пении. |
1 |
|
|
3 |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
2 |
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. |
|
4 |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
1 |
|
|
5 |
Строение голосового аппарата. |
1 |
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. |
|
6 |
Строение голосового аппарата. |
1 |
|
|
7 |
Правила охраны детского голоса. |
1 |
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. |
|
8 |
Правила охраны детского голоса. |
1 |
|
|
9 |
Вокально-певческая установка. |
1 |
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. |
|
10 |
Вокально-певческая установка. |
1 |
|
|
11 |
Звукообразование. |
1 |
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. |
|
12 |
Звукообразование. |
1 |
|
|
13 |
Певческое дыхание. |
1 |
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. |
|
14 |
Певческое дыхание. |
1 |
|
|
15 |
Дикция и артикуляция. |
1 |
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии |
|
16 |
Дикция и артикуляция. |
1 |
||
17 |
Речевые игры и упражнения. |
1 |
(по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия |
|
18 |
Речевые игры и упражнения. |
1 |
|
|
19 |
Вокальные упражнения. |
1 |
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука |
|
20 |
Вокальные упражнения. |
1 |
|
|
21 |
Народная песня. |
1 |
Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. |
|
22 |
Народная песня. |
1 |
|
|
23 |
Произведениями русских композиторов- классиков. |
1 |
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д |
|
24 |
Произведениями русских композиторов- классиков. |
1 |
|
|
25 |
Произведения современных отечественных композиторов. |
1 |
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. |
|
26 |
Произведения современных отечественных композиторов. |
1 |
|
|
27 |
Сольное пение. |
1 |
Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности |
|
28 |
Сольное пение. |
1 |
|
|
29 |
Путь к успеху |
1 |
Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей |
|
30 |
Путь к успеху |
1 |
|
|
31 |
Путь к успеху |
1 |
|
|
32 |
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. |
1 |
Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
|
|
33 |
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. |
1 |
|
|
34 |
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. |
1 |
|
|
35 |
Итоговый концерт |
1 |
|
|
Итого 35 часов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.