Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО учителей начальной школы
________ /Ракова Ж.В./
Протокол № __ от «___» 2022 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
__________/Суслова О.Н./
от «___» 2022 г. |
«Принято» Педагогический совет
Протокол № ___ от «__» 2022г.
|
«Утверждено» Директор школы
________/Орлова Е.А./
Приказ № ___ от «___» 2022 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
воспитателя
Майорниковой Натальи Александровны
«Волшебный мир бумаги»
1-3 класс
2022-2023 уч. год.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………
2. Тематическое планирование………………………………………………………………..
3. Содержание программы………………………………………………
4. Литература………………………………………………………………
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Волшебный мир бумаги» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/18 учебный год»
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия: игрушки и сувениры , стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила природа. Подручный материал люди использовали для украшений и изготовлений корзинок, сумок, игрушек, не только в прошлом, но и в наше время. В эпоху развития науки и техники человек охотно использует подручные материалы: шишки, камни, лоскуты, нитки, картон, бумагу.
Рукоделие развивает мелкую моторику, влияет на развитие психологических процессов, речевых функций, что оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир бумаги» для 1-3 классов составлена в соответствии с нормативными документами.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения . Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество развивает эмоциональный и социальный интеллект.
Программа «Волшебный мир бумаги» создает условия для социальной адаптации в современном обществе.
Программа «Волшебный мир бумаги» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы ). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Одновременно дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Что позволяет совершенствовать УУД, предусмотренные ФГОС. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системности организации учебно-воспитательного процесса;
• практико-ориентированной деятельность детей, направленной на решение и разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа позволяет создать условия для ранней профессиональной ориентации: познакомиться с профессиями дизайнера, художника –оформителя, художника-декоратора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Волшебный мир бумаги» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
1. Развить творческие способности младших школьников, эстетический вкус.
детского сплоченного коллектива,
2. Содействовать сплочению коллектива через через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3. Обеспечить получение знаний по трудовому обучению.
4. Привить интерес к искусству, познать новое и понимать прекрасное.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых творческих продуктов и проектов, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; уметь использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• воспитать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интерес к информационной и коммуникационной деятельности; знать и применять правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет. Занятия проводятся 1-2 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по 12 -15 человек
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Поделки, созданные обучающимися, являются не только детской забавой, но и используются в быту.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1) Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовности) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде .
2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;
3) Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенности местной региональной культуры.
Принципы, лежащие в основе программы:
· доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
· наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
· демократичности и гуманизма (взаимодействие специалиста и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
· научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
системности и последовательности (от простого к сложному).
Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;
2) Потребности, интересы учащихся
3) Уровень развития коллектива;
4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожим на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Главный психологический принцип - создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.
Важнейший принцип психолого-педагогической работы:
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с бумагой;
- отработать практические навыки работы с инструментами;
- освоить навыки организации и планирования работы;
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
Развивающие:
• развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
• развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• развивать художественный и эстетический вкус;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать моторику рук, глазомер.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
•
Принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности.
•
Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
• Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
§ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
§ Освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
§ Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
§
Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения, развиваются:
§ мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
§ сенсорное восприятие, глазомер;
§ логическое воображение;
§ волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
§ художественные способности и эстетический вкус;
§ добрые чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
§ самостоятельность, уверенность в себе, повышение самооценки;
§ навыки культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе
§ навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда;
Должны уметь:
- правильно организовывать своё рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила техники безопасности труда и личной гигиены при работе;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Программа содержит 6 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой воспитанники знакомятся со следующими техниками:
Оригами — это искусство складывания фигурок из бумаги.
Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или другие материал.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества, предполагающий работу с небольшими кусочками гофрированной (креповой) бумаги.
Плетение из газетных трубочек.
Поделки из салфеток.
Бумагопластика — художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).
После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы «Волшебный мир бумаги» используются следующие методы:
Методы организации занятия:
· словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
· наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) специалистом, работа по образцу);
· практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы организации деятельности обучающихся:
· объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
· репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; повторяют по образцу;
· частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
· исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
· фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
· индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
· групповой – организация работы в группах;
· индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Разделы и темы программы |
Количество занятий |
|
|||
теория |
практика |
всего |
|
|||
1. |
Водное занятие · Знакомство с планом работы кружка. · Правила поведения на занятиях. · Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и материалами · Рисунок страна мастеров |
2 |
2 |
4 |
||
2. |
Аппликация · Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы. · Изготовление индивидуальных поделок в технике. · Изготовление коллективной работы. · Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы. · «Модульная аппликация» (мозаика). Отработка сворачивания модулей. · Изготовление индивидуальных поделок в технике. · Изготовление коллективной работы. · Проведение выставки готовых работ |
3 |
10 |
13 |
||
3. |
Поделки из салфеток · Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике. Знакомство со свойствами материала. · Выполнение работы из салфетных «комочков». · Изготовление индивидуальных работ. · Изготовление коллективной работы. · Выполнение работы из салфетных «жгутиков». · Изготовление индивидуальных работ. · Изготовление коллективной работы. · Проведение выставки готовых работ |
2 |
16 |
18 |
||
4. |
Оригами · Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в технике. · Условные обозначения и базовые формы. · Изготовление коллективной работы. · Технология выполнения оригами. · Оформление и декорирование изделий. · Изготовление индивидуальных работ. · Изготовление коллективной работы. · Проведение выставки готовых работ |
4 |
12 |
16 |
||
5. |
Торцевание · Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. · Просмотр работ. · Изготовление открыток. · Изготовление панно. · Проведение выставки готовых работ |
2 |
6 |
8 |
||
6. |
Бумагопластика · Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в технике. · Изготовление открытки. · Изготовление индивидуальной работы. · Техника изготовления гофротрубочек. · Изготовление панно. · Изготовление индивидуально работы. · Проведение выставки готовых работ |
2 |
5 |
7 |
||
7. |
Заключительное занятие · Проведение выставки готовых творческих работ |
0 |
2 |
2 |
||
ИТОГО: |
68 |
|||||
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Раздел программы |
Содержание |
Формы занятия |
Приемы и методы |
Дидактический материал/ техническое оснащение |
Формы оценки знаний. подведения итогов |
1. |
Вводное занятие |
— Знакомство с планом работы объединения на год. — Правила поведения на занятиях. — Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. — Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства. |
беседа, рассказ, инструктаж, игра |
словесные, наглядные, игровые |
иллюстрации, слайды, готовые изделия |
собеседование, опрос, игра |
2. |
Апплика- ция |
— Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы. — Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы. — Модульная аппликация (мозаика). Проведение выставки готовых работ. |
беседа, наблюдение, рассказ, практическое занятие, выставка творческих работ |
наглядные, словесные, практические |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентацион- ный материалы |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
3. |
Поделки из салфеток |
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике. Знакомство со свойствами материала. — Выполнение работы из салфетных «комочков, жгутиков». — Проведение выставки готовых работ |
беседа, рассказ, практическое занятие, наблюдение, выставка творческих работ |
наглядные, словесные, практические |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
4. |
Оригами |
— Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в технике. — Условные обозначения и базовые формы. — Технология выполнения оригами. — Изготовление изделий. — Оформление и декорирование изделий. — Проведение выставки готовых работ |
беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ |
словесные, практические, наглядные |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
5. |
Торцевание |
— Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ. Изготовление открыток. Проведение выставки готовых работ |
беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, игра, выставка творческих работ |
словесные, практические, наглядные, игровые |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
6. |
Плетение из газетных трубочек |
— Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация разнообразия изделий. — Техника кручения газетных трубочек. — Подготовка к работе. Окраска. — Плетение цилиндра простой формы. Декорирование изделий. — Проведение выставки готовых работ |
беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ |
словесные, практические, наглядные, игровые |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
7. |
Бумагопластика |
— Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в технике. — Изготовление открытки. — Изготовление панно. — Проведение выставки готовых работ |
беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ |
словесные, практические, наглядные, игровые |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео материал |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
8. |
Итоговое занятие |
Заключительное занятие — Проведение выставки готовых творческих работ |
беседа, игра, обсуждение, выставка творческих работ |
словесные, практические, наглядные, игровые |
иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы |
собеседование, опрос, игра, просмотр изделий |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы воспитанники будут знать:
- основы композиции;
- свойства бумаги как материала для художественного творчества;
- основные виды работы из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
- некоторые основные народные декоративно-прикладные искусства;
Полученные на занятиях знания используют для умения:
- объединять предметы в композиционном единстве:
- применять разные виды работ с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;
- самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Обеспечение программы
Материалы:
- бумага цветная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки;
-нитки: катушечные, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа;
- «бросовый материал ( пробки, коробки и т. д .)
- клей ПВА, момент;
Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, рамки, ножницы, шило – для украшения и оформления поделок.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Литературные:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
7. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
8. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
9. .Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2010 г.
10. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных материалов», Ярославль, 2002 г.
Электронные источники:
1. http://stranamasterov.ru/
2. www.origami-school.narod.ru
3. http://www.rukodel.tv/
4. http://www.maam.ru
5. http://prostodelkino.com
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Работу начинай только с разрешения взрослого. Когда кто-то обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал взрослый.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С НОЖНИЦАМИ
1. Перед работой проверь исправность инструментов.
2. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
4. При работе внимательно следи за направлением реза.
5. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
6. Не держи ножницы лезвиями вверх.
7. Не оставляй ножницы в открытом виде.
8. Не режь ножницами на ходу.
9. Не подходи к товарищу во время резания.
10. Не размахивать ножницами.
11. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
12. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
13. При резании следить за положением левой руки.
14. Класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе.
15. Убирай их в коробки или подставки кольцами вверх.
16. Следи за движением лезвий во время работы.
17. Ножницы клади кольцами к себе.
18. Подавай ножницы кольцами вперед.
19. Не оставляй ножницы открытыми.
20. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
21. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
22. Используй ножницы по назначению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КЛЕЕМ
1. Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.
2. Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.
3. Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.
4. При работе с жидким клеем пользуйся кисточкой, или трубочку из плотной сложенной бумаги. если это требуется.
5. Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой — после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
6. Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку — тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
7. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
8. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
9. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом
10. Наносить клей на изделия аккуратно.
11. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
12. Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С БУМАГОЙ
1. Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
2. Понадобится, также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
3. Более плотную, которая впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
4. Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
5. Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
6. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
7. Осторожно!!! О края бумаги можно пораниться.
8. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
9. Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
10. Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон — разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
11. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
12. Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ И КАРАНДАШОМ
1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
2. Работай только хорошо отточенным карандашом.
3. Линию проводи слева направо.
4. При черчении карандашом, держи его наклонно.
5. Не нажимай сильно на карандаш, линейку не двигай.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
п/№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
|
Теория |
Прак тика |
Итого |
||
1 |
Вводная беседа (Из истории бумаги, техника безопасности, рисунок страна мастеров) |
1ч |
1ч |
2ч. 02.09. 07.09. |
2 |
Аппликация.Учимся размечать, обводить, вырезать и наклеивать детали. Аппликация из геометрических фигур – цветы, животные. (части круга ,прямоугольники, треугольники.). Готовим праздник. (День учителя). Открытки (динамические) для каждого классного руководителя - коллективная работа. |
1ч. |
5ч |
7ч С 09.09.2021 По 30.09.2021 |
|
Техника «Оригами». Сказочные образы в технике оригами
|
1ч |
4ч |
5ч С 05.10. 2021 По 21.10.2021 |
|
Аппликация. Медаль, открытки на День бабушек и дедушек |
1ч. |
2ч |
3ч С 21.10.2021 По 28.10.2021 |
|
Поделки из салфеток Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике. Знакомство со свойствами материала. Выполнение работы из салфетных «комочков». Изготовление индивидуальных работ. Открытка ко Дню Матери. |
2ч |
4 |
6ч С 09.11. По 25.11.2021 |
|
Новый год, история праздника. Аппликация, оригами, поделки из салфеток – использование различных техник для подготовки праздника (снеговики, елочки, снежинки, композиции «Зима в городе») |
1ч |
6ч |
8ч С 30.11.2021 По 23.12.2021 |
|
Торцевание. Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ. Изготовление открыток( Масленица,, День защитника Отечества , 8 марта) Изготовление панно. Бумагопластика. Конструирование из полоски бумаги. Масленица |
3 |
12 |
16ч С 11.01.2022 По 03.03.2022 |
|
Бумагопластика. Полезные мелочи для школы из бумаги. Подставка под письменные принадлежности, оригами. |
1ч |
4ч |
5ч С 10.03.2022 По 31.03.2022 |
|
Бумагопластика. Поделки из бумаги на Масленицу
|
1ч |
5ч |
6ч С 05.04.2022 По 21.04.2022 |
|
Плетение из газетных трубочек. Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация разнообразия изделий. Техника кручения газетных трубочек. Подготовка к работе. Плетение цилиндра простой формы. Декорирование |
2ч |
6ч |
8ч С 26.04.2022 По 24.05.2022 |
|
ИТОГО |
|
|
68 ч |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.