Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инспектор движения"

  • Документация
  • doc
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РП ЮИД
Иконка файла материала РП ЮИД 4кл.doc

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 74

имени Виктора Васильченко

 

 

 

                    УТВЕРЖДЕНО:

                                                               решением педагогического совета

                                                               от _ августа  20_  года протокол № 1

                                                               Директор МАОУ СОШ № 74

                                   _______

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Направление: социальное

Наименование:  «Юный инспектор движения»

Срок реализации программы: 1год

Классы: 4

Учитель:  Бабич Ксения Владимировна

 

 

Программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, М., «Просвещение», 2018.

 

 

 

 

 


Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» — вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Занятия проводятся два раза в неделю.

Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. Пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий .

На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».

Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.

 

1.      Планируемые результаты реализации программы

Личностные

·                    принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

·                    самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

·                    уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

·                    осознание ответственности человека за общее благополучие;

·                    этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

·                    положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

·                    способность к самооценке;

·                    начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

·                    навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·                    умение ставить и формулировать проблемы;

·                    навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

·                    установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

·                    использование речи для регуляции своего действия;

·                    адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

·                    умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·                    умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

·                    В процессе обучения дети учатся:

·                    работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

·                    ставить вопросы;

·                    обращаться за помощью;

·                    формулировать свои затруднения;

·                    предлагать помощь и сотрудничество;

·                    слушать собеседника;

·                    договариваться и приходить к общему решению;

·                    формулировать собственное мнение и позицию;

·                    осуществлять взаимный контроль;

·                    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.

 

  1. Содержание программы

34 часа (1 час в неделю)

·       Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

·       Тема 1.

·       Введение в образовательную программу кружка. (1час)

·       Теория.

·       Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

·       Практика.

·       Оформление уголка по безопасности ДД.

·       Тема 2.

·       История правил дорожного движения. (2 часа)

·       Теория.

·       История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

·       Практика.

·       Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

·       Тема 3.

·       Изучение правил дорожного движения. (20 часов)

·       Теория.

·       Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

·       Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

·       Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

·       Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

·       ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

·       ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

·       Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

·       Дорожные знаки. Знаки приоритета.

·       Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

·       Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

·       Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

·       Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).

·       Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

·       Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

·       Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

·       Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

·       Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

·       Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

·       Движение через железнодорожные пути.

·       Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

·       ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

·       Дорожные ловушки.

·       Причины ДТП.

·       Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

·       Практика.

·       Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

·       Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

·       Разработка викторины по ПДД в уголок.

·       Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

·       Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

·       Участие в конкурсах по правилам ДД.

·       Тема 4.

·       Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. (6 часов)

·       Теория.

·       Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

·       Раны, их виды, оказание первой помощи.

·       Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

·       Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

·       Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

·       Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

·       Виды повязок и способы их наложения.

·       Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

·       Практика.

·       Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

·       Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

·       Транспортировка пострадавшего.

·       Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

·       Тема 5.

·       Фигурное вождение велосипеда. (4 часа)

·       Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

·       Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.

·       Препятствия (прохождение трассы):

·       - змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок;

·       коридор из коротких досок.

·       Практика.

·       Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

·       Фигурное вождение велосипеда.

·       Составление памятки: «Юному велосипедисту».

·       Тема 6.

·       Традиционно-массовые мероприятия. (1 час)

·       Практика.

·       Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

·       Выступление в старших классах по пропаганде ПДД.

·       Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

·       Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

·       Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)



3.Тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Деятельность педагога, форма занятия

Деятельность

Знания и умения

план

факт

1.

Введение. Правила движения – закон улиц и дорог

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание.

Ответы на вопросы

По теме

2.

Оформление уголка по безопасности дорожного движения

1

 

 

Оформление уголка

Навыки оформления

3.

История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

По теме

4.

ПДД. Общие положения

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

По теме

5.

Обязанности пешеходов и пассажиров

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

Знать обязанности пешеходов

6.

Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

Знать элементы дороги и правила поведения на дороге

7.

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

8.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

9.

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

10.

Предупреждающие знаки

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть предупреждающие знаки

11.

Знаки приоритета. Запрещающие знаки

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть знаки приоритета, запрещающие знаки.

12.

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть предписывающие знаки, знаки особых предписаний.

13.

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Повторение

Знать и называть знаки

14.

Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть знаки

15.

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть

16.

Подготовка к игре «Зеленый огонек» в начальных классах

1

 

 

Составление программы для игры

17.

Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах

1

 

 

Проведение игры

18.

Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

19.

Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

20.

Расположение транспортных средств на проезжей части

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Знать материал по теме

21.

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

22.

Выступление в старших классах по пропаганде ПДД

1

 

 

Составление вопросов, оформление плакатов

23.

Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы,

Знать материал по теме

24.

ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Обсуждение

Уметь решать задачи по теме

25.

Основные требования при оказании ПМП при ДТП

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Знать материал по теме

26.

Аптечка автомобиля и ее содержимое

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

27.

Виды кровотечений. Способы наложения повязок

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

28.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Уметь оказывать первую помощь

29.

Транспортировка пострадавшего

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать термины, оказывать первую помощь

30.

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

31.

Правила движения велосипедистов

1

 

 

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

32.

Составление памятки «Юному велосипедисту»

1

 

 

Мозговой штурм

Работа в группе

составлять памятку

33.

Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде

1

 

 

Выполнять фигуры

34.

Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы

1

 

 

Ответы на билеты

Отвечать на вопросы и карточки

 



Посмотрите также