Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Горизонт»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом №__ от ___ августа 2021 г.
6 класс
Составитель:
Трубина Е.В.,
учитель математики
г. Воскресенск
2021 год
Вступительная часть.
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2018 г №345 (с изменениями);
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», утвержденная приказом по МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» №256 от 30 августа 2020 года (с изменениями);
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа «Горизонт»» на 2021-2022 учебный год (приказ № 196 08.07.2020 года);
а также на основе:
* Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского. Программа рассчитана на пять лет (171 час) и предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ «Горизонт» на внеурочную деятельность в 6-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Общие цели программы
· развитие у детей творческого мышления;
· развитие уверенности в своих способностях и творческих возможностях;
· формирование желания открывать для себя что-то новое;
· приобретение знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности;
· освоение ими основных приемов исследовательской работы;
· раскрытие и развитие собственного потенциала, в создании благоприятных условий для реализации природных способностей учащегося;
· развитие высокой позитивной мотивации обучающегося.
Задачи программы
· разобрать основные виды задач практико-ориентированного содержания;
· проанализировать задачи по геометрии на построение, перекраивание и разрезание;
· научить воспитанников оперировать различными чертежными инструментами;
· познакомить учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;
· научить искусству отличать математическое доказательство от «правдоподобных рассуждений» посредством применения логики;
· познакомиться с планиметрическими фигурами, некоторыми многогранниками и телами вращения и изучить их взаимосвязи;
· научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал;
· сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;
· сформировать умения и навыки работы с научно-популярной литературой, используя различные источники информации (книги, интернет, музейные экспонаты, рассказы музейных гидов и т. д.), научить извлекать нужную информацию и применять ее в исследованиях и решении задач;
· познакомить ребят с разнообразием задач разных исторических периодов и разных народов мира;
· изучая историю развития математики через театрализованные постановки, развивать воображение, интеллект, самостоятельность, эрудицию и др. качества личности.
Формы занятий
· Игра, как основная форма работы
· Проект
· Лабораторная работа
· Беседы
· Конференция при подведении итогов исследовательской работы
· Работа с научно-популярной литературой
· Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач
· Фестиваль исследовательских работ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
· Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметные результаты.
После завершения обучения по данной программе ученики:
Научится:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
· разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
· сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
· совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Получит возможность:
· использовать методику решения простейших практико-ориентированных задач и задач повышенного уровня;
· работать с различными чертежными инструментами;
· выполнять построения необходимых чертежей с помощью инструментов разного уровня сложности;
· складывать базовые фигуры оригами;
· читать схемы сложения оригами и выполнять модели разного уровня сложности;
· применять различные способы решения нестандартных задач;
· находить точку Золотого Сечения некоторых объектов;
· составлять паркеты;
· измерять на местности длины и углы;
· выполнять некоторые геометрические построения с помощью некоторых подручных средств;
· узнавать среди многогранников правильные и полуправильные и находить объемы некоторых из них;
· узнавать тела вращения и находить объемы некоторых из них;
· разгадывать и составлять разного уровня сложности математические головоломки;
· определять степень возможного выигрыша в лотерею;
· работать с различными источниками информации (книгой, интернет, научными сотрудниками, музейными экспонатами и т.д.) с дальнейшим использованием полученной информации;
· работать парами и в группе;
· работать самостоятельно.
Содержание программы
Раздел 1. Наглядная геометрия (17 часов)
Золотое сечение. Задачи на сообразительность. Построение циркулем и линейкой. Оригами
Задачи на сообразительность. Игры. Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов. Математический бой.
Раздел 2. Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» (4часа)
Комбинаторные задачи. Комбинаторные умения «Расставьте, переложите»
Раздел 3. Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения (2 часа)
Лист Мебиуса. Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок
Раздел 4. Математика в реальной жизни (10 часов)
Создание проекта «Комната моей мечты». Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты». Расчет коммунальных услуг своей семьи. Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю)
Итоговое занятие
Содержание курса
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1. |
Наглядная геометрия |
17 |
2 |
Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите» |
4 |
3 |
Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения. |
2 |
4 |
Математика в реальной жизни |
11 |
Календарно-тематический план
«Занимательная математика» 6 класс
на 2021-2022 учебный год
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Планируемая дата |
Дата проведения |
Наглядная геометрия (17 часов) |
|||
1. |
Золотое сечение |
01.09-03.09 |
|
2 |
Золотое сечение |
05.09- 10.09 |
|
3 |
Золотое сечение |
13.09-17.09 |
|
4 |
Задачи на сообразительность |
20.09-24.09 |
|
5 |
Построение циркулем и линейкой |
27.09-01.10 |
|
6 |
Построение циркулем и линейкой |
11.10-15.10 |
|
7 |
Построение циркулем и линейкой |
18.10-22.10 |
|
8 |
Оригами |
25.10-29.10 |
|
9 |
Оригами |
01.11-05.11 |
|
10 |
Оригами |
08.11-12.11 |
|
11 |
Оригами |
22.11-26.11 |
|
12 |
Задачи на сообразительность. Игры |
06.12 –10.12 |
|
13 |
Задачи на сообразительность. Игры |
13.12 –17.12 |
|
14 |
Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов |
20.12 –24.12 |
|
15 |
Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов |
27.12 –31.12 |
|
16 |
Математический бой. |
10.01 –14.01 |
|
17 |
Математический бой. |
17.01 –21.01 |
|
Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите» (4часа) |
|||
18 |
Комбинаторные задачи |
24.01 –28.01 |
|
19 |
Комбинаторные задачи |
31.01 –04.02 |
|
20 |
Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» |
07.02 –11.02 |
|
21 |
Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» |
14.02 –18.02 |
|
Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения (2 часа) |
|||
22 |
Лист Мебиуса |
28.02 –04.03 |
|
23 |
Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок |
07.03 –11.03 |
|
Математика в реальной жизни (10 часов) |
|||
24 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
14.03 –18.03 |
|
25 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
21.03 –25.03 |
|
26 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
28.03 –01.04 |
|
27 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
11.04 –15.04 |
|
28 |
Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» |
18.04 –22.04 |
|
29 |
Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» |
25.04 –29.04 |
|
30 |
Расчет коммунальных услуг своей семьи |
02.05 –06.05 |
|
31 |
Расчет коммунальных услуг своей семьи |
09.05 –13.05 |
|
32 |
Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) |
16.05 -20.05 |
|
33 |
Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) |
23.05 –27.05 каникулы |
|
34 |
Итоговое занятие. |
23.05 –27.05 каникулы |
|
|
Итого: |
34 |
|
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО (РМО)
Протокол № __от"__"___________20__г.
Руководитель ШМО (РМО)
______________/__________________/
подпись расшифровка подписи
СОГЛАСОВНО
Зам. директора по УРВ
____________/___________________/
"___"________________20______г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.