Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 VIII вида г.Саратова»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по ВР Директор школы
_________ ________
« »_________ 2018г. « »__________2018г.
Приказ №__ от____ 2018г.
Рабочая программа воспитательной
работы
классного руководителя
Ткаченко Светланы Александровны
на ________ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей, исследуются возможности интеграции в обществе. Об этом свидетельствует типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, попадающие в специальные коррекционные учреждения, страдают нарушениями интеллекта, речи, поведения, деятельности и всей личности. Но, несмотря на тяжелую патологию этих детей А.Р. Маллер считает, что у них имеются потенциальные способности к учебной деятельности и возможности интеграции в общество при правильно образованном коррекционном обучении и воспитании.
Развивающее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, научить жить в мире реальности и т.п. – все это возможно при условии четкого построения воспитательного процесса.
Данная программа определяет основные направления работы с детьми с РАС ГБОУ СО «Школа АОП №1 г.Саратова» на 2019-2021 учебный год.
В процессе составления плана учитель продумывает в деталях воспитательную работу, её организацию и предполагает результаты.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Руководствуясь основной целью программы, определяется ряд задач:
1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
2. Формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну.
3. Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
4. Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом
Основные направления воспитательной работы
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся работа:
· Гражданско - патриотическое;
· Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
· Социально - трудовое
· Художественно - эстетическое воспитание;
· Интеллектуальное и познавательное развитие;
· Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
· Экологическое воспитание.
В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.
Направления воспитательной работы
Направление |
задачи |
Гражданско - патриотическое |
- воспитание гражданственности, любви к Родине, к родному краю, городу, школе; -формирование положительных эмоционально - волевых качеств; - базовой культуры личности; - ответственности перед обществом. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
|
- формирование отношения к труду, как жизнеобразующему фактору; - воспитание уважения к людям труда. |
Социально-трудовое воспитание
|
- помощь в профессиональном самоопределении, развитие способности конструировать возможные варианты будущего; - осмысление необходимости трудовой деятельности. |
Художественно - эстетическое воспитание
|
- развитие и коррекция эмоциональной сферы, эстетических вкусов; - формирование коммуникативных навыков культурного поведения. |
Интеллектуальное и познавательное развитие
|
- развитие и коррекция познавательных интересов, расширение кругозора; - формирование устойчивого интереса к знаниям. |
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни; - коррекция недостатков физической и эмоциональной сферы. |
Экологическое воспитание
|
- формирование экологической культуры; - воспитание бережного отношения к природе. |
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям:
· классные часы,
· экскурсии,
· ролевые игры,
· конкурсы,
· родительские собрания,
· индивидуальные консультации с детьми и родителями,
· тематические классные собрания,
· беседа-дискуссия
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учитывая основную цель и задачи программы, определяется содержание воспитательной работы:
содержание воспитательной работы
на 2018-2019 учебный год
Направление |
Мероприятие, тема |
Ответ-ные |
|
Сентябрь |
|
|
|
Гражданско - патриотическое |
Общешкольное мероприятие. Праздник первого звонка. |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Урок знаний «Моя будущая профессия» |
|
|
Работа с родителями |
Организационное родительское собрание |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа с обсуждением «Правила поведения в школе» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Выставка рисунков «Родные просторы земли Саратовской » |
|
|
Гражданско - патриотическое воспитание |
Беседа «Мы – россияне» |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Уроки мира, добра, толерантности «Мы за мир на всей планете» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Выставка рисунков, посвященная Международному Дню мира «Нам нужен мир!» |
|
|
Формирование здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Правила личной гигиены» |
|
|
Формирование здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Дорога должна быть безопасной» |
|
|
Октябрь |
|
|
|
Художественно - эстетическое |
Концерт-поздравление «Посвящение учителю» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Урок нравственности «Наши бабушки и дедушки» (ко Дню пожилого человека) |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Ролевая игра «Урок вежливости» |
|
|
Беседа «Как вести себя за столом» |
|||
Художественно эстетическое |
Конкурс на лучший рисунок и аппликацию «Краски осени» |
|
|
Экологическое |
Рассказ «Природа наш дом» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Что такое дружба?» |
|
|
Экологическое |
Праздник золотой осени «Осенний календарь» |
|
|
Работа с родителями |
Индивидуальные встречи с родителями. Родительское собрание «Воспитание и обучение детей с ОВЗ» |
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Художественно - эстетическое |
Беседа «Осень – славная пора» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Опасность в нашем доме» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Утренник «Мамин день»
|
|
|
Гражданско - патриотическое воспитание |
Беседа «Я- гражданин» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Рядом с мамой» |
|
|
Художественно - эстетическое воспитание |
Литературный утренник «Разноцветный мир книг С.Я. Маршака» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Соревнования. Эстафеты «Веселые старты» |
|
|
Декабрь |
|
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Мойдодыр приходит в гости» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Представление театра теней «В гостях у сказки» |
|
|
Художественно - эстетическое воспитание |
Праздник Новогодней елки «Веселый праздник Новый год» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс новогодних рисунков «Зимушка-зима!» |
|
|
Экологическое |
Беседа «Птицы нашего края» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Игра -практикум «Такая вот ситуация» |
|
|
Работа с родителями |
Родительское собрание «Обучение навыкам конструктивного общения с детьми» |
|
|
Январь |
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Всемирный день «Спасибо»
|
|
|
Социально-трудовое |
Практическое занятие. Изготовление кормушек . |
|
|
Февраль |
|||
Экологическое |
Беседа «О братьях наших меньших» |
|
|
Социально-трудовое |
Практическое занятие «Зелёные друзья» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Берегите зрение» |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Утренник «Слава армии родной в день ее рождения!» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Слава армии родной!» |
|
|
Март |
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Утренник «Букет для мамы!» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Весна идет, весне – дорогу!» |
|
|
Работа с родителями
|
Тематическое собрание «Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности» |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Беседа «Государственная символика» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа-игра «Мы – пассажиры» |
|
|
Художественно - эстетическое воспитание |
Утренник «Вот кампания какая» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Правила поведения на водоемах в весенний период» |
|
|
Апрель |
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Моя семья» |
|
|
Интеллектуальное и познавательное развитие |
Литературный утренник «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина» (к 220-летию со дня рождения поэта) |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Беседа «12 апреля - День космонавтики» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Природа – наш друг» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Беседа «Весна –красна» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Литературная гостиная «Времена года в стихотворениях Е. Благининой» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Хорошие поступки» |
|
|
Май |
|||
Гражданско-патриотическое |
Торжественная линейка, посвященная Дню Победы «Поклонимся великим тем годам!» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «День Победы» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Беседа «Незнакомцы…» |
|
|
Социально-трудовое |
Генеральная уборка класса «Чистота и порядок в классе» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Детство – счастливая пора!» (ко Дню защиты детей |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Правила поведения на водоемах в летний период» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Мероприятие «До свидания, школа!» |
|
|
Работа с родителями |
Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года» |
|
|
содержание воспитательной работы
на 2019-2020 учебный год
Направление |
Мероприятие, тема |
Ответ-ные |
|
Сентябрь |
|
|
|
Гражданско - патриотическое |
Общешкольное мероприятие. Праздник первого звонка. |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Урок знаний «Великая Победа» |
|
|
Работа с родителями |
Организационное родительское собрание |
|
|
Формирование здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Основные правила поведения на улицах и дорогах» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Выставка рисунков «Мой город Саратов» |
|
|
Гражданско - патриотическое воспитание |
Уроки мира, добра «Мы за мир на всей планете» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Выставка рисунков, посвященная Международному Дню мира «Мы за мир!» |
|
|
Формирование здорового и безопасного образа жизни |
Час общения «Забота о своем здоровье» |
|
|
Экологическое |
Спортивно-оздоровительное мероприятие «День без авто » |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Безопасное поведение в школе» |
|
|
Работа с родителями |
Родительское собрание «Итоги первого месяца в школе» |
|
|
Октябрь |
|
|
|
Художественно - эстетическое |
Концерт-поздравление «Учитель – наш друг и советчик» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа -игра «Мы идем в гости» |
|
|
Урок нравственности «Наши бабушки и дедушки» |
|||
Художественно эстетическое |
Конкурс на лучший рисунок и аппликацию «Краски осени» |
|
|
Экологическое |
Рассказ «Лес –наше богатство» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Правила, обязательные для всех» |
|
|
Экологическое |
Праздник золотой осени «В гости к Огородничку» |
|
|
Работа с родителями |
Индивидуальные встречи с родителями Родительское собрание «Азбука воспитания» |
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Художественно - эстетическое |
Беседа «Красота спасёт мир» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Моя безопасность в моих руках» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Утренник «Мама – мой лучший друг» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Букет для мамы» |
|
|
Декабрь |
|
|
|
Гражданско - патриотическое воспитание |
Классный час «Символы моего города» |
|
|
Беседа «Наша родина - Россия» |
|||
Художественно - эстетическое |
Представление театра теней «В гостях у сказки» |
|
|
Художественно - эстетическое воспитание |
Праздник Новогодней елки «Наш веселый Новый год» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс новогодних рисунков «Зимушка-зима!» |
|
|
Экологическое |
Беседа «Забота о зимующих птицах» |
|
|
Интеллектуальное и познавательное развитие |
Познавательная игра «Математическая карусель» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Игра -практикум «Правила поведения пассажиров на остановках и в транспорте» |
|
|
Работа с родителями |
Родительское собрание «Сохранение физического и психологического здоровья детей с ОВЗ» |
|
|
Январь |
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Познавательная беседа «История праздника вежливости»
|
|
|
Социально-трудовое |
Практическое занятие. Изготовление кормушек . |
|
|
Февраль |
|||
Экологическое |
Беседа «Собака- друг человека» |
|
|
Социально-трудовое |
Практическое занятие «Наши зелёные друзья». |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Здоровая пища» |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Утренник «Будем в армии служить» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Слава армии родной!» |
|
|
Март |
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Утренник «День весенний и мимозный» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Навстречу весне!» |
|
|
Работа с родителями
|
Тематическое собрание «Семья и её роль в воспитании детей» |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Беседа «Берёза - России тёплый образ света и добра» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа-игра «Тело человека и личная гигиена» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Правила поведения на водоемах в весенний период» |
|
|
Апрель |
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Дружба начинается с улыбки» |
Кл. рук-ль |
|
Интеллектуальное и познавательное развитие |
Литературный утренник «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина» (к 220-летию со дня рождения поэта) |
|
|
Гражданско - патриотическое |
Беседа «Покорители Вселенной» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «Дорога к звездам» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Добрые дела и хорошие поступки» |
|
|
Май |
|||
Гражданско-патриотическое |
Беседа «Ничто не забыто, никто не забыт» |
|
|
Художественно - эстетическое |
Конкурс рисунков «День Победы» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Беседа «Моя семья» |
|
|
Социально-трудовое |
Генеральная уборка класса «Чистота и порядок в классе» |
|
|
Воспитание здорового и безопасного образа жизни |
Беседа «Правила поведения на водоемах в летний период» |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Мероприятие «До свидания, школа!» |
|
|
Работа с родителями |
Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года» |
|
|
КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Сведения об учащихся
№ |
№ личного дела |
Ф.И.О. ученика |
Дата рождения |
Домашний адрес, телефон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальный паспорт класса
№ |
Показатель |
Колич-во |
Фамилии обучающихся и родителей |
|
1. |
Количество учащихся: |
|
|
|
- мальчиков - девочек |
|
|
||
|
|
|||
2. |
Воспитываются: |
|
|
|
- в полной семье - в неполной семье |
|
|
||
|
|
|||
3. |
Неполная семья |
потеря одного из родителей |
|
|
родители в разводе |
|
|
||
мать-одиночка |
|
|
||
опекун |
|
|
||
4. |
Количество родителей - из них не работающих |
|
|
|
5. |
Образование родителей:
|
|
||
- неполное среднее - среднее - среднее техническое - среднее специальное - высшее профессиональное |
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
6. |
Неблагополучные семьи |
|
|
|
7. |
Многодетные семьи |
|
|
|
8. |
Учащиеся, требующие особого внимания:
|
|
|
|
- на внутришкольном учёте - на учёте в ДКМ |
|
|
||
|
|
Сведения о родителях
№ |
Ф.И.О ученика |
Ф.И.О. родителей |
Место работы, должность |
Телефон (раб., домаш.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа с родителями
Дата
|
Ф.И обучающегося |
Ф.И.О. родителей |
Обсуждаемые вопросы |
Роспись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Паспорт здоровья обучающихся
__________ уч.г.
№ |
Ф.И. обучающегося |
Полис |
Группа здоровья |
Физкультурная группа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.