Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по литературе Лирика А. С. Пушкина
Оценка 4.9

Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по литературе Лирика А. С. Пушкина

Оценка 4.9
docx
17.12.2021
Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ  по литературе  Лирика А. С. Пушкина
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ЕГЭ А.С.Пушкин.docx

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для подготовки к ЕГЭ

по литературе

 

Лирика А. С. Пушкина

 

 

 

 

https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/Foto-Pushkina-27.jpg

 

 

 

Автор-составитель  Дюкова О.В.

2021год.

Ступино

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворения по кодификатору: А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубинесибирских руд…», «Поэт»,«К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняядорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я васлюбил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Богароптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь япосетил…»

 

Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

(1826)

 

 Тест

1.К какому жанру относится стихотворение А.С. Пушкина «Няне»?

Ответ___________________________________________________

2.Как называется обращение не к прямому лицу(«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»)

Ответ___________________________________________________

 3.Назовите лексическое средство, использованное автором:

                               Давно, давно ты ждёшь меня.

Ответ___________________________________________________

 4.Какое изобразительно-выразительное средство использует поэт, наделяя неодушевлённые предметы признаками живых существ: «медлят поминутно спицы»? 

Ответ___________________________________________________

5.Чтобы подчеркнуть особенности центрального образа стихотворения и усилить эмоциональное впечатление, поэт использует художественное средство, представляющее собой яркое, образное определение («дней … суровых», «голубка дряхлая»). Назовите это художественное средство. 

Ответ___________________________________________________

6.Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов в предложении: «… медлят поминутно спицы…». 

Ответ___________________________________________________

7.Укажите размер, которым написано стихотворение «Няне».

Ответ___________________________________________________

8.Назовите стилистический приём, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности: «Давно, давно ты ждёшь меня.

Ответ___________________________________________________

9. Укажите термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк («суровых – сосновых», «светлицы – спицы»).

Ответ___________________________________________________

 10.Как называется вид рифмовки, использованный Пушкиным в этом стихотворении?

Ответ___________________________________________________

 11.Назовите троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «подруга дней моих суровых» – няня.

Ответ___________________________________________________

 

 Развернутый ответ

15. Какие чувства вызывает у лирического героя воспоминание о близком человеке?

16. Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Няне»?

17.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С. Пушкин своей лирикой?

 

Анализ стихотворения "Няне"

 

Время написания

         Стихотворение «Няне» написано в 1826 году в михайловской ссылке. Няня Арина Родионовна была в это время для Пушкина единственным близким человеком, разделявшим с ним одиночество и тяготы ссылки, собеседником и слушателем его произведений. Народные сказки и «преданья старины», которые она рассказывала Пушкину, проникали глубоко в его душу и впоследствии становились основой его произведений – сказок, которые он напишет позже.

Тема

         Тема этого небольшого стихотворения – любовь и нежность, которую испытывает поэт к своей няне. Эти чувства можно назвать сыновними, а в образе няни увидеть материнские черты.

 

Главная мысль (идея)

         Поэт хочет выразить нежность и признательность дорогому человеку, обрисовать образ няни самыми точными и яркими красками.

 Поэтика

Жанр стихотворения – послание. Пушкин использует свой излюбленный стихотворный метр: четырёх- и пятистопный ямб. Система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Образ няни создаётся с помощью нежных и трогательных эпитетов: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Глаголы, которыми Пушкин описывает заботы няни, также создают образ любовных и трепетных отношений поэта и этого человека: ждёшь, горюешь, глядишь в забытые вороты, тоска, предчувствия заботы теснят грудь…

Чтобы передать образ ожидания, беспокойство няни о нём, поэт показывает одну деталь:

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

И это изображение оказывается очень точным, психологичным, передающим напряжение и грусть ожидания.

Действие описывается в настоящем времени, таким образом поэт как бы останавливает время – это ожидание длится всегда: любовь, забота, тревога няни (матери) о своём питомце никогда не исчезнет.

 

Разговор книгопродавца с поэтом"


      Книгопродавец



Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть,
Уж разгласить успела слава
Везде приятнейшую весть:
Поэма, говорят, готова,
Плод новый умственных затей.
Итак, решите; жду я слова:
Назначьте сами цену ей.
Стишки любимца муз и граций
Мы вмиг рублями заменим
И в пук наличных ассигнаций
Листочки ваши обратим...
О чем вздохнули так глубоко?
Нельзя ль узнать?
      Поэт
 Я был далеко:
Я время то воспоминал,
Когда, надеждами богатый,
Поэт беспечный, я писал
Из вдохновенья, не из платы.
Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал.
Там слаще голос мой звучал;
Там доле яркие виденья,
С неизъяснимою красой,
Вились, летали надо мной
В часы ночного вдохновенья!..
Все волновало нежный ум:
Цветущий луг, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
Старушки чудное преданье.
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом;
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал,
И тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шёпот речки тихоструйной.
Тогда, в безмолвии трудов,
Делиться не был я готов
С толпою пламенным восторгом,
И музы сладостных даров
Не унижал постыдным торгом;
Я был хранитель их скупой:
Так точно, в гордости немой,
От взоров черни лицемерной
Дары любовницы младой
Хранит любовник суеверный.
   

  Книгопродавец
Но слава заменила вам
Мечтанья тайного отрады:
Вы разошлися по рукам,
Меж тем как пыльные громады
Лежалой прозы и стихов
Напрасно ждут себе чтецов
И ветреной ее награды.
      Поэт
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья!
Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!
Обманчивей и снов надежды,
Что слава? шепот ли чтеца?
Гоненье ль низкого невежды?
Иль восхищение глупца?
      Книгопродавец
Лорд Байрон был того же мненья;
Жуковский то же говорил;
Но свет узнал и раскупил
Их сладкозвучные творенья.
И впрям, завиден ваш удел:
Поэт казнит, поэт венчает;
Злодеев громом вечных стрел
В потомстве дальном поражает;
Героев утешает он;
С Коринной на киферский трон
Свою любовницу возносит.
Хвала для вас докучный звон;
Но сердце женщин славы просит:
Для них пишите; их ушам
Приятна лесть Анакреона:
В младые лета розы нам
Дороже лавров Геликона.
      Поэт
Самолюбивые мечты,
Утехи юности безумной!
И я, средь бури жизни шумной,
Искал вниманья красоты.
Глаза прелестные читали
Меня с улыбкою любви;
Уста волшебные шептали
Мне звуки сладкие мои...
Но полно! в жертву им свободы
Мечтатель уж не принесет;
Пускай их юноша поет,
Любезный баловень природы.
Что мне до них? Теперь в глуши
Безмолвно жизнь моя несется;
Стон лиры верной не коснется
Их легкой, ветреной души;
Не чисто в них воображенье:
Не понимает нас оно,
И, признак бога, вдохновенье
Для них и чуждо и смешно.
Когда на память мне невольно
Придет внушенный ими стих,
Я так и вспыхну, сердцу больно:
Мне стыдно идолов моих.
К чему, несчастный, я стремился?
Пред кем унизил гордый ум?
Кого восторгом чистых дум
Боготворить не устыдился?..
      Книгопродавец
Люблю ваш гнев. Таков поэт!
Причины ваших огорчений
Мне знать нельзя; но исключений
Для милых дам ужели нет?
Ужели ни одна не стоит
Ни вдохновенья, ни страстей,
И ваших песен не присвоит
Всесильной красоте своей?
Молчите вы?
      Поэт
Зачем поэту
Тревожить сердца тяжкий сон?
Бесплодно память мучит он.
И что ж? какое дело свету?
Я всем чужой!.. душа моя
Хранит ли образ незабвенный?
Любви блаженство знал ли я?
Тоскою ль долгой изнуренный,
Таил я слезы в тишине?
Где та была, которой очи,
Как небо, улыбались мне?
Вся жизнь, одна ли, две ли ночи?
. . . . . . . . . . . . . . . .
И что ж? Докучный стон любви,
Слова покажутся мои
Безумца диким лепетаньем.
Там сердце их поймет одно,
И то с печальным содроганьем:
Судьбою так уж решено.
Ах, мысль о той души завялой
Могла бы юность оживить
И сны поэзии бывалой
Толпою снова возмутить!..
Она одна бы разумела
Стихи неясные мои;
Одна бы в сердце пламенела
Лампадой чистою любви!
Увы, напрасные желанья!
Она отвергла заклинанья,
Мольбы, тоску души моей:
Земных восторгов излиянья,
Как божеству, не нужно ей!..
      Книгопродавец
Итак, любовью утомленный,
Наскуча лепетом молвы,
Заране отказались вы
От вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
И муз, и ветреную моду,
Что ж изберете вы?
      Поэт
                                 Свободу.
      Книгопродавец

Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава?— Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.
      Поэт
Вы совершенно правы. 
Вот вам моя рукопись. 
Условимся.


 

А.С. Пушкин, 1824

 

Коринна – возлюбленная римского поэта Овидия, красоту которой он воспевал в своих стихах.

Кифера – прозвище богини любви и красоты Афродиты по месту её культа – острову Кифера, лежащему к югу от Пелопоннеса в Ионическом море.

 

1.Какой художественный приём использован автором для усиления смысловой выразительности текста?

Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Ответ___________________________________________________

 2.Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «звуки дивные», «пламенным недугом», «послушные слова», «звонкой рифмой»?

Ответ___________________________________________________

 3.Как называется стилистическая фигура, основанная на повторении начальных слов:

Там слаще голос мой звучал,

Там доле яркие виденья…

Ответ___________________________________________________

 4.Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений:

Где та была, которой очи,

Как небо, улыбались мне?

Ответ___________________________________________________

 5.Какое художественное средство использовано автором: «приюты скал», «пир воображенья», «шёпот речки»?

Ответ___________________________________________________

 6.Как называются такие слова как«младые», злато, вкруг?

Ответ___________________________________________________

7.Что А.С. Пушкин характеризует так: «Яркая заплата на ветхом рубище певца»?

Ответ___________________________________________________

 8.Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы:

Что слава? шёпот ли чтеца?

Гоненье ль низкого невежды?

Иль восхищение глупца?

Ответ___________________________________________________

 9.Как называется синтаксический приём, основанный на одинаковом построении фраз: «Поэт казнит, поэт венчает…», «Кто для души, кто для пера…»?

Ответ___________________________________________________

 10.Укажите термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое стало крылатым, превратилось в изречение:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Ответ___________________________________________________

 11.Определите тип рифмовки:

            Блажен, кто молча был поэт

            И, терном славы не увитый,

            Презренной чернию забытый,

            Без имени покинул свет!

Ответ___________________________________________________

 12.Определите тип рифмовки:

            Ах, мысль о той душе завялой

            Могла бы юность оживить

            И сны поэзии бывалой

            Толпою снова возмутить!

Ответ___________________________________________________

 13.Назовите фигуру, состоящую в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением:

«любимца муз и граций» – поэта, «любезный баловень природы» – юноша.

Ответ___________________________________________________

 

 

 14.Как называется устойчивое выражение, употреблённое автором:

            Но слава заменила вам

            Мечтанья тайного отрады:

            Вы разошлися по рукам

Ответ___________________________________________________

 15.Каким термином принято обозначать эмоциональное содержание художественного произведения, чувства, страстное воодушевление, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя?

Ответ___________________________________________________

 16.В произведении создана ситуация особого речевого общения поэта и книгопродавца. Как называется такая форма общения?

Ответ___________________________________________________

 17.Какой троп использован автором: «сердце поймёт», «бурлит воображенье», «грёзы рождались»?

Ответ___________________________________________________

 18.Имя какого древнегреческого поэта было связано с утверждением радостей и наслаждений жизни? Ответ найдите в стихотворении.

Ответ___________________________________________________

 19.Какой приём использован автором: «Иль иволги напев живой», «Уж разгласить успела слава»?

Ответ___________________________________________________

 20.Как называется стихотворная форма, в которой не учитывается количество слогов, порядок расположения ударных и безударных слогов, а ритм создаётся интонационной соизмеримостью стихов:

                        Вы совершенно правы.

                        Вот вам моя рукопись

                        Условимся.

Ответ___________________________________________________

 21.Какой приём использован автором: «Уста волшебные шептали», «Кипит, бурлит воображенье»?

Ответ___________________________________________________

 22.Из стихотворения выпишите фамилию поэта, яркого представителя русского романтизма. Ему принадлежит баллада «Светлана», где есть строки:

                        Слава нас учили – дым;

                        Свет – судья лукавый.

Ответ___________________________________________________

 23.Из стихотворения выпишите название горы, которая, согласно мифам Древней Греции, была обителью муз.

Ответ___________________________________________________

 24.Укажите фамилию английского поэта, в творчестве которого многократно встречается мысль о суетности славы. Например, в «Дон Жуане» он пишет:

                        Что слава? Просто холм, а мы спешим

                        Добраться до вершины поскорее.

Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ

 15. В чём смысл диалога, представленного в стихотворении?

16. В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация столкновения разных точек зрения?

ПОЭТ

 

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

 

А.С. Пушкин, 1827

 

1.Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, например: «молчит его святая лира», «тоскует он в забавах мира». Как называется этот приём?

Ответ___________________________________________________

 2.Укажите название средства художественной изобразительности, широко представленного в стихотворении: «священной жертве», «суетного света», «святая лира», «божественный глагол».

Ответ___________________________________________________

 3.Укажите средство художественной изобразительности, основанное на переносе свойств одних предметов на другие («тоскует он в забавах мира»).

Ответ___________________________________________________

 4.Как называется приём очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает А.С. Пушкин в своём стихотворении («Молчит его святая лира», «Душа поэта встрепенётся»)?

Ответ___________________________________________________

 5.Как называется приём звукописи, основанный на повторе согласных звуков: «В заботах суетного света», «К ногам народного кумира»?

Ответ___________________________________________________

 6.Назовите вид тропа, основанный на прояснении понятия, явления и придании ему особой эмоциональной окраски путём сопоставления с другим понятием, явлением («Душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл»).

Ответ___________________________________________________

 7.Назовите стилистический приём, придающий стиху особую выразительность: «Не клонит гордой головы», «В широкошумные дубровы»?

Ответ___________________________________________________

 8.Укажите термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (глагол – орёл; мира – кумира; полн – волн).

Ответ___________________________________________________

 9.Назовите тип рифмовки в следующих строках:

Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Ответ___________________________________________________

 10.Назовите тип рифмовки в следующих строках:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен…

Ответ___________________________________________________

 11.Каким размером написано стихотворение?

 Ответ___________________________________________________

12.Как называется приём противопоставления художественных образов, например: «душа вкушает хладный сон» и «душа поэта встрепенётся»?

Ответ___________________________________________________

 13.Замените старославянизм «хладный» русским синонимом.

Ответ___________________________________________________

 14.Назовите лексическое средство, использованное автором:

И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Ответ___________________________________________________

 15.Выпишите изстихотворение имя древнегреческого покровителя искусств.

Ответ___________________________________________________

 16.Как называется главная мысль, лежащая в основе всего произведения?

Ответ___________________________________________________

  

Развернутый ответ

  15 .Как в стихотворении «Поэт» проявляется избранничество поэта?

 16. В творчестве каких поэтов XIX – XX века отразился конфликт поэта и толпы?

 

Пророк


Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


 

1.      Какая тема является ведущей в стихотворении?

Ответ___________________________________________________

 2.Как называется художественно-выразительное средст­во, использованное поэтом в строке: «Отверзлись вещие зени­цы, / Как у испуганной орлицы...»?

Ответ___________________________________________________

 3.В строке «И гад морских подводный ход...» использо­вано повторение однородных согласных звуков, передающее движение морских обитателей. Назовите это фонетическое средство.

Ответ___________________________________________________

 4.Укажите название лексического средства, использо­ванного в следующих словосочетаниях: «десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».

Ответ___________________________________________________

 5.Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ___________________________________________________

 6.Как называется повторение слов или словосочетаний в начале стихотворных строк?

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход…

Ответ___________________________________________________

 7.Усиление эмоционального звучания происходит за счет того, что действия группируются в порядке их постепенного усиления Как называется такой прием?

Моих зениц коснулся он…

Моих ушей коснулся он…

И вырвал грешный мой язык…

И он мне грудь рассек мечом…

Ответ___________________________________________________

 8.Как называются слова, выражения, синтаксические конструкции, вышедшие из активного употребления и используемые для воссоздания исторического колорита эпох и, для придания речи оттенка торжественности: «персты», «зеницы», «вещие», «десница»?

 Ответ___________________________________________________

9.В словосочетаниях «уста замершие», «десницею кровавой», «сердце трепетное» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой приём используется в этих случаях?

Ответ___________________________________________________

Развернутый ответ

15. В чем видит А.С. Пушкин назначение поэта и как эта позиция выражена в стихотворении «Пророк»?

16. В каких произведениях XIX-XX вв. звучат размышления о назначении поэта и чем они близки стихотворению А. С. Пушкина «Пророк»?

 

Анализ стихотворения "Пророк"

Время написания

А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль – я прочёл отрывок и перефразировал в «Пророке»,

Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвящённых событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.

Тема

            Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта. Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пророков мира: «И тогда прилетел … один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Главная мысль (идея) 

            Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обострённость видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.

            Миссия пророка представлена так:

                        Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                        Исполнись волею моей –

                        И, обходя моря и земли,

                        Глаголом жги сердца людей.

 

Поэтика

            Жанр стихотворения – философская притча. Стихотворный метр – четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

            Стихотворение состоит из трёх частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной» «влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который преобразует сущность поэта – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка – это обретение новой мудрости. Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются всё большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от лёгкого болезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:

                        И он мне грудь рассек мечом,

                        И сердце трепетное вынул,

                        И угль, пытающий огнем,

                        Во грудь отверстую водвинул.

            Третья часть – описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрёл новое предназначение. Пушкин создаёт поразительный образ, говорящий о смирении: «Как труп в пустыне я лежал…». Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест.

            В стихотворении описана вертикальная картина мироздания – от «горнего» мира до мира «дольнего», от ангелов до лозы.

            Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придаёт стихотворению особую торжественность и силу. Частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское звучание. Одновременно этот приём нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

            Пушкин также использует эпитеты (духовная жажда, пустыня мрачная), сравнения («перстами лёгкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал»).

            Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного мистического прозрения.

К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818

 

1.      Для создания поэтических образов Пушкин использует определения: «святая вольность», «прекрасные порывы», «пленительное счастье» и др.  Как в литературоведении называются подобные определения?

Ответ___________________________________________________

2.      Какой художественный прием используется Пушкиным для изображения силы страсти, с которой лирический герой ожидает «вольности святой»?

Ответ___________________________________________________

3.      Определите характер рифмовки во втором четверостишье стихотворения.

Ответ___________________________________________________

4.      И в начале, и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой художественный прием?

Ответ___________________________________________________

5.      Определите жанр стихотворения.

Ответ___________________________________________________

6.      Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощённые в этом стихотворении?

Ответ___________________________________________________

7.      Какое средство иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья»)?

Ответ___________________________________________________

8.      Поэтическая мысль в стихотворении А.С.Пушкина развивается последовательно от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?

Ответ___________________________________________________

9.      С каким из слов первого четверостишия соотносится слово «упованье»?

Ответ___________________________________________________

10.  Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках «Мой друг, отчизне посвятим»,«Товарищ, верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным.

Ответ___________________________________________________

11.  Перестановка слов или частей фразе придаёт речи особую выразительность («нежил нас обман», «исчезли юные забавы», «горит ещё желанье»). Как называется эта стилистическая фигура?

Ответ___________________________________________________

12.  Как называется вид звукописи, при котором в стихотворной речи происходит повторение одинаковых гласных звуков («Покасвободою горим»)

Ответ___________________________________________________

 13. Как называется троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ.

15. В чём состоит новаторство Пушкина в этом стихотворении?

16. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

 

Exegimonumentum*

  

   Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

   К нему не зарастет народная тропа,

   Вознесся выше он главою непокорной

               Александрийского столпа.

   Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире

   Мой прах переживет и тленья убежит --

   И славен буду я, доколь в подлунном мире

               Жив будет хоть один пиит.

   Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

   И назовет меня всяк сущий в ней язык,

   И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

               Тунгус, и друг степей калмык.

   И долго буду тем любезен я народу,

   Что чувства добрые я лирой пробуждал,

   Что в мой жестокий век восславил я Свободу

              И милость к падшим призывал

   Веленью божию, о муза, будь послушна,

   Обиды не страшась, не требуя венца,

   Хвалу и клевету приемли равнодушно

              И не оспоривай глупца.  (1836)

 

* «Я воздвиг памятник» (лат.). Эпиграф взят из оды Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг.до н.э.)

           Тест.                                                     

1.      К какому роду литературы принадлежит это произведение?

Ответ___________________________________________________

 2.Выпишите из третьей строфы слово, когда-то имевшее значение «народ».

Ответ___________________________________________________

2.      Как называется повторение одинаковых слов в начале поэтических строк (этот приём встречается в третьей и четвёртой строфах)?

Ответ___________________________________________________

4.В стихотворении есть противопоставление «нерукотворного памятника» и «Александрийского столпа». Как по-другому называется противопоставление, контраст?

Ответ___________________________________________________

 5. Запишите в порядке возрастания цифры, обозначающие названия трёх поэтических средств, встречающихся в первой строфе стихотворения.

инверсия

эпитет

эпифора

слова высокого стиля

анафора

 

 

 

 

 

6. В первой строке стихотворения поэт дает характеристику своему творчеству: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Назовите прием иносказания, основанный на изображении отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа.

Ответ___________________________________________________

 

7. Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Нет, весь я не умру – душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит»)?

Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ.

 

15. В творчестве каждого настоящего поэта есть важные стихотворения, в которых сформулирована его поэтическая программа. Их так и называют – «программные стихи». Отнесли бы вы это стихотворение Пушкина к программным?

 16. В творчестве каких русских поэтов нашла воплощение тема поэта ипоэзии и в чем их произведения созвучны стихотворению А.С. Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?

"На холмах Грузии..."

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

1829

 

1.Как называется приём противопоставления, ко­торый использован автором для характеристики эмо­ционального состояния: «мне грустно и легко»?

Ответ___________________________________________________

 2.Какой троп, основанный на переносе свойств од­ного явления на другое по их сходству, использует ав­тор в строчке: «И сердце вновь горит и любит»?

Ответ___________________________________________________

 3.Как называется вид рифмовки, который исполь­зован автором в стихотворении?

Ответ___________________________________________________

 4.Как называется стилистический приём, состоя­щий в нарушении привычного порядка слов, например, в постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)?

Ответ___________________________________________________

 5.Назовите средство художественной выразитель­ности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («…печаль моя светла;/ Печаль моя полна тобою»).

Ответ___________________________________________________

 6.Определите стихотворный размер, которым на­писано произведение.

Ответ___________________________________________________

 7.Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последних четырёх строках данного стихотворения.

эпитет

градация

повтор

звукопись

антонимы

Ответ:

 

 

 

 

Развернутый ответ

 

15. Каковы функции лаконичной пейзажной за­рисовки, которой открывается стихотворение, рас­сказывающее о любви?

 16. В каких произведениях русских поэтов исполь­зование образов природы помогает передать внутрен­ние переживания человека?

 

Анализ стихотворения А.С.Пушкина

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

 

Время написания

Стихотворение «На холмах Грузии…» Пушкин написал в 1829 году во время путешествия в Арзрум, когда был безнадёжно влюблён в Наталью Гончарову. Он надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить её, восхищаться ею, посвящать ей стихи.

Тема

Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя.

Главная мысль (идея)

Это стихотворение о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все другие чувства.

Поэтика

Жанр стихотворения – элегия. Оно относится к интимной лирике.

Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами. Длинные и короткие стихи симметрично следуют друг за другом.

Пушкин достигает в этом стихотворении «нагой простоты», стремясь сделать его предельно искренним и ясным. В стихотворении только одна метафора – «сердце горит», но она так тривиальна, привычна, что даже не воспринимается как метафора.

         В стихотворении происходит чередование описаний природы и строк, в которых высказывается эмоциональное состояние лирического героя. Между описанием природы и выражением чувства нет никакой логической связи. Но оба описания связаны неразрывно. Связь здесь не логическая, а эмоциональная: пейзаж создаёт лирическое настроение.

         В описании природы скрыто противопоставление двух начал: первая строка рисует холмы, поднятые к небу. Во второй изображена текущая в расщелине глубокая река. Первые строки рождают по ассоциации образы высоты и глубины.

         Также важен образ «ночной мглы». В нём сразу два образа – ночи и лунного света, по ассоциации несущие чувство умиротворения и покоя, «светлой печали».

         Внутреннее состояние лирического героя находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые им, противоречивы: «грустно и легко» – и в то же время они связаны, как глубина и высота пейзажа вокруг, как ночь и лунный свет. Оксюморон «печаль моя светла» оказывается тоже логичным: как ночная темнота, пронизанная лунным светом, не страшна, так и печаль пронизана светом, потому что «печаль моя полна тобою».

         Образ неназванной возлюбленной становится источником света.

         Безличные конструкции «мне грустно», «мне легко» создают ощущение событий, происходящих органично, без усилий самого героя – это состояние, а не действие.

         Параллелизм пейзажа и душевного мира поддерживается системой звуковых повторов: «Тобой, одной тобой…».

         Но глаголы, описывающие «дело» сердца, становятся энергичными: «горит», «любит».

         Последняя строчка звучит как бы обречённо:

                   И сердце вновь горит и любит – оттого,

                   Что не любить оно не может.

         Но в этой неизбежности больше света и радости, полноты чувства, чем уныния. Любовь, о которой говорит поэт в этом стихотворении, – жертвенная, нежная, щедрая.

ДЕРЕВНЯ


Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда...

 

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидовать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

 

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

 

Увижу ль, одрузья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной


                                                                                         Взойдет ли наконец прекрасная заря?                                                        

                                                                                                                                               (1819)

 

1.К какому роду литературы относится стихотворение «Деревня»?

Ответ___________________________________________________

 2.«Душистыми скирдами», «влажные берега», «мельницы крылаты» – к какому средству художественной изобразительности прибегает автор?

Ответ___________________________________________________

 3.«О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – к какой риторической фигуре  обращается автор для усиления эмоционального напряжения речи?

Ответ___________________________________________________

 4.«Почто в груди моей горит бесплодный жар» – назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор?

Ответ___________________________________________________

 5.В последних строчках стихотворения звучит гражданская страстность. Каким термином принято называть такую идейно-эмоциональную настроенность художественного произведения?

Ответ___________________________________________________

 6.Укажите название художественного приёма, позволяющего противопоставить мир столичной жизни миру деревни.

Ответ___________________________________________________

 

7.Как называется описание картин природы в первой части стихотворения?

Ответ___________________________________________________

 8.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения.

ирония

гипербола

риторический вопрос

эпитет

инверсия

Ответ:

 

 

 

 

 

9.Какое синтаксическое средство использовал автор: «Оракулы веков, здесьвопрошаю вас!»

Ответ___________________________________________________

 10.Какую риторическую фигуру использует автор?

Я твой: я променял порочный двор цирцей…

Я твой: люблю сей темный сад…

Ответ___________________________________________________

 11.Для какого литературного направления характерен приподнятый, ораторскийтон речи, использование славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем),античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»)?

Ответ___________________________________________________

 12.Определите размер стихотворения.

Ответ___________________________________________________

 13.Определите жанр стихотворения.

Ответ___________________________________________________

 14.Как называется повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность: «Приветствую тебя, пустынный уголок…»?

Ответ___________________________________________________

 15.Какой вид рифмовки использован в строках:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ

 

15. Как в изображении картин помещичьей жизни автор «Деревни» сочетает обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами?

16. В каких произведениях русской литературы XX века предстаёт образ деревни и в чём его отличие от пушкинского? 

ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С.Пушкин, 1835 г.)

 

1.Как называется вид рифмовки, который использует А.С.Пушкин в этом стихотворении?

Ответ___________________________________________________

 2.Укажите название художественного приёма, к которому прибегает А.С.Пушкин в следующих строках:

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ответ___________________________________________________

 3.Как называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С.Пушкин, рисуя образ тучи?

Ответ___________________________________________________

 4.Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» – «ликующий день»).

Ответ___________________________________________________

 5.Каким размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Туча» (без указания количества стоп)?

6.Назовите художественное средство, многократно использованное в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень»)?

Ответ___________________________________________________

 7.Как называется группа стихов (строк), составляющих един­ство и связанных определенным расположением рифм.

Ответ___________________________________________________

 8.Как называется синтаксическое средство выразительности, представляющее собой сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью («Последняя туча рассеянной бури!»)?

Ответ___________________________________________________

 9.Как называется прием фонетической организации стиха, использованный автором: «лаская листочки древес»?

Ответ___________________________________________________

  10.Как называется приём звуковой выразительности, основанный на повторе гласных или групп гласных в художественном тексте («Довольно, сокройся!Пораминовалась…»)?

 Ответ___________________________________________________

11.Как называется общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи?

 Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ

 

15. Каков философский смысл стихотворения «Туча»?

 16. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

 

АНЧАР


В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясьот зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

 

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес – и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.    


( А.С. Пушкин, 1828)

1.      Как называется положенное в основу стихотворения А.С. Пушкина изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ?

Ответ___________________________________________________

2.      Укажите, каким термином называют образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий, состояний (Анчар, как грозный часовой…)?

Ответ___________________________________________________

3.      Какое средство художественной изобразительности использует поэт в этих строчках: «В пустыне чахлой и скупой / На почве зноем раскалённой…»?

Ответ___________________________________________________

4.      Как называется стилистическая фигура, когда каждое следующее слово указывает на усиление или ослабление признака, действия, мысли, эмоции («Принёс – и ослабел, и лёг/Под сводом шалаша на лыки;/ И умер…»)?

Ответ___________________________________________________

5.      Каким размером написано стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»?

Ответ___________________________________________________

6.      В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

Ответ___________________________________________________

7.      Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность («И тот послушно в путь потёк»).

Ответ___________________________________________________

8.      Как - в соответствии с основной проблематикой - называются стихотворения, в которых, как в "Анчаре", поднимаются наиболее общие проблемы: добра и зла, жизни и смерти?

Ответ___________________________________________________

 9.Стихотворение "Анчар" чётко делится на две части, резко противопоставленные друг другу: в первой рассказывается о "древе смерти" (первые пять строф), во второй - о человеческих взаимоотношениях. Как называется такой приём, лежащий в основе композиции стихотворения?

Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ

 

 15. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта – описание анчара и рассказ о гибели раба?

 16. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

 

15.. Почему стихотворение композиционно делится на две части: мир природы и мир людей?

 16. Кто из русских писателей обращался к проблеме мирового зла и что сближает их произведения со стихотворением А.С. Пушкина?

"Свободы сеятель..."

Изыде сеятель сеяти семена своя.

               (Евангелие от Матфея)

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощённые бразды

Бросал живительное семя –

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушкою да бич.

(А.С. Пушкин, 1823)

Бросал живительное семя  — речь идет о политических стихотворениях и радикальных высказываниях, которыми отмечена жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе.

 

1.      Укажите термин, которым в литературоведении называют цитату, пословицу, изречение и т.п., помещённые обычно после заглавия, в которых автор поясняет замысел, идею произведения.

Ответ___________________________________________________

2.      Как называется вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое (Вас не разбудит чести клич)?

Ответ___________________________________________________

3.      Как в литературоведении называется вопрос, не требующий ответа (К чему стадам дары свободы?)?

Ответ___________________________________________________

4.      Как называется выразительное, эмоционально-оценочное определение, содержащее оценку автором предмета, явления (рукой безвинной, порабощённые бразды)?

Ответ___________________________________________________

5.      Определите размер стихотворения.

Ответ___________________________________________________

6.      Как называется небольшое иносказательное повествование, заключающее моральное или религиозное поучение, лежащее в основе стихотворения?

Ответ___________________________________________________

 7. Определите тип рифмовки:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощённые бразды

Ответ___________________________________________________

7.      Как называется максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведётся повествование в стихотворении?

Ответ___________________________________________________

8.      Как называется однозначное, легко узнаваемое иносказание, закреплённое традицией, условно изображающее отвлечённое понятие или явление через похожий конкретный образ: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды ярмо с гремушкою да бич»?

Ответ___________________________________________________

 

9.      Какое фонетическое средство, основанное на повторении согласных звуков, использовал автор: «Свободы сеятель пустынный…»?

Ответ___________________________________________________

 

Развернутый ответ

 

15. Как средства художественной выразительности помогли автору передать пафос (настроение, отношение автора к изображаемому) стихотворения?

 16. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» говорится о поэте как о непонятом пророке. В каких стихотворениях русских поэтов отражается эта тема?

 

БЕСЫ

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!..." — "Нет мочи

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри; вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали... "Что там в поле ?" -

"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин...

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

А.С. Пушкин, 1830

 

1.      В данном стихотворении А.С. Пушкин сочетает элементы реальной действительности с элементами чудесного и сверхъестественного. Как называется такой способ отображения жизни?

Ответ___________________________________________

2.      В стихотворении использован особый способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы враждебных человек у сил – духов, бесов, домового, ведьмы. Как называется такой художественный  приём?

Ответ___________________________________________

3. Какую стилистическую фигуру использует А.С. Пушкин, создавая при помощи  ряда слов и рефренов выразительную картину снежной круговерти?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Ответ___________________________________________

4. Укажите вид тропа, основанного на сопоставлении предметов и явлений:

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Ответ___________________________________________

5. Какой способ рифмовки использовал А.С. Пушкин в этом стихотворении?

Ответ___________________________________________

6. Во второй и третьей строфе стихотворения воспроизводится речь ямщика. Как   называется развёрнутое высказывание персонажа литературного произведения?

Ответ___________________________________________

7. Укажите размер стихотворения (без указания количества стоп).

Ответ___________________________________________

8.Какое средство выразительности использовано в строке: «Хоть убей, следа не видно…»

Ответ___________________________________________

9.Как называется слово, свойственное людям с низким культурным уровнем, плохо знакомым с литературной нормой («Посмотри: вон, вот играет, Дует,плюет на меня…»)?

Ответ___________________________________________

10. Как называется повторение отдельных слов и оборотов в конце нескольких относительно самостоятельных отрезков речи:

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно…

 

Развернутый ответ

 

15. Согласны ли вы с мнением литературоведа Е. Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» является симметрической?

 16. Какие русские поэты обращались к теме поиска жизненного пути?

 

Эле­гия

Безумных лет угасшее веселье...»

 

Безум­ных лет угас­шее ве­се­лье

Мне тя­же­ло, как смут­ное по­хме­лье.

Но, как вино — пе­чаль ми­нув­ших дней

В моей душе чем старе, тем силь­ней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Гря­ду­ще­го вол­ну­е­мое море.

 

Но не хочу, о други, уми­рать;

Я жить хочу, чтоб мыс­лить и стра­дать;

И ведаю, мне будут на­сла­жде­нья

Меж го­ре­стей, забот и тре­вол­не­нья:

Порой опять гар­мо­ни­ей упьюсь,

Над вы­мыс­лом сле­за­ми обо­льюсь,

И может быть — на мой закат пе­чаль­ный

Блес­нет лю­бовь улыб­кою про­щаль­ной.

ка­жи­те род ли­те­ра­ту­ры, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пуш­кин­ская «Эле­гия».

 

1.      Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в сти­хо­твор­ной стро­ке («Мой путь уныл.Сулит мне труд и горе / Гря­ду­ще­го вол­ну­е­мое море...»)?

Ответ___________________________________________

2.      Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (уми­рать — стра­дать; пе­чаль­ный — про­щаль­ной и т. п.)?

Ответ___________________________________________

3.      Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

1)      срав­не­ние

2)      нео­ло­гизм

3)      ме­та­фо­ра

4)      эпи­тет

5)      ана­фо­ра

Ответ___________________________________________

4.      Опре­де­ли­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп)

Ответ___________________________________________

5.      Как со­дер­жа­тель­но со­от­но­сят­ся между собой пер­вая и вто­рая стро­фы сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия»?

Ответ___________________________________________

6.      В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Эле­ги­ей»?

Ответ___________________________________________



Анализ

«Безумных лет угасшее веселье...»

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье...» было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название «Элегия». В это время поэт вторично предложил руку и сердце Наталье Гончаровой и получил согласие. Чтобы привести перед женитьбой в порядок дела, он отправился в имение отца. Там Пушкин вынужден был задержаться на целых три месяца в связи с эпидемией холеры. Это был очень плодотворный период в жизни поэта, вошедший в историю как Болдинская осень.

Основу произведения «Безумных лет угасшее веселье...» составляют философские размышления Пушкина о конце холостяцкой вольницы и новом этапе жизненного пути. «Элегия» состоит из двух частей, контрастных по смыслу. В первой строфе поэт жалеет о минувших днях бурной юности и осознает, что теперь «грядущего волнуемое море» не сулит ему ничего хорошего. Дело в том, что финансовые дела Пушкиных и Гончаровых оставляли желать лучшего. Поэт понимал: ему придется много трудиться, чтобы обеспечить семью.

Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.

Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья», лирический герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной».

Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями. Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» – это монолог лирического героя, который полностью отождествляется с автором. Написано оно самым удобным для философской лирики размером – «медленным» пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. Традиционно в подобных стихотворениях поэты применяют высокопарную книжную лексику. Пушкин не нарушил традицию, использовав в тексте следующие слова: «сулит», «минувших», «други», «грядущего», «ведаю», «треволненья». Тем не менее, читается и воспринимается стихотворение легко.

Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат. Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье», да еще «угасшее», хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время с вином сравнивается печаль. Слово «волнуемое» больше подходит к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим морем». Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.

В произведении «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин не обошелся без своего любимого приема – антитезы. Печаль здесь противопоставлена веселью, смерть – жизни, наслаждения – заботам. Образы первой строфы имеют в основном негативную окраску, а во второй строфе они наполнены позитивом.

Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в ней только один глагол – «сулит». Зато есть много эпитетов: «безумных лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море». Во второй строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет». Почти все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе, любовь, веселье, заботы, вымысел. Это обусловлено глубиной философского обобщения в размышлениях поэта.

 

«И.И. Пущину» А.С. Пушкин

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

1.Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое стихотворение А. С. Пушкина.

Ответ__________________________________________________________

2.Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает автор стихотворения («друг бесценный», «ясных дней»).

Ответ__________________________________________________________

3.Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха («Печальным снегом занесённый»)?

Ответ__________________________________________________________

4.Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых слов в начале стихотворных строк:

Да голос мой душе твоей

Да озарит он заточенье

Ответ__________________________________________________________

5.Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?

Ответ__________________________________________________________

 

 

Развернутый ответ

15.Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

16.Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Для подготовки к

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Для подготовки к

Стихотворения по кодификатору:

Стихотворения по кодификатору:

Ответ___________________________________________________ 11

Ответ___________________________________________________ 11

Я был далеко: Я время то воспоминал,

Я был далеко: Я время то воспоминал,

Кого восторгом чистых дум Боготворить не устыдился?

Кого восторгом чистых дум Боготворить не устыдился?

Ответ___________________________________________________ 2

Ответ___________________________________________________ 2

Ответ___________________________________________________ 15

Ответ___________________________________________________ 15

Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира,

Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира,

Замените старославянизм «хладный» русским синонимом

Замените старославянизм «хладный» русским синонимом

И вырвал грешный мой язык… И он мне грудь рассек мечом…

И вырвал грешный мой язык… И он мне грудь рассек мечом…

Время написания А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году

Время написания А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году

Определите характер рифмовки во втором четверостишье стихотворения

Определите характер рифмовки во втором четверостишье стихотворения

Тунгус, и друг степей калмык.

Тунгус, и друг степей калмык.

Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой

Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Ответ___________________________________________________ 14

Ответ___________________________________________________ 14

Ответ___________________________________________________ 9

Ответ___________________________________________________ 9

В начале стихотворения даётся описание пустыни

В начале стихотворения даётся описание пустыни

Ответ___________________________________________________ 1

Ответ___________________________________________________ 1

Одичалого коня; Там верстою небывалой

Одичалого коня; Там верстою небывалой

БЕСЫ Мчатся тучи, вьются тучи;

БЕСЫ Мчатся тучи, вьются тучи;

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (уми­рать — стра­дать; пе­чаль­ный — про­щаль­ной и т

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (уми­рать — стра­дать; пе­чаль­ный — про­щаль­ной и т

Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат

Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2021