Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"
Оценка 5

Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

Оценка 5
docx
03.04.2022
Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.docx

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Башкортостан

                            «Стерлитамакский медицинский колледж»       

 

 

 

 

 

Мир Эстета. - КТП

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по ОУД. 01 Русский язык

для обучающихся 1 курса

специальности 34.02.01

«Сестринское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Стерлитамак, 2022

Разработчик: Габитова Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж».

Рабочая тетрадь по русскому языку рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных, гуманитарных, социально-экономических и  естественнонаучных дисциплин. Рекомендуется использовать для систематизации, обобщения, углубления и проверки знаний по орфографии обучающихся 1 курса специальности «Сестринское дело» (Протокол № 6 от 02 февраля 2022 г.)

 

           

Рецензенты:

 

1.     Ерошенко О.П. – методист

2.     Варламова Ю.А.. – зам. директора по УР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК РАБОТАТЬ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ

 

Рабочая тетрадь предназначена для повторения и систематизации пройденного материала, тем самым она способствует прочному усвоению дисциплины «Русский язык».

В рабочую тетрадь включены разнообразные задания по орфографии: вопросы для проверки качества усвоения нового материала, новые термины, таблицы, опорные схемы, орфографические задачи, тесты, работа с текстом. В последний раздел Рабочей тетради включены темы для рефератов.

Для выполнения задания Вам необходимо изучить предложенную литературу, конспект лекции и внимательно прочитать задание, обратив внимание на условные обозначения. Не спешите начинать записывать ответ в Рабочей тетради, сначала его хорошо продумайте, сформулируйте мысленно. При выполнении заданий обращайтесь к опорным схемам по теме и к словарям.

В ходе работы рекомендуется пользоваться следующей литературой:

1.Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций. – М.: Просвещение, 2013.

2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2017.

3.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

4.Ващенко Е.Д. «Русский язык и культура речи». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов на Дону: Феникс, 2010.

 

 

 

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

 

 

- запомните;

- задания повышенной трудности;

- работа с текстом;

- развивайте речь;

- теоретические сведения (опорная схема)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема1. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

 

Задание. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

 

1.Зат…мнение, нак…лить, объед…нить, обл…ниться, уд…вление, изд…лека, оф…рмитель, изм…рение, оч…рование, упр…вление, укр…шение, зап…х, похв…лить, ур…нить, нап…лнять, укр…пить, встр…чать, т…жёлый, по…вился, н…визна, изм…нился.

 

2.Посв…тить фонарём, стихи посв…тить другу, с…деть на скамеечке, пос…деть от горя, прим…рять поссорившихся ребят, прим…рять новое платье, пов…сеть на ветке, нав…сной замок, зар…дить ружьё, прор…дить грядку, отв…рить картофель, отв…рить дверь, разв…ваться по ветру, разв…ваться нормально, ум…лять о помощи, ум…лять его заслуги, почётный ст…рожил, ст…рожил урожай.

 

3.Нак…пить знания, нал…вить рыбу, зас…лить овощи, выбр…сить мусор, раскр…ить материал, прик…лоть брошь, зат…чить инструмент, подб…дрить друга, оп…здатьназанятия, пов…рнуть назад,

 

ТЕСТ

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1) др...жать

2) усл...ждать

3) осл…жнять

4) огр…дить

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1) нас…рить

2) пол…скать дитя

3) пол…скать бельё

4) под…рить

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1) просл…влять

2) ур…нить

3) бр…нить

4) охр…нять

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1) осв…щение

2) в…нтовая лестница

3) разв…вать волю

4) в…трило

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1) поб…режье

2) ст…хать

3) зас…дание

4) уб…гать

Е.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1) подб…вать

2) об…жать ребенка

3) обб…жать вокруг дома

4) изр…дка

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1) зав…вать волосы

2) разв…ваться на ветру

3) нав…вать тоску

4) об…вать кожей

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1) зав…щание

2) отл…чать

3) зап…вать водой

4) зап…вать песню

 

ТЕСТ

 

Отметьте номера слов с орфографической ошибкой

 

А 1. 1) антрисоль, 2) фасон, 3) кортеж, 4) бармотать, 5) Мефистофель

А 2. 1) портмоне, 2) кардебалет, 3) вераж, 4) обитатель, 5) бороздить

А 3. 1) скафандр, 2) облипиха, 3) корсет, 4) пионер, 5) оснавательный

А 4. 1) преодалимый, 2) альпинист, 3) палемика, 4) новигация, 5) леврея

А 5. 1) бегуди, 2) нападение, 3) кабриолет, 4) петомец, 5) номенал

А 6. 1) пилигрим, 2) соблозненный, 3) нотация, 4) малохит, 5) медальон

А 7. 1) ондатра, 2) ожидание, 3) палиглот, 4) акволанг, 5) канетель

А 8. 1) оптимальный, 2) фрекаделька, 3) вертуоз, 4) овация, 5) плияда

А 9. 1) шасси, 2) виранда, 3) скорпион, 4) оперижать, 5) амозонка

А 10. 1)гигиена, 2) датация, 3) кальраби, 4) пикник, 5) опичаленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

ОПОРНАЯ СХЕМА

 

 

 

                                    

 

Задание. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни.

 

Разг…рающаяся з…ря, искусный пл…вец, гигантский ск…чок, разделить пор…вну, распол…гаться на ночлег, бл…стать в обществе, выр…щенный в оранжерее, легкое прик…сновение, удачное соч…тание, выр…вненное поле, расст…латься по р…внине, тростниковые зар…сли, вым…кнуть под дождём, отр…сльпромышленности, р…вняться на передовиков, непром…каемый плащ, склонившийся р…сток.

 

Задание.Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни.

К данным словам  подберите слова с чередующимися гласными в корне и составьте с ними словосочетания.

Стереть – стирать, приб…ру, бл…стеть, расст…лить, к…снуться, прил…жить, проск…кать, р…сти, заг…рать, заж…гать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание.Выпишите слова, в которых имеются корни с чередующимися гласными, обозначьте орфограмму графически.

 

Горластый, горелка, горнист, загар, изложение, разлагать, предположение, непромокаемый, запертый, пироги, перочинный, косматый, прикоснуться, примирение, замирать, миролюбивый, раствориться, растаять, растопить, вытерпеть, вытереть, растирание, растительный, выращенный, заросли, ростовщик, наклоняться, кланяться, преклоняться, застелить, стилистический, стеллаж, расстилать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕСТ

 

А.Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1) ст…рать

2) обд…рать

3) ум…рать

4) ум…реть

Б. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1) расст…лать

2) бл…стеть

3) бл…стать

4) заж…гать

В. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться

2) пл…вец

3) заг…рать

4) р…стение

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)  з…рница

2) прик…сновение

3) к…сательная

4) р…весник

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1) предл…жить

2) р…внина

3) ск…кать

4) р…сток

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1) м…кать

2) вым…кнуть

3) отр…сль

4) отв…рить дверь

 

 

Задание.Заполнить таблицу примерами (4-5 примеров) слов с чередованием в корне. Графически обозначить орфограмму

 

Правописание гласной А/О зависит от ударения

Правописание гласной А/О, Е/И зависит от следующего за корнем суффикса

Правописание гласной А/О зависит от характера согласных корня

Правописание гласной А/О зависит от смысла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание. Определите склонение существительного, входящего во фразеологический оборот. Укажите существительные с чередованием О-А в корне.

 

Войти в роль

Войти в русло

Войти в положение

Войти в историю

Войти в милость

Войти в права

Войти в жизнь

Войти в душу

Выйти из колеи

Выйти в тираж

Выйти в свет

Выйти из пелёнок

Выйти из возраста

Выйти из-под кисти

Выйти из-под пера

Выйти из-под резца

Выйти из строя

Выйти на дорогу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.

 

ОПОРНАЯ СХЕМА

 

 

 

 

НО: Русь, белорус

 

Задание.  Списать, вставить пропущенные орфограммы

Гиган…ский шар, летняя ко…ба, мой рове…ник, уча…вовать в соревнованиях, праз…ничноешес…вие, вку…ные яс…ва, яро…ный бой, жу...ание пчел, ро…ийский паспорт, высокий белору…, фи…ский залив, пожилой профе…ор, и…кусный умелец, кос…ный мозг, ужас…ный поступок, высокая лес…ница, красивый по…ерк, смя…чить, ре…ба по дереву, обле…чить душу, уча…ник соревнований, теплые варе…ки.

ТЕСТ

1) В каком ряду все слова с непроизносимым согласным:

А) опа…ны, рове…ник, вла…ный

Б) ко…ный, преле…ный, окре…ность

В) иску…ный, ме…ный, ле…ница

Г) коры…ный, ужа…ный, добле…ный

2) В каком ряду все слова с удвоенным согласным:

А) во…и, дра…а, профе…ор

Б) мо…евельник, пье…а, а…ракцион

В) белору…, те…аса, Ру…ь

Г) жу…ание, великоро…, иску…тво

3) В каком ряду все слова с звонким согласным:

А) моро…, варе…ка, ре…ьба

Б) коври…ка, фля…ка, ко…ба

В) моло…ба, скла…чина, каска…

Г) уса…ба, э…зотика, шла…баум

4) В каком ряду все слова с глухим согласным:

А) патронта…, фу…бол, кос…ба

Б) паде…, прести…, шла…баум

В) моло…ба, ре…ба, ко…ба

Г) забре…жить, баске…бол, ас…альт

 

 

 

Тема 4. ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И ПОСЛЕ Ц

 

ОПОРНАЯ СХЕМА

 

 В правописании могут быть отступления: ВицИн, ЕльцИн

 

Задание.  Списать, вставить пропущенные орфограммы.

 

Маленький ц…ганенок, ц…кнуть ц…ц, плотный панц…рь, сестриц…н платок, желтый ц…пленок, присутствовать на лекц...и, вторая ц…фра, певчие птиц…, высокий ц…линдр, белая акац…я, ловкий ц…ркач, грац…озная девушка, сложная ситуац…я, ц…гейковая шуба, бледнолиц…й юноша, подойти на ц…почках, принц…пиальныйдиректор, далеко у границ…, нора лисиц…, доктор Спиц…н, красивый нарц…сс, город Ц…млянск, артист Виц…н.

 

ТЕСТ

В каком слове на месте пропуска пишется и

 

1.     1) бледнолиц…й, 2) ц…ник, 3) эрудиц…я, 4) ц…трусовый

2.     1) пальц…, 2) сесриц…н, 3) ц…тировать, 4) ц…ркуль

3.     1) ц…ганский, 2) ц…рковой, 3) молодц…, 4) эскалац…я

4.      1) куц…й, 2) иниц…алы, 3) панц…рь, 4) квасц…

5.      1) пац…ент, 2) ц…рюльник, 3) экзекуц…я, 4) ц…кнуть

6.     1) эксплуатац…я, 2) Птиц…н, 3) оц…нкованный, 4) ц…пки

7.     1) принц…пиальный, 2) ц…стерна, 3) лисиц…н, 4) на ц…почках

8.     1) ц…клон, 2) ц…нга, 3) круглолиц…й, 4) тенденц…я

9.     1) сенц…, 2) дирекц…я, 3) ц…плячий, 4) Цариц…но

10.  1) облигац…я, 2) щипц…3) ящериц…н, 4) по-ц…гански

 

Тема 5. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВЫ Ь

ОПОРНАЯ СХЕМА

 

 

Ь после шипящих на конце имён существительных, прилагательны…

 

Задание.  Укажите, к какому правилу о правописании мягкого знака после шипящих вы отнесёте эти примеры

Увеличьте напряжение

Физическая мощь

Ударить наотмашь

Превосходишь соперника

Оттолкнуть прочь

Лихорадочная дрожь

Обеспечь безопасность

Пренебречь мерами предосторожности

Поберечься от простуды

     Вмешиваться в каждую мелочь

     Лечь костьми

     Не прячьтесь от людей

     Сплошь и рядом

     Стричь под одну гребёнку

     Тишь да гладь

     На кривой не объедешь

 

1.      Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения.

2.      Мягкий знак в неопределенной форме глаголов.

3.      Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени.

4.      Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

5.      Мягкий знак на конце наречий.

 

Задание.  Вставьте, где нужно, на месте пропусков букву Ь

Проч…, могуч…, смерч…, меч…, лиш…, сплош…, хорош…, свеж…, реч…, из груш…, мыш…, настеж…, паж…, невтерпёж…, из рощ…, на доч…, чудовищ…, похож…, помощ…, навзнич…, из-за туч…, лещ…, привлеч…, смеёш…ся, разреж…те, замуж…, иш…, плащ…, ткач…, вещ…, из училищ…, пригож…, точ…-в-точ…, блестящ…, зовёш…, испеч…, бреш…, намаж…те, сплош…, разруш…, муж…, ряд задач…, тощ…, клеиш…, шалаш…, сторож…, вскач…, хрустящ…, скотч…, толоч…, плюш…, лесная глуш…, мяч…, мощ…, много знаеш…, прилеч…, платье цвета беж….

Устно сформулировать правило «Правописание буквы Ь, привести примеры из упражнения.

 

Тема 6. ПРАВОПИСАНИЕ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

ОПОРНАЯ СХЕМА

Правописание О, Е после шипящих иЦ.

 

 

 

Запомнить: ожОг руки, поджОг дома – существительные – О

ожЕг руку, поджЕг дом – глагол – Е

 

Задание.Заполнить таблицу словами из упражнения, обозначить орфограмму графически.

Печ…нка, скач…к, чащ…ба, спарж…вый, распаш…нка, учащ…нный, чесуч…вый, пш…нный, бельч…нок, ч…лн, сверч…к, изж…га, искаж…нный, кабач…к, неуклюж…, зач…т, ж…кей, харч…, щ…голь, ш…тландка, виш…нка, жж…ный, ш…рты, борщ…вый, искуш…нный, бумаж…нка, особняч…к, печ…ный, ч…рт, порош…к, ландыш…вый, ч…лка, ш…в, пауч…к, мальч…нка, шалаш…м, ш…рох, свеч…й, юбч…нка, ш…ссе, певуч…, клоч…к, круж…к, багаж…м, заж…г, утюж…к, ш…мпол, свеж…,  ш…потом, хорош….

В корне

Не в корне

 

Глагол и глагольные формы

Существительные, прилагательные, наречие

 

 

 

 

ТЕСТ

 

  1) В каком ряду во всех словах пишется буква О:

А) кулач…к, щ…тка, трещ…тка

Б) ож…г (руки), кирпич…м, морж…вый

В)ж…лтый, теч…т, ч…порный

Г) окруж…нный, ш…сс, беч…вка

  2) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:

А) изж…га, сж…г,ноч…вка

Б) трущ…ба, копч…ный, ч…рный

В) пч…лка, беч…вка, стаж…р

Г) ш…к, чащ…ба, ж…кей

  3) В каком ряду во всех словах пишется буква О:

А) герц…г, ц…кот, колодц…м

Б) ситц…м,скерц…, пальтец…

В) палацц…, ц…котуха, письмец…

Г) танц…вать, с отц…м, горц…вать

 

 

 

Тема 7. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ОПОРНАЯ СХЕМА

Правописание приставок на - З – и – С –

 

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Запомнить: прИвередливый, прИвелегия, прИговор, прИоритет, прИмирить, прИстрастный.

 

Запомнить: прЕзидиум, прЕзирать, прЕодолеть, прЕрогатива, прЕтензия, прЕтендент.

 

Задание.  В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)    и…вечный, в…лететь, чере…чур

2)    пр…пираться, пр…мьера, пр…словутый

3)    без…дейный, небез…звестный, дез…нфекция

4)    во…стание, …двинуть, ни…ходящий

5)    непр…кращающийся, пр…образить, пр…способление

6)    и…коренить, …делка, и…подлобья

7)    пр…небрежение, пр…пираться, пр…видение

8)    пр…возносить, пр…бывать в Таганроге, пр…клонный

 

ТЕСТ

1) В каком ряду во всех словах пишется буква З:

А) …дать, …дешний, ра…бить

Б) ра…кроить, чере…полосица, в…греть

Г) бе…душный, бе…звездный, в...бираться

2) в каком ряду во всех словах пишется буква С:

А) …губить, в…бодрить, ра…топить

Б) чере…седельник, ра…корчевка, чере…чур

В) …дание, ра…задорить, ра…пилить

2) В каком ряду во всех словах пишется буква И:

А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить

Б) пр…вередливый, пр…хороший, пр…остановить

В) пр…оритет, пр…ручить, пр…прятать

Г) пр…рвать, пр…зирать, пр…говор

3) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:

А) пр…таить, пр…глушить, пр…тендент

Б) пр…зирать, пр…одолеть, пр…мудрый

В) пр…вокзальный, пр…сесть, мой пр…емник

Г) пр…умножить, пр…скакать, пр…глушить

 

 

Тема 8. ПРАВОПИСАНИЕ –Н- и –НН- В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

 

ОПОРНАЯ СХЕМА

Правописание –Н- и –НН-в именах существительных

 

Правописание –Н- и –НН-в именах прилагательных

Исключение: ветреНый

Исключение: стекляННый, оловяННый, деревяННый

 

Правописание –Н- и –НН-в причастиях

 

В кратких причастиях пиши –Н-: задача решеНа

 

 Правописание –Н- и –НН-в отглагольных прилагательных

 

У отглагольных прилагательных в краткой форме пиши Н: платье поношеНо, лицо заплакаНо

 

Задание. Вставить пропущенные буквы

 

Запече…ый в духовке картофель; окна, завеш…ые тюлем, гуси…ое перо, газирова…ая вода, слома…ое кресло, обвеша…ый игрушками, ветре…ная погода, масля…ая краска, подветре…ая сторона, пече…ый на костре картофель, реше…ое дело, лимо…ый сок, ю…ый помощник, глиня…ая посуда, мой избра…ик, стекля…ый графин, клюкве…ый морс, нахоже…ая с осени тропа, оловя…ый солдатик, задача реше…а, домотка…ый ковер, платье поноше…о, маринова…ые грибы, стира…ое белье, рискова…ый маг, назва…ый брат, багря…ый лист, отчая…ый поступок, моще…ая улица, ране…ый  в ногу, нарисова…ый пейзаж, деревя…ая скамья, жева…ый кусок.

 

 

 

ТЕСТ

 

1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображе(3)ый на нем человек освобождался от всего будничного.

1) 1, 2          2) 1, 3          3) 1, 2, 3        4) 2, 3

2) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

На праздничном вечере было сказа(1)о немало теплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

1) 1       2) 1, 2    3) 3    4) 1, 3

3) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.

1) 1, 2   2) 2    3) 1   4) 1, 2, 3

4) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Любимыми блюдами Петра 1 были жаре(1)ое мясо с овощами, запече(2)ая рыба, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

1) 1       2) 1, 2    3) 3      4) 1, 3

 

 

 

Тема 9. ПРАВОПИСАНИЕ –НЕ-С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

 

ОПОРНАЯ СХЕМА

Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями на о-е

 

 

 

 

 

 

 Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Не с причастиями

 

 

Задание.  Списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму графически

Сильно (не)годовать, (не)глубокий, а мелкий пруд, (не)хоженая с осени тропа, сильная (не)нависть, все делать (не)брежно, (не)смотря на (не)погоду, абсолютно (не)правильное решение, (не)истощимый на выдумки, повесть (не)закончена, (не)интересный рассказ, пошел (не)хотя, (не)охота говорить, далеко (не)скромный юноша, (не)ношеное пальто, (не)доеденное мороженое, (не)понимающий взгляд, (не)умного спросить, это (не)береза, (не)льзя (не)сказать, (ни)кого нет, отнюдь (не)высокий дом, мне этого (не)жаль, сделать (не)вовремя, (ни)кому (не)знакомый.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕСТ

 

1) В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.

Б) По вечерам ярко горели лампы и все пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.

В) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.

Г) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

2) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Б) Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

В) Путники вышли к еще (не)обросшему кромкой льда берегу.

Г) (Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

3)В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Причины миграции этих редких птиц еще (не)изучены.

Б) Вдоль улиц громоздятся горы (не)растаявшего снега.

В) Лизу поселили в (не)большой, но очень светлой комнате с красивым окном.

Г) Петю манили (не)изведанные уголки земли.

4) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

Б) Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

В) (Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Г) У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.

 

 

ОБОЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ»

 

Прочтите текст и выполните задания

 

(1)Если вы хотите завоевать любовь и уважение в этом мире,  льстите людям. (2)Льстите и высшим, и низшим, богатым и бедным, глупым и умным, и тогда у вас всё пойдёт как по маслу. (3)Восхваляйте каждого за те качества, какие у него есть, но в особенности за те, которых у него нет и в помине. (4)Восторгайтесь красотой урода, остроумием дурака, воспитанностью грубияна – безусловно, вас будут превозносить до небес за светлый ум и тонкий вкус.

(5)Лестью можно покорить всех без исключения. (6)Что касается любви, то без лести она просто немыслима. (7)Представьте себе человека, который, объясняясь в любви, принципиально ни на шаг не отступает от правды. (8)Представьте себе, что он восхищённо смотрит в глаза своей возлюбленной и тихо шепчет ей, что она далеко не безобразна, не хуже многих других девушек, что её маленькая ручонка буроватого цвета и покрыта красными жилками, а носик у неё, хоть и пуговкой, но симпатичный. (9)Может ли подобный поклонник выдержать сравнение с человеком, который скажет той же девушке, что лицо её подобно только что распустившейся пунцовой розе, что её волосы сотканы из залётного солнечного луча и что её глаза – две вечерние звезды? 

(Джером К.Джером)

 

 

1.Из предложений 3-8 выпишите 8 слов с безударной гласной в корне, обозначьте орфограмму графически.

 

2. Из предложений 5-8 выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне.

 

3.Из предложений 8-9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

 

4. Из предложения 8 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречиях, образованных от имени прилагательного, в суффиксе пишется столько Н, сколько в прилагательном».

 

5.Выпишите слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи», обозначьте орфограмму графически.

 

6.Выпишите слова с орфограммой «Правописание О, Е после шипящих и Ц»,обозначьте орфограмму графически.

 

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________________________________________________________5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ТЕСТ 1

 

 

1.В каком ряду слов во всех примерах на месте пропуска пишется буква Ё?

1. собач…нка, карандаш…м, петуш…к

2. больш…й, груш…вый, кумач…вый

3. горяч…, смеш…н, затуш…вать

4. дириж..р,  копч…ный, суш…ный

 

2.В каком примере на месте пропуска пишется буква А?

1. выр…внять дорожку 

2. сапоги пром…кают

3. пор…внявшись с ним

 4. солнце скл…нялось к западу

 

3.В каком примере на месте пропуска пишется буква А?

1. закат разг…рается

2. солнце оз…ряло верхушки деревьев

3. обг…ревшее бревно

4. выр…сшее дерево

 

4.В каком примере на месте пропуска не следует вставлять букву?

1. уча…ствовать 2. захолус…ный 3. дилетан…ский 4. трос…ник

 

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Избалова(1)ый расположением отличника Звездочетова, щенок порвал в клочки недавно купле(2)ый блокнот, где были реше(3)ы все задачи к завтрашнему уроку математики.

 

1.    1

2.    1, 2

3.    2, 3

4.    3

 

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1. прим…рять платье, прим…рить врагов, ум…рать от зависти

2. разв…вается сюжет, прик…сновение, б…тонировать

3. прокл…ная все на свете, ув…дающий букет, погл…щенный

4. оп…здать, прис…гнуть, обог…щение

 

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

 

1. и…подтишка, бе…вкусный, …дешний

2. ад…ютант, сверх…естественный, п…едестал

3. всех пр…зирать, пр…поднести, найти себе пр…емника

4. сверх…нтересный, меж…нститутский, под…грать

 

8. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одинаковая буква?

 

1. ненавид…вший, закле…в

2. увеш…нная игрушками, подстрел…нная утка

3. мама стел…т постель, птица щебеч…т

4. дети кле…т марки, собаки ла…т

 

9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

 

А. фасол…вый

Б. застенч…вый

В. затм…вать

Г. проветр…вать

 

1. А, Г

2. А, Б, В

3. Б, Г

4. А, В

 

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

 

1. На столе лежит (не) отправленная телеграмма.

2. Никому (не) нужный отчет бросили в корзину.

3. Прекрасно пела (не) известная нам певица.

4. Совсем (не) интересная история быстро нам наскучила.

 

 

ТЕСТ 2

1.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1. И…бежать, ни…падающий,  ра…весёлый

2. Пр...забавный,  пр...следовать.  пр...рекание

3. Об...грать, раз…скать,  за...скивающий

4. Р...сположиться,  з…облачный,  с...гласие

 

2.Найдите слово с неверно выделенной ударной гласной:

 

1. БаловАть;

2. КаталОг;

3. ЖАлюзи;

4. СлИвовый.

 

3.Укажите неверные утверждения:

 

1. Глаголы брить, стелить относятся к первому спряжению.

2. В словах меч, туч, грач, задач буква Ь не пишется, так как это существительные 2 склонения.

3. Данные слова являются исключениями из правила: серебря(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый, стекля(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый.

4. В корнях кос-кас пишется в корне а, если за корнем есть суффикс -а-.

 

4. Укажите номера предложений, в которых НЕ со словом пишется слитно:

 

1. Данная тема ещё (не)изучена.

2. (Не)смотря на дождливую погоду, экскурсия всё же состоялась.

3. Нас поливал ни на минуту (не)прекращающийся дождь.

4. С утра я чувствовал себя (не)хорошо

 

5.Найдите слово с ошибкой, укажите правильное написание:

 

1. Каменный;

2. Раненный;

3. Румяный;

4. Купленный.

 

6.Укажите пример, в котором допущена ошибка в образовании формы слова:

 

1. У обоих девушек; 

2. Пятьюстами рублями; 

3. Высочайшая гора; 

4. Новый тюль.

 

7.Найдите строку, в которой во всех словах правописание приставки определяется её значением «неполнота действия». Запишите эти слова, графически объясните их правописание.

 

1. Приоткрыть, присесть, приподнять;

2. Подогнать, побежать, поддержать;

3. Сделать, бесцеремонный, безвкусный;

4. Чрезмерный, предусмотреть, переплыть.

 

8.Найдите слово, в котором правописание корня является исключением из правила, выпишите его, графически объясните правописание.

 

1. Слепота;

2. Отрасль;

3. Шкатулка;

4. Коснуться.

 

9.На месте каких цифр пишется НН? Выпишите эти слова, графически объясните их правописание.

 

Может быть, коньки назван(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревян(2)ые коньки, украшен(3)ые завитком в виде лошадин(4)ой головы.

 

 

10.Вставьте в корни слов чередующиеся гласные. Обозначьте орфограмму графически.

 

            зар_сли, несг_раемый, пл_вучий, прил_гательное, заб_рется, отр…сль, к…сательная

Задание. Составьте небольшой текст, используя данные слова (графически обозначьте пропущенные орфограммы). Подберите заголовок.

Д…нёк, …сенний, з…лотой, т…шина, изр…дка, прол…тит, з…мля, ур…жай, б…гатый, д…рога, к…вёр, ж…лтый, ш…рох, пор…дел, ар…мат, л…ства, обл…ка, д…ревья, л…ловый, бл…стит, св…ркает, пр…горок, ув…дать…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание.  Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, озаглавьте. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Знаете ли вы, например, какое насл…ждение выехать до з…ри? Вы выходите на крыльцо. На тёмно(синем) небе м…гают звёзды, влажный в…терок к…лышет тёмные ветви д…ревьев: слыш…тсясдержа(н,нн)ый  (не)ясный ш…пот ночи. Вот кладут домотка(н,нн)ый к…вёр на т…легу, ставят в ноги ящик с сам…варом. За пл…тёным з…бором мирно похрапывает сторож; каждый звук как будто в…сит в застывшем воздухе.

Выпишите из текста по 2-3 примера орфограмм в морфемах, заполните таблицу, объясняя правописание.

 

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

похрапывает

кладут

похрапывает

 выходите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку (Рабочую тетрадь) по русскому языку, составленную преподавателем русского языка и литературы ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж» Габитовой Т.Н.

 

Рабочая тетрадь по русскому языку для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело» составлена для более эффективной организации их самостоятельной работы. Она включает разнообразные виды работ, активизирующих  мыслительную деятельность обучающихся.

При выполнении заданий обучающиеся должны вспомнить правило, в этом им помогут опорные схемы, затем применить правило на практике.

Содержание методической разработки и её структура соответствуют целям и задачам обучения, уровню знаний, предусмотренным Федеральными Государственными образовательными стандартами.

 

 

 

Рецензенты:

 

Методист                                                     Ерошенко О.П.

 

Зам. директора по УР                                 Варламова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

 

1.Реформы русской орфографии

2.Трудности правописания сложных слов

3.Орфографические ошибки в рекламных объявлениях

4.Правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, существительных, наречиях

5.Орфографические нормы русского литературного языка

6.Правописание союзов

7.Иноязычные слова

8.Морфология и орфография. Имена существительные

9.Морфология и орфография. Имена прилагательные

10.Морфология и орфография. Глагол

11.Морфология и орфография. Причастие

12.Морфология и орфография. Деепричастие

13.Морфология и орфография. Наречие.

14.Морфология и орфография.Категория состояния

15.Морфология и орфография. Служебные части речи

16.Морфология и орфография. Имена числительные

17.Морфология и орфография. Местоимения

18.Морфемика. Словообразование. Орфография

19.Фонетика. Орфоэпия. Орфография

20.Орфографические словари русского языка

21.Принципы русской орфографии

22.орфограммы и их признаки

23.Группы орфограмм

24.Правописание союзов

25.Правописание частиц

 

 

Используемые источники

 

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций. - М.: Просвещение, 2013.

Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово», 2017.

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

Ващенко Е.Д. «Русский язык и культура речи». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов на Дону: Феникс, 2010.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты Орфография и пунктуация 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2018.

Горшков А.И. Русская словесность Сборник задач и упражнений 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2014

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 9 класс. – М.: Творческий центр, 2017

Козулина М.В. Русский язык Подготовка к экзамену Практикум. - Саратов.: Издательство «Лицей», 2014

Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: Упражнения с выборочным ответом. – М.: Просвещение, 2013

Методические указания для занятий по орфографии и пунктуации. – Стерлитамак, 2006

Золоторева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. – М.: «Вако»,2011

Шнайдерман Л.А. Русский язык на «отлично» Тесты и упражнения. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004

Сенина Н.А. Русский язык Подготовка к ЕГЭ-2014. - Ростов-на-Дону.: Легион, 2013

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста. – Санкт- Петербург.: Просвещение, 2002

Русский язык 10 класс Контрольно-измерительные материалы. – М.: «Вако», 2013

Книгина М.П. Русский язык. 9 класс. Тесты: В  2 ч. – Саратов.: Лицей, 2007

Сиднева И.В. Карточки для проверки орфографии и пунктуации 5-11 классы. – М.: АРКТИ, 2012

БерезинаС. Н.,БорисовН. Н. Русский язык в схемах и таблицах.: Издательство «Эксмо», 2010

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.  – М.: Просвещение, 2004.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство здравоохранения Республики

Министерство здравоохранения Республики

Разработчик: Габитова Татьяна

Разработчик: Габитова Татьяна

КАК РАБОТАТЬ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ

КАК РАБОТАТЬ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: - запомните; - задания повышенной трудности; - работа с текстом; - развивайте речь; - теоретические сведения (опорная схема)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: - запомните; - задания повышенной трудности; - работа с текстом; - развивайте речь; - теоретические сведения (опорная схема)

Тема1. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Тема1. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква

ТЕСТ Отметьте номера слов с орфографической ошибкой

ТЕСТ Отметьте номера слов с орфографической ошибкой

Тема 2. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В

Тема 2. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В

Задание. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни

Задание. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни

Задание. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни

Задание. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни

ТЕСТ А. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква

ТЕСТ А. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква

Задание. Определите склонение существительного, входящего во фразеологический оборот

Задание. Определите склонение существительного, входящего во фразеологический оборот

Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

НО: Русь, белорус Задание

НО: Русь, белорус Задание

ТЕСТ 1) В каком ряду все слова с непроизносимым согласным:

ТЕСТ 1) В каком ряду все слова с непроизносимым согласным:

В правописании могут быть отступления:

В правописании могут быть отступления:

Спиц…н, красивый нарц…сс, город

Спиц…н, красивый нарц…сс, город

Задание. Укажите, к какому правилу о правописании мягкого знака после шипящих вы отнесёте эти примеры

Задание. Укажите, к какому правилу о правописании мягкого знака после шипящих вы отнесёте эти примеры

Устно сформулировать правило «Правописание буквы

Устно сформулировать правило «Правописание буквы

Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

Рабочая тетрадь по ОУД.01 Русский язык для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

Запомнить: ож О г руки, подж О г дома – существительные –

Запомнить: ож О г руки, подж О г дома – существительные –

В корне Не в корне

В корне Не в корне

Г) ш…к, чащ…ба, ж…кей 3)

Г) ш…к, чащ…ба, ж…кей 3)

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Запомнить: пр Е зидиум, пр Е зирать, пр

Запомнить: пр Е зидиум, пр Е зирать, пр

А) …губить, в…бодрить, ра…топить

А) …губить, в…бодрить, ра…топить

Правописание –Н- и –НН-в именах прилагательных

Правописание –Н- и –НН-в именах прилагательных

В кратких причастиях пиши –Н-: задача решеНа

В кратких причастиях пиши –Н-: задача решеНа

У отглагольных прилагательных в краткой форме пиши

У отглагольных прилагательных в краткой форме пиши

ТЕСТ 1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется

ТЕСТ 1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется

Тема 9. ПРАВОПИСАНИЕ –НЕ-С РАЗНЫМИ

Тема 9. ПРАВОПИСАНИЕ –НЕ-С РАЗНЫМИ

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

Не с причастиями Задание

Не с причастиями Задание

ТЕСТ 1) В каком предложении

ТЕСТ 1) В каком предложении

А) Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки

А) Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки

Представьте себе, что он восхищённо смотрит в глаза своей возлюбленной и тихо шепчет ей, что она далеко не безобразна, не хуже многих других девушек, что…

Представьте себе, что он восхищённо смотрит в глаза своей возлюбленной и тихо шепчет ей, что она далеко не безобразна, не хуже многих других девушек, что…

ТЕСТ 1 1. В каком ряду слов во всех примерах на месте пропуска пишется буква Ё? 1

ТЕСТ 1 1. В каком ряду слов во всех примерах на месте пропуска пишется буква Ё? 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется

Б, Г 4. А, В 10. В каком предложении

Б, Г 4. А, В 10. В каком предложении

Найдите слово с ошибкой, укажите правильное написание: 1

Найдите слово с ошибкой, укажите правильное написание: 1

Задание. Составьте небольшой текст, используя данные слова (графически обозначьте пропущенные орфограммы)

Задание. Составьте небольшой текст, используя данные слова (графически обозначьте пропущенные орфограммы)

Задание. Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, озаглавьте

Задание. Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, озаглавьте

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку (Рабочую тетрадь) по русскому языку, составленную преподавателем русского языка и литературы

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку (Рабочую тетрадь) по русскому языку, составленную преподавателем русского языка и литературы

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ 1.Реформы русской орфографии 2

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ 1.Реформы русской орфографии 2

Используемые источники Греков

Используемые источники Греков

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2022