Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор _______А.В. Маланина |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Формирование грамматического строя речи (ФГСР)»
с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГСР)
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции вторых классов общеобразовательных школ.
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа разработана в соответствии c типовой Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).
Цели и задачи программы.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.
Специфика программы. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура). Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
Орфография и пунктуация.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- предложение как единицу речи;
- оформление предложений в устной и письменной речи;
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
- роль разделительного мягкого знака;
- употребление прописной буквы в именах собственных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-экскурсий, уроков-соревнований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Объём и сроки изучения. Программа курса общим объёмом 136 ч в год, 4 ч в неделю, из них чистописание – 34 ч.
Библиографический список для обучающихся.
Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 2 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида .
Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 3 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида .
Библиографический список для учителя.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021421-6.
Таким образом, рабочая учебная программа «Русский язык» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебных дисциплин: формирование грамматического строя речи обучающихся 2-го «А» класса слабослышащего отделения, который основывается на типовой Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).
Отбор содержания выше означенного курса осуществлялся с учётом трёх факторов:
1) образовательных государственных норм (см. Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида);
2) цели обучения – оптимальное общее развитие каждого школьника, – которые в применении к изучаемому предмету конкретизируются как освоение коммуникативной функции языка;
3) возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых с ограничениями жизнедеятельности.
Цель рабочей учебной программы «ФГСР» – систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и даёт возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления, как в устной, так и письменной форме.
Задачами рабочей учебной программы являются:
Ø создать условия для преодоления речевого недоразвития;
Ø развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;
Ø развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;
Ø способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);
Ø активизировать к ознакомлению с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются);
Ø систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);
Ø учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно.
воспитывать потребность самостоятельно пользоваться средствами языка.
Организация учебного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работ, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке.
Развитие связной речи регулируется типами предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений рассматриваются не изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).
Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учётом этого представленная Программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учётом композиционной правильности (начало, средняя – основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.
На уроках русского языка, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к грамматически правильному оформлению учащимися своих высказываний в устной форме и через письмо (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок). Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение русскому языку и развитию речи требует систематического выполнения домашних заданий. Следует помнить о недопущении перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях.
Задачей уроков формирования грамматического строя речи учащихся 2-го отделения является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.
Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Формирование грамматического строя речи в I-II классах происходит в основном на базе простого предложения. Различение слов по вопросам кто? что? что делает? какой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак». Умение различать существительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число».
Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.
Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.
№ |
Содержание программы (134 ч; по 4 ч в неделю) |
I четверть |
|
1. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала) |
2. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала) |
3. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали) |
4. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом) |
5. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное + существительное: синяя кружка) |
6. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки) |
II четверть |
|
7. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими |
8. |
Принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок) |
9. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены) |
10. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (существительное + глагол непереходный, переходный: бабушка одевается, бабушка надевает) |
11. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей) |
III четверть |
|
12. |
Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу) |
13. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет (помогает старой женщине) |
14. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудийность действия (раскрашивает зелёным карандашом) |
15. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.») |
16. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом) |
IV четверть |
|
17. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»); |
18. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега); |
19. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш); |
20. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки действия («глагол +наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо). |
К концу II класса обучающиеся должны знать:
названия букв алфавита, правила переноса слов.
Обучающиеся должны уметь:
Ø составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности;
Ø устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
Ø выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает?
Ø определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с числительными один, одна, одно;
Ø различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»;
Ø каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;
Ø писать раздельно предлоги со словами;
Ø употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
Ø писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.
Количество часов в год – 134
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в I четверти – 32
Количество часов во II четверти – 30
Количество часов в III четверти – 40
Количество часов в IV четверти – 32
Тематическое планирование |
|||
I четверть (4 ч в неделю, 32 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
День Знаний |
1 |
Классный час Виртуальная экскурсия – прогулка по Томску: «Стоит над Томском град старинный». |
2. |
Построение предложений. Кто? Что? Что делает? С.33 |
1 |
Бабушка вяжет, девочка прыгает, мальчик играет. |
3. |
Построение предложений. Кто? Что? Что делает? С.34 |
1 |
Мальчик катается на санках. |
4. |
Составление и написание предложений. С.36 |
1 |
Собака лежит в конуре. |
5. |
Обобщающие слова. Игра «Четвёртый лишний». С. 37 |
1 |
Пальто, шапка, кроссовки, куртка. |
6. |
Обращение к товарищу. Чего нет? Что лишнее? С. 38 |
1 |
Поставь чашку на тумбочку. |
7. |
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делает? Узнавание слов. «В гостях у бабушки». С.39 |
1 |
Кто? Что? Что делает? |
8. |
Составление и написание словосочетания «Что делает?» + «Куда?». С.40 |
1 |
Вешает в шкаф. |
9. |
Составление и написание предложений по вопросам «Кто?» + «Что делает?» + «Что?» + «Куда?». С. 40 |
1 |
Девочка вешает полотенце на крючок. |
10. |
Закончи предложение. С.41
|
1 |
Мальчик кладёт яблоки в тарелку. |
11. |
Краткие ответы на вопросы. Обращение к товарищу. С.42 |
1 |
Куда мама наливает суп? |
12. |
Построение предложений. Кто? Что? Что делает? С.43 |
1 |
Девочка ставит зеркало на тумбочку. |
13. |
Существительные единственного числа мужского рода, «Один». С.43 |
1 |
Стол стоит у окна. Ящик лежит на столе. |
14. |
Составление предложений по картинке. С.44 |
1 |
Мальчик идёт по бревну. |
15. |
Существительные среднего рода. Составление и написание словосочетаний «Что делает?» + «Где?» С. 45 |
1 |
Кошка сидит в кресле. |
16. |
Построение предложений. Кто? (Что?) + Что делает? Кто? (Что?) + Что делают? С.42 |
1 |
Чашка стоит. Чашки стоят. Ваза стоит. Вазы стоят. |
17. |
Построение предложений. Кто? (Что?) + Что делает? Кто? (Что?) + Что делают? С.45 |
1 |
Мама ставит тарелки. Мальчик кладёт ложки. |
18. |
Построение предложений. Кто? (Что?) + Что делает? Кто? (Что?) + Что делают? С.48-49 |
1 |
Ребята идут в класс. Дети слушают учителя. |
19. |
Дополнение предложений существительными. Ответы на вопросы. С.50-51 |
1 |
Мать покупает в аптеке бинт, вату, таблетки. |
20. |
Составление предложений по картинке. С.52-53 |
1 |
Вова вешает пальто на вешалку. |
21. |
Работа с картинкой «Школа». Составление предложений, ответы на вопросы. С.54-55 |
1 |
Где обедают ученики? Где висят пальто? На каком этаже? |
22. |
Построение предложений. Учебные вещи. Домашние вещи. С.56-57 |
1 |
Где что лежит, висит, стоит? Что может стоять, лежать, висеть? |
23. |
Построение предложений. Подбор существительных. Ответы на вопросы. С.58-59 |
1 |
Где сидит мишка? - Мишка сидит позади. |
24. |
Построение предложений. Работа с картинками. Кто? + Что делает? + Что? С.60-61 |
1 |
Когда можно переходить улицу? Что горит на табло? Какой знак? |
25. |
Построение предложений. Кто? + Что делает? + Что? Диалог с товарищем. С.62-63 |
1 |
Зина пишет чисто. Миша пишет грязно. Коля рисует хорошо. |
26. |
Составление и запись словосочетаний. «Что делает?» + «Как?» С.64-65 |
1 |
Говорит громко. Пишет чисто. Рисует красиво. |
27. |
Построение предложений. Подбор слов, постановка вопросов к этим словам. «Что делает?» + «Как?» С.66-67 |
1 |
Женя идёт быстро. Женя идёт медленно. Мальчик бежит быстро. Как идёт старушка? Как идёт мужчина? |
28. |
Заглавная буква в предложении. Определение знаков препинания. С.68-69 |
1 |
Зина идёт в школу. Мама провожает дочку. |
29. |
Построение предложений. Обобщающее слово. Кто? + Что делает? + Что? + Где? С.70-71 |
1 |
Где висит пальто? Где висит рубашка? Где стоят босоножки? |
30. |
Распределение существительных на две группы. Составление и запись словосочетаний. С.72-73 |
1 |
Тепло, холодно, ярко, прохладно. Осенью убирают урожай. Весной сажают цветы.
|
31. |
Распределение слов на две группы. Построение предложений. Кто? + Что делает? + Что? + Когда? Подбор недостающих слов. С.74-75 |
1 |
…дети отдыхают. Мальчики .. в мяч. Девочки … на качелях. На реке дети … . |
32. |
Итоговый урок. Закрепление. Построение предложений. |
1 |
|
Дидактический материал:
Схемы-опоры, иллюстративный альбом действий, картинный словарь, речевые карточки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.