Рабочая учебная программа "Формирование грамматического строя речи (ФГСР)" с задержкой психического развития 2 "А" класс II вид II отделение (варинт III)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФГСР МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2014 г.

Директор

_______А.В. Маланина

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель

директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

 «Формирование грамматического строя речи (ФГСР)»

с задержкой психического развития

 

2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)

 

 Рабочая учебная программа разработана на основе:

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

Составитель программы:      

Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

 

ТОМСК

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГСР)

 

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции вторых классов общеобразовательных школ.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа разработана в соответствии c типовой Программой  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).

Цели и задачи программы.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.

Специфика  программы. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура). Система языка (основы лингвистических знаний): фоне­тика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

Орфография и пунктуация.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностные результаты:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

Знать/понимать:

- предложение как единицу речи;

- оформление предложений в устной и письменной речи;

- главные члены предложения;

- связь слов в предложении;

- различие словосочетания и предложения;

- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова

(без терминологии);

- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;

- роль разделительного мягкого знака;

- употребление прописной буквы в именах собственных.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных,  интегрированных уроков, уроков-экскурсий,  уроков-соревнований, уроков с дидактической и ролевой игрой.

Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Итоговый контроль. Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Объём и сроки изучения. Программа курса общим объёмом 136 ч в год, 4 ч в неделю, из них чистописание – 34 ч.

Библиографический список для обучающихся.

Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 2 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида .

Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 3 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида .

Библиографический список для учителя.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021421-6.

Таким образом, рабочая учебная программа «Русский язык» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебных дисциплин: формирование грамматического строя речи обучающихся 2-го «А» класса слабослышащего отделения, который основывается на типовой Программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).

Отбор содержания выше означенного  курса осуществлялся с учётом трёх факторов:

1)                     образовательных государственных норм (см. Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида);

2)                     цели обучения – оптимальное общее развитие каждого школьника, – которые в применении к изучаемому предмету конкретизируются как освоение коммуникативной функции языка;

3)                     возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых с ограничениями жизнедеятельности.

Цель рабочей учебной программы «ФГСР» –  систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и даёт возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления, как в устной, так и письменной форме.

Задачами  рабочей учебной программы являются:

Ø  создать условия для преодоления речевого недоразвития;

Ø  развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;

Ø  развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;

Ø  способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение  грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);

Ø  активизировать к ознакомлению с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются);

Ø  систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);

Ø  учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно.

воспитывать потребность самостоятельно  пользоваться средствами языка.

Организация учебного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работ, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке.

Развитие связной речи регулируется типами предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений рассматриваются не изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).

Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учётом этого представленная Программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учётом композиционной правильности (начало, средняя – основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.

На уроках русского языка, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к грамматически правильному оформлению учащимися своих высказываний в устной форме и через письмо (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок). Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение русскому языку и развитию речи требует систематического выполнения домашних заданий. Следует помнить о недопущении перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях.

Задачей уроков формирования грамматического строя речи учащихся 2-го отделения является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Практическое овладение словообразовательными моделя­ми не только способствует расширению словарного запаса учащих­ся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по рас­крытию значений грамматических форм слов и грамматических свя­зей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная рабо­та со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умствен­ного и речевого развития.

Формирование грамматического строя речи в I-II классах происходит в основном на базе простого предложения. Различение слов по вопросам кто? что? что делает? ка­кой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак». Умение различать су­ществительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существитель­ных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число».

Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографиче­скими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грам­матического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

 

Содержание программы (134 ч; по 4 ч в неделю)

I четверть

1.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала)

2.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала)

3.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение  1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали)

4.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом)

5.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное + существительное: синяя кружка)

6.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки)

II четверть

7.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

8.

Принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок)

9.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены)

10.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (существительное + глагол непереходный, переходный: бабушка одевается, бабушка надевает)

11.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей)

III четверть

12.

Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу)

13.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет (помогает старой женщине)

14.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудийность действия (раскрашивает зелёным карандашом)

15.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.»)

16.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

признаки предметов по счету («числительное + существитель­ное»: третий дом)

IV четверть

17.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);

18.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

пространственные отношения («глагол + к, от + существитель­ное»: летит к лесу, отплыл от берега);

19.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность («местоимение притяжательное + существитель­ное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);

20.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

признаки действия («глагол +наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

 

К концу II класса обучающиеся должны знать:

названия букв алфавита, правила переноса слов.

Обучающиеся должны уметь:

Ø составлять предложения, соблюдая в речи грамматические за­кономерности;

Ø устанавливать по вопросам связь между словами в предложе­нии;

Ø выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает?

Ø определять род существительных по окончаниям начальной фор­мы в сочетании с числительными один, одна, одно;

Ø различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + суще­ствительное»;

Ø каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;

Ø писать раздельно предлоги со словами;

Ø употреблять большую букву в начале предложения; ставить точ­ку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

Ø писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.

Количество часов в год – 134

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I четверти – 32

Количество часов во II четверти – 30

Количество часов в III четверти – 40

Количество часов в IV четверти – 32

 

Тематическое планирование

I четверть (4 ч в неделю, 32 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

День Знаний

1

Классный час Виртуальная экскурсия – прогулка по Томску: «Стоит над Томском град старинный».

2.

Построение предложений.  Кто? Что?  Что делает? С.33

1

Бабушка вяжет, девочка прыгает, мальчик играет.

3.

Построение предложений.  Кто? Что?  Что делает? С.34

1

Мальчик катается на санках.

4.

Составление и написание предложений. С.36

1

Собака лежит в конуре.

5.

Обобщающие слова. Игра «Четвёртый лишний». С. 37

1

Пальто, шапка, кроссовки, куртка.

6.

Обращение к товарищу. Чего нет? Что лишнее? С. 38

1

Поставь чашку на тумбочку.

7.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делает?  Узнавание слов.  «В гостях у бабушки». С.39

1

Кто? Что?  Что делает?

8.

Составление и написание словосочетания «Что делает?» + «Куда?». С.40

1

Вешает в шкаф.

9.

Составление и написание предложений по вопросам «Кто?» + «Что делает?» + «Что?» + «Куда?». С. 40

1

Девочка вешает полотенце на крючок.

10.

Закончи предложение. С.41

 

1

Мальчик кладёт яблоки в тарелку.

11.

Краткие ответы на вопросы. Обращение к товарищу. С.42

1

Куда мама наливает суп?

12.

Построение предложений.  Кто? Что?  Что делает? С.43

1

Девочка ставит зеркало на тумбочку.

13.

Существительные единственного числа мужского рода, «Один». С.43

1

Стол стоит у окна. Ящик лежит на столе.

14.

Составление предложений по картинке. С.44

1

Мальчик идёт по бревну.

15.

Существительные среднего рода. Составление и написание словосочетаний «Что делает?» + «Где?» С. 45

1

Кошка сидит в кресле.

16.

Построение предложений.  Кто? (Что?) + Что делает?    Кто? (Что?)  + Что делают? С.42

1

Чашка стоит. Чашки стоят.

Ваза стоит. Вазы стоят.

17.

Построение предложений.  Кто? (Что?) + Что делает?    Кто? (Что?)  + Что делают? С.45

1

Мама ставит тарелки. Мальчик кладёт ложки.

18.

Построение предложений.  Кто? (Что?) + Что делает?    Кто? (Что?)  + Что делают? С.48-49

1

Ребята идут в класс. Дети слушают учителя.

19.

Дополнение предложений существительными. Ответы на вопросы. С.50-51

1

Мать покупает в аптеке бинт, вату, таблетки.

20.

Составление предложений по картинке. С.52-53

1

Вова вешает пальто на вешалку.

21.

Работа с картинкой «Школа». Составление предложений, ответы на вопросы. С.54-55

1

Где обедают ученики? Где висят пальто? На каком этаже?

22.

Построение предложений. Учебные вещи. Домашние вещи. С.56-57

1

Где что лежит, висит, стоит?

Что может стоять, лежать, висеть?

23.

Построение предложений.  Подбор существительных. Ответы на вопросы. С.58-59

1

Где сидит мишка?

 - Мишка сидит позади.

24.

Построение предложений.  Работа с картинками. Кто?  + Что делает?  +  Что?  С.60-61

1

Когда можно переходить улицу? Что горит на табло? Какой знак?

25.

Построение предложений.  Кто?  + Что делает?  +  Что?  Диалог с товарищем. С.62-63

1

Зина пишет чисто. Миша пишет грязно. Коля рисует хорошо.

26.

Составление и запись словосочетаний. «Что делает?» + «Как?»  С.64-65

1

Говорит громко. Пишет чисто. Рисует красиво.

27.

Построение предложений.  Подбор слов, постановка вопросов к этим словам. «Что делает?» + «Как?» С.66-67

1

Женя идёт быстро. Женя идёт медленно. Мальчик бежит быстро.

Как идёт старушка? Как идёт мужчина?

28.

Заглавная буква в предложении. Определение знаков препинания. С.68-69

1

Зина идёт в школу. Мама провожает дочку.

29.

Построение предложений.  Обобщающее слово. Кто?  + Что делает?  +  Что?  + Где? С.70-71

1

Где висит пальто? Где висит рубашка? Где стоят босоножки?

30.

Распределение существительных на две группы. Составление и запись словосочетаний. С.72-73

1

Тепло, холодно, ярко, прохладно.

Осенью убирают урожай.

Весной сажают цветы.

 

31.

Распределение слов на две группы. Построение предложений.  Кто?  + Что делает?  +  Что?  + Когда? Подбор недостающих слов.

С.74-75

1

…дети отдыхают. Мальчики .. в мяч. Девочки … на качелях. На реке дети … .

32.

Итоговый урок. Закрепление. Построение предложений.

1

 

 

Дидактический материал:

Схемы-опоры, иллюстративный альбом  действий, картинный словарь, речевые карточки.