Рабочая учебная программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия» для обучающихся 3 класса с нарушением слуха

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала RSV_3klass.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа по предмету

«Индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия»

для обучающихся 3 класса с нарушением слуха

 

 

Составлена на основе АООП НОО для слабослышащих и позднооглогших детей, общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, .И.Тигранова, И.Г.Багрова в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей

с ОВЗ.

 

 


Пояснительная записка

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы по развитию слухового восприятия и обучения произношению для подг.-6 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида для II отделения, составители: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, (издательство М: «Просвещение», 2006), которая является допущенной МО РФ; и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Настоящая программа составлена на 102 часа и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы и состоит из двух разделов:

1.            Развитие слухового восприятия.

2.            Обучение произношению.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

·     Формирование устной речи, коррекция на основе развивающегося слуха;

·      Определение оптимальных путей формирования речевого слуха;

·     Усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;

·      развитие восприятия, памяти, мышления;

·     Овладение навыками и умениями формировать свои мысли в связной речи;

Решаемые задачи позволяют достичь цели – развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха в условиях речевого общения.

 

I Содержание рабочей программы Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в 3 классах заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно- воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей. Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.   Рекомендуемый   для   занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.


Речевой материал условно разбит на разделы:

-речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;

-речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

-тексты.

Более сложный по содержанию и больший по объему материал предлагается учащимся с I, II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала. С 3 класса наиболее успевающим учащимся предлагается для восприятия на слух аудиозаписи.

Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2х занятиях.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных ус ло виях:

в условиях ситуации начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

в изолированных от шума помещениях; в условиях, близких к естественным.

Программный речевой материал предъявляется непосредственно учителем.

В приложении к программе содержится примерный проверочный речевой материал, включающий 50 фраз и текст. Эти фразы отобраны из числа уже знакомых учащимся, работа с которыми проводилась на индивидуальных занятиях в течение учебного года.

 

Произношение.

 

У учащихся 3 класса вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их. Продолжается работа по коррекции, дифференциации, автоматизации возвращающихся дефектов.


Содержание материала

I ч.

II ч.

III ч.

VI ч.

Речевое дыхание

+

+

+

+

Голос

+

+

+

+

Звуки и их сочетания

-постановка

-коррекция

-дифференциация

- автоматизация

 

 

 

 

Слово

+

+

+

+

Фраза.

+

+

+

+

 

II Учебный план.

 

п\п

Наименование разделов

102 часа

Форма контроля

1.

Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.

22ч.

Итоговая контр.работа

(4ч)

2.

Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин.

38ч

 

--«--

3.

Тексты.

36 ч.

 

--«--

 

III Учебно-тематический план.

п\п

Наименование разделов

102 часа

Результат

обучения обучающихся

1.

Проверка слуха и речи

Фразы обиходно-разговорного характера

22 ч

 

2.

Темы:

1   «Как вести себя на улице»

2        «Профессии» 3 «Осень»

4 «Домашние животные» 5 «Берегите свои книги»

6     «Предлоги» «Зоопарк»

7      «Летние каникулы» 8 «Осенние приметы» 9 «Осень»

10 «Кто, где живёт» 11 «Птицы»

12 «Школьная ёлка» 13 «Ягоды и звери» 14 «На вокзале»

15   «Школьная библиотека»

16    «Игрушки» 17 «Весна»

18   «Универмаг»

19   «Наша Родина»

 

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

 

Восприятие и воспроизведение фраз по темам, ответы на вопросы,

беседа по содержанию, выполнение поручений.


 

Тексты:

 

 

3.

 

 

 

 

1   «Школьный огород»

2   «Молочная ферма»

2 ч

2 ч

 

 

3 «У кого какая шуба» 4 «Готовятся к зиме»

2 ч

2 ч

Ответы на вопросы,

 

3           «Отважный поступок»

4        «Школьная ёлка»

5        «Товарищи помогли»

2 ч

2 ч

2 ч

выполнение

заданий к тексту, воспроизведение

 

6           «Хорошо зимой»

7        «Синицы зимой»

2 ч

2 ч

текста по предложениям

 

8        «На экскурсии в парке»

9        «Случай в разведке» 10 «Солдат»

2 ч

 

 

11    «О труде»

12    «Странный цыплёнок»

 

 

13 «На льдине»

15 «Храбрая девушка» 16 «Кто больше любит»

 

 

17    «Хлеб»

18       «Дятел и береза»

 

4.

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

-воспринимать на слух и дифференцировать звуки;

-   различать положение ударного слога и числа слогов;

-   различать ритмическую структуру слова;

-различать интонацию;

-   самоконтроль слухового восприятия (обратная связь);

-идентификация ситуации (способность соотнести предмет, изображение);

-     воспринимать на слух речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), обиходно разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, а также тексты описательного характера.


 

-