«Индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия»
Составлена на основе АООП НОО для слабослышащих и позднооглогших детей, общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, .И.Тигранова, И.Г.Багрова в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей
с ОВЗ.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы по развитию слухового восприятия и обучения произношению для подг.-6 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида для II отделения, составители: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, (издательство М: «Просвещение», 2006), которая является допущенной МО РФ; и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 102 часа и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы и состоит из двух разделов:
1. Развитие слухового восприятия.
2. Обучение произношению.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
· Формирование устной речи, коррекция на основе развивающегося слуха;
· Определение оптимальных путей формирования речевого слуха;
· Усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;
· развитие восприятия, памяти, мышления;
· Овладение навыками и умениями формировать свои мысли в связной речи;
Решаемые задачи позволяют достичь цели – развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха в условиях речевого общения.
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в 3 классах заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно- воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей. Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.
Речевой материал условно разбит на разделы:
-речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
-речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
-тексты.
Более сложный по содержанию и больший по объему материал предлагается учащимся с I, II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала. С 3 класса наиболее успевающим учащимся предлагается для восприятия на слух аудиозаписи.
Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2х занятиях.
Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных ус ло виях:
в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
в изолированных от шума помещениях; в условиях, близких к естественным.
Программный речевой материал предъявляется непосредственно учителем.
В приложении к программе содержится примерный проверочный речевой материал, включающий 50 фраз и текст. Эти фразы отобраны из числа уже знакомых учащимся, работа с которыми проводилась на индивидуальных занятиях в течение учебного года.
Произношение.
У учащихся 3 класса вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их. Продолжается работа по коррекции, дифференциации, автоматизации возвращающихся дефектов.
Содержание материала |
I ч. |
II ч. |
III ч. |
VI ч. |
Речевое дыхание |
+ |
+ |
+ |
+ |
Голос |
+ |
+ |
+ |
+ |
Звуки и их сочетания -постановка -коррекция -дифференциация - автоматизация |
|
|
|
|
Слово |
+ |
+ |
+ |
+ |
Фраза. |
+ |
+ |
+ |
+ |
II Учебный план.
№ п\п |
Наименование разделов |
102 часа |
Форма контроля |
1. |
Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности. |
22ч. |
Итоговая контр.работа (4ч) |
2. |
Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин. |
38ч |
--«-- |
3. |
Тексты. |
36 ч. |
--«-- |
III Учебно-тематический план.
№ п\п |
Наименование разделов |
102 часа |
Результат обучения обучающихся |
1. |
Проверка слуха и речи Фразы обиходно-разговорного характера |
2ч 22 ч |
|
2. |
Темы: 1 «Как вести себя на улице» 2 «Профессии» 3 «Осень» 4 «Домашние животные» 5 «Берегите свои книги» 6 «Предлоги» «Зоопарк» 7 «Летние каникулы» 8 «Осенние приметы» 9 «Осень» 10 «Кто, где живёт» 11 «Птицы» 12 «Школьная ёлка» 13 «Ягоды и звери» 14 «На вокзале» 15 «Школьная библиотека» 16 «Игрушки» 17 «Весна» 18 «Универмаг» 19 «Наша Родина» |
2ч 2ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч |
Восприятие и воспроизведение фраз по темам, ответы на вопросы, беседа по содержанию, выполнение поручений. |
|
Тексты: |
|
|
3. |
|
|
|
|
1 «Школьный огород» 2 «Молочная ферма» |
2 ч 2 ч |
|
|
3 «У кого какая шуба» 4 «Готовятся к зиме» |
2 ч 2 ч |
Ответы на вопросы, |
|
3 «Отважный поступок» 4 «Школьная ёлка» 5 «Товарищи помогли» |
2 ч 2 ч 2 ч |
выполнение заданий к тексту, воспроизведение |
|
6 «Хорошо зимой» 7 «Синицы зимой» |
2 ч 2 ч |
текста по предложениям |
|
8 «На экскурсии в парке» 9 «Случай в разведке» 10 «Солдат» |
2 ч 2ч 2ч |
|
|
11 «О труде» 12 «Странный цыплёнок» |
2ч 2ч |
|
|
13 «На льдине» 15 «Храбрая девушка» 16 «Кто больше любит» |
2ч 2ч 2ч |
|
|
17 «Хлеб» 18 «Дятел и береза» |
2ч 2ч |
|
4. |
|
|
|
|
Контрольная работа |
4ч |
|
-воспринимать на слух и дифференцировать звуки;
- различать положение ударного слога и числа слогов;
- различать ритмическую структуру слова;
-различать интонацию;
- самоконтроль слухового восприятия (обратная связь);
-идентификация ситуации (способность соотнести предмет, изображение);
- воспринимать на слух речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), обиходно – разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, а также тексты описательного характера.
-
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.