Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
биология
6 кл
12.02.2018
Рабочая программа
Рабочая программа по биологии 6 класс «Введение в биологию» Планируемые результаты освоения учебного предмета биология В результате изучения курса биологии в основной школе: Обучающийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Обучающийся получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться: находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Человек и его здоровье Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться: объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Общие биологические закономерности Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета биология 5 класс «Введение в биологию» Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Раздел 1. Введение 4 часа Объекты живой природы. Единство строения всех живых организмов. Основные признаки живых организмов. Человек и природа. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Значение биологии. Использование биологических методов для изучения живых объектов. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Оборудование для научных исследований. Естествоиспытатели – ученые, изучающие природу. Вклад в развитие биологии Аристотеля, К.Линнея, Ч.Дарвина, В.И. Вернадского. Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы и микроскоп. Изобретатели микроскопа Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепараты. Правила работы с микроскопом. История открытия клетки. Клеточное строение живых организмов. Части клетки и их назначение. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки и их значение. Раздел 3. Процессы жизнедеятельности. Основные процессы, присущие живой клетке. Особенности питания у растений и других организмов. Важность света для зеленого растения. Раздел 4. Определение многообразия живого на Земле . Классификация живых организмов. Царства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Наука систематика. Вид как наименьшая единица классификации. Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Способы борьбы с болезнетворными бактериями. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Питание грибов. Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Общая характеристика лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатель чистоты воздуха. Раздел 6. Многообразие растительного мира Характерные признаки растений. Виды водорослей и особенности их строения. Среда обитания водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Мхи – группа высших растений. Среда обитания мхов. Особенности размножения мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Среда обитания, строение и размножение папоротников. Древние папоротниковидные. Виды папоротников. Значение папоротников в природе и жизни человека. Прогрессивные черты строения голосеменных растений. Отличие семени от споры. Многообразие голосеменных растений. Сравнение ели, сосны, кедра и лиственницы между собой по расположению шишек и хвоинок. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Особенности высокой организации покрытосеменных растений. Строение покрытосеменных растений. Строение цветка. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Эволюционное развитие растений. Признаки усложнения организации растений в процессе эволюции. Значение растений в природе и жизни человека. Охраняемые растения. Раздел 7. Многообразие животных Признаки животных. Особенности строения простейших. Отличие простейших от бактерий. Среда обитания и значение простейших. Профилактика малярии. Типы беспозвоночных животных. Особенности строения и среды обитания различных типов беспозвоночных. Классы позвоночных животных. Особенности строения, среды обитания и процессов жизнедеятельности позвоночных. Раздел 8. Эволюция растений и животных Зарождение жизни на Земле. Понятие эволюции. Деление истории развития жизни на эры и периоды. Обитатели древнего океана. Появление живых организмов на суше. Причины исчезновения или сохранения групп растений и животных. Раздел 9. Среда обитания живых организмов Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно – воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тундра, тайга, широколиственный лес, степь, саванна. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Производители, потребители и разлагатели органических веществ. Понятие о круговороте веществ в природе. Раздел 10. Человек на Земле Когда и где появился человек. Предки человека разумного. Образ жизни и орудия труда человека умелого, неандертальца и кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.Взаимосвязь процессов. Происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов. Явление опустынивания. Мероприятия по восстановлению почвенного покрова и растительного многообразия. Понятие здорового образа жизни. Правила безопасности в различных ситуациях. Оказание первой помощи при кровотечениях и травмах. Календарно - тематическое планирование 5 класс «Введение в биологию» Раздел 1. Введение 4 часа Цель: выделение существенных признаков биологических объектов, сравнение биологических процессов, знакомство с методами изучения живой природы. № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание Дата 5а 5б 5в 1.Что такое живой организм 2.Науки о живой природе 3.Методы изучения природы 4.Из истории биологии. Великие естествоиспытатели Сравнивает разные живые организмы Формирует понятие «живой организм» Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах Доказывает связь живой и неживой природы Показывает рисунки, связанные с природой Противопоставляет различные науки о природе Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе Осмысливает разнообразие наук о природе Знакомится с методами изучения природы Исследует различные методы изучения природы Знакомится с оборудованием для научных исследований Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания Осмысление методов изучения природы Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии Запоминает имена ученых и их значение для биологии Формулирует оценку вклада ученых – биологов в развитие науки Понимает роль исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе 6 – 11 12 – 16 17 – 22 47 - 49 Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. 3 часа Цель: Формирование умений работы с микроскопом. Определение химического состава растений № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 5.Увеличительные приборы. Л.Р. № 1 «Устройство лупы и микроскопа» 6.Живые клетки 7.Химический состав клетки. Л.Р. № 2 «Химический состав клетки» Знакомится с работой лупы и светового микроскопа и историей открытия Изучает правила работы с микроскопом Распознает части светового микроскопа Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов Понимает важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных Соблюдает правила работы в кабинете, обращение с лабораторным оборудованием Знакомится с историей открытия и понятием «клетка» Доказывает, что они живые Изучает различные виды клеток Объясняет причину их отличия Распознает части клетки и органоиды Сравнивает животную и растительную клетки Осознает единство строения клеток Моделирует строение клеток Понимает появление множества клеток из одной Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы Знакомиться с названиями химических веществ клетки Приводит примеры органических и неорганических веществ Понимает их роль в организме Изучает химический состав семян Обобщает знания о клетке, доказывает единство происхождения клеток Осознает сложность строения клеток 23 – 26 27 – 32 33 - 38 Раздел 3. Процессы жизнедеятельности. 2 часа Цель: Формирование понятия «обмен веществ». Установление взаимосвязи между процессами питания и дыхания у растений. Определение многообразия живого на Земле № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 8.Обмен веществ. Питание. Л.Р. № 3 «Образование крахмала на свету в зеленом растении» 9.Дыхание и его роль в жизни организма Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание) Сравнивает питание у разных организмов Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы) Соотносит свой способ питания с другими Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов Понимает сложность строения живых организмов Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов Сравнивает способы дыхания у разных организмов (растений и животных: водных, наземных) Объясняет разницу способов дыхания у разных организмов Раскрывает роль дыхания в жизни организмов Осмысливает важность для живых организмов процесса дыхания Записи Записи Раздел 4. Определение многообразия живого на Земле 1 час № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 10.Разнообразие живого. Л.Р. № 4 «Изучение представителей царств живой природы» Сравнивает представителей царств живой природы Приводит примеры основных представителей царств живой природы Определяет предмет изучения систематики Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики Понимает принцип современной классификации живых организмов 57 - 59 Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники. 3 часа Цель: выделить основные признаки Царства «Бактерии» и Царства «Грибов» и их значение № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 11.Бактерии 12.Грибы. Л.Р. № 5 «Изучение строения шляпочных грибов» 13.Лишайники Узнает о бактериях, как представителях отдельного царства природы Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека Знакомится с царством Грибов и его особенностями Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело) Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые, плесневые, грибы – паразиты) Распознает шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы Объясняет симбиоз грибов и деревьев Описывает значение основных групп грибов Знакомится с Лишайниками, как симбиотическими организмами (гриба и водоросли) Изучает строение слоевища лишайника Выясняет роль лишайников, как индикаторов чистоты воздуха и «пионеров» почвообразования Понимает и характеризует роль лишайников в природе и жизни человека 60 – 63 64 – 67 записи Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6 часов Цель: выделение отличительных черт и значение Царства «Растений» № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 14.Водоросли. Л.Р.№ 6 «Изучение строения водорослей под микроскопом» 15. Мхи 16. Папоротники Л.Р.№ 7 «Изучение внешнего строения папоротника» 17. Голосеменные. Л.Р. № 8 «Изучение строения шишек и хвои сосны» 18. Покрытосеменные. Л.Р. № 9 «Изучение внешнего строения цветкового растения» 19. Значение растений в природе и жизни человека Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез) Приводит примеры систематических групп растений Узнает особенности строения и распространения водорослей Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение Описывает значение водорослей в природе и для человека Знакомится с мхами (появление органов и спор) Сравнивает строение водоросли и мха Понимает причину их отличия (растения суши) Описывает строение и особенности произрастания кукушкина льна и сфагнума Знакомится с папоротниками (особенности строения и размножения) Распознает листья со спорами папоротника в гербарии, представителей хвощей и плаунов Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник Знакомится с многообразием голосеменных Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми Выясняет отличие семени от споры Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор Изучает расположение семян на шишках и особенности хвоинок Сравнивает ель и сосну Приводит примеры использования голосеменных растений человеком Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных (цветок, плод) Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные) Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания Выстраивает эволюционное направление развития растений Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу) Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, древовидные папоротники, плауны, секвойи) Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, декоративные, лекарственные) Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу Формулирует правила поведения в лесу 69 – 72 73 – 75 76 – 78 79 – 82 83 – 87 88 - 90 Раздел 7. Многообразие животных - 4 часа Цель: выделение отличительных признаков животных, определение их многообразия и значения в природе и для человека № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 20. Животные. Простейшие 21. Беспозвоночные 22. Позвоночные 23. Значение животных в природе и жизни человека Приводит примеры животных Выделяет особенности представителей царства животных Отличает клетку растения и клетку животного Знакомится с одноклеточными животными Простейшими Отличает Простейших от бактерий Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию) Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных) Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных Распознает позвоночных по классам Определяет наиболее распространенный тип Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов Распознает позвоночных по классам Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, мамонта… Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и в жизни человека (домашние, служебные, декоративные, паразиты, ядовитые) Демонстрируют знания о существовании различных пород животных Знакомятся с навыками содержания домашних животных 91 – 93 94 – 96 97 – 99 100 - 102 Раздел 8. Эволюция растений и животных – 1 час Цель: дать понятие эволюции как прогрессивного развития живых организмов № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 24. Как развивалась жизнь на Земле Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле Различает древних животных и растений по картинкам Комментирует первичность водных обитателей Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанные с полетом и похолоданием Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов Дает определение эволюции органического мира Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных 52 - 56 Раздел 9. Среда обитания живых организмов – 5 часов Цель: рассмотреть особенности растительного и животного мира в разных средах обитания и на их основе формирование природных сообществ № и тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающегося Домашнее задание 5а 5б 5в 25. Три среды обитания 26. Жизнь на разных материках 27. Природные зоны Земли 28. Жизнь в морях и океанах 29. Природные сообщества Знакомится с тремя средами обитания Характеризует условия каждой из них Выявляет приспособления организмов к среде обитания Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Отличает представителей флоры и фауны разных материков Использует карту растений и животных Земли Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков Перечисляет природные зоны Земли Понимает причины их смены Характеризует положение и условия основных природных зон Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами) Приводит примеры морских обитателей Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество Осознает роль Мирового океана на планете Выделяет признаки приспособленности организмов к водной среде обитания Оценивает значение планктона для других живых организмов Характеризует условия обитания на больших глубинах океана Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты Различает естественные и искусственные сообщества Составляет элементарные пищевые цепи Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ Делает вывод о круговороте веществ в природе 104 – 108 109 – 114 115 – 120 121 – 125 записи
2017_fgos_5kl_biologiya.docx
Рабочая программа по биологии 5 класс «Введение в биологию» Планируемые результаты освоения учебного предмета биология В результате изучения курса биологии в основной школе:  Обучающийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Обучающийся  овладеет  системой   биологических   знаний   –  понятиями,  закономерностями,  законами,  теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Обучающийся  освоит  общие   приемы:   оказания   первой   помощи;   рациональной   организации   труда   и   отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием   собственного   организма;   правила   работы   в   кабинете   биологии,   с   биологическими   приборами   и инструментами. Обучающийся  приобретет  навыки   использования   научно­популярной   литературы   по   биологии,   справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Обучающийся получит возможность научиться:  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;   ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей   –   воспринимать   информацию   биологического содержания в научно­популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет­ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;  создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Обучающийся научится:  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;  аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;  осуществлять   классификацию   биологических   объектов   (растений,   животных,   бактерий,   грибов)   на   основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;  объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   систематических   групп   растений   и   животных   на   примерах сопоставления биологических объектов;  выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;  различать  по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические   объекты   или   их   изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;  описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться:  находить   информацию   о   растениях,   животных   грибах   и   бактериях   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.  использовать   приемы   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами,   ядовитыми растениями,  укусах   животных;  работы  с   определителями   растений;  размножения  и  выращивания  культурных растений, уходом за домашними животными;  ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к   объектам   живой   природы (признание   высокой   ценности   жизни   во   всех   ее   проявлениях,   экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  осознанно   использовать   знания   основных   правил   поведения   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;   создавать собственные  письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия  и грибах на основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности аудитории сверстников;  работать   в   группе   сверстников   при   решении   познавательных   задач   связанных   с   изучением   особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Человек и его здоровье Обучающийся научится:  выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;  аргументировать,  приводить   доказательства   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды,   родства   человека   с животными;  аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;  аргументировать,   приводить   доказательства   необходимости   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;  объяснять   эволюцию   вида   Человек   разумный   на   примерах   сопоставления   биологических   объектов   и   других материальных артефактов;  выявлять  примеры  и   пояснять   проявление   наследственных   заболеваний   у   человека,   сущность   процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;  различать  по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические   объекты  (клетки,  ткани   органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы,   системы   органов),   процессы   жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать   методы   биологической   науки:  наблюдать   и   описывать   биологические   объекты   и   процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;  анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;  описывать и использовать приемы оказания первой помощи;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться:  объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;  находить   информацию   о   строении   и   жизнедеятельности   человека   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет­ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к   собственному   здоровью   и здоровью других людей;  находить в учебной, научно­популярной литературе, Интернет­ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.  создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Общие биологические закономерности Обучающийся научится:  выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (вида,   экосистемы,   биосферы)   и   процессов, характерных для сообществ живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;  аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  осуществлять   классификацию   биологических   объектов   на   основе   определения   их   принадлежности   к определенной систематической группе;   раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;  объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;  объяснять   механизмы   наследственности   и   изменчивости,   возникновения   приспособленности,   процесс видообразования;  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;   знать   и   аргументировать   основные   правила   поведения   в   природе;   анализировать   и   оценивать   последствия деятельности человека в природе;   описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;  находить   в   учебной,   научно­популярной   литературе,   Интернет­ресурсах   информацию   о   живой   природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться:  понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;  находить информацию по вопросам общей биологии в научно­популярной литературе, специализированных биологических   словарях,   справочниках,   Интернет   ресурсах,   анализировать   и   оценивать   ее,   переводить   из   одной формы в другую;  ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к   объектам   живой   природы, собственному   здоровью   и   здоровью   других   людей   (признание   высокой   ценности   жизни   во   всех   ее   проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны   окружающей   среды   на   основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;  работать   в   группе   сверстников   при   решении   познавательных   задач   связанных   с   теоретическими   и практическими   проблемами   в   области   молекулярной   биологии,   генетики,   экологии,   биотехнологии,   медицины   и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Содержание учебного предмета биология 5 класс «Введение в биологию» Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение  представлений  об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке   как   биосоциальном   существе,   развитие   компетенций   в   решении   практических   задач,   связанных   с   живой природой. Освоение   учебного   предмета   «Биология»   направлено   на   развитие   у   обучающихся   ценностного   отношения   к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных   компетенций.   Обучающиеся   овладеют   научными   методами   решения   различных   теоретических   и практических   задач,   умениями   формулировать   гипотезы,   конструировать,   проводить   эксперименты,   оценивать   и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Учебный   предмет   «Биология»   способствует   формированию   у   обучающихся   умения   безопасно   использовать лабораторное   оборудование,   проводить   исследования,   анализировать   полученные   результаты,   представлять   и   научно аргументировать полученные выводы. Изучение   предмета   «Биология»   в   части   формирования   у   обучающихся   научного   мировоззрения,   освоения общенаучных   методов   (наблюдение,   измерение,   эксперимент,   моделирование),   освоения   практического   применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.  Раздел 1. Введение 4 часа Объекты живой природы. Единство строения всех живых организмов. Основные признаки живых организмов. Человек и  природа. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и  скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Значение биологии.  Использование биологических методов для изучения живых объектов. Общие методы изучения природы: наблюдение,  описание, измерение, эксперимент. Оборудование для научных исследований. Естествоиспытатели – ученые, изучающие природу. Вклад в развитие биологии Аристотеля, К.Линнея, Ч.Дарвина, В.И.  Вернадского. Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма.  Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные  приборы: лупы  и микроскоп. Изобретатели микроскопа Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепараты.  Правила работы с микроскопом. История открытия клетки. Клеточное строение живых организмов. Части клетки и их  назначение. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма.  Органические вещества клетки и их значение. Раздел 3. Процессы жизнедеятельности. Основные процессы, присущие живой клетке. Особенности питания у растений и других организмов. Важность света для  зеленого растения. Раздел 4.  Определение многообразия живого на Земле . Классификация живых организмов. Царства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Наука систематика.  Вид как наименьшая единица классификации. Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий.  Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Способы борьбы с болезнетворными бактериями. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные  грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Питание грибов. Строение шляпочных  грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при  отравлении грибами. Общая характеристика лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение  лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатель чистоты воздуха.  Раздел 6. Многообразие растительного мира Характерные признаки растений. Виды водорослей и особенности их строения. Среда обитания водорослей. Значение  водорослей в природе и жизни человека. Мхи – группа высших растений. Среда обитания мхов. Особенности  размножения мхов. Значение мхов  в природе и жизни человека. Среда обитания, строение и размножение папоротников.  Древние папоротниковидные.  Виды папоротников. Значение папоротников  в природе и жизни человека. Прогрессивные черты строения  голосеменных растений.  Отличие семени от споры. Многообразие  голосеменных  растений. Сравнение ели, сосны, кедра и лиственницы между собой по расположению шишек и хвоинок. Значение  голосеменных  растений в природе и жизни человека. Особенности  высокой организации  покрытосеменных растений.  Строение покрытосеменных растений.  Строение  цветка. Значение голосеменных  растений в природе и жизни человека. Эволюционное развитие растений. Признаки усложнения организации растений в процессе эволюции.  Значение растений в природе и жизни человека. Охраняемые растения. Раздел 7. Многообразие животных Признаки животных. Особенности строения простейших. Отличие простейших от бактерий. Среда обитания и значение  простейших. Профилактика малярии. Типы беспозвоночных животных. Особенности строения и среды обитания  различных типов беспозвоночных. Классы позвоночных животных. Особенности строения,  среды обитания и процессов жизнедеятельности позвоночных.  Раздел 8. Эволюция растений и животных Зарождение жизни на Земле. Понятие эволюции. Деление истории развития жизни на эры и периоды. Обитатели древнего  океана. Появление живых организмов на суше. Причины исчезновения или сохранения групп растений и животных. Раздел 9. Среда обитания живых организмов Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно –  воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Понятие о материке как части  суши,  окруженной морями и океанами.  Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов  организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков. Понятие природной зоны. Различные типы природных  зон: влажный тропический лес, тундра, тайга, широколиственный лес, степь, саванна. Редкие и исчезающие виды  природных зон, требующие охраны. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь  организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов  к условиям обитания. Взаимодействие живых  организмов между собой. Пищевая цепь. Производители, потребители и разлагатели органических веществ. Понятие о  круговороте веществ в природе. Раздел 10. Человек на Земле Когда и где появился человек. Предки человека разумного. Образ жизни и орудия труда человека умелого, неандертальца и кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по  охране природы.Взаимосвязь процессов. Происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов. Явление опустынивания. Мероприятия по восстановлению почвенного покрова и растительного многообразия. Понятие здорового образа жизни. Правила безопасности в различных ситуациях. Оказание первой помощи при  кровотечениях и травмах. Календарно ­ тематическое планирование 5 класс «Введение в биологию» Раздел 1. Введение 4 часа Цель: выделение существенных признаков биологических объектов, сравнение биологических процессов,  знакомство с методами изучения живой природы.                                                                                                                                                                                          № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  Домашнее задание 5а Дата 5б 5в 1.Что такое  живой организм обучающегося Сравнивает разные живые организмы Формирует понятие «живой организм» Выделяет и обобщает существенные признаки живых  организмов; обобщает новые и полученные на уроке  знания о живых организмах Доказывает связь живой и неживой природы 2.Науки о  живой природе Показывает рисунки, связанные с природой Противопоставляет различные науки о природе Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает 6 – 11 12 – 16 3.Методы  изучения  природы Распознает объекты изучения естественных наук,  сравнивает науки о природе Осмысливает разнообразие наук о природе Знакомится с методами изучения природы Исследует различные методы изучения природы Знакомится с оборудованием для научных  исследований Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью  конкретизации знаний о методах изучения природы Моделирует изучение природы, анализирует  полученные знания Осмысление методов изучения природы 4.Из истории  биологии.  Великие  естествоиспыта тели Знакомится с именами великих естествоиспытателей и  их значением для истории биологии Запоминает имена ученых и их значение для биологии Формулирует оценку вклада ученых – биологов в  развитие науки Понимает роль исследований и открытий ученых ­   биологов в развитии представлений о живой природе 17 – 22 47 ­ 49 Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. 3 часа Цель: Формирование умений работы с микроскопом. Определение химического состава растений № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  5а 5б 5в Домашнее  задание 23 – 26 обучающегося Знакомится с работой лупы и светового микроскопа  и  историей открытия Изучает правила работы с микроскопом Распознает части светового микроскопа Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает  приготовление микропрепаратов Понимает важность открытия увеличительных приборов, в  том числе современных Соблюдает правила работы в кабинете, обращение с  лабораторным оборудованием  5.Увеличительн ые приборы.  Л.Р. № 1  «Устройство  лупы и  микроскопа» 6.Живые клетки 27 – 32 Знакомится с историей открытия и понятием «клетка» Доказывает, что они живые Изучает различные виды клеток Объясняет причину их отличия Распознает части клетки и органоиды Сравнивает животную и растительную клетки Осознает единство строения клеток Моделирует строение клеток Понимает появление множества клеток из одной 7.Химический  состав клетки.  Л.Р.  № 2  «Химический  состав клетки» 33 ­ 38 Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы Знакомиться с названиями химических веществ клетки Приводит примеры органических и неорганических веществ Понимает их роль в организме Изучает химический состав семян Обобщает знания о клетке, доказывает единство  происхождения клеток Осознает сложность строения клеток Раздел 3. Процессы жизнедеятельности. 2 часа Цель: Формирование понятия «обмен веществ». Установление взаимосвязи между процессами питания и дыхания  у растений. Определение многообразия живого на Земле № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  5б 5в 5а Домашнее  задание Записи 8.Обмен  веществ.  Питание. Л.Р. №  3 «Образование  крахмала на  свету в зеленом  растении» обучающегося Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих  (питание, дыхание) Сравнивает питание у разных организмов Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза Объясняет разницу в питании разных организмов  (гетеротрофы и автотрофы) Соотносит свой способ питания с другими Формулирует важность обмена веществ, разнообразие  питания у организмов Понимает сложность строения живых организмов 9.Дыхание и его  роль в жизни  организма Записи Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для  живых организмов Сравнивает способы дыхания у разных организмов (растений и животных: водных, наземных) Объясняет разницу способов дыхания у разных организмов Раскрывает роль дыхания в жизни организмов Осмысливает важность для живых организмов процесса  дыхания Раздел 4.  Определение многообразия живого на Земле 1 час № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  обучающегося 10.Разнообразие  Сравнивает представителей царств живой природы Домашнее  задание 57 ­ 59 5а 5б 5в живого. Л.Р. № 4 «Изучение  представителей  царств живой  природы» Приводит примеры основных представителей царств  живой природы Определяет предмет изучения систематики Классифицирует организмы по правилам очередности  таксонов систематики Понимает принцип современной классификации живых  организмов Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники. 3 часа Цель: выделить основные признаки Царства «Бактерии» и Царства «Грибов» и их значение № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  11.Бактерии обучающегося Узнает о бактериях, как представителях отдельного  царства природы Характеризует главное отличие клетки бактерии от  клеток других царств Выделяет существенные особенности строения и  5а 5б 5в Домашнее  задание 60 – 63 12.Грибы. Л.Р.  № 5 «Изучение  строения  шляпочных  грибов» 13.Лишайники функционирования бактериальных клеток Знает правила, позволяющие избежать заражения  болезнетворными бактериями Имеет представление о положительной и отрицательной  роли бактерий в природе и жизни человека Знакомится с царством Грибов и его особенностями Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы,  плодовое тело) Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные,  ядовитые), дрожжевые, плесневые, грибы – паразиты) Распознает шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы Объясняет  симбиоз грибов и деревьев Описывает значение основных групп грибов Знакомится с Лишайниками, как симбиотическими  организмами (гриба и водоросли) Изучает строение слоевища лишайника Выясняет роль лишайников, как индикаторов чистоты  воздуха и «пионеров» почвообразования Понимает  и характеризует роль лишайников в природе и жизни человека 64 – 67 записи Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6 часов Цель: выделение отличительных черт  и значение Царства «Растений» № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  обучающегося Домашнее  задание 5а 5б 5в 14.Водоросли. Л.Р. № 6 «Изучение  строения  водорослей под  микроскопом» 15. Мхи 16. Папоротники  Л.Р.№ 7 «Изучение внешнего строения папоротника» 17. Голосеменные.  Объясняет принципиальное отличие растений от других  живых существ (фотосинтез) Приводит примеры систематических групп растений Узнает особенности строения и распространения  водорослей Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение Описывает значение водорослей в природе и для  человека Знакомится с мхами (появление органов и спор) Сравнивает строение водоросли и мха Понимает причину их отличия (растения суши) Описывает строение и особенности произрастания  кукушкина льна и сфагнума Знакомится с папоротниками (особенности строения и  размножения) Распознает листья со спорами папоротника в гербарии,  представителей хвощей и плаунов Объясняет, почему сейчас на планете не осталось  гигантских папоротниковых лесов Рассматривает отпечатки древних папоротников на  каменном угле Объясняет,  почему невозможно найти цветущий  69 – 72 73 – 75 76 – 78 Л.Р. № 8  «Изучение  строения шишек и  хвои сосны» 18.  Покрытосеменные. Л.Р. № 9  «Изучение  внешнего строения цветкового  растения» 79 – 82 83 – 87 папоротник Знакомится с многообразием голосеменных Приводит доказательства наличия прогрессивных  особенностей строения, жизнедеятельности  голосеменных по сравнению со споровыми Выясняет отличие семени от споры Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор Изучает расположение семян на шишках и особенности  хвоинок Сравнивает ель и сосну  Приводит примеры использования голосеменных  растений человеком Называет и сравнивает  представителей разных классов покрытосеменных Выявляет черты более высокой организации у  покрытосеменных, чем у голосеменных (цветок, плод) Применяет знания о движущих силах эволюции,  сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых Различает органы цветковых (вегетативные и  генеративные) Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных 19. Значение  растений в  природе и жизни  человека форм покрытосеменных и сред их обитания 88 ­ 90 Выстраивает эволюционное направление развития  растений Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на  сушу) Отличает по картинкам древние вымершие или редкие  растения (псилофиты, древовидные папоротники,  плауны, секвойи) Приводит примеры роли растений в природе и  хозяйственной деятельности человека Классифицирует растения на дикорастущие и  культурные (пищевые, декоративные, лекарственные) Доказывает, что в природе не существует абсолютно  вредных растений Приводит примеры растений, занесенных в Красную  книгу Формулирует правила поведения в лесу Раздел 7. Многообразие животных ­ 4 часа Цель: выделение отличительных признаков животных, определение их многообразия и значения в природе и для  человека  № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  5а 5б 5в Домашнее  задание 91 – 93 обучающегося Приводит примеры животных Выделяет особенности представителей царства  животных Отличает клетку растения и клетку животного Знакомится с одноклеточными животными  Простейшими Отличает Простейших от бактерий Описывает некоторых представителей Простейших  (амебу, инфузорию) Понимает опасность заражения человека малярийным  плазмодием и пути его заражения 20. Животные.  Простейшие 21.  Беспозвоночные 94 – 96 Делит животных на одноклеточных и многоклеточных  (беспозвоночных и позвоночных) Понимает главный принцип деления животных на  позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни  различных классов позвоночных Распознает позвоночных по классам Определяет наиболее распространенный тип 22. Позвоночные 97 – 99 23. Значение  животных в  природе и жизни  человека Понимает главный принцип деления животных на  позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни  различных классов  Распознает позвоночных по классам Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный Анализируют и моделируют очередность исторической  последовательности появления классов животных в  процессе эволюции Знакомятся с названиями вымерших древних животных:  стегоцефала, динозавров, мамонта… Характеризуют роль животных в природе (цепи  питания) и в жизни человека (домашние, служебные,    декоративные, паразиты, ядовитые) Демонстрируют знания о существовании различных  пород животных Знакомятся с навыками содержания домашних  животных 100 ­ 102 Раздел 8. Эволюция растений и животных – 1 час Цель: дать понятие эволюции как прогрессивного развития живых организмов № и тема урока Характеристика основных видов деятельности  5а 5б 5в Домашнее  задание 52 ­ 56 24. Как  развивалась  жизнь на Земле обучающегося Знакомится с историей появления и развития жизни на  Земле Различает древних животных и растений по картинкам Комментирует первичность водных обитателей Объясняет необходимые изменения у растений при  выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанные с  полетом и похолоданием Объясняет необходимые изменения у растений при  выходе на сушу, вдали от воды Составляет геохронологическую схему эволюции живых  организмов Дает определение эволюции органического мира Приводит доказательства родства, общности  происхождения и эволюции растений и животных Раздел 9. Среда обитания живых организмов – 5 часов Цель: рассмотреть особенности растительного и животного мира в разных средах обитания и на их основе  формирование природных сообществ  № и тема урока 25. Три среды  обитания Характеристика основных видов деятельности обучающегося Знакомится с тремя средами обитания Характеризует условия каждой из них Выявляет приспособления организмов к среде обитания Соотносит виды конечностей животных со средой их  обитания Домашнее задание 104 – 108 5а 5б 5в 26. Жизнь на  разных  материках Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Отличает представителей флоры и фауны разных  материков Использует карту растений и животных Земли Систематизирует информацию о многообразии  109 – 114 27. Природные  зоны Земли 28. Жизнь в  морях и океанах 29. Природные  сообщества растительного и животного мира материков Перечисляет природные зоны Земли Понимает причины их смены Характеризует положение и условия основных природных  зон Приводит примеры многообразия растительного и  животного мира в связи с природными условиями  (абиотическими факторами) Приводит примеры морских обитателей Объясняет приспособления живых организмов, обитающих  в разных частях и на разных глубинах океана Понимает рациональность приспособлений обитателей  океана к разным условиям в его пределах Соотносит внешний вид морских обитателей и природное  сообщество Осознает роль Мирового океана на планете Выделяет признаки приспособленности  организмов  к  водной среде обитания Оценивает значение планктона для других живых  организмов Характеризует условия обитания на больших глубинах  океана Демонстрирует элементарные представления о природных  115 – 120 121 – 125 записи сообществах планеты Различает естественные и искусственные сообщества Составляет элементарные пищевые цепи Понимает значение пищевых связей в сообществах для  осуществления круговорота веществ Делает вывод о круговороте веществ в природе Раздел 10. Человек на Земле – 6 часов Цель: определить роль человека в формировании облика планеты  № и тема урока 30. Как человек  появился на  Земле Характеристика основных видов деятельности обучающегося Получает представления об эволюции человека Выделяет этапы становления человека (Ч. Умелого, Ч.  Прямоходящего и Ч. Разумного) Находит сходство и отличие человекообразных обезьян и  современного человека Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности Домашнее задание 128­134 5а 5б 5в в социализации предка человека Делает вывод о человеке как биологическом и социальном  существе Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека Перечисляет и характеризует важнейшие экологические  проблемы (радиоактивные отходы, озоновые дыры,  кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации Называет исчезнувшие виды растений и животных Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и  животных обитают в их регионе Понимает причины исчезновения видов Обсуждает способы сохранения биологического  разнообразия Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, рек Определяет степень личного участия в природоохранной  работе Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты 135­139 140­142 143­145 150­153 31. Как человек  изменил Землю 32. Жизнь под  угрозой 33. Не станет ли  Земля пустыней? 34. Годовая  контрольная  работа 35. Здоровье человека и  безопасность его  жизни Аргументирует ведение здорового образа жизни Характеризует правила безопасности Объясняет необходимость оказания первой помощи при  кровотечениях и травмах Обосновывает ценностное отношение к своему здоровью  Объясняет факторы здорового образа жизни Выясняет риски угрожающие жизни

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018