Рабочая программа по информатике 8-9 класс, по новым требованиям. Содержит 2 раздела
I. Содержание учебного предмета
1.1. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
1.2. Перечь практических работ
2. Тематическое планирование
Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Краснодарский край, район, город
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от протокол № 1
Председатель
____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике
Уровень образования (класс) основное общее образование, 8 – 9 классы
Количество часов: 8 класс всего 64 часа в год; в неделю 2 часа
9 класс – всего 64 часа в год; в неделю 2 часа
Учитель
Программа разработана в соответствии с ФКГОС 2004 основного общего
образования, основной образовательной программой МОБУ СОШ №1.
Программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакин
«Информатика и ИКТ» для основной школы (89 классы).I. Содержание учебного предмета
1.1. Наименование разделов учебной программы и характеристика
основных содержательных линий
8 КЛАСС
Раздел 1. Введение в предмет
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Раздел 2. Человек и информация
Информация и знания. Представление информации. Информация,
информационные объекты различных видов. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Восприятие информации
человеком. Информационные процессы: хранение, передача и обработка
информации. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным
тренажером; основные приемы редактирования.
Раздел 3. Первое знакомство с компьютером
Назначение и устройство компьютера. Основные компоненты
компьютера и их функции. Принципы организации внутренней и внешней
памяти компьютера.
Назначение программного обеспечения, его типы. Назначение
операционной системы и её основные функции.
Пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств
персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с
пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой
системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление
папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером,поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование
антивирусных программ.
Раздел 4. Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые
файлы.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности,
принципы работы с ними. Создание текста посредством квалифицированного
клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых
редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки,
заголовки, оглавления. Выделение изменений. Интеллектуальные системы
работы с текстом (проверка правописания, распознавание текста,
компьютерные словари и системы перевода). Включение в текст списков,
таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования
текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами;
приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер
обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными
списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со
встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Раздел 5. Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика: области применения, технические средства.
Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с
помощью инструментов графического редактора, использование готовых
графических объектов. Использование примитивов и шаблонов.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического
редактора растрового типа с использованием основных инструментов и
приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты,прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно
использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического
редактора.
Раздел 6. Технология мультимедиа
Что такое мультимедиа; области применения.
презентации.
Звуки и видеоизображения.
Компьютерные
Композиция и монтаж.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом
создания презентаций; создание презентации, содержащей графические
изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; использование записанного
изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного
проектора.
9 КЛАСС
Раздел 7. Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования,
технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы и пр. Электронная почта как средство
связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение
сообщения. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы
Интернета. Компьютерные энциклопедии и справочники, информация в
компьютерных сетях,
Компьютерные и некомпьютерные каталоги,
некомпьютерных источниках информации.
поисковые машины,
формулирование запросов. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного классав режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей
системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми
программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в
Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование
информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Webстраницы с помощью текстового процессора.
Раздел 8. Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и
свойства моделей. Табличные модели. Таблица как средство моделирования.
Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика.
Виды информационных моделей:
вербальные,
графические,
математические, имитационные.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами
компьютерных информационных моделей.
Раздел 9. Хранение и обработка информации в базах данных
Базы данных (БД). Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе
данных. Реляционные БД. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей,
первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними.
Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие,
просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов
на поиск простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по
одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод,
удаление и добавление записей.Раздел 10. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Ввод данных в готовую
таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.
Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы.
Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы
работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных
таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей:
просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной
таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием
условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной
таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование
встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде
электронной таблицы.
Раздел 11. Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический
язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная
методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой
детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;
составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управленияисполнителем;
использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
составление алгоритмов со сложной структурой;
Раздел 12. Программное управление работой компьютера
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня, их классификация.
Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.
Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода,
ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка
задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на
языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка
и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ;
программирование обработки массивов.
Раздел 13. Информационные технологии и общество
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История
ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов.
Информационные ресурсы
современного общества, образовательные информационные ресурсы. Личная
информация, информационная безопасность, информационная этика и право.
Основы социальной информатики.
Подготовка к экзаменам и зачетные занятия
Повторение, обобщение изученного материала.
1.2. Перечь практических работ
Класс 8
Тема
КолвоП/р №1. Освоение клавиатуры. Т/б
П/р №2. Работа с тренажёром клавиатуры. Техника безопасности и правила
поведения в компьютерном классе. Т/б
П/р № 3.Устройство персонального компьютера и его основные
характеристики. Т/б
П/р № 4. Пользовательский интерфейс. Знакомство с пользовательским
интерфейсом операционной системы (ОС). Т/б
П/р № 5. Работа с файловой структурой ОС. Т/б
П/р № 6. Работа со справочной системой ОС. Т/б
П/р № 7. Использование антивирусных программ. Т/б
П/р № 8. Основные приемы ввода и редактирования текста. Т/б
П/р № 9. Сохранение и загрузка файлов.
П/р № 10. Основные приемы ввода и редактирования текста. Т/б
П/р № 11. Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Т/б
П/р № 12. Работа с таблицами. Т/б
П/р № 13. Работа с нумерованными и маркированными списками. Т/б
П/р № 14. Вставка объектов в текст. Т/б
П/р № 15. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в
текст гиперссылок. Т/б
П\р № 16. Графический редактор растрового типа (Paint), его возможности,
основные инструменты. Т/б
П\р № 17. Графический редактор Paint. Использование приемов
манипулирования рисунком. Т/б
П\р №18. Знакомство с работой в среде графического редактора векторного
типа.Т/б
П\р № 19.Сканирование изображений и их обработка в среде графического
редактора. Т/б
П\р № 20 .Работа с программным пакетом создания презентаций. Т/б
П\р № 21.Использование графического изображения, анимации, звука,
текста в презентации. Т/б
П\р № 22 .Создание проекта с использованием средств мультимедиа. Т/б
9 класс
П\р № 1. Вводный инструктаж поТ\Б. Работа в локальной сети
компьютерного класса в режиме обмена файлами.
П\р № 2. Работа с электронной почтой. Т.б.
П\р № 3. Работа с WWW: использование URLадреса и гиперссылок,
сохранение информации на диске. Т.б.
П\р № 4 Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного
содержания в Интернете.Т.б.
П\р № 5. Поиск и копирование информационных объектов из Интернета
(файлов и документов).Т.б.
П\р № 6.
процессора. Т.б.
П\р № 7. Работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей. Т.б
Создание простой Webстраницы с помощью текстового
часов
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
1
1
1
1
1
1
1П\р № 8. Работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы
поиска и сортировки. Т.б.
П\р № 9. Создание однотабличной БД. Т.б.
П\р № 10. Формирование простых запросов к готовой БД. Т.б.
П\р № 11. Сортировка таблиц по одному или нескольким ключам, создание
запросов.Т.б.
П\р №12.Ввод, удаление и добавление записей в БД. Т.б.
П\р № 13. Использование сортировки, создание запросов на удаление и
изменение. Т.б.
П\р №14.Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение
формул.Т.б.
П\р № 15.Создание ЭТ для решения расчетной задачи.Т.б.
П\р № 16.Решение задач с использованием условной и логической функций.
Т.б.
П\р № 17. Использование встроенных графических средств. Построение
графиков и диаграмм. Т.б.
П\р № 18.Численный эксперимент с данной информационной моделью в
среде ЭТ. Т.б.
П\р № 19. Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Т.б.
П\р № 20.Составление линейных алгоритмов управления исполнителем. Т.б.
П\р № 21.Составление ветвящихся алгоритмов. Т.б.
П\р № 22.Составление циклических алгоритмов. Т.б.
П\р № 23. Составление алгоритмов со сложной структурой. Т.б.
П\р № 24. Использование вспомогательных алгоритмов (процедур,
подпрограмм).Т.б.
П\р № 25. Знакомство с системой программирования на языке
«Паскаль».Т.б.
П\р № 26. Ввод, трансляция и исполнение данной программы на языке
«Паскаль».Т.б.
П\р № 27. Разработка, отладка и исполнение программы. Т.б.
П\р № 28. Разработка и исполнение линейных программ Т.б.
П\р № 29. Разработка и исполнение ветвящихся программ Т.б.
П\р №30 Разработка и исполнение циклических программ Т.б.
П\р №31.Программирование обработки массивов. Т.б
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12. Тематическое планированиеКласс 8
Раздел
1. Введение в предмет
Человек и
2.
информация
Колво
часов
3
13
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора поУВР
методического объединения
учителей ____________
естественнонаучного цикла СОШ №1
от № 1
________
3. Первое знакомство с
компьютером
22
Темы
Техника безопасности на уроке информатики.
Предмет информатики.
Роль информации в жизни людей.
Информация и знания.
Виды информации.
Восприятие информации человеком
Информационные процессы
Кодирование информации
Решение задач на тему кодирование информации
Тестирование по теме «Кодирование
информации».
П/р №1. Освоение клавиатуры. Т/б
П/р №2. Работа с тренажёром клавиатуры.
Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе. Т/б
Измерение информации (алфавитный подход).
Единицы измерения информации.
Решение задач на измерение информации.
История возникновения компьютера
Начальные сведения об архитектуре компьютера
Назначение и устройство компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней
памяти.
Двоичное представление данных в памяти
компьютера
Организация информации на внешних носителях,
файлы.
Персональный компьютер
Основные устройства и характеристики.
Правила техники безопасности при работе за
компьютером
П/р № 3.Устройство персонального компьютера и
его основные характеристики. Т/б
Виды программного обеспечения (ПО)
Системное ПО
Операционные системы
Основные функции ОС
Файловая структура внешней памяти.
Объектно – ориентированный пользовательский
интерфейс
П/р № 4. Пользовательский интерфейс.
Знакомство с пользовательским интерфейсом
операционной системы (ОС). Т/б
Файлы и файловые структуры.
П/р № 5. Работа с файловой структурой ОС. Т/б
П/р № 6. Работа со справочной системой ОС. Т/б
П/р № 7. Использование антивирусных программ.
Т/б
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1