РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физика
7 кл
22.04.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании авторской программы Е.М. Гутника и А.В. Пёрышкина (Издательство «Дрофа», 2010г.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа 7 класса.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа № 7 "  «Согласовано» Руководитель МО               Рыбакова Т.В. Ф.И.О. «02» сентября 2016года «Утверждено» Директор  МКОУ «СОШ № 7»                     Фаттахова Н.И. Ф.И.О. «05» сентября 2016 года Приказ №                    ­од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Физика    _ (наименование учебного предмета (курса) 7 «А», «Б» (класс) 2016­2017 учебный год      (период реализации программы) Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория Рыбакова Татьяна Владимировна, первая категория  Составлена на основе примерной программы «Физика. 7­9 классы», авторы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин и основной образовательной  программы МКОУ «СОШ №7» основного общего образования (наименование программы, автор программы 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   по   физике   для   7   класса   составлена   на   основании   авторской программы   Е.М.   Гутника   и   А.В.   Пёрышкина   (Издательство   «Дрофа»,   2010г.)   в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования.  Учебно­методический комплекс Базовый учебник: Пёрышкин А. В. «Физика. 7 класс».  Учебник для                        общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2014 г., Методические пособия для учителя: 1. Лукашик В.И., Иванова Е.В., «Сборник задач по физике 7­9 класс для     общеобразовательных учреждений». 17 издание, М., Просвещение 2004 г. 2. Марон А.Е., Марон Е.А., Контрольные тесты по физике 7,8,9 классы. М., Просвещение     2000г. 3. Минькова Р.Д., Иванова В.В., «Рабочая тетрадь по физике. К учебнику     А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс»». Москва: Издательство «Экзамен» 2015г. 4. Пайкес В.Г., Дидактические материалы по физике. 7 класс. Москва: Издательство     «АРКТИ», 1999г. 5. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7­9 классов». Москва: Издательство     «Экзамен» 2013г. 6. Полянский С.Е., «Поурочные разработки по физике.7 класс».  Москва: Издательство     «ВАКО», 2004г. 7. Постников А.В.  Проверка знаний учащихся по физике. М., Просвещение 1986 г. 8. Дидактический материал по физике. 7­8 классы. М., Просвещение 1989 г. 9. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г. 10. Тематические презентации.  Нормативные документы. Программы: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.012.2012г.  № 273­ФЗ  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего     образования/Под ред. А.М. Кондакова , А.А.Кузнецова. М.: Просвещение,2008. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010     №189 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации     обучения в общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.2621­10). 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.     Основная школа. М.: Просвещение,2011. 5. Система гигиенических требований к условиям реализации основной     образовательной программы основного общего образования (Электронный документ).  6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011­ 2015гг(Электронный       документ).  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего      образования. М.: Просвещение, 2010г.  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. 2 Основная школа / [cоставитель Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение,  2011. – (Стандарты         второго поколения).  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к        мысли / [составитель А.Г.Асмолов].­М.: Просвещение, 2011.­(Стандарты второго       поколения); 10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова,       А.М.Кондакова. — М.: Просвещение,  2010. – (Стандарты второго поколения).               Дополнительная литература:   1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л. Российская школа и новые информационные       технологии: взгляд в следующее тысячилетие.М.:НексПринт,2010.    2. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности        школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при        подготовке школьников к деятельности в сфер наук и высоких технологий.         М.:Просвещение,2007.    3. Журналы «Стандарты и мониторинг образования,2011­2012.    4. Современные образовательные технологии/Под ред. Н.В.Бордовской.М.:Кнорус,2011                 Информационные средства обучения:    1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация        учебных курсов /Под общей редакцией М.Б.Лебедевой. СПб.: БХВ­Петербург,2010.    2. «Сеть творческих учителей». (Электронный документ).    3. «Федеральный  государственный образовательный стандарт». (Электронный         документ).    4. Сайт Министерства образования и науки РФ: (Электронный документ).    5. Сайт ФГУ «Государственный научно­ исследовательский институт         информационных технологий и телекоммуникаций. (Электронный документ).    6. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». (Электронный документ).    7. «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».(Электронный        документ).    8. «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра».         (Электронный документ).    9. «Образовательные ресурсы сети Интернет». (Электронный документ)                           Технические средства обучения:     ­ имеется учебно­лабораторное оборудование и приборы по всем разделам       курса физики;     ­ ежедневно используются проектор, компьютер, интерактивная доска;     ­ имеется демонстрационный и раздаточный дидактический материал, таблицы       по темам курса.     Основные цели  изучения курса:  ­  освоение знаний о механических явлениях; ­  овладение умениями проводить наблюдения с помощью простых измерительных    приборов; ­  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;  ­  воспитание убежденности в возможности познания природы; ­  применение полученных знаний и умений для решения практических задач    в  повседневной жизни. 3 Рабочая   программа   по   физике   ориентирована       на   учащихся   7­х   классов общеобразовательных   школ   и   написана   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   ООО. Основная   идея   программы   заключается   в   формировании     у   учащихся   основ   научного подхода   к   изучению   природы,   рассмотрению   примеров   проявления   закономерностей   в явлениях природы и пониманию сущности законов природы, как наиболее общих из этих закономерностей. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: использование   для   познания   окружающего   мира   различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование   умений   различать   факты,   гипотезы,   причины,   следствия, доказательства, законы, теории; овладение   адекватными   способами   решения   теоретических   и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно­коммуникативная деятельность: владение   монологической   и   диалогической   речью,   развитие   способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: владение   навыками   контроля   и   оценки   своей   деятельности,   умением        предвидеть возможные результаты своих действий;   ­    организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение        оптимального соотношения цели и средств.           Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных   часов   по   разделам   курса,   последовательность   изучения   тем   и   разделов   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей   учащихся.   При   решении   задач     обращается     внимание,   прежде   всего,   на понимание сути физических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул,   в   частности   на   то,   что   любая   буква   в   формуле   может   рассматриваться   как неизвестная величина, если известны остальные, входящие в эту формулу величины. Для организации учебного процесса используются следующие технологии: ­ личностно­ориентированного обучения; ­ проблемного обучения; ­ информационно­коммуникационные; ­ проектная деятельность;          различные  методы:  ­ объяснительно­иллюстративный; ­ репродуктивный; ­ проблемное изложение; ­ эвристический;  ­ исследовательский.  Применяются  различные виды уроков: урок, конференция, практикум и т.д.  формы работы: групповая, парная, индивидуальная.   режим работы: 2 часа в неделю. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,  определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,  4 прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и  незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей,  допущенных учащимися. ­грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения; ­погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком  представлении рассматриваемого объекта; ­недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания  определенные программой обучения; ­ мелкие погрешности ­ неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла  ответа или решения, случайные описки и т.п. Общая характеристика изучения физики в основной школе         Актуальность изучения физики в том, что это экспериментальная наука, изучающая природные   явления   опытным   путем.   Построением   теоретических   моделей   физика   дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления,   создает   основу   для   применения   открытых   законов   природы   в   человеческой практике. Значимость физики в физических законах, которые лежат в основе химических, биологических,   астрономических   явлений.   В   силу   отмеченных   особенностей   физики   ее можно считать основой всех естественных наук.             Специфика курса в процессе изучения физики, где особое внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.          В результате изучения предмета прослеживается логическая межпредметная связь с химией (строение вещества), географией (приборы для измерения атмосферного давления), математикой (работа с формулами, вычислительные операции).  Место предмета в учебном плане Данный учебный предмет входит в образовательную область «Естествознание».  Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения (VII, VIII, IX классы) всего 204 урока. Планирование выполнено из расчета 34 учебных недель, всего 68 часов в год.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В соответствии с программой духовно­нравственного развития основной образовательной  программы школы ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на 1. освоение   знаний    о   тепловых,   электрических   и   магнитных     явлениях, электромагнитных   волнах;   величинах,   характеризующих   эти   явления;   законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; 2. овладение умениями   проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для   изучения   физических   явлений;   представлять   результаты   наблюдений   или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;   применять   полученные   знания   для   объяснения   разнообразных 5 3. развитие  природных   явлений   и   процессов,   принципов   действия   важнейших   технических устройств, для решения физических задач; познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей,   самостоятельности   в   приобретении   новых   знаний   при   решении физических   задач   и   выполнении   экспериментальных   исследований   с использованием информационных технологий; 4. воспитание  убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного   использования   достижений   науки   и   технологий   для   дальнейшего развития   человеческого   общества,   уважения   к   творцам   науки   и   техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 5. применение полученных знаний и  умений  для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.      Для достижения данных целей  необходимо решить следующие задачи:      познакомить   учащихся   с   методом   научного   познания   и   методами   исследования объектов и явлений природы; приобрести   учащимися   знаний   о   механических,   тепловых,   электромагнитных   и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; сформировать   у   учащихся   умений   наблюдать   природные   явления   и   выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладеть   учащимися   такими   общенаучными   понятиями,   как   природное   явление, эмпирически   установленный   факт,   проблема,   гипотеза,   теоретический   вывод, результат экспериментальной проверки; добиться   понимания   учащимися   отличий   научных   данных   от   непроверенной информации, ценности. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения содержания курса В программе по физике для 7­9 классов основной школы, составленной на основе федерального   государственного   образовательного   стандарта   определены   требования   к результатам освоения образовательной программы основного общего образования. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: 1. сформированность   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей учащихся; 2. убежденность   в   возможности   познания   природы,   в   необходимости   разумного использования   достижений   науки   и   технологий   для   дальнейшего   развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; 3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 5. мотивация   образовательной   деятельности   школьников   на   основе   личностно ориентированного подхода; 6. формирование   ценностных   отношений   друг   к   другу,   учителю,   авторам   открытий   и изобретений, результатам обучения. Метапредметными  результатами обучения физике в основной школе являются: 6 1. овладение   навыками   самостоятельного   приобретения   новых   знаний,   организации учебной   деятельности,   постановки   целей,   планирования,   самоконтроля   и   оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; 2. понимание   различий   между   исходными   фактами   и   гипотезами   для   их   объяснения, теоретическими   моделями   и   реальными   объектами,   овладение   универсальными учебными   действиями   на   примерах   гипотез   для   объяснения   известных   фактов   и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; 3. формирование   умений   воспринимать,   перерабатывать   и   предъявлять   информацию   в словесной,   образной,   символической   формах,   анализировать   и   перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; 4. приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и   отбора   информации   с использованием   различных   источников   и   новых   информационных   технологий   для решения познавательных задач; 5. развитие   монологической   и   диалогической   речи,   умения   выражать   свои   мысли   и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6. освоение   приемов   действий   в   нестандартных   ситуациях,   овладение   эвристическими методами решения проблем; 7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Общими предметными результатами обучения физике в основной школе  являются: 1. знания   о   природе   важнейших   физических   явлений   окружающего   мира   и   понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; 2. умения  пользоваться   методами   научного  исследования  явлений  природы,  проводить наблюдения,   планировать   и   выполнять   эксперименты,   обрабатывать   результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать   зависимости   между   физическими   величинами,   объяснять   полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; 3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; 4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; 5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; 6. развитие   теоретического   мышления   на   основе   формирования   умений   устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,  7. отыскивать   и   формулировать   доказательства   выдвинутых   гипотез,   выводить   из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; 8. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 7 Планируемые результаты изучения учебного предмета Механические явления Ученик научится: • распознавать  механические   явления   и   объяснять   на   основе   имеющихся   знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности,   инерция,   взаимодействие   тел,   передача   давления   твёрдыми   телами, жидкостями   и   газами,   атмосферное   давление,   плавание   тел,   равновесие   твёрдых   тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины:   путь,   скорость,   ускорение,   масса   тела,   плотность   вещества,   сила,   давление, импульс   тела,   кинетическая   энергия,   потенциальная   энергия,   механическая   работа, механическая   мощность,   КПД   простого   механизма,   сила   трения,   амплитуда,   период   и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать   физический   смысл   используемых   величин,   их   обозначения   и   единицы измерения,   находить   формулы,   связывающие   данную   физическую   величину   с   другими величинами; • анализировать  свойства   тел,   механические   явления   и   процессы,   используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; • различать основные признаки изученных физических моделей:  материальная точка, инерциальная система отсчёта; • решать   задачи,   используя  физические   законы   (закон   сохранения   энергии,   закон всемирного   тяготения,   принцип   суперпозиции   сил,   I,   II   и   III   законы   Ньютона,   закон сохранения   импульса,   закон   Гука,   закон   Паскаля,   закон   Архимеда)   и   формулы, связывающие   физические   величины   (путь,   скорость,   ускорение,   масса   тела,   плотность вещества,   сила,   давление,   импульс   тела,   кинетическая   энергия,   потенциальная   энергия, механическая   работа,   механическая   мощность,   КПД   простого   механизма,   сила   трения скольжения,   амплитуда,   период   и   частота   колебаний,   длина   волны   и   скорость   её распространения):   на   основе   анализа   условия   задачи   выделять   физические   величины   и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. Ученик получит возможность научиться: • использовать   знания   о   механических   явлениях   в   повседневной   жизни   для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний   о механических   явлениях   и   физических   законах;   использования   возобновляемых источников   энергии;   экологических   последствий   исследования   космического пространства; • различать   границы   применимости   физических   законов,   понимать   всеобщий характер   фундаментальных   законов   (закон   сохранения   механической   энергии,   закон сохранения   импульса,   закон   всемирного   тяготения)   и   ограниченность   использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.); 8 • приёмам   поиска   и   формулировки   доказательств   выдвинутых   гипотез   и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить   адекватную   предложенной   задаче   физическую   модель,   разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины. Тепловые явления Ученик научится: • распознавать тепловые  явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства   или   условия   протекания   этих   явлений:   диффузия,   изменение   объёма   тел   при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение,  конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи; • описывать   изученные   свойства   тел   и   тепловые   явления,   используя   физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества,   удельная   теплота   плавления   и   парообразования,   удельная   теплота   сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать   физический   смысл   используемых   величин,   их   обозначения   и   единицы измерения,   находить   формулы,   связывающие   данную   физическую   величину   с   другими величинами; • анализировать  свойства   тел,   тепловые   явления   и   процессы,   используя   закон сохранения   энергии;   различать   словесную   формулировку   закона   и   его   математическое выражение; • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел; • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие   физические   величины   (количество   теплоты,   внутренняя   энергия, температура,   удельная   теплоёмкость   вещества,   удельная   теплота   плавления   и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. Ученик получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности   при   обращении   с   приборами   и   техническими   устройствами,   для сохранения   здоровья   и   соблюдения   норм   экологического   поведения   в   окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций; • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях; • различать   границы   применимости   физических   законов,   понимать   всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов; • приёмам   поиска   и   формулировки   доказательств   выдвинутых   гипотез   и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить   адекватную   предложенной   задаче   физическую   модель,   разрешать проблему   на   основе   имеющихся   знаний   о   тепловых   явлениях   с   использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины. Электрические и магнитные явления Ученик научится: • распознавать электромагнитные  явления и объяснять на основе имеющихся знаний  электризация   тел, основные   свойства   или   условия   протекания   этих   явлений: 9 взаимодействие   зарядов,   нагревание   проводника   с   током,   взаимодействие   магнитов, электромагнитная   индукция,   действие   магнитного   поля   на   проводник   с   током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света; • описывать   изученные   свойства   тел   и   электромагнитные   явления,   используя физические   величины:   электрический   заряд,   сила   тока,   электрическое   напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; • анализировать  свойства   тел,   электромагнитные   явления   и   процессы,   используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон   Джоуля—Ленца,   закон   прямолинейного   распространения   света,   закон   отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; • решать задачи, используя  физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца,   закон   прямолинейного   распространения   света,   закон  отражения   света, закон   преломления   света)   и   формулы,   связывающие   физические   величины   (сила   тока, электрическое   напряжение,   электрическое   сопротивление,   удельное   сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении   проводников);   на   основе   анализа   условия   задачи   выделять   физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. Ученик получит возможность научиться: • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний   о электромагнитных явлениях; • различать   границы   применимости   физических   законов,   понимать   всеобщий характер   фундаментальных   законов   (закон   сохранения   электрического   заряда)   и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.); • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить   адекватную   предложенной   задаче   физическую   модель,   разрешать проблему   на   основе   имеющихся   знаний   об   электромагнитных   явлениях   с использованием   математического   аппарата  и   оценивать   реальность   полученного значения физической величины. Квантовые явления Ученик научится: • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства   или   условия   протекания   этих   явлений:   естественная   и   искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения; • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;   указывать   формулы,   связывающие   данную   физическую   величину   с   другими величинами, вычислять значение физической величины; 10 • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом; • различать   основные   признаки  планетарной   модели   атома,   нуклонной   модели атомного ядра; • приводить   примеры   проявления   в   природе   и   практического   использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров. Ученик получит возможность научиться: • использовать   полученные   знания   в   повседневной   жизни   при   обращении   с приборами   (счетчик   ионизирующих   частиц,   дозиметр),   для   сохранения   здоровья   и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; • приводить   примеры   влияния   радиоактивных   излучений   на   живые   организмы; понимать принцип действия дозиметра; • понимать   экологические   проблемы,   возникающие   при   использовании   атомных электростанций,   и   пути   решения   этих   проблем,  перспективы   использования управляемого термоядерного синтеза. № п/п 1 Раздел  (глава) Введение 2 3 Первоначальные  сведения о  строении  вещества. Взаимодействие  тел. Содержание программы Содержание материала Что   изучает   физика.   Физические   явления.   Наблюдения,   опыты, измерения. Погрешность измерений. Физика и техника. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных   приборов.   Схематическое   изображение   опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника. Фронтальные лабораторные работы: 1. Измерение   физических   величин   с   учётом   абсолютной погрешности. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.  Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества  и их объяснение на основе молекулярно – кинетических  представлений.                                 Фронтальная лабораторная работа: 2. Измерение размеров малых тел. Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция.  Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникшая при деформации.  Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы Сложение сил,  направленных по одной прямой.  Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.  Подшипники. Фронтальные лабораторные работы: 11 4 5 Давление твёрдых тел, жидкостей и  газов. Работа и  мощность.  Энергия. 3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. 4. Измерение массы тела на рычажных весах. 5. Измерение объёма твёрдого тела. 6. Измерение плотности вещества твёрдого тела. 7. Исследование   зависимости   силы   упругости   от   удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины. 8. Исследование   зависимости   силы   трения   скольжения   от силы нормального давления. 9. Определение центра тяжести плоской пластины. Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение  давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений.  Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающие сосуды.  Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид.  Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт.  Воздухоплавание. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами,  жидкостями, газами. Фронтальные лабораторные работы: 10. Измерение давления твёрдого тела на опору. 11. Измерение  выталкивающей силы, действующей на          погружённое в жидкость тело. 12. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Работа силы, действующей по направлению движения тел. Мощность.  Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы.  Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды  равновесия. «Золотое правило» механики.  КПД механизмов.   Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.  Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида  механической энергии в другой.  Закон сохранения полной  механической энергии. Энергия рек и ветра. Фронтальные лабораторные работы: 13. Выяснение  условия равновесия рычага. 14. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной             плоскости. 6 Повторение. 1. Решение задач на взаимодействие тел. 2. Решение задач на давление твёрдых тел жидкостей и газов. 12 13 4 6 2 Первоначальные сведения о строении вещества 3 Взаимодействие тел 23 Тематическое планирование  по физике в 7 классе Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Характеристика основных видов деятельности обучающихся Лабораторна Контрольная Экскурсия Практическая я работа работа работа № п/п 1. Введение 1 1 8 ­ 1 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ Описывают известные свойства тел,  соответствующие им величины и  способы их измерения. Выбирают  необходимые измерительные  приборы, определяют цену деления Объясняют свойства газов,  жидкостей и твердых тел на основе  молекулярной теории строения  вещества. Приводят примеры  проявления и применения свойств  газов, жидкостей и твердых тел в  природе и технике Определяют пройденный путь и  скорость тела по формуле и графику зависимости пути равномерного  движения от времени. Объясняют  причину изменения скорости тела.  Приводят примеры проявления  инертности тел, исследуют  зависимость быстроты изменения  скорости тела от его массы.   Объясняют изменение плотности  вещества при переходе из одного  агрегатного состояния в другое.  Вычисляют массу и объем тела по  его плотности.   Исследуют 4 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 22 3 3 ­ ­ 15 зависимость силы тяжести от массы  тела.  Экспериментально находят  равнодействующую двух сил. Приводят примеры необходимости  уменьшения или увеличения  давления. Предлагают способы  изменения давления. Умеют  вычислять силу и площадь опоры.  Объясняют явления, вызываемые  давлением твердых тел на опору или  подвес.  Наблюдают и объясняют  опыты, демонстрирующие передачу  давления жидкостями и газами.  Выводят формулу  давления внутри  жидкости, приводят примеры,  свидетельствующие об увеличении  давления на глубине. Приводят  примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют  принцип их действия. Объясняют  причины существования атмосферы  и механизм возникновения  атмосферного давления. Объясняют  устройство и принцип действия  жидкостных и безжидкостных  барометров, причину зависимости  давления от высоты. Формулируют  определение гидравлической  машины. Приводят примеры  гидравлических устройств,  объясняют их принцип действия. Обнаруживают существование  выталкивающей силы. Выводят  формулу для вычисления  Архимедовой силы, предлагают  способы измерения. Исследуют и  формулируют условия плавания тел.  Вычисляют механическую работу и  мощность. Предлагают способы  облегчения работы, требующей  применения большой силы или  выносливости. Изучают условия  равновесия подвижных и  неподвижных блоков, предлагают  способы их использования, приводят  примеры применения. Вычисляют  работу, выполняемую с помощью  механизмов. Решение частных задач ­ осмысление, конкретизация и отработка ЗУН. ­ ­ ­ ­ ­ ­ 5 Работа и мощность. 11 2 Энергия 6 Повторение  ИТОГО 2 68 ­ 14 1 ­ 7 16 17 В результате изучения физики в 7 классе ученик должен знать/понимать  смысл   понятий:  физическое   явление,   физический   закон,   вещество,   диффузия,   траектория движения тела, взаимодействие;  смысл   физических   величин:  путь,   скорость,   масса,   плотность,   сила,   давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;  смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;  уметь  описывать   и   объяснять   физические   явления:  равномерное   прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;  использовать   физические   приборы   и   измерительные   инструменты   для измерения   физических   величин:  расстояния,   промежутка   времени,   массы,   силы, давления;   представлять   результаты   измерений   с   помощью   таблиц,   графиков   и выявлять   на   этой  основе   эмпирические   зависимости:  пути   от   времени,   силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;  выражать   результаты   измерений   и   расчетов   в   единицах   Международной системы;  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний  о механических явлениях;   решать задачи на применение изученных физических законов;  осуществлять   самостоятельный   поиск   информации   естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно­популярных   изданий,   компьютерных   баз   данных,   ресурсов   Интернета),   ее обработку   и   представление   в   разных   формах   (словесно,   с   помощью   графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;  рационального применения простых механизмов;  контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире. Образовательные   стандарты   средней   общеобразовательной   школы   определяют требования к различным составляющим учебного процесса по предметам. Они представляют собой,   комплекс   способов   деятельности,   которые   должны   формироваться   у   учащихся   в рамках изучения физики. Итоговый контроль за курс основной школы выносится только та их часть, которая представлена в блоке «Выпускник научится». Таким образом, в первом блоке те результаты, которые в обязательном порядке должны быть у всех учеников, а во втором блоке — результаты наиболее способных и мотивированных. Все планируемые результаты по физике для основной школы можно разделить на четыре основные группы: 1)   описание   физических   явлений   и   процессов,   принципов   действий   приборов   и механизмов   с   использованием   понятийного   аппарата   школьного   курса   физики   (величины, законы, модели, понятия); 2) применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений в окружающей жизни и решения задач; 3) владение экспериментальными умениями; 4) владение приемами работы с информацией физического содержания. По новым требованиям на итоговую аттестацию предлагается выносить лишь умения использовать изученный понятийный аппарат — либо для описания тех или иных ситуаций, либо для решения познавательных задач. Физические   понятия,   величины   и   формулы   —   это   язык   науки,   и   его   необходимо освоить. Но итогом обучения должно быть не знание отдельных слов из этого языка, а умение на нём объясняться, т.е. использовать этот язык для описания окружающей действительности. Предполагается изменение процедуры итогового контроля: тем, кто не сможет вспомнить отдельные величины или формулы, дается возможность воспользоваться справочником. При этом   ученику   предлагается   полноценный   справочник,   в   котором   представлены   не   только таблицы значений разнообразных величин, но и перечень всех формул и законов, физических величин и единиц их измерения. Соответственно и контролировать теперь можно не то, «Как это называется?» или «Как это обозначается?», а только «Как это применяется?». А это уже реальный переход от школы памяти к школе деятельности, о которой так много говорится в методической литературе. Конечно, физика не может обойтись без решения задач. Но и в этой части можно отметить «вектор развития». Здесь во главу угла ставятся умения выявлять в практико­ориентированной   ситуации   знакомые   явления   и   закономерности,   объяснять разнообразные явления  и процессы в жизни, т.е. чаша весов склоняется от традиционных расчётных  задач, основной  целью  которых в  основной  школе  было  заучивание  формул,  к качественным   задачам   жизненного   характера.   В   стандартах   второго   поколения   по естественнонаучным   дисциплинам   изменены   требования   и   к   формированию экспериментальных   умений.   Во   главу   угла   ставится  освоение   обобщенных   планов исследования,  выбора   способа   измерения,   адекватного   поставленной   задаче,   определение достоверности   полученного   результата   на   основании   простейших   методов   оценки погрешностей измерений. Освоение прямых и косвенных измерений дополняется широким спектром исследований зависимостей величин (как с использованием прямых измерений, так и на самом простом качественном уровне). В соответствии с общими положениями новых стандартов итоговая оценка достижения выпускниками   планируемых   результатов   по   предметам   осуществляется   на   основании накопленной оценки и оценки за итоговую работу. Особенности построения, например, курса физики в основной школе таковы, что каждая тема посвящена изучению того или иного круга физических явлений, а накопленная оценка должна фиксировать формирование умений. При этом   практически   весь   спектр   умений   может   формироваться   в   рамках   каждой   из содержательных   тем.   Таким   образом,   получается,   что   изучая   тематические   разделы,   мы должны   отслеживать   не   только,   как   запомнился   закон   Ома   или   закон   Паскаля,   сколько динамику формирования умений, например, умения использовать эти законы при объяснении явлений или проводить измерения физических величин. При планировании изучения курса физики   основной   школы   учитель   отмечает,   на   материале   каких   тем   формируется   эта деятельность,   затем   определяет   методику   формирования   цепочки   действий,   поскольку   в соответствии   с   требованиями   стандарта   при   окончании   основной   школы   всю   цепочку школьники   должны   выполнять   самостоятельно.   В   процессе   изучения   курса   физики   для каждого   ученика   необходимо   фиксировать   не   только   отметку   за   выполнение   конкретной работы,   но   и   те   проблемы,   которые   возникли   при   ее   выполнении.   Эти   индивидуальные проблемы должны стать основанием для корректировки заданий при формировании тех же 19 умений   уже   в   следующей   теме.   Система   накопительных   оценок   должна   строиться   таким образом, чтобы зафиксировать в конце изучения каждого раздела очередной рубеж ученика в достижении всего спектра планируемых результатов. Контрольные мероприятия по теме или разделу   необходимо   подбирать   таким   образом,   чтобы   они   предусматривали   раздельное оценивание разных планируемых результатов. Итоговые работы по физике должны включать достаточно простые и доступные для выполнения задания, но проверять они должны лишь самые   важные   аспекты   предметной   подготовки   учащихся.   Рекомендации   стандарта   не настаивают на обязательном тестировании; итоговый контроль за курс основной школы может осуществляться в рамках нескольких мероприятий: ­ уровень владения понятийным аппаратом, умение применять знания при решении задач могут контролироваться с помощью итогового теста; ­ освоение экспериментальных умений и различных способов работы с информацией ­ в рамках проектной деятельности, на основании представленных на ученических конференциях, семинарах, конкурсах материалов. Преподавание   физики,   как   и   других   предметов,   предусматривает   индивидуально тематический   контроль   знаний   обучающихся.   Причем   при   проверке   уровня   усвоения материала   по   каждой   достаточно   большой   теме   обязательным   является   оценивание   трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.  Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП по физике. 1. Стартовая диагностика Стартовая диагностика проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний, уровня мотивации к изучению нового материала. Данный   вид   работы   оценивается   учителем   на   качественном   уровне.   Для   проведения стартовой   диагностики   можно   использовать   тесты,   анкеты,   приёмы   технологии   развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать.»  Текущий контроль В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется   отметкой   только   решение   полноценной   задачи,   выполнение   теста,   устного ответа, выполнение лабораторной работы.  Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.* Итоговая оценка. В 7­8 классах итоговая оценка по физике выставляется по результатам текущего контроля, который   ведется   учителем   и   фиксируется   в   классном   журнале   и   дневниках   учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы. В 9 классе к этим оценкам может быть добавлена оценка за работу, выносимую на итоговую государственную аттестацию (ГИА). 2. 3. 4. Оценка проектной и исследовательской деятельности.  Индивидуальный   итоговой   проект   представляет   собой   учебный   проект,   выполняемый обучающимся   в   рамках   одного   или   нескольких   учебных   предметов   с   целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных   областей   знаний   и/или   видов   деятельности   и   способность   проектировать   и 20 осуществлять   целесообразную   и   результативную   деятельность   (учебно­познавательную, конструкторскую, социальную, художественно­творческую, иную). Выполнение   индивидуального   итогового   проекта   обязательно   для   каждого обучающегося,   его   невыполнение   равноценно   получению   неудовлетворительной   оценки   по любому учебному предмету. Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные   универсальные   учебные   действия»,   «Коммуникативные   универсальные учебные   действия»,   «Познавательные   универсальные   учебные   действия»   программы формирования   универсальных   учебных   действий,   а   также   планируемых   результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: • способность   и   готовность   к   освоению   систематических   знаний,   их   самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 1. Инструментарий.  Для проведения тематических контрольных работ, текущего контроля можно адаптировать пособия для подготовки к ГИА, рекомендованные ФИПИ. 2. Критерии оценки предметных результатов.  Оценка устных ответов. Высокий (отметка «5») вВыше базового о т а т ь л у з е р   х ы н т е м д е р п   я и н е ж и т с о д и н в о р У         явлений рассматриваемых Учащийся  показывает  верное  понимание   физической сущности и закономерностей,   законов   и   теорий,   дает   точное определение   и   истолкование   основных   понятий, законов,   теорий,   а   также   правильное   определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно   выполняет   чертежи,   схемы   и   графики; строит   ответ   по   собственному   плану,   сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой   ситуации   при   выполнении   практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее   изученным   материалом   по   курсу   физики,   а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. 21 П О О   я и н е о в с о Повышенный (отметка «4») Ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к   ответу   на   оценку   5,   но   дан   без   использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее   изученным   материалом   и   материалом, усвоенным   при   изучении   других   предметов;   если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых   явлений   и   закономерностей,   но   в ответе   имеются   отдельные   пробелы   в   усвоении вопросов   курса   физики,   не   препятствующие дальнейшему   усвоению   программного   материала; умеет   применять   полученные   знания   при   решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется   при   решении   задач,   требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной   грубой   ошибки   и   двух   недочетов,   не   более одной   грубой   и   одной   негрубой   ошибки,   не   более двух­трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. Учащийся   не   овладел   основными   знаниями   и умениями в соответствии с требованиями программы и   допустил   больше   ошибок   и   недочетов,   чем необходимо для оценки 3. Ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Базовый (отметка «3») Ниже базового Пониженный (отметка «2») Низкий (отметка «1»)  При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа   на   основе   требований   ФГОС   ООО   к   предметным   результатам   учащихся,   а   также структурных элементов некоторых компетенций, усвоение которых считаются обязательными результатами обучения.  Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний. 22 Элементы, выделенные курсивом, считаются базовым уровнем результатов обучения, т.е. это те   минимальные   требования   к   ответу   учащегося,   без   выполнения   которых   невозможно выставление отметки «3». Физическое явление. 1 Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение) 2 Условия, при которых протекает явление.  3 Связь данного явления с другими.  4 Объяснение явления на основе научной теории. 5 Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)  Физический опыт. 1 Цель опыта 2 Схема опыта 3 Условия, при которых осуществляется опыт.  4 Ход опыта.  5 Результат опыта (его интерпретация)  Физическая величина. 1.Название величины и ее условное обозначение. 2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)  3.Определение.  4.Формула, связывающая данную величины с другими. 5.Единицы измерения    Физический закон. 1.Словесная формулировка закона.  2.Математическое выражение закона. 3.Опыты, подтверждающие справедливость закона. 4.Примеры применения закона на практике. 5.Условия применимости закона.   Физическая теория. 1.Опытное обоснование теории.  2.Основные понятия, положения, законы, принципы в теории. 3.Основные следствия теории. 23 4.Практическое применение теории.  5.Границы применимости теории.   Прибор, механизм, машина. 1.Назначение устройства. 2.Схема устройства.  3.Принцип действия устройства 4.Правила пользования и применение устройства.  Физические измерения. 1.Определение цены деления и предела измерения прибора. 2.Определять абсолютную погрешность измерения прибора. 3.Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку. 4.Снимать   показания   прибора   и   записывать   их   с   учетом   абсолютной   погрешности измерения. 5.Определять относительную погрешность измерений.  Оценка письменных контрольных работ. в о т а т ь л у з е р   х ы н т е м д е р п   я и н е ж и т с о д и н в о р У   П О О   я и н е о в с о о г о в о з а б   е ш ы В ) » 5 «   а к т е м т о (   й и к о с ы В Работа   выполнена   не   менее   чем   на   95   %   от   объема   задания, сделан   перевод   единиц   всех   физических   величин   в   "СИ",   все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи,   схемы,   графики,   рисунки,   сопутствующие   решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;  на качественные и теоретические   вопросы   дан   полный,   исчерпывающий   ответ литературным   языком   в   определенной   логической последовательности,   учащийся   приводит   новые   примеры, устанавливает   связь   между   изучаемым   и   ранее   изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;     учащийся   обнаруживает   верное   понимание физической   сущности   рассматриваемых   явлений   и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование   основных   понятий,   законов,   теорий,   а   также 24 н Работа выполнена полностью или не менее чем на 75 % от объема н е задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки; ш ы в ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет о П вышеперечисленным   требованиям,   но   содержит   неточности   в а Работа выполнена в основном верно (объем выполненной части к т составляет   не   менее   50%   от   общего   объема),   но   допущены е м т существенные   неточности;   учащийся   обнаруживает   понимание о ( ) учебного   материала   при   недостаточной   полноте   усвоения » н Работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 3 н « е ж и н о П 50% от общего объема задания).  Учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных   закономерностей   и   взаимосвязей,   не   умеет   решать Работа полностью не выполнена. й и к з и Н й ы в о з а Б о г о в о з а б   е ж и Н Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ. а к т е м т о ( П О О   я и н е о в с о   в о т а т ь л у з е р   Выше базового х ы н т е м д е р п   я и н е ж и т с о д и н в о р У   Базовый Высокий (отметка «5») Лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением   необходимой   последовательности проведения   опытов   и   измерении;   учащийся самостоятельно   и   рационально   смонтировал необходимое   оборудование,   все   опыты   провел   в условиях   и   режимах,   обеспечивающих   получение правильных   результатов   и   выводов;   соблюдал требования безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно   выполнил   все   записи,   таблицы,   рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей. Повышенный (отметка «4») Выполнение   лабораторной   работы   удовлетворяет основным   требованиям   к   ответу   на   оценку   "5",   но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы. (отметка «3») Результат   выполненной   части   лабораторной   работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Ниже базового Пониженный (отметка «2») Результаты   выполнения   лабораторной   работы   не позволяют   сделать   правильный   вывод,   измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. Низкий Учащийся совсем не выполнил лабораторную работу. 25 (отметка «1») Оценка   проектной   работы  разрабатываются   с   учётом   целей   и   задач   проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1. Способность   к   самостоятельному   приобретению   знаний   и   решению проблем,проявляющаяся  в  умении  поставить  проблему  и  выбрать  адекватные  способы  её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и   реализацию/апробацию   принятого   решения,   обоснование   и   создание   модели,   прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении   раскрыть   содержание   работы,   грамотно   и   обоснованно   в   соответствии   с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность   регулятивных   действий,   проявляющаяся   в   умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать   ресурсные   возможности   для   достижения   целей,   осуществлять   выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно  изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно  ответить на вопрос. 26 Календарно­тематическое планирование по физике в 7 классе № урока Дата проведения План Фактически Тема урока Планируемые результаты обучения 1/1 2/2 3/3 4/4 Предметные Метапредметные универсальные учебные действия 1. Введение ( 4ч ). ТБ в кабинете физики. Что изучает физика?  Наблюдения и опыты.  Физика и техника. Физические величины и их  измерения.            Точность и погрешность  измерений.  Лабораторная работа  № 1 «Измерение физических величин с учётом  абсолютной погрешности». Знать смысл понятия  «вещество». Уметь использовать  физические приборы и  измерительные инструменты  для измерения физических  величин. Выражать результаты  в СИ. Уметь определять цену  деления измерительного  прибора. Уметь использовать  физические приборы и  измерительные инструменты  для измерения физических  величин. Выражать результаты  в СИ Уметь использовать  физические приборы и  измерительные инструменты  для измерения физических  величин. Выражать результаты  в СИ Пользуются универсальными учебными  действиями на примерах гипотез для  объяснения известных фактов и  экспериментальной проверки  выдвигаемых гипотез, разработки  теоретических моделей процессов или  явлений; Личностные: формирование  ценностных отношений друг к другу,  учителю, авторам открытий и  изобретений, результатам обучения,  мотивация образовательной  деятельности школьников на основе  личностно ориентированного подхода. Познавательные: пробуют  самостоятельно формулировать  определения понятий (наука, природа,  человек), выделяют объекты и  процессы с точки зрения целого и  частей; анализируют наблюдаемые  явления, обобщают и делают выводы; Регулятивные: ставят учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно; 5/1 6/2 7/3 8/4 9/5 10/6 2. Первоначальные сведения о строении вещества ( 6ч ). Строение вещества.  Молекулы. Лабораторная работа  № 2 «Измерение размеров  малых тел».  Диффузия в газах,  жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и  отталкивание         молекул. Три состояния вещества.  Агрегатные состояния  вещества. Контрольная работа № 1  «Строение вещества». Знать смысл понятий:  вещество, взаимодействие,  атом(молекула). Уметь пользоваться способом  рядов для определения  диаметра тела. Уметь описывать и объяснять  физическое явление:  диффузия.  Знать смысл понятия:  взаимодействие. Знать основные свойства  агрегатных состояний  вещества. Уметь применять  теоретические знания в  решении качественных задач. Коммуникативные: позитивно  относятся к процессу общения. Умеют  задавать вопросы, строить понятные  высказывания, обосновывать и  доказывать свою точку зрения, умеют  обосновывать и доказывать свою точку  зрения. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их  объяснения, теоретическими моделями  и реальными объектами, овладение  универсальными учебными действиями  на примерах гипотез для объяснения  известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,  разработки теоретических моделей  процессов или явлений; Личностные: убежденность в  возможности познания природы, в  необходимости разумного  использования достижений науки и  технологий для дальнейшего развития  человеческого общества. Познавательные: анализируют  наблюдаемые явления, обобщают и  делают выводы, создают структуру  взаимосвязей смысловых единиц  текста;  Регулятивные:   осознают   качество   и уровень   Оценивают усвоения. достигнутый  результат. Коммуникативные: умеют задавать 3. Взаимодействие тел ( 23ч ). Механическое движение.  Виды движения.  Скорость. Единицы  скорости. Решение задач на  определение скорости       движения тела. Расчёт пути и времени  движения.  Решение задач на расчёт  пути и времени движения. Лабораторная работа №3  «Изучение  зависимости  пути от времени при  прямолинейном  равномерном движении.  Измерение скорости» Явление инерции.  Взаимодействие тел.  Масса тела и её измерение. Лабораторная работа  № 4 «Измерение         массы  тела на рычажных весах» Лабораторная работа  Знать смысл понятия: путь. Уметь описывать и объяснять   равномерное прямолинейное  движение.  Знать смысл понятия:  скорость. Уметь решать задачи с  использованием формулы  определения скорости.  Уметь выявлять зависимость  пути от скорости и от времени. Уметь решать задачи  графическим способом Уметь графическим способом  рассчитывать скорость  движения тела. Знать явление инерции и уметь его объяснять.  Знать смысл понятия масса. Уметь работать с приборами  при нахождении массы тела. Уметь работать с мензуркой  вопросы, строить понятные  высказывания, обосновывать и  доказывать свою точку зрения, умеют  обосновывать и доказывать свою точку  зрения. Формирование умений воспринимать,  перерабатывать и предъявлять  информацию в словесной, образной,  символической формах, анализировать  и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с  поставленными задачами, выделять  основное содержание прочитанного  текста, находить в нем ответы на  поставленные вопросы и излагать его. Личностные: самостоятельность в  приобретении новых знаний и  практических умений. Познавательные: строят логические  цепи рассуждений, устанавливают  причинно­следственные связи,  выполняют операции со знаками и  символами, анализируют условия и  требования задачи; Регулятивные:   составляют   план   и последовательность действий; Коммуникативные: учатся эффективно  сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации,  обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных  11/1 12/2 13/3 14/4 15/5 16/6 17/7 18/8 19/9 20/10 21/11 22/12 23/13 24/14 25/15 26/16 27/17 № 5 «Измерение               объёма тела». Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела  по его плотности. Решение задач на  определение плотности,  объёма и массы тела Лабораторная работа  № 6 «Определение     плотности вещества  твёрдого тела». Сила. Явление тяготения.  Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела.  Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое  изображение сил. Сложение сил, действующих на одной  прямой. при нахождении объёма тела. совместных решений. Знать определение плотности  вещества, формулу. Уметь  работать с физическими  величинами, входящими в  данную формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в  формулу нахождения массы  вещества. Уметь решать задачи с  использованием формулы  определения плотности  вещества. Уметь работать с приборами  (мензурка, весы). Знать определение силы и силы тяжести, единицы её  измерения и обозначения. Уметь схематически  изобразить точку её  приложения к телу. Знать определение силы  упругости. Уметь  схематически изобразить  точку её приложения к телу. Уметь составлять схемы  векторов сил, действующих на тело. 28/18 29/19 30/20 31/21 32/22 33/23 34/1 35/2 Лабораторная работа  № 7 «Исследование  зависимости силы  упругости от удлинения  пружины. Измерение  жёсткости пружины». Трение. Сила трения.  Трение покоя. Трение в  природе и технике.    Лабораторная работа №8  «Исследование зависимости  силы трения скольжения от  силы нормального давления » Центр тяжести тела.  Домашняя лабораторная  работа № 9 «Определение  центра тяжести плоской  пластины». ПКР  Контрольная работа № 2  «Механическое      движение. Взаимодействие тел». Уметь работать с физическими приборами. Уметь графическим способом  рассматривать зависимость  силы упругости от удлинения  пружины. Знать определение силы  трения. Уметь привести  примеры. Уметь графическим способом  рассматривать зависимость  силы трения от силы  нормального давления Уметь определять центр  тяжести тела. Уметь применять  теоретические знания в  решении задач. Уметь применять  теоретические знания в  решении задач. 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 22ч ). Давление твёрдых тел.  Способы уменьшения и  увеличения давления. Лабораторная работа  № 10 «Измерение давления  твёрдого тела на опору» Знать определение физических величин: давление, плотность  вещества, объём, масса. Знать определение физических величин: давление, плотность  вещества, объём, масса. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием   различных   источников и   новых   информационных   технологий для решения познавательных задач. Личностные: самостоятельность в 36/3 37/4 38/5 39/6 40/7 41/8 42/9 43/10 44/11 45/12 приобретении новых знаний и  практических умений. Познавательные: анализируют условия  и требования задачи, осуществляют  поиск и выделение необходимой  информации, устанавливают причинно­ следственные связи, строят логические  цепи рассуждений. Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней,  осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: общаются и  взаимодействуют с партнерами по  совместной деятельности или обмену  информацией, Проявляют  уважительное отношение к партнерам,  внимание к личности другого,  адекватное межличностное восприятие. Решение задач на  определение давления      твёрдых тел. Кратковременная  контрольная работа № 3  «Давление твёрдых тел».  Давление  газа. Передача давления  жидкостями и газами.    Закон Паскаля. Расчёт давления на дно и  стенки сосуда. Решение задач на расчёт  давления на дно и стенки  сосуда.  Сообщающиеся сосуды.  Шлюзы. Вес воздуха. Атмосферное  давление. Опыт  Торричелли.  Барометр – анероид.  Атмосферное давление на  различных высотах.  Манометры.  Поршневой жидкостный  Уметь решать задачи на  определение давления твёрдых  тел. Уметь применять  теоретические знания в  решении задач. Знать смысл физических  законов: Закон Паскаля.  Уметь объяснять передачу  давления в жидкостях и газах. Уметь использовать  физические приборы для  измерения давления. Уметь решать задачи на  определение давления на дно  и стенки сосуда. Выражать  величины в СИ. Уметь объяснять передачу  давления в жидкостях и газах. Уметь объяснять передачу  давления в жидкостях и газах. Уметь использовать  физические приборы для  измерения давления. Уметь использовать  физические приборы для  измерения давления. Уметь использовать  физические приборы для  измерения давления. Уметь объяснять передачу 46/13 47/14 48/15 49/16 50/17 51/18 52/19 53/20 54/21 55/22 насос. Гидравлический  пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.  Архимедова сила. Решение задач на  определение архимедовой  силы. Лабораторная работа  № 11 «Определение     выталкивающей силы,  действующей на          погружённое в жидкость  тело». Решение задач на давление  жидкостей и газов. Контрольная работа № 4  «Давление жидкостей и  газов». Плавание тел. Условия  плавания тел. Плавание  судов. Воздухоплавание. Решение задач на плавание  тел. Лабораторная работа  № 12 «Выяснение условий  плавания тела в жидкости». ИКР  давления в жидкостях и газах. Знать физический смысл  физических законов: Закон  Архимеда. Уметь объяснять передачу  давления в жидкостях и газах. Уметь решать задачи на закон  Архимеда. Уметь использовать  физические приборы для  определения выталкивающей  силы. Уметь решать задачи на  определение давления  жидкостей и газов. Уметь применять  теоретические знания в  решении задач. Уметь объяснять передачу  давления в жидкостях и газах. Уметь решать задачи на  применение закона Архимеда. Уметь использовать  физические приборы для  определения выталкивающей  силы. Уметь применять 56/1 57/2 58/3 59/4 60/5 61/6 62/7 63/8 теоретические знания в  решении задач. 5. Работа и мощность. Энергия ( 11ч ). Механическая работа.  Единицы работы. Мощность. Единицы  мощности. Решение задач на  определение механической  работы и мощности. Простые механизмы. Рычаг в природе и      технике.  Момент силы.  Лабораторная работа  № 13 «Выяснение         условия равновесия  рычага». Применение закона  равновесия рычага к блоку. «Золотое правило  механики». КПД  механизма. Лабораторная работа  № 14 «Измерение         КПД  при подъёме тела по  наклонной плоскости». Знать определение работы,  обозначение физической  величины и единицы  измерения. Знать определение мощности,  обозначение физической  величины и единицы  измерения. Уметь воспроизводить  формулы, находить  физические величины: работа, мощность. Знать устройство рычага.  Уметь изобразить на рисунке  расположение сил и найти  момент силы. Уметь проводить эксперимент  и измерять длину плеч рычага  и массу грузов. Знать устройство блоков. Знать определение физических величин, КПД механизмов. Знать определение физических величин, КПД механизмов.  Уметь определять силу,  высоту, работу.  Развитие монологической и  диалогической речи, умения выражать  свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку  зрения, признавать право другого  человека на иное мнение. Личностные результаты:  сформированность познавательных  интересов, интеллектуальных и  творческих способностей учащихся. Познавательные: умеют заменять  термины определениями,  устанавливают причинно­следственные  связи, выделяют количественные  характеристики объектов, заданные  словами;  Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению, осознают качество и уровень  усвоения;  Коммуникативные: вступают в диалог,  участвуют в коллективном обсуждении  проблем, учатся владеть  монологической и диалогической  формами речи. 64/9 65/10 66/11 67/1 68/2 Энергия. Потенциальная и  кинетическая    энергии.  Превращение одного вида     энергии в другой. Решение задач на  применение закона  равновесия рычага,  определение КПД. Контрольная работа № 5  «Работа, мощность и  энергия».  Знать определение  физических величин: энергия.  Знать смысл закона  сохранения энергии, Приводить примеры  механической энергии и её  превращения. Знать определение физических величин, единицы измерения  энергии. Уметь применять  теоретические знания в  решении качественных задач. 6. Повторение ( 2 ч ). Решение задач на  взаимодействие тел. Решение задач на давление  твёрдых тел жидкостей и  газов. Уметь применять  теоретические знания в  решении задач. Уметь применять  теоретические знания в  решении задач. Освоение   приемов   действий   в нестандартных   ситуациях,   овладение эвристическими   методами   решения проблем. Личностные результаты: готовность к  выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и  возможностями; Познавательные: оценивают  достигнутые результаты,  определяют  причины успехов и неудач,  демонстрируют умение решать задачи  базового и повышенного уровня  сложности;  Регулятивные: умеют выводить  следствия из имеющихся в условии  задачи данных. Выбирают наиболее  эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строят  речевые высказывания в устной и  письменной форме; Коммуникативные: придерживаются  морально­этических и психологических принципов общения и сотрудничества,  Используют адекватные языковые  средства для отображения своих  чувств, мыслей и побуждений. Итого: 68 часов Количество контрольных работ по темам – 5 Количество лабораторных работ по темам – 14 ПК/Р – промежуточная контрольная работа ИК/Р – итоговая контрольная работа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017