Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
рабочая программа 5 класс биологияфгос.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы
«Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, требований к структуре основной образовательной
программы основного общего образования, прописанных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также Концепции духовнонравственного развития и
воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в
начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для
изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно
методического комплекса из серии «Вертикаль», авторский коллектив
Н.И.Сонин и А.А.Плешаков.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а
также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний
для современного человека трудно переоценить.
Помимо
мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе
лежат в основе
природоохранных мероприятий, мероприятий по
поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной
деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому
главная цель биологического образования заключается в
повышении его качества и эффективности получения и практического
использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В
соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной
высокую биологическую,
школе должно обеспечить учащимся
экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в
решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их
взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий
мир.14 классы»;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических
и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является
условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие,
исследовательские, личностноориентированные, проектные и групповые
педагогические технологии.
Целесообразно также проведение
региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в
регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности
учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и
укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей
среды. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений,
лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в
разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению
знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Введение.
(4 часа)
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения
природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для
научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели.
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими
приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации
знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности
организма .
(3 часа)
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и
световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные
и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.
Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их
роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов.
(2 часа)
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в
способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни
организмов.
Лабораторные и практические работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
(1 час)
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники.
(3 часа)
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика,
строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в
природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы: Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира.
(6 часов)
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей
строение и
в природе,
их использование человеком.
Мхи,
в природе, хозяйственное значение.
жизнедеятельность. Роль мхов
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников,
их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и
многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование
особенности строения,
Покрытосеменные растения,
человеком.
жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
Водоросли в аквариуме.
Споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветка.
Раздел 7. Многообразие животного мира.
(4 часа)
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе
и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных.
Как развивалась жизнь на Земле.
(1 час)
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов. (5 часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли.
Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле.
(5 часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под
угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность
жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по
биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни
и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является
(УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебнометодическое обеспечение учебного процесса
предусматривает использование УМК (учебнометодических комплексов)
по биологии:
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс:
учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь.
– М.: Дрофа, любое издание.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5
класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи
грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы. 4. Географические карты материков.
5. Экраннозвуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электроннообразовательные ресурсы.
8. Мультимедиапроекция.
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Рабочая программа 5 класс биология фгос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.