Рабочая программа составлена к учебнику Босова Л.Л. 5 класс. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.
программа 5 - 6 класс.docx
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___
от «___»________2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета МОУ СОШ № 6
Директор МОУ СОШ № 6
Протокол № __
________ /Н. А. Жосан/
от «___»________2016 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № _____
от «_ _» ________2016 г
руководитель
________ /_____________/
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 6
по учебному предмету «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
базовый уровень
для учащихся 56 классов
г. КомсомольскнаАмуре
Структура документа к уровню подготовки выпускников; основное содержание
пояснительную записку;;
Рабочая программа по информатике включает следующие разделы: пояснительную записку
Рабочая программа по информатике включает следующие разделы:
основное содержание с примерным распределением
требования к уровню подготовки выпускников;
с примерным распределением
требования
учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов;
учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов;
календарнотематическое планирование..
календарнотематическое планирование
ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 56 классов и реализуется
на основе следующих документов:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» п. 9 ст.2, п.2 ст. 28, п.6 и 7 ст.32, п.3 ст. 47 и п.1 ст.48.
2.Письма Департамента государственной политики в области образования и науки РФ от 7 июля
2006 года № 03 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального
государственного учебного плана»
3.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом
Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Федеральной примерной программы основного общего образования по информатике, созданной на
основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
5.Санитарных правил и норм. (СанПин 2.42. – 2821 10).
6.Устава МОУ СОШ № 6
7.Положения о рабочей программе
8.Учебного плана МОУ СОШ № 6 на 20162017 учебный год
9. Авторской программы: программы по информатике для основной школы: 59 классы. Л.Л.
Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015),
10. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ,
Лаборатория знаний,2015.
11. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ,
Лаборатория знаний,2014.
12. Информатика. 56 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.:
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе
необходимо решить следующие задачи:
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем
мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными
навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
формирование умений
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде
соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных
средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать
полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной
собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ;
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых
компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего
образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской
программой учебного курса.
Характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационныхи коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на
уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего
мира. В этих условиях велика роль фундаментальногообразования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоениюновых технологий, в том числе,
информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в
обществе требует развития разнообразных форм мышления, формированияу учащихся умений
организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления, умении реализовать в полноймере общеобразовательный потенциал
этого курса.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
1. В направлении личностного развития:
развитие алгоритмического мышления;
формирование информационноправовой культуры, соблюдения авторского права, уважения к
частной информации и информационному пространству;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту
значимой информации и личную информационную безопасность,развитие качество окружающей
информационной среды; приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по
настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
учебных проектов;
использованием ИКТ.
2. В метапредметном направлении:
формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования,
формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании
различных объектов, явлений и процессов;
формирование умения планирования деятельности;
модель;
контроль, анализ, самоанализ результатов деятельности;
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
умение
информации, необходимые для решения задачи;
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаковосимволическую
выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта
моделирования;
представления ин формации в виде информационных моделей
формирование умений
различных видов на естественном, формализованном и формальном языках.
3. В предметном направлении:
успешного обучения и повседневной жизни;
формирование механизмов мышления, характерного для информатики и информационной
деятельности.
овладение видами информационной учебной деятельности и компетенциями, необходимыми для
овладение навыками постановки задачи при полной и неполной имеющейся информации;
выбирать
источники Место предмета в учебном плане
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений учебный предмет
«Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается
в 5 классе, рассчитан на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть
отводится 18 часов, на контрольные уроки 4 часа.
Распределение часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Количество уроков по
государственной
программе 56 класс
Количество уроков по
рабочей программе
5 класс
6 класс
Информация вокруг нас.
Компьютер
Подготовка текстов на компьютере
Компьютерная графика
Создание мультимедийных объектов
Объекты и системы
Информационные модели
Алгоритмика
Резерв
Итого:
12
8
8
6
7
8
8
10
1
68
Учебно-тематический план
10
3
6
3
4
3
4
1
2
5
2
3
3
8
5
6
34
34
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел
Тема
Информация вокруг
нас
Информация вокруг нас.
Компьютер
Информационные
технологии
Подготовка текстов на
компьютере
Информационное
моделирование
Элементы
алгоритмизации
мультимедийных
Компьютерная графика
Создание
объектов
Объекты и системы
Информационные модели
Алгоритмика
3 (уроки № 19 – 21)
4 (уроки № 30 – 33)
3 (уроки № 16 – 18)
4 (уроки № 26 – 29)
Резерв
Итого:
1 (урок № 34)
34
Общее количество часов
5 класс
6 класс
10 (уроки № 1, 5 – 9,
22 – 25)
3 (уроки № 2 – 4)
6 (уроки № 10 – 15)
2
5
2
3
3
8
7
6
34 Примерные темы,
раскрывающие
основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Тема 1.
Информация
вокруг нас (12
часов)
Содержание учебного предмета
Основное содержание по
Характеристика деятельности
темам
ученика
Информация
и
Как человек
информатика.
получает информацию. Виды
информации по
способу
получения.
Хранение
информации.
Память человека и память
человечества.
Носители
информации.
Передача
информации.
Источник,
приёмник.
Примеры передачи информации.
Электронная почта.
канал,
Код,
информации.
кодирования
Метод координат.
кодирование
Способы
информации.
Формы
представления
информации. Текст как форма
представления информации.
Табличная
форма
представления информации.
Наглядные
формы
представления информации.
Обработка информации.
Разнообразие задач обработки
информации. Изменение формы
представления информации.
Систематизация информации.
Поиск информации. Получение
новой
информации.
Преобразование информации по
Черные
заданным правилам.
Аналитическая деятельность:
примеры
приводить примеры передачи,
хранения и обработки информации
в деятельности человека, в живой
природе, обществе, технике;
приводить
информационных носителей;
классифицировать информацию по
способам её восприятия человеком,
по формам представления на
материальных носителях;
разрабатывать план действий для
решения задач на переправы,
переливания и пр.;
определять, информативно или нет
некоторое
если
известны способности конкретного
субъекта к его восприятию.
сообщение,
Практическая деятельность:
кодировать
и
сообщения,
декодировать
используя простейшие коды;
работать с электронной
почтой (регистрировать почтовый
ящик и пересылать сообщения);
осуществлять
поиск
информации в сети Интернет с
использованием простых запросов
(по одному признаку);
сохранять для индивидуального
использования найденные в сети
Интернет
информационные
объекты и ссылки на них;
систематизировать
(упорядочивать) файлы и папки;
значения
арифметических выражений с
вычислять Преобразование
ящики.
информации
путем
рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Задачи на
переливания.
на
переправы.
Задачи
Информация и знания.
познание
мира.
мышление.
Чувственное
окружающего
Абстрактное
Понятие как форма мышления.
Тема 2. Компьютер
(7 часов)
Компьютер – универсальная
машина для работы с
информацией.
Техника
безопасности и организация
рабочего места.
Основные
устройства
в том числе
ввода
звука,
компьютера,
устройства
информации (текста,
изображения) в компьютер.
для
Компьютерные объекты.
Программы и документы. Файлы
и папки. Основные правила
именования файлов.
Элементы
указатель
пользовательского интерфейса:
рабочий стол; панель задач.
Мышь,
мыши,
действия с мышью. Управление
компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное
меню. Запуск программ. Окно
программы и его компоненты.
Диалоговые окна.
Основные
элементы
управления,
имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память
Клавиатура.
Основная
компьютера.
Группы клавиш.
помощью программы Калькулятор;
преобразовывать
информацию
правилам и путём рассуждений;
по
заданным
решать
задачи на
переливания, переправы и пр. в
соответствующих программных
средах.
Аналитическая деятельность:
аппаратное
и
обеспечение
выделять
программное
компьютера;
анализировать
устройства
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода и
передачи информации;
определять технические средства, с
помощью которых может быть
реализован ввод информации
(текста, звука, изображения) в
компьютер.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную
программу;
работать с основными элементами
пользовательского интерфейса:
использовать меню, обращаться за
справкой,
работать с окнами
(изменять размеры и перемещать
окна, реагировать на диалоговые
окна);
вводить информацию в компьютер
с помощью клавиатуры (приёмы
квалифицированного
клавиатурного письма), мыши и
других технических средств;
создавать,
переименовывать,
перемещать, копировать и удалять
файлы;
соблюдать
требования
к
Тема 3. Подготовка
текстов на
компьютере (8
часов)
позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор.
Правила ввода текста.
Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования
(вставка, удаление и замена
символов).
Фрагмент.
Перемещение и удаление
фрагментов.
Буфер обмена.
Копирование фрагментов.
Проверка правописания,
переносов.
расстановка
Форматирование
символов
(шрифт, размер, начертание,
цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой
строки,
междустрочный
интервал и др.).
Создание
и
форматирование списков.
Вставка
в документ
таблицы, ее форматирование и
заполнение данными.
Тема 4.
Компьютерная
графика (6 часов)
Компьютерная графика.
Простейший графический
редактор.
Инструменты графического
Инструменты
простейших
редактора.
создания
графических объектов.
Исправление ошибок и
внесение изменений. Работа с
удаление,
фрагментами:
перемещение,
копирование.
Преобразование фрагментов.
компьютерного
организации
рабочего места,
требования
безопасности и гигиены при работе
со средствами ИКТ.
Аналитическая деятельность:
этапы
соотносить
(ввод,
редактирование, форматирование)
создания текстового документа и
возможности тестового процессора
по их реализации;
инструменты
определять
текстового
для
редактора
выполнения базовых операций по
созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые
документы на родном и
иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять
фрагменты текста;
создавать
тексты
повторяющимися
с
фрагментами;
осуществлять орфографический
контроль в текстовом документе с
помощью средств текстового
процессора;
оформлять текст в соответствии с
заданными
требованиями к
шрифту, его начертанию, размеру и
цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать,
и
форматировать
заполнять данными таблицы.
Аналитическая деятельность:
работу
выделять в сложных графических
объектах простые (графические
примитивы);
по
планировать
конструированию
сложных
графических объектов из простых;
определять
инструменты
графического редактора для
выполнения базовых операций по
созданию изображений;
Практическая деятельность:
использовать
простейший Тема 5. Создание
мультимедийных
объектов (7 часов)
Тема 6. Объекты и
системы (8 часов)
Устройства
ввода
графической информации.
Мультимедийная
презентация.
Описание последовательно
событий
Анимация.
настройки
редакторе
развивающихся
(сюжет).
Возможности
анимации
презентаций.
в
(растровый и/или векторный)
графический редактор для
создания и редактирования
изображений;
создавать сложные графические
объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Аналитическая деятельность:
планировать
последовательность событий на
заданную тему;
подбирать
материал,
иллюстративный
соответствующий
замыслу
создаваемого мультимедийного
объекта.
Практическая деятельность:
Создание эффекта движения с
помощью
смены
последовательности рисунков.
Объекты и их имена.
Признаки объектов: свойства,
действия, поведение, состояния.
Отношения
объектов.
Разновидности объектов и их
классификация.
Состав
объектов. Системы объектов.
Система и окружающая среда.
Персональный компьютер
как система. Файловая система.
Операционная система.
использовать редактор презентаций
или иное программное средство
для создания анимации по
имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему
мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой
содержат
звуки,
графические изображения.
Аналитическая деятельность:
тексты,
анализировать
объекты
окружающей действительности,
указывая их признаки — свойства,
действия, поведение, состояния;
выявлять отношения, связывающие
данный объект с другими
объектами;
осуществлять деление заданного
множества объектов на классы по
заданному или самостоятельно
выбранному
признаку
—
основанию классификации;
приводить примеры материальных,
нематериальных и смешанных
систем.
Практическая деятельность:
изменять свойства рабочего стола:
тему, фоновый рисунок, заставку;
изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных
объектов
папок,
файлов) и возможных действий с
(устройств, Тема 7.
Информационные
модели (10 часов)
Тема 8.
Алгоритмика (10
часов)
Модели объектов и их
Информационные
назначение.
Словесные
модели.
информационные
модели.
Простейшие математические
модели.
Табличные
информационные
модели.
Структура
и
правила
оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение
логических задач.
и
Вычислительные таблицы.
диаграммы.
Графики
Наглядное представление о
величин.
соотношении
Визуализация
многорядных
данных. Многообразие схем.
Понятие
Информационные модели на
графах. Деревья.
исполнителя.
Неформальные и формальные
Учебные
исполнители.
исполнители
(Черепаха,
Кузнечик, Водолей и др.) как
примеры
формальных
исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система
команд.
Управление
исполнителями с помощью
команд
их
последовательностей.
и
ними;
упорядочивать информацию в
личной папке.
Аналитическая деятельность:
натурные
различать
и
информационные
модели,
изучаемые в школе, встречающиеся
в жизни;
приводить примеры использования
таблиц, диаграмм, схем, графов и
т.д.
при описании объектов
окружающего мира.
Практическая деятельность:
создавать словесные модели
(описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;
создавать простые вычислительные
в них
таблицы,
информацию
проводить
несложные вычисления;
создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели.
вносить
и
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению
учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций,
которые могут быть описаны с
помощью линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и
циклами.
Практическая деятельность:
Что такое алгоритм.
записи
Различные формы
алгоритмов
(нумерованный
список, таблица, блоксхема).
Примеры линейных алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной
составлять линейные алгоритмы по
учебным
управлению
исполнителем;
составлять
вспомогательные
алгоритмы для управления
учебными исполнителем;
составлять циклические алгоритмы
учебным
управлению
по в
жизни,
произведениях,
математики и т.д.).
литературных
на уроках
исполнителем.
Составление алгоритмов
(линейных, с ветвлениями и
для управления
циклами)
исполнителями
Чертёжник,
Водолей и др.
Резерв учебного времени в 5–6 классах: 2 часа
Предметные результаты обучения
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный
объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в
живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности
конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной
науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием
таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия,
поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню,
обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать
на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по
одному признаку);
ориентироваться на интернетсайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную
страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и
гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести
опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств
информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру
и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными
фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды
которой содержат тексты, звуки, графические
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать
сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы,
схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственнографической или знаково
символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о
моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в
соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система
команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции
«следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с
заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти
результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и
личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других
предметных
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой
разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
формируются
изучении.
при
областей
их
и
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного
использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как
«объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационнологического характера: анализ
объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание
недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение
следствий; установление причинноследственных связей; построение логических цепочек
рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и
того, что требуется установить; планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,
разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с
целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная
задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или
знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде
соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации
расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и
обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в
компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для
них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных
экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную
деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование»,
«алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной
системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и
записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных
величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной
специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет
оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации
тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства
учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не
работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более
детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать
бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на
временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им
правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
•
•
•
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет
сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе
тестирования.
При подведении итогов желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50 70% — «не зачтено»;
71 85% — «зачтено»;
86 100% — «зачтено»
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть
снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл
определяет «судьбу» итога работы, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно
проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно
создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение,
возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости
проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать
тестирование «традиционное» — с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет
учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к
организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает
у школьников особых затруднений.
В 6 классах используется несколько различных форм контроля: тестирование; зачет; проект.
Сегодня, в условиях личностноориентированного обучения все чаще происходит: смещение
акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному
предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку.
В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке
информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка,
содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года
или даже нескольких лет обучения.
Учебно-методические средства обучения
Учебнометодический комплект
(основная литература)
1. Примерная основная образовательная программа (Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. :
Просвещение, 2011), сайт Федерального агентства по образованию (http:// www.ed.gov.ru/ob
edu/noc/rub/standart/);
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
6. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
8. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (сайт методической поддержки УМК
metodist.lbz.ru/)
Перечень учебнометодического и программного обеспечения по информатике и ИКТ
для 56 классов
1. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Контрольноизмерительные материалы по информатике для VVII
классов Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007. №
6. — М.: Образование и Информатика, 2007.
3. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 56 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2006.
4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 56». — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.
5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu/ru/).
6. Материалы
(metodist.
мастерской
авторской
Босовой
Л.
Л.
Lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html). 7. Операционная система Windows ХР.
8. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2003.
9. Для 56 классы выполнение заданий осуществляется в среде Виртуальных лабораторий
Система Виртуальных лабораторий для 56 классов может работать в двух режимах:
1) Устанавливаемая в операционную систему электронная оболочка, в которую подгружаются файлы
задач. Электронную оболочку можно взять в Единой коллекции ЦОР:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f18e7469da53e08d72f0ec961/
2) Независимые модули отдельных виртуальных сред, не требующие установки в операционную
систему, в которые подгружаются файлы задач. Электронные модули можно взять в Единой коллекции
ЦОР:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f18e7469da53e08d72f0ec961/109592/
Для проведения олимпиады требуются четыре лаборатории:
Перекладывания
Переливания
Переправы
Разъезды
Система Виртуальных лабораторий является бесплатным программным обеспечением. Календарно-тематическое планирование в 5 классе
№
ур
ок
а
дата
план факт
Тема
урока
изучения
Цели
курса
информатики.
Информация
вокруг
Техника
безопасности.
нас.
1
2
Компьютер –
универсальная
машина для работы
с информацией
Планируемые
результаты освоения
материала
Личностн
ые
навыки
безопасного и
целесообразног
о поведения при
работе
в
компьютерном
классе
Метап
редме
тные
умение
работать с
учебником;
умение
работать с
электронны
м
приложение
м
к
учебнику
Предме
тные
общие
представления
о
целях
изучения
курса
информатики;
общие
представления
об
информации и
информационн
ых процессах
Оборуд
ование,
ЭОР
Вид
конт
роля
дома
шнее
задан
ие
самоконтр
оль
§1, рабочая
тетрадь (РТ):
№1, №4, №7,
№10.
Дополнител
ьное
задание:
№11 в РТ,
№7 на стр. 9
учебника.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран.
1) презентация
«Информация
вокруг нас»;
4) презентация
«Техника
безопасности»
знание
основных
устройств
компьютера и
основы
ИКТ
компетентн
ости
представление о
роли
компьютеров в
жизни
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
тематичес
кий
контроль,
внешний
§2, РТ: №12,
№13, №14,
№23.
Дополнител
предм
етная
термин
ология
информация;
виды
информации
по способу
получения;
виды
информации
по
форме
представления
; действия с
информацией;
техника
безопасности
и организация
рабочего
места.
универсальный
объект;
компьютер;
аппаратное их функций
обеспечение;
техника
безопасности.
3
Ввод информации в
память
компьютера.
Клавиатура
Практическая
работа №1
«Вспоминаем
клавиатуру»..
устройства
ввода
информации;
клавиатура;
группы
клавиш;
комбинации
клавиш;
основная
позиция
пальцев;
клавиатурный
тренажер;
представление
об основных
устройствах
ввода
информации в
память
компьютера
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
ввода
информаци
и с
клавиатуры
современного
человека;
способность и
готовность к
принятию
ценностей
здорового
образа жизни за
счет
знания
основных
гигиенических,
эргономических
и технических
условий
безопасной
эксплуатации
средств
информационны
х
и
коммуникацион
ных
технологий .
понимание
важности для
современного
человека
владения
навыком слепой
десятипальцево
й печати.
ьное задание:
№24, № 32 в
РТ; №9 на
стр.16
учебника.
проектор, экран.
контроль
1) презентация
«Компьютер –
универсальная
машина для
работы с
информацией »;
2) презентация
«Компьютер на
службе у
человека».
тематичес
кий
контроль,
самоконтр
оль,
внешний
контроль
§3; РТ: №25,
№26, №28,
№33.
Дополнитель
ное задание:
один из
номеров 35
или 36,
№37.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся.
презентация
«Ввод
информации в
память
компьютера». 4
5
Управление
компьютером.
№2
Практическая
работа
«Вспоминаем
приёмы
управления
компьютером».
Хранение
информации
Практическая
работа №3
«Создаём и
сохраняем
файлы».
слепая
десятипальцев
ая печать.
программное
обеспечение;
документ;
рабочий стол;
панель задач;
указатель
мыши; меню;
главное меню;
окно;
элементы
окна.
информация;
действия с
информацией;
хранение
информации;
память;
носитель
информации;
файл; папка.
общие
представления
о
пользовательс
ком
интерфейсе;
представление
о
приёмах
управления
компьютером
общие
представления
о хранении
информации
как
информационн
ом процессе;
представления
о
многообразии
носителей
информации
тематичес
кий
контроль,
самоконтр
оль,
внешний
контроль
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§4; РТ: №38,
№39,
№42,
№53.
Дополнитель
ное задание:
№54 в РТ;
№21 на стр.
34
учебника.
§5; РТ: №55,
№59, №63,
№64, №67.
Дополнитель
ные задания:
№57, №61,
№68, №69.
основы
ИКТ
компетентн
ости;
навыки
управления
компьютер
ом
понимание
важности для
современного
человека
владения
навыками
работы
компьютере
на
понимание
значения
хранения
информации
для жизни
человека и
человечества;
интерес к
изучению
информатики
понимание
единой
сущности
процесса
хранения
информаци
и
человеком
и
техническо
й системой;
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умения
работы с
файлами;
умения
упорядочив
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся.
презентация
«Управление
компьютером».
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся.
1) презентация
«Хранение
информации»;
2) презентация
«Носители
информации»;
3) презентация
«Хранение
информации:
история и
современность» 6
7
8
Передача
информации
информация;
действия
с
информацией;
передача
информации;
источник
информации;
информационн
ый
канал;
приёмник
информации.
Электронная почта
Практическая
работа №4
«Работаем с
электронной
почтой».
передача
информации;
электронная
почта;
электронное
письмо.
К.р.№1 по теме
«Устройство
компьютера.
Действия
с
условный
знак;
код;
кодирование;
декодирование
общие
представления
о передаче
информации
как
информационн
ом процессе;
представления
об источниках
информации,
информационн
ых каналах,
приёмниках
информации
общие
представления
об
электронной
почте,
электронном
адресе
электронном
письме
общие
представления
о кодах и
кодировании;
умения
об
и
ания
информаци
и в личном
информаци
онном
пространст
ве
понимание
единой
сущности
процесса
передачи
информаци
и
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
отправлять
и получать
электронны
е письма
умение
перекодиро
вать
информаци
ю из одной
понимание
значения
коммуникации
жизни
для
человека
и
человечества;
интерес
изучению
информатики
к
понимание
значения
коммуникации
жизни
для
человека
и
человечества;
интерес
изучению
информатики
понимание
значения
различных
кодов в жизни
человека;
к
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проект ор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Передача
информации»;
2) презентация
«Средства
передачи
информации»
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проект ор, экран;
ПК учащихся
презентация
«Передача
информации».
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
тематичес
кий
контроль,
самоконтр
оль
§6; РТ: №70,
№72,
№74.
Дополнитель
ное задание:
№75
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§6 (3); РТ:
№76,
№77.
Дополнитель
ное задание:
№78.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§7(1, 2), РТ:
№79–№98
(выборочно,
по
усмотрению .
информацией».
В мире кодов.
Способы
кодирования
информации
Метод координат
Текст как форма
представления
информации.
Компьютер –
основной
инструмент
подготовки текстов
код;
кодирование;
графический
способ
кодирования;
числовой
способ
кодирования;
символьный
способ
кодирования;
метод
координат.
текст;
текстовая
информация;
текстовый
документ.
кодировать и
декодировать
информацию
при известных
правилах
кодирования;
представление
о методе
координат
общее
представление
о тексте как
форме
представления
информации;
умение
создавать
несложные
текстовые
документы на
пространст
венно
графическо
й
или
знаково
символичес
кой формы
в другую;
понимание
необходимо
сти выбора
той или
иной
формы
представле
ния
(кодирован
ия)
информаци
и в
зависимост
и от
стоящей
задачи
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
осознанно
строить
речевое
высказыван
ие в
письменной
к
интерес
изучению
информатики
ПК учащихся
презентация
«Кодирование
информации».
учителя).
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
понимание
значения
различных
кодов в жизни
человека;
интерес к
изучению
информатики.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
презентация
«Кодирование
информации»
§7(3), РТ:
№99
(количество
вариантов —
по желанию
ученика),
№100.
Дополнитель
ное задание:
№101.
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§8 (1, 3); РТ:
№102, №104
(построить
одну из
цепочек по
выбору
учащегося),
№105.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Текстовая
информация»;
2) презентация
«Цепочки слов».
9
10 родном языке;
сформировать
у школьников
представление
о компьютере
как
инструменте
обработки
текстовой
информации
понятие о
документе, об
основных
объектах
текстового
документа;
знание
основных
правил ввода
текста; умение
создавать
несложные
текстовые
документы на
родном языке
представление
о
редактировани
и как этапе
создания
текстового
документа;
умение
редактировать
несложные
форме
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
осознанно
строить
речевое
высказыван
ие в
письменной
форме
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
осознанно
строить
речевое
высказыван
ие в
Основные объекты
текстового
документа. Ввод
текста
Практическая
работа №5
«Вводим текст».
текстовый
документ;
объекты
текстового
документа;
Редактирование
текста
текстовый
документ;
редактировани
е текстового
документа;
операции;
Практическа
я работа №6
«Редактируе
§8 (2, 4); РТ:
№111, №103.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§8 (5); РТ:
№110, №112.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
презентация
«Текстовая
информация»
файлы
заготовки
Слова.rtf,
Анаграммы.rtf.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Текстовая
информация»;
2) плакат
11
12 м текст».
текстовые
документы на
родном языке
письменной
форме
Текстовый
фрагмент и
операции с ним.
Практическая
работа №7
«Работаем с
фрагментами
текста».
умение
работать с
фрагментами
в процессе
редактировани
я текстовых
документов
текстовый
документ;
редактировани
е текстового
документа;
буфер обмена;
фрагмент;
операции с
фрагментом;
Форматирование
текста
текстовый
документ;
представление
о
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
осознанно
строить
речевое
высказыван
ие в
письменной
форме;
умение
выполнять
основные
операции
по
редактиров
анию
текстовых
документов
основы
ИКТ
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды.
чувство личной
ответственност
13
14
«Подготовка
текстовых
документов»;
3) файлы
заготовки
Вставка.rtf,
Удаление.rtf,
Замена.rtf,
Смысл.rtf,
Буква.rtf,
Пословицы.rtf,
Большой.rtf
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Текстовая
информация»;
2) плакат
«Подготовка
текстовых
документов;
3) файлы
заготовки
Лишнее.rtf,
Лукоморье.rtf,
Фраза.rtf,
Алгоритм.rtf,
Медвежонок.rtf,
100.rtf.
персональный
компьютер (ПК)
§8 (5); РТ:
№113, №114,
№115.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
тематичес
кий
§8; РТ:
№118. Практическая
работа №8
«Форматируем
текст».
форматирован
ие текстового
документа;
выравнивание;
шрифт;
начертание.
форматирован
ии как этапе
создания
текстового
документа;
умение
форматироват
ь несложные
текстовые
документы
таблица;
столбец
таблицы;
строка
таблицы;
ячейка
таблицы.
представление
о структуре
таблицы;
умение
создавать
простые
таблицы
Представление
информации в
форме таблиц.
Структура
таблицы.
Практическая
работа №9
«Создаём простые
таблицы»
(задания 1 и 2).
контроль,
внешний
контроль
Дополнитель
ное задание:
№119.
§9 (1); РТ:
№121, №123,
№124.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
и за качество
окружающей
информационно
й среды.
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Текстовая
информация»;
2) плакат
«Подготовка
текстовых
документов»;
3) файлы
Форматирование.
rtf, Радуга.rtf.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
презентация
«Представление
информации в
форме таблиц».
компетентн
ости;
умение
оформлять
текст в
соответстви
и с
заданными
требования
ми к
шрифту,
его
начертанию
, размеру и
цвету, к
выравниван
ию текста
основы
ИКТ
компетентн
ости;
умение
применять
таблицы
для
представле
ния разного
рода
однотипной
информаци
и
Табличное решение
логических задач.
Практическая
таблица;
логическая
задача;
умение
представлять
информацию в
основы
ИКТ
компетентн
чувство личной
ответственност
и за качество
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
тематичес
кий
контроль,
§9 (2); РТ:
№126, №127.
Дополнитель
15
16 работа №9
«Создаём простые
таблицы»
(задания 3 и 4).
взаимно
однозначное
соответствие.
табличной
форме
Разнообразие
наглядных форм
представления
информации
рисунок;
схема;
наглядность.
умение
представлять
информацию в
наглядной
форме
ости;
умение
использоват
ь таблицы
для
фиксации
взаимно
однозначно
го
соответстви
я между
объектами
двух
множеств
умение
выбирать
форму
представле
ния
информаци
и,
соответству
ющую
решаемой
задаче
Диаграмма
столбчатая и
круговая.
Диаграммы.
Создание диаграмм
на компьютере К.р.
№2 По теме
«Формы
представления
умение
строить
столбиковые и
круговые
диаграммы
умение
выбирать
форму
представле
ния
информаци
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
внешний
контроль
ное задание:
№129.
окружающей
информационно
й среды
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
презентация
«Табличный
способ решения
логических
задач».
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Наглядные
формы
представления
информации»;
2) презентация
«Поезда»;
3) презентация
«Теплоходы».
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§10 (1, 2);
№5 и №6 на
стр. 73
учебника;
РТ: №132.
Дополнитель
ное задание:
№137.
§10 (5); РТ:
№134, №135,
№136.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
17
18 информации».
Практическая
работа №10
«Строим
диаграммы»
Компьютерная
графика.
Инструменты
графического
редактора
Практическая
работа №11
«Изучаем
инструменты
графического
редактора».
компьютерная
графика;
графический
редактор;
инструменты
графического
редактора.
Преобразование
графических
изображений
Практическая
работа №12
«Работаем с
графическими
фрагментами».
графический
редактор;
сканер;
графический
планшет;
инструменты
графического
редактора;
фрагмент.
и,
соответству
ющую
решаемой
задаче;
умение
визуализир
овать
числовые
данные
развитие
ИКТ
компетентн
ости;
умение
выбирать
форму
представле
ния
информаци
и,
соответству
ющую
решаемой
задаче
развитие
ИКТ
компетентн
ости;
умение
выбирать
форму
представле
ния
информаци
умение
создавать
несложные
изображения с
помощью
графического
редактора;
развитие
представлений
о компьютере
как
универсальном
устройстве
работы с
информацией
умение
создавать и
редактировать
изображения,
используя
операции с
фрагментами;
представления
об устройстве
ввода
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
презентация
«Наглядные
формы
представления
информации»
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Компьютерная
графика»;
2) файлы
заготовки
Подкова.bmp,
Многоугольники
.bmp.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Компьютерная
графика»;
2) файлы
§ 11 (1, 2);
РТ: №138,
№139.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§ 11 (2, 3);
РТ: №142,
№143, №144.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
19
20 графической
информации
умение
создавать
сложные
изображения,
состоящие из
графических
примитивов
графический
редактор;
графический
примитив;
фрагмент.
Создание
графических
изображений
Практическая
работа №13
«Планируем
работу в
графическом
редакторе».
Разнообразие задач
обработки
информации.
Систематизация
информации
информация;
обработка
информации;
информационн
ая задача;
систематизаци
я информации
представление
об
информационн
ых задачах и
их
разнообразии;
представление
о двух типах
обработки
информации
и,
соответству
ющую
решаемой
задаче
умение
выделять в
сложных
графически
х объектах
простые;
умение
планироват
ь работу по
конструиро
ванию
сложных
объектов из
простых;
развитие
ИКТ
компетентн
ости
умение
выделять
общее;
представле
ния о
подходах к
упорядочен
ию
(систематиз
ации)
информаци
и
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
Природа.bmp,
Ваза.bmp,
Шляпы.bmp,
Акробат.bmp.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Компьютерная
графика»;
2) презентация
«Планируем
работу в
графическом
редакторе».
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации».
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§ 11; РТ:
№145.
Дополнитель
ное задание:
№146.
§ 12 (1, 2);
РТ: №148,
№149, №150.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
21
22 23
24
Списки – способ
упорядочивания
информации
Практическая
работа №14
«Создаём списки».
Поиск информации
информация;
обработка
информации;
систематизаци
я информации;
упорядочение
информации.
представление
о списках как
способе
упорядочиван
ия
информации;
умение
создавать
нумерованные
и
маркированны
е списки
представление
о поиске
информации
как
информационн
ой задаче
информация;
обработка
информации;
систематизаци
я информации;
поиск
информации.
Практическая
работа №15
«Ищем
информацию в
сети
Интернет»
представле
ния о
подходах к
сортировке
информаци
и;
понимание
ситуаций, в
которых
целесообраз
но
использоват
ь
нумерованн
ые или
маркирован
ные списки;
ИКТ
компетентн
ость
умения
поиска и
выделения
необходимо
й
информаци
и; ИКТ
компетентн
ость: поиск
и
организаци
я хранения
информаци
и
чувство личной
ответственност
и за качество
окружающей
информационно
й среды
первичные
навыки анализа
и критической
оценки
получаемой
информации;
ответственное
отношение к
информации с
учетом
правовых и
этических
аспектов её
использования
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации»;
3) файлы
заготовки:
English.rtf,
Чудо.rtf,
Природа.rtf,
Делитель.rtf.
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации»;
3) файл
заготовка
Клавиатура.rtf.
§ 12 (2); РТ:
№151, №52.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§ 12 (3); РТ:
№153, №154,
№155.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль Кодирование как
изменение формы
представления
информации
К.р.№3 по теме
«Обработка
информации»
информация;
обработка
информации;
кодирование
информации.
К.р.№3 по
теме
«Обработка
информации»
представление
о кодировании
как изменении
формы
представления
информации
25
26
Преобразование
информации по
Информация:
входная
представление
об обработке
умение
преобразов
ывать
информаци
ю из
чувственно
й формы в
пространст
венно
графическу
ю или
знаково
символичес
кую;
умение
перекодиро
вать
информаци
ю из одной
знаковой
системы в
другую;
умение
выбирать
форму
представле
ния
информаци
и в
зависимост
и от
стоящей
задачи
умение
анализиров
§ 12 (4); РТ:
№158, №159,
№162.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
понимание роли
информационны
х процессов в
современном
мире
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации».
понимание роли
информационны
персональный
компьютер (ПК)
тематичес
кий
§ 12 (5); РТ:
№165, №166, заданным правилам
Практическая
работа №16
«Выполняем
вычисления с
помощью
программы
Калькулятор»..
информация;
выходная
информация;
обработка
информации;
правила
обработки
информации.
информации
путём её
преобразовани
я по заданным
правилам
Преобразование
информации путем
рассуждений
информация;
обработка
информации;
логические
рассуждения
представление
об обработке
информации
путём
логических
рассуждений
ать и делать
выводы;
ИКТ
компетентн
ость;
умение
использоват
ь
приложение
Калькулято
р для
решения
вычислител
ьных задач
умение
анализиров
ать и делать
выводы
х процессов в
современном
мире
понимание роли
информационны
х процессов в
современном
мире
Разработка плана
действий. Задачи о
переправах.
информация;
обработка
информации;
план действий
представление
об обработке
информации
путём
разработки
плана
умение
планироват
ь пути
достижения
целей;
соотносить
понимание роли
информационны
х процессов в
современном
мире
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации».
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) презентация
«Задача о
напитках»;
3) плакат
«Обработка
информации».
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
контроль,
внешний
контроль
№174.
Дополнитель
ное задание:
№173.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§ 12 (6),
№15, №16 в
учебник; РТ:
№176, №178
в РТ.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
§12 (7);
№179, №180
(записать
решение в
тетрадь).
Дополнитель
27
28 действий
29
Табличная форма
записи плана
действий. Задачи о
переливаниях
информация;
обработка
информации;
представление
об обработке
информации
путём
свои
действия с
планируем
ыми
результата
ми;
осуществля
ть контроль
своей
деятельнос
ти;
определять
способы
действий в
рамках
предложенн
ых условий;
корректиро
вать свои
действия в
соответстви
и с
изменяюще
йся
ситуацией;
оценивать
правильнос
ть
выполнения
поставленн
ой задачи
умение
планироват
ь пути
достижения
ное задание:
№183 в РТ
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации»
понимание роли
информационны
х процессов в
современном
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
тематичес
кий
контроль,
внешний
§12 (7), №20
в учебнике;
№181, №184 мире
проектор, экран;
контроль
в РТ.
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации»;
3) логическая
игра
«Переливашки»
план действий
разработки
плана
действий
целей;
соотносить
свои
действия с
планируем
ыми
результата
ми;
осуществля
ть контроль
своей
деятельнос
ти;
определять
способы
действий в
рамках
предложенн
ых условий;
корректиро
вать свои
действия в
соответстви
и с
изменяюще
йся
ситуацией;
оценивать
правильнос
ть
выполнения
поставленн
ой задачи 30
Создание
движущихся
изображений
Практическая
работа №17
«Создаём
анимацию»
(задание 1).
информация;
обработка
информации;
план действий;
сюжет,
видеосюжет.
представление
об анимации,
как о
последователь
ности
событий,
разворачиваю
щихся по
определённом
у плану
§ 2.12, №21 в
учебнике.
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
понимание роли
информационны
х процессов в
современном
мире
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
1) презентация
«Обработка
информации»;
2) плакат
«Обработка
информации»;
3) образец
выполнения
задания
«Морское
дно.ppt»,
презентации
«Св_тема1.ppt»,«
Св_тема2.ppt»,
«Св_тема3.ppt»,
«Лебеди.ppt»
умение
планироват
ь пути
достижения
целей;
соотносить
свои
действия с
планируем
ыми
результата
ми;
осуществля
ть контроль
своей
деятельнос
ти;
определять
способы
действий в
рамках
предложенн
ых условий;
корректиро
вать свои
действия в
соответстви
и с
изменяюще
йся
ситуацией;
оценивать
правильнос
ть выполнения
поставленн
ой задачи навыки работы
с редактором
презентаций
план действий;
сюжет,
анимация;
настройка
анимации.
Создание анимации
по собственному
замыслу
Практическая
работа №17
«Создаём
анимацию»
(задание 2).
31
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
пониман
ие роли
информа
ционных
процессо
в в
совреме
нном
мире
Подумать,
что нового
узнали и
чему
научились за
прошедший
учебный год
на уроках
информатики
.
умение
планировать пути
достижения
целей;
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами;
осуществлять
контроль своей
деятельности;
определять
способы
действий в
рамках
предложенных
условий;
корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией;
оценивать
правильность
выполнения
поставленной за
дачи; ИКТ
компетентность 32
33
34
представления
об основных
понятиях,
изученных на
уроках
информатики в
5 классе
умение
структурировать
знания; умения
поиска и
выделения
необходимой
информации;
ИКТ
компетентность
пониман
ие роли
информа
ционных
процессо
в в
совреме
нном
мире
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
тематичес
кий
контроль,
внешний
контроль
Повторить
основные
понятия
курса
информатики
(по
ключевым
словам в
учебнике).
представления
об основных
понятиях,
изученных на
уроках
информатики в
5 классе
представления
об основных
понятиях,
изученных на
уроках
информатики в
5 класс
умение
структурировать
знания; умения
поиска и
выделения
необходимой
информации;
ИКТ
компетентность
умение
структурировать
знания; умения
поиска и
выделения
необходимой
информации;
ИКТ
компетентность
пониман
ие роли
информа
ционных
процессо
в в
совреме
нном
мире
пониман
ие роли
информа
ционных
процессо
в в
совреме
нном
мире
персональный
компьютер (ПК)
учителя,
мультимедийный
проектор, экран;
ПК учащихся
итоговый
контроль,
внешний
контроль
Повторить
основные
понятия
курса
информатики
.
ПК учащихся
тематичес
кий
контроль,
самоконтр
оль
Повторить
основные
понятия
курса
информатики
(по
ключевым
словам в
учебнике).
Создание итогового
минипроекта
Практическая
работа №18
«Создаем слайд
шоу».
К.р.№4. Итоговое
тестирование.
Повторение
план действий;
информационн
ый объект;
информационн
ые
технологии;
текстовый
редактор;
графический
редактор;
редактор
презентаций.
Фронтальное
повторение
изученного
материала.
выполнение
следующих
работ по
собственному
замыслу:
1) создать
текстовый
документ
«Чему я
научился на
уроках
информатики»
;2) создать
средствами текстового
процессора и
графического
редактора
комбинирован
ный документ;
3) создать
интерактивны
й кроссворд
по основным
понятиям
курса;
6) создать
презентацию
«История
письменности
».
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Рабочая программа 5 класс Информатика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.