Рабочая программа учителя – индивидуальная педагогическая модель начального образования. Современные требования, предъявляемые к управлению образовательным учреждением, требуют от административного и педагогического корпуса грамотных подходов к организации образовательного процесса. В пункте 2.7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
Всеобщая история. 9 класс. Рабочая программа 2017 (1).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34
г. Старая Купавна, Ногинский район, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_________________( Черепанова С.В)
31.08.2016 Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
(базовое изучение)
9 класс
Составитель: Ткаченко Александр Сергеевич
учитель истории и обществознания
без категории 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего
образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «СорокоЦюпа А.О.,
Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран. XX — начало XXI века. – М.:
Просвещение, 2011, федерального закона «Об образовании Российской Федерации».
Программа предназначена для преподавания новейшей истории в объеме 34 часов; в
настоящем учебном году – 34 часа.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом
государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического
образования.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению
событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве
приоритетной какаялибо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в
совокупности и взаимосвязи. Программа позволяет увидеть неоднозначность основных
процессов в развитии индустриального и постиндустриального общества, ознакомиться с
активным и пассивным опытом человечества, ощутить актуальность проблем. Значимость
программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран с
историей России.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент
Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания
курса истории России и мира XX – начала XXI века в 9 классе.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной
направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности,
уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение
исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном
поликультурном, полиэтническом обществе.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым
подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся
самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий,
отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных,
часто противоположных точек зрения.
Цели курса:
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта
людей в прошлом и настоящем, уважения прав человека и демократических ценностей,
патриотизма и взаимопонимания между народами;
содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание
окружающей действительности, самопознание и самореализация;
воспитание
гражданственности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
национальной идентичности,
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
2 исторической информации;
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с
учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о
людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей
жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и
самоутверждения.
Задачи изучения всеобщей истории в 9 классе:
завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися основными знаниями по истории зарубежных стран XX – начале
XXI в.;
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в
исторических источниках по истории зарубежных стран XX – начала XXI вв.;
формирование у школьников умения применять знания по истории зарубежных стран в
XX – начала XXI в. для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном обществе;
систему нравственных ценностей;
гражданскопатриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт
предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно
взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Требования к уровню подготовки учащихся:
уметь определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе
одноклассника, письменном тексте, документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретноисторических явлениях,
применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры,
искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и
связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуа
тивные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного
социального опыта;
определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществ
лять оценочные суждения;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой
истории;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить
монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
3 фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;
научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений периода XX – начала XXI в.;
Содержание программы.
Р а з д е л I. Новейшая история. Первая половина XX в. (18ч)
Страны Европы и США в 19001918 гг. Первая мировая война
Мир в начале XX в. предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная
эпоха, её основные характеристики. [Технические изобретения, изменившие жизнь людей в
передовых странах Европы и США]. Вторая промышленнотехнологическая
революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы
и США Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и
черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие.
Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в
экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале
XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики
индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два
альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического
потенциала в первой трети XX в. [Быт и образ жизни европейцев и североамериканцев в
условиях началамассового промышленного производства.]
Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в.
Особенности социальноэкономического развития стран Европы и США в последней трети
XIX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его
последствия. [Причины прорыва США в экономическом развитии. Факторы экономического
роста в Германии, экономической стабильности в Великобритании и экономического
отставания во Франции, Италии и АвстроВенгрии] Неравномерность экономического
развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции
между индустриальными странами.
Основные направления демократизации социальнополитической жизни в начале XX
Политические партии и главные идеологические направления партийной
в.
борьбы:консерватизм, либерализм, социализм, марксизм.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального
раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел
колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно
политических союзов.
Раскол великих держав на два противоборствующих
блока:Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. [Локальные конфликты конца
XIX начала XX в. как предвестники «Великой войны».] Рост националистических
настроений в европейском обществе.
Июльский (1914) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Гаврило
Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения
Первой мировой войны. [Важнейшие битвы и военные операции 19141918 гг. на Западном
фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны.] Изменение состава участников двух
противоборствующих коалиций: Четверного союза и Антанты. Человек и общество в условиях
4 войны. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений:
Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.
Парижская мирная конференция (1919): надежды и планы участников. [Программа «14
пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования.] Новая карта
Европы по Версальскому мирному договору. [Другие договоры бывших противников и
союзников.] Идея Лиги наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги
наций] Вашингтонская конференция (19211922), договоры колониальных держав.
Оформление ВерсальскоВашингтонской системы послевоенного мира и её противоречия.
Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы
международных отношений.
ВерсальскоВашингтонская система в действии
и
Социальные последствия Первой мировой войны. [«Потерянное поколение».]
Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее
избирательное право). [Участие широких масс в политике как развитие демократии и как
угроза вовлечения масс в реакционные, стихийные движения.] Изменения в расстановке
политических сил в странах Европы. Новая роль социалдемократии в политической системе.
[Рабочие и социалдемократические партии путь от оппозиции до формирования
социалистическом движениях:
правительств.]
образование леворадикальных сил
партий. [Создание
Коммунистического Интернационала (1919) и его роль в международной политике в 1920е
гг.] Активизация праворадикальных сил образование и расширение влиянияфашистских
партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический
результат Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии и Венгрии общее и
особенное. Международная роль Октябрьской (1917) революции.]
коммунистических
рабочем
Раскол
в
Развитие международных отношений в 1920е гг. [Генуэзская (1922) международная
конференция. Советскогерманские переговоры в Рапалло (1922), их экономические и
политические последствия.] Эра пацифизма и пацифистские движения 1920х гг.
[Локарнские договоры (1928). Пакт Бриана – Келлога (1928).]
Особенности развития стран Европы и США в 1920е гг. Экономический бум и
торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного
восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра
капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. [Культ
наживы на фоне экономического подъёма в США и «закат Европы» как мироощущение
европейцев первого послевоенного десятилетия. Кумиры и символы 1920х гг.]
Причины экономического кризиса 19291933 гг. и его масштабы. Великая
депрессия: социальнопсихологические последствия мирового экономического кризиса.
[Человек и общество в условиях мирового экономического кризиса.] Проблема соотношения
рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их
реализация в странах Европы и США. Либеральнодемократическая модель социальные
реформы и государственное регулирование. [Неолиберализм и кейнсианство идеология и
практика государственного регулирования экономики.]Тоталитарный и авторитарный
режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и
авторитаризма в 19201930е гг.
Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма.
[Г.Гувер и его политика в годы Великой депрессии] Ф.Рузвельт – политик новой
индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф.Рузвельта: его экономические и социальные
приоритеты.
Начало социально ориентированного этапа развития современного
капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф.Рузвельта.
5 [Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф.Рузвельту как к
государственному деятелю.] Внешняя политика США в 1930е гг.
кризиса
Особенности
экономического
гг.
в Великобритании иФранции. Британская и французская модели борьбы с экономическим
кризисом и социальными проблемами. [Н.Чемберлен и его политический курс на
оздоровление экономики Великобритании.] Внешняя политика Великобритании в 1930е
гг. Народный фронт (19361939) во Франции. [Л.Блюм] Историческое значение либерально
демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
19291933
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как
путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней
экспансии. Италия в 19201930е гг. Политические и социальноэкономические предпосылки
утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. [Б. Муссолини.] Особенности
итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и
обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская
партия на пути к власти. [А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».] Идеология национал
социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения
тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (193 31939)
Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно
политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне.
Особенности германского фашизма. [Немецкое общество в эпоху Третьего рейха.] Внешняя
политика Германии в 1930е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение
монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагери. Непримиримые
противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936
1939). [Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев.]
Предпосылки образования военноавторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности
испанского фашизма.
Международные отношения в 1930е гг. конец эры пацифизма. Крах Версальско
Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии,
Италии, Японии в 1930е гг. Несостоятельность Лиги наций как организации, способной
противостоять государствамагрессорам. Причины и сущность политики умиротворения
агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно
политический блок Берлин Рим Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938), советско
германские договоры (1939) и секретные протоколы к ним. [Дискуссии историков о роли
тайных соглашений в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны.]
Провал идеи коллективной безопасности.
Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.
Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах
Востока в первой половине XX в. Культурноцивилизационные особенности и проблемы
модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы
осуществления модернизации: реформы или революции. [Кемалистская революция (1918
1923) в Турции. Синьхайская революция (19111912) в Китае.] Проблема синтеза традиций и
модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере
Японии, Китая и Индии.
Социальноэкономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в.
путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание».
Внешняя политика Японии пять войн за полвека.]
6 [Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ»
и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за
объединение страны и её модернизацию. Гражданская война (1928 1937) в Китае. Советское
движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае.
Японокитайская война 19371945 гг.]
Индия британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное
общественнополитические течения в Индии. М.Ганди и его учение. Кампании
ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.]
своеобразие
Культурноцивилизационное
латиноамериканского общества.
Особенности социальноэкономического и политического развития латиноамериканских
стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие
модернизации в странах Латинской Америки. [Мексиканская революция 19101917 гг. и
развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации]
[Кубинская революция (1933 1934) и её итоги. Пример характерных для Латинской Америки
смены циклов: революция реформы диктатура революция.]
Вторая мировая война и её уроки
Причины и характер Второй мировой войны (19391945) Периодизация, фронты,
участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 июне 1941 г. [Основные
направления внешней политики СССР на начальном этапе Второй мировой войны и их
результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная
война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над
фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 1944 гг.
Геноцид.
Нацистский «новый порядок» в
оккупированных
странах.
[Холокост.]Движение Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и её роль в разгроме фашизма. Атлантическая
хартия. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств участников
антигитлеровской коалиции (Тегеран, 1943 г.; Ялта и Потсдам, 1945 г.), решения о
координации военных действий и послевоенном устройстве мира. [Ф.Рузвельт, У.Черчилль,
И.Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр]
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (19441945).
Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом
океане (1944) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. [Атомные
бомбардировки США городов Японии (1945): их цели и результаты.] Итоги Второй мировой
войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена Победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине
1940х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное
урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских
государств. [Договор с Австрией.] Сепаратный договор с Японией. [Проблема заключения
мирного договора между СССР и Японией] Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский
(19451946) процесс над главными военными преступниками.Преступления против
человечности. [Токийский процесс (1946 1948) над главными японскими военными
преступниками.].
Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX в. (16 ч)
Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития
превращения
Предпосылки
в двухполюсный
главные черты «холодной войны». Идеологическое
(биполярный).Причины и
противостояние. [Преследование инакомыслящих Маккартизм.] «Железный занавес» как
символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественнополитические
7
послевоенного
мира системы. Гонка вооружений и создание военнополитических блоков (НАТО и ОВД) как
проявление соперничества двух сверхдержав СССР и США. Ядерное оружие равновесие
страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. [Локальные конфликты,
их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.]
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы.
План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъём в странах Запада в 1945
1970е гг. Стабилизация международной валютной системы. [БретонВудские соглашения.]
Либерализация мировой торговли. [Создание ЕАТТ, затем ВТО.]Экономическая
интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная
экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением
частнопредпринимательской инициативы. [Неокейнсианство массовому производству
должно соответствовать массовое потребление.] Государство благосостояния, его основные
характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза
зрелого индустриального общества, её атрибуты и символы.
Причины и сущность экономических кризисов 19741975 и 19801982 гг. Новый
этап научнотехнической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному
(информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости.
Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в
информационном обществе. [Ценности постиндустриального (информационного) общества.]
Три этапа социальноэкономической политики ведущих капиталистических стран Запада в
19701990е гг.: либеральнореформистский,
консервативно
реформистский. Противоречия социальноэкономического развития современных стран в
конце XX начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трёх центров современной
мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
социалреформистский,
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского
общества во второй половине XX начале XXI в. Новые социальные движения в мире:
антивоенное движение, новое левое движение молодёжи и студентов, экологические,
феминистские и этнические движения, культурные, группы взаимопомощи и др. Процесс
формирования гражданского общества и отражение в нём противоречий перехода к
постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских
инициатив. [Примеры деятельности международных социальных движений, основанных на
инициативе отдельных граждан. «Врачи без границ», Гринпис]
Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после
окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945
1990е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих
стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США сверхдержава в конце XX
начале XXI в. [США в эпоху президентов Д.Эйзенхауэра, Дж Кеннеди, Р.Никсона, Р.Рейгана,
Б.Клинтона, Дж. Бушамладшего.]
Великобритания. «Политический маятник» 1950 1990х гг.: лейбористы и
консерваторы у власти. Социальноэкономическое развитие Великобритании. М.Тэтчер
«консервативная революция». Э.Блэр политика «третьего пути». Эволюция лейбористской
партии. [Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления
«революция». Конституционная реформа.] Приоритеты внешней политики Великобритании.
[М.Тэтчер, Э.Блэр.]
Франция. Социальноэкономическая и политическая история Франции во второй
половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея
«величия Франции» де Голля и её реализация. Социальные волнения 19б8 г. и отставка
8 генерала. [Либеральный курс В.Жискар д'Эстена.] Попытка «левого эксперимента» в начале
1980х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти опыт Ф.Миттерана и
Ж.Ширака. Внешняя политика Франции. Париж инициатор европейской интеграции. [Шарль
де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак]
Италия. Провозглашение итальянской республики. Политическая нестабильность как
свойство итальянской партийнополитической системы во второй половине XX в. Реформа
избирательной системы. [Мафия и коррупция. Операция «чистые руки».] Развал прежних
партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально
экономического развития Италии. [«Богатый» Север и «бедный» Юг региональные
проблемы Италии.] [С. Берлускони.]
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный
режим (19451949), сосуществование ФРГ и ГДР (19491990е), объединённая Германия (ФРГ
с 1990 г.). Историческое соревнование двух социальноэкономических и политических систем
в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и
создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение
Германии. Социальноэкономические и политические проблемы объединённой Германии.
[Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль первый канцлер объединённой
Германии. Завершение 16летней эпохи правления христианских демократов. Приход к власти
социалдемократов в коалиции с «зелёными» (выборы 1998 и 2002 гг.) Г. Шредер
прагматичная политика «нового центра».] [К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.]
Европа».
социалистической
Формирование мировой
Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия
системы
«Восточная
(социалистического лагеря). Общее и особенное в строительстве социализма в
восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание
кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной
Германии (1953), в Польше и Венгрии (1956), в Чехословакии (19б8). [Неудавшиеся попытки
реформ.] Революции 19891990х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ
тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах
социалистического лагеря, их итоги на рубеже XXXXI вв.
Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора
путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки.
Культурноцивилизационные особенности развития АзиатскоТихоокеанского региона, индо
буддийскомусульманского региона и арабомусульманского региона в 19701990е гг.
Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском
мире. Противоречивые итоги социальноэкономического и политического развития стран
Африки, Азии к концу XX в. [Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско
Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары.] Место стран Азии
и Африки в системе международных отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги.
Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (19461949) и провозглашение КНР. Восстановление
национальной экономики в 19491957 гг. «Большой скачок» и его результаты. [Советско
китайские отношения в 19451980е гг.] Мао Цзэдун. Культурная революция 19661976 гг.
Начало реформ в Китае в 1978 г. Дэн Сяопин. Особенности китайской модели
реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в.
[ДжНеру И.Ганди.] Внешняя политика Индии, её роль в современном мире.
9 Латинская Америка. Особенности индустриализации и её влияние на социально
экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. [Революции,
военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки второй половины XX в.]
[Че Гевара.] Варианты модернизации в странах Латинской Америки. [Национал
реформистские и левонационалистические политические силы.] Региональная экономическая
интеграция.
[Финансовые кризисы и долговая проблема.] Демократизация в
латиноамериканских странах тенденция в конце XX начале XXI в.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962)
и его значение в переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема
разоружения. Напряжённость и разрядка в международных отношениях. Окончание
«холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную
сверхдержаву. [Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).]
Расширение НАТО на восток и превращение её в глобальную силовую структуру. Роль ООН в
современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты.
Образование Европейского союза и его расширение на восток Угроза международного
терроризма. Российскоамериканские отношения в конце XX начале XXI в.
[Международные и региональные конфликты, способы их урегулирования во второй половине
XX начале XXI в.]
Двадцатый век и культура
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина
мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и
иррационального. [Философия жизни А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Учение о психоанализе 3.
Фрейд. Учение о творческой интуиции А. Бергсон] Науки об обществе в начале XX в. [М.
Вебер.]
Новая художественная система от модернизма и авангардизма начала XX в. до
постмодернизма конца XX начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн
(художественные направления импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.).
Авангард (художественные направления абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и
др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.
Символизм в музыке [Р.Вагнер], в литературе [Ш. Бодлер, П.Верлен, С. Маларме], в
изобразительном искусстве. [О. Бердслей, П. де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин.]
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века. [ Г. Ибсен, А.
Чехов, Г. Гауптман] Литература «потерянного поколения». [Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос,
Э..М. Ремарк] Литература авангарда. [Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст.] Антиутопии в
литературе. [Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл.]
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX
в. [Андре Жид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин]
Наступление тоталитаризма в 1930е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью
Йорк новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе.
Наука на службе войны, искусство на службе пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научнотехническая революция.
Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного)
общества. Роль науки, знаний, информации и образования в современном мире.
Революционное развитие информационнокоммуникационных технологий
(ИКТ).
Персональный компьютер, интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма. [М. Фуко,
Ж. Деррида.] Осмысление проблем информационного общества.
10 Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская
литература. [Т. Манн.] Литература экзистенциализма [Ж.П. Сартр, А. Камю], авангарда [Э.
Ионеско], магического реализма латиноамериканских писателей [Х. Борхес, Г. Маркес],
постмодернизма. [У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо.
«Алхимик».]
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Ньюйоркская (19451960) и
европейская (19451960) художественные школы. Новые художественные направления (поп
арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США главный
поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкальнокоммерческая индустрия
(шоубизнес), рок и попмузыка. Роль средств массовой информации.Массовая культура и
элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.
Глобализация, тенденции и проблемы современного мира
Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты.
Предпосылки глобализации и её противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства
и мировой торговли, её социальноэкономические последствия. Роль государства в условиях
глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства:
проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения
Сведения о программнометодическом обеспечении учебного процесса:
1. УМК
№ Клас
Предмет
с
1
2
9 А
9 Б
Колво
часов
Программа (название,
Используемыйуче
автор, назначение)
бник УМК
Всеобщая история
34
Примерная программа
по всеобщей истории
для 9х классов.
СорокоЦюпа А.О.,
Стрелова
О.Ю.
Новейшая история
зарубежных стран.
XX — начало XXI
века.
– М.:
Просвещение, 2011.
11 2. Используемая литература
№
Автор
1 Алексашкина Л.Н.
2 Годер Г.И.
3 Окороков, И. Н.
4 Пономарев М.В.
5 СорокоЦюпа А.О.
Название
Всеобщая история. 9 класс. Методическое пособие для учителя. –
М.: Мнемозина, 2010.
Всеобщая история. 59 класс. Рабочие программы. Предметная
линия учебников Вигасина, СорокоЦюпа. – М.: Просвещение,
2011.
Новейшая история, 9 кл. Часть II: поурочные планы по учебнику
СорокоЦюпы О. С, СорокоЦюпы А. О. Новейшая история. 9
класс. М.: Просвещение, 2012.
Тесты по Новейшей истории. 9 класс. К учебнику "Новейшая
история" СорокоЦюпа. – М.: Экзамен, 2014.
Новейшая история зарубежных стран. ХХ начало XXI века.
Методические рекомендации. 9 класс. – М.: Просвещение, 2004.
Календарнотематическое планирование
по курсу всеобщей истории на 2016 – 2017 уч. год
№
Урока
Наименование
разделов и тем.
Плановые
сроки
прохож
дения
9А
Скорректи
рованные
сроки
прохожд
Плановые
сроки
прохож
дения
9Б
Скорректи
рованные
сроки
прохожд.
Д/з
(Номер
разд.)
Новейшая история. Первая половина XX в. – 18 часов
7.09.15 – 25.01.17
1 четверть (2.09.16 – 03.11.16)
12 мировая
Индустриальное
общество в начале ХХ
в.
Политическое
развитие в начале
XXв.
«Новый
империализм».
Происхождение
Первой мировой
Войны
Первая
война. 19141918 гг.
Версальско–
Вашингтонская
система
Последствия войны:
революции и распад
империй
Капиталистический мир
в 20–х годах ХХ века.
США и страны Европы
Мировой
экономический кризис
19291933 гг. Пути
выхода
США: «новый курс»
Ф. Рузвельта
Демократические
страны Европы в
1930е гг.:
Великобритания,
Франция
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
2 четверть (14.11.16 – 29.12.16)
16.11.16
16.11.16
23.11.16
30.11.16
07.12.16
14.12.16
23.11.16
30.11.16
07.12.16
14.12.16
Тоталитарные режимы
в 30е годы: Италия,
Германия, Испания.
Тоталитарные режимы
в 30е годы: Италия,
Германия, Испания.
Восток в первой
половине XX в.
Латинская Америка в
первой половине ХХ
века
Культура и искусство
первой половины ХХ
в.
07.09.16
14.09.16
21.09.16
07.09.16
14.09.16
21.09.16
§ 1, 2
§ 3
§ 4
28.09.16
28.09.16
§ 56
05.10.16
12.10.16
19.10.16
26.10.16
02.11.16
05.10.16
12.10.16
19.10.16
26.10.16
02.11.16
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
§ 1213
§ 1213
§ 14
§ 15
§ 16
13 15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
21.12.16
28.12.16
21.12.16
28.12.16
3 четверть (11.01.17 – 24.03.17)
11.01.17
11.01.17
18.01.17
18.01.17
Международные
отношения в 1930е
гг.
Вторая
война. 19391945 гг.
мировая
мировая
Вторая
война. 19391945 гг.
Повторительно
обобщающий урок по
разделу «Мир в
первой половине XX
века»
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI в. – 16 часов
эпохи
Послевоенное мирное
урегулирование.
Начало «холодной
войны»
Завершение
индустриального
общества.
19451970е гг.
Кризисы 19701980х
гг.
Становление
информационного
общества
Политическое
развитие стран Запада
Гражданское
общество.
Социальные движения
США
Великобритания
Франция
Италия
Германия: раскол и
объединение
Преобразования и
революции в странах
Восточной Европы.
19452007 гг.
Латинская Америка
во второй половине
ХХ – начале XXI в.
Страны Азии и
25.01.17
25.01.17
.0102.17
.0102.17
08.02.17
08.02.17
15.02.17
22.02.17
01.03.17
15.03.17
15.02.17
22.02.17
01.03.17
15.03.17
22.03.17
22.03.17
4 четверть (03.04.17 – 25.05.17)
05.04.17
12.04.17
05.04.17
12.04.17
19.04.17
19.04.17
26.04.17
03.05.17
26.04.17
03.05.17
§ 17
§ 18
§ 18
§ 19
§ 20
§ 21
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25
§ 26
§ 27
§ 28
§ 29
§ 30
§ 31
14 32.
33
34
в
Африки
современном мире
Международные
отношения.
Культура
второй
половины ХХ – начала
XXI в.
10.05.17
17.05.17
Глобализация в конце
XX – начале XXI в
24.05.17
§ 32, §
33
§ 33
10.05.17
17.05.17
24.05.17
15 СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
учителей истории
от _____________ №1_____
________________________
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_________(Вейденбах Л.Н.)
___________________
16
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Рабочая программа 9 класса всеобщей истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.