Рабочая программа Астрономия 11 класс база 1 в неделю
Оценка 4.9

Рабочая программа Астрономия 11 класс база 1 в неделю

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
астрономия
11 кл
29.08.2018
Рабочая программа Астрономия 11 класс база 1 в неделю
Рабочая программа СОСТАВЛЕНА для курса астрономии в 11 классе (1 час в неделю). Учебник: Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. Астрономия. Базовый уровень. СОДЕРЖАНИЕ - Пояснительная записка (описание курса, цели, задачи, УУД, ...); - Место курса в учебном плане школы; - Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные - "ученик научится..., ученик получит возможность научиться ...") - Содержание курса и тематический план; - Критерии выставления оценок, ....
Программа. Астрономия 11.pdf

 

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 1515

________________ Мещерякова С.В.

«____» ___________________ 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА предмет 

АСТРОНОМИЯ

11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Программу составила

учитель физики Иванова Т.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва. 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.      Пояснительная записка: общая характеристика, цели и задачи курса, УУД.

2.      Планируемые результаты освоения курса.

3.      Место предмета в учебном плане школы. Учебно-методическое обеспечение.

4.      Содержание учебного курса астрономии.

5.      Учебно-тематический план.

6.      Формы организации образовательного процесса

7.      Материально-техническое обеспечение дисциплины. Интернет-ресурсы.

8.      Критерии выставления оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрономия 11 класс

 

Пояснительная записка

 

 Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.

 

Цели и задача изучения курса астрономии

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

  осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; 

  приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; 

  овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; 

  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; 

  использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;  формирование научного мировоззрения; 

  формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. 

Задача астрономии заключается в формировании у учащихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

 

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса астрономии у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

 

Универсальные учебные действия

 

1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

           самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

           оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

           сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

           организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

           определять несколько путей достижения поставленной цели;

           выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

           задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

           сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

           оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

     критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

     распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

     использовать            различные     модельно-схематические   средства        для             представления          выявленных в информационных источниках противоречий;

     осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

     искать и находить обобщенные способы решения задач;

     приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

     анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

     выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

     выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

     менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выолнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

     осуществлять деловую коммуникацию как сосверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

     при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

     развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

     распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

     координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

     согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

     представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

     подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

     воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

     точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

1. Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются: 

     формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов; 

     формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

     формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; 

     формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. 

 

2. Метапредметные результаты освоения программы предполагают: 

     находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; 

     анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; 

     на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; 

     выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; 

     извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и Интернетресурсы) и критически ее оценивать; 

     готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников. 

 

3. Предметные результаты. В результате изучения астрономии на базовом уровне: 

ученик научится

            воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; 

            использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;

            воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); 

            объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; 

            объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; 

            формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; 

            определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); 

            описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; 

            перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; 

            проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; 

            описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; 

            характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; 

            описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

            определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); 

            характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; 

            описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; 

            вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; 

            называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме

«спектр — светимость»; 

            сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; 

            объяснять причины изменения светимости переменных звезд; 

            оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; 

            описывать этапы формирования и эволюции звезды; 

            объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое

излучение); 

            характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); 

            определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; 

            распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); 

            обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в

спектрах галактик; 

            формулировать закон Хаббла; 

            оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; 

            интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей

Вселенной; 

            классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва. 

Ученик получит возможность научиться

            понимать принцип действия устройства и принципа работы телескопа; 

            представлять разные виды летоисчисления;

            применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд; 

            вычислить расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; 

            характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел

Солнечной системы; 

            воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; 

            воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); 

            вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; 

            формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона

Кеплера; 

            описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; 

            объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; 

            объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; 

            описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; 

            объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;

            объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;  

            описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; 

            описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; 

            характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд:

белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;

            сравнить выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; 

            определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; 

            интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. 

 

ПОЯСНЕНИЯ. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов  ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Соответствующая группа результатов в тексте раздела «Содержание  учебного курса по астрономии» выделена курсивом. 

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

 

Место предмета в учебном плане школы

 

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Е. К. Страут .

Учебный план для школы отводит на изучение астрономии в 11 классе 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума курса астрономии, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Порядок изложения учебных тем учитывает возрастные особенности учащихся, уровень их математической подготовки и знаний по физике и химии

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

В  программе предусмотрена реализация авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

 

Уровень изучения учебного предмета   БАЗОВЫЙ

Количество учебных недель:   34 недель

Количество уроков: всего 34 часов, в неделю 1 час

 

Учебно-методическое обеспечение

       Учебник: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018.  Дополнительная литертура

       М.А.Кунаш. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие.

       Сурдин, В.Г. Астрономические задачи с решениями : учебное пособие / В.Г. Сурдин. – М. : URSS: Едиториал УРСС, 2012

       Сурдин В. Г. Вселенная в вопросах и ответах. Задачи и тесты по астрономии и космонавтике — М.: Альпина нонфикшн, 2017. 

 

Содержание учебного курса по астрономии

1. Предмет астрономии 

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

2. Основы практической астрономии 

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Лабораторная работа №1 «Небесная сфера»

Лабораторная работа №2 «Подвижная звёздная карта»

3. Строение Солнечной системы 

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. 

4. Законы движения небесных тел

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

5. Природа тел Солнечной системы 

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Лабораторная работа №3 «Изучение карты и рельефа Луны и больших спутников планет»

6. Солнце и звезды 

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектрсветимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Лабораторная работа №4 «Солнечная активность»

7. Наша Галактика — Млечный Путь 

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

8. Строение и эволюция Вселенной 

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Лабораторная работа №5 «Галактики» 9. Жизнь и разум во Вселенной 

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.

Человечество заявляет о своем существовании.

10.                Повторение материала. Итоговая контрольная работа (возможна замена на ВПР).

11.                Резерв времени.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Название темы

Всего часов

Число лабораторных работ

Число контрольных работ

1.

Предмет астрономии

2

 

1

 

 

 

 

2.

Основы практической астрономии

5

2

 

3.

Строение Солнечной системы

2

 

1

 

 

 

 

4.

Законы движения небесных тел

5

 

 

5.

Природа тел Солнечной системы

7

1

1

6.

Солнце и звезды

5

1

1

7.

Наша Галактика — Млечный Путь

2

 

1

 

 

 

 

8.

Строение и эволюция Вселенной

2

1

 

9.

Жизнь и разум во Вселенной 

1

 

 

10.

Повторение

2

 

1

11.

Резерв времени

1

 

 

 

По программе

34

5

6

 

Формы организации образовательного процесса

 

Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся под руководством учителя и самостоятельно, разнообразные приемы работы с учебным текстом и интернет-ресурсами, , активно использовать метод «перевёрнутый класс» (водкаст).

 

Образовательные технологии

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Интерактивные технологии

Проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары).

Технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов.

Технология проведения дискуссий.

Тренинговые технологии.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. 

Дистанционное обучение.

Блочно-модульное обучение.

    Технология   «перевёрнутый класс»

(водкаст).

Ответы на вопросы в ходе урока. 

Выполнение заданий           на соответствие. 

Решение задач различного типа и уровня сложности. 

Работа с видеоматериалом и интернет ресурсами.

Самостоятельное изучение материала с использованием тематической методички и видеолекций.

Составление кратких и опорных конспектов.

Начертание схем и пояснительных рисунков.

Проверочные     работы

(физический диктант, тест,

устный опрос и т.п.) 

Лабораторная  работа

Практическая работа

Творческая работа

Контрольная работа

Устный зачёт

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

       Телескоп.

       Спектроскоп.

       Теллурий.

       Модель небесной сферы.

       Подвижная карта звездного неба.

       Глобусы  Земли, Луны, Марса.

       Справочник любителя астрономии.

       Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).

 

Интернет-ресурсы

 

Название сайта 

Адрес

Лекции Сурдин В. Г.

http://rideo.tv/surdin/

Публикации по астрономии

https://postnauka.ru/themes/astronomy

Электронный планетарий

http://stellarium.org/ru/

Астрономия. Теория (углублённый курс).

http://www.bibliotekar.ru/astronomia/index.htm

Развивающие мультфильмы о космосе.

https://www.youtube.com/watch?v=fkpYeudxUxY&index=1&list=PLL13G1OqsIRExtYvQoD6P FU7uYy6f2TVk

Астрономия. Теория (база).

http://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144

Космос. Рассказы о космосе.

http://astraltravel.ru/

Астрономия. Лекции.

https://www.youtube.com/watch?v=lJG4TsS3FOY&list=PLtQqrP6X6Mr3_0hn6vw3hd2JN7DZ wxWKP

 

 

Критерии выставления оценок по астрономии 

 

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Отметка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ и КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Отметка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ и ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения наблюдений и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все наблюдения и измерения проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, диаграммы.

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения наблюдения и измерения были допущены ошибки.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если наблюдения, измерения, вычисления производились неправильно.

Отметка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

 

ОЦЕНКА РАБОТ В ТЕСТОВОМ ВИДЕ

 

Отметка "5":  86 – 100  % от общего числа баллов;

Отметка "4":   70 - 85 % от общего числа баллов;

Отметка "3":   50 - 69 % от общего числа баллов; Отметка "2":  менее 50% от общего числа баллов; Отметка "1":  учащийся совсем не выполнил работу.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения величин, единиц измерения. 

Неумение выделить в ответе главное. 

Неумение применять знания для объяснения явлений и решения астрономических задач. 

Неумение читать и строить графики, диаграммы.

Неумение подготовить к работе астрономические приборы, провести наблюдения, необходимые расчёты и использовать полученные данные для выводов. 

Небрежное отношение к оборудованию и измерительным приборам. 

Неумение определить показание измерительного прибора. 

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении наблюдения. Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения наблюдения или измерений. 

Ошибки в условных обозначениях, неточности чертежей, графиков, диаграмм, схем. Пропуск или неточное написание наименований единиц измерения величин.  Недочёты

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. 

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков и диаграмм.  Орфографические и пунктуационные ошибки. 

 

 

УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1515 ________________

УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1515 ________________

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Планируемые результаты освоения учебного предмета 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета 1

Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); • описывать природу

Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); • описывать природу

Солнечной системы; • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды…

Солнечной системы; • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды…

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится»

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится»

Сурдин В. Г. Вселенная в вопросах и ответах

Сурдин В. Г. Вселенная в вопросах и ответах

Строение и эволюция Вселенной

Строение и эволюция Вселенной

Формы организации образовательного процесса

Формы организации образовательного процесса

Астрономия. Теория (углублённый курс)

Астрономия. Теория (углублённый курс)

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018