рабочая программа "Азбука правовой нравственности (1 класс внеурочная деятельность)"

  • Работа в классе
  • doc
  • 13.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание военно-патриотической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребёнка подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляющие всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно.
Иконка файла материала Азбука нравственности.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6с.Серафимовского АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ РАССМОТРЕНО  на заседании школьного СОГЛАСОВАНО на заседании МС  УТВЕРЖДАЮ методического объединения   Калашникова Н.В.                                                 Зам. директора по УВР Директор школы ____________________     Литвинова  Т.А.          ______________________        Удовыдченко З.И. « 30» августа  2018 г. «30»  августа  2018 г. Приказ №       от                          Рабочая  программа по внеурочной деятельности                 Направление:   нравственно­этическое                 Наименование  программы  ­ «Азбука правовой  нравственности»                                         Класс  ­1а                                                                                                                        Ф.И.О. учителя  ­­­Ковалева Н.Д.                                                                                                                                                                                                                                                            2018  ­ 2019 уч.г.                                                             1Актуальность В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание военно­ патриотической  культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение   к   другим   людям.   В   основе   такого   отношения   лежат   уважение   и доброжелательность к каждому человеку. Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане   гармонического   развития   принадлежит   ведущее   место.   Что   же   такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение   и   взаимопереходы.   Сильные   стороны   личности   ребёнка подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляющие всю сложнейшую   систему   –   человеческую   личность   –   функционировать   более гармонично и целостно. Как   педагог   я   заметила,   что   существует   проблема:   несоответствие представлений детей о патриотическом поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.  Назрела   необходимость   специальных   «уроков»   человечности,   на   которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений,   человеческой   взаимности,   определить   свою   моральную   позицию, поупражняться в нравственных поступках. Как   же   развивать   в   детях   отзывчивость,   как   сделать   их   добрее?   Как   же закладывать основы патриотической этики в системе воспитательного процесса в школе?  Вероятно,   здесь   следует   подумать   не   только   о   патриотическом   содержании учебных   предметов   гуманитарного   цикла,   но   и   о   педагогической   технологии, позволяющей   осуществлять   взаимосвязь   моральных   знаний   и   представлений, получаемых   на   уроке,   с  их   повседневной   жизнедеятельностью,   формирующей опыт нравственного поведения школьников. И начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Следовательно, важно   так   построить   воспитательный   процесс,   чтобы   дети,   систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Как   этого   достичь?   Необходима   система   работы   с   детьми   по   их патриотическому   воспитанию.   Навыки   и   привычки   морального   поведения устойчивы   тогда,   когда   они   выработаны   с   детства.   Опыт   педагогической практики   убеждает,   что   для   младшего   школьника   характерно   внимание   к нравственной   стороне   поступка,   желание   дать   ему   моральную   оценку, 2стремление  быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе  это благоприятное   время   для   усвоения   патриотических   норм   поведения   часто упускается,   что   приводит   порой   к   разрыву   между   моральным   сознанием   и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии   на   детей   не   только   закрепить   это   внимание,   но   и   развить   умение   и привычку   к   постоянной   моральной   оценке   своего   поведения   и   поведения окружающих.  Сделать   это   позволит   дополнительная   нравственности»   программа   «Азбука   правовой Направленность данной  программы: социально­ педагогическая Направление – нравственно ­ этическое Цель программы:  создание условий для развития патриотической, социально нравственной личности, владеющей основами культуры поведения. Воспитание гуманного,   творческого   ,социально   активного   человека,   с   уважением относящегося к культурному достоянию человечества. Задачи программы: Образовательные:  ­ познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета. ­ обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;  Развивающие: ­   развивать   у   детей   навыки   общения   в   различных   жизненных   ситуациях   со сверстниками,   педагогами,   родителями   и   другими   окружающими   людьми   с ориентацией на метод сопереживания; ­   развивать   адекватную   оценочную   деятельность,   направленную   на   анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; ­   развивать   навыки   самоконтроля   в   отношении   проявления   своего эмоционального состояния в ходе общения.  Воспитательные:  ­ способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;  ­ помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания; ­   способствовать   воспитанию   коммуникабельности   и   чувства   коллективизма. Отличительные черты 3Осознанию   общечеловеческих   ценностей   способствуют   занятия   по   воспитанию нравственности,  расширяющие  возможности  педагогического   влияния  на ребенка, позволяющие   формировать   целостное  представление  о   нравственно  ценном   опыте предшествующих поколений.  Главная особенность программы – сформулировать у ребенка четкую цель и помочь ему достичь ее.  Другой особенностью является  то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается  на более продвинутом уровне. Начальный   этап   нравственного   образования   в   школе  строится   на   ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в   качестве   руководства   к   действию,   основы   для   выбора   тех   или   иных   форм поведения. Для   каждого   класса   начальной   образовательной   ступени   разработано   свое содержание   программы,  учитывающее   возрастные   и   индивидуальные   особенности детей.   Данная   программа   предполагает   в   процессе   реализации   обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.  Школьники   первого   года   обучения   в   школе  отличаются   такими психологическими   особенностями   как:   эмоциональность,  преобладание   наглядно­ образного мышления, его конкретность. Именно в  этом возрасте уместно говорить о формировании   у   детей,  прежде   всего,  нравственных   представлений,  которые   в дальнейшем   составят   основу   для   формирования   нравственных   понятий,   норм, правил. Обучающиеся  I  класса   уже   имеют   определенный   уровень   воспитания.   Но, попадая   в   новую,   непривычную   для   них   среду,   они   в   первую   очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Это дает возможность, использовать сензитивные возможности возраста, сформировать у ребят основы нравственных убеждений; умение   осознанно   делать   выбор   и   принимать   обоснованное  решение;  умение пользоваться  этическим   знанием;   определять   добро;   применять   нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;  Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению этического курса для детей начальной школы и предлагает педагогу примерные методические разработки занятий с детьми от 7 до 10 лет. Возрастные   особенности   маленьких   детей   требуют,   чтобы   занятия   велись   в увлекательной   форме,   были   эмоциональны,   методически   разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Структура занятий   предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания   нравственных   норм     воспитанного   человека   путём   разнообразных методических форм: диалог, развивающие игры, наблюдения, экскурсии, чтение 4художественных произведений, беседы, сочинение историй, импровизации, мини­ конкурсы,   мини­соревнования,   моделирование   и   анализ   заданных   ситуаций, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество и др.. Данная   программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю. За год 33 часа                                       Ожидаемые  результаты: ­развить   привычку   моральной   оценки   своих   поступков   и   поступков одноклассников с позиций доброжелательности   ­уважения друг к другу  ­активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.                                        Формы подведения итогов ­праздник « Вежливых ребят»; ­тестовые задания; ­памятки                                       Учебно­тематический план   № Название разделов и тем Всего часов Тео рия Прак­ тика Срок реализаци и 1. ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА.  БУДЕМ ЗНАКОМЫ. 1.1 Будем знакомы. Учимся  представляться. 1.2 Утреннее   приветствие.   Традиционное приветствие в момент пробуждения. 1.3 Пора ложиться спать. Прощание перед сном. 1.4 Правила   поведения   за   столом.   Хорошие манеры. 1.5 Правила   гостеприимства.   К   вам   пришли гости. 1.6 Прощание с гостем. 1.7 Игра в гости. 1.8 Правила расставания. 1.9 Прощание с близкими  перед отъездом. 1.1 0 Тестирование по теме 5 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрьИтого (часов по разделу) 22 11 11 ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ 2. 2.1 Общественный   транспорт.   Правила поведения. 2.2 Правила поведения в детской библиотеке. 2.3 Идем   в   театр.   Правила   поведения   у театральной кассы. 2.4 В   театре   (кино,   цирке,   на   концерте,   на стадионе). 2.5 Посещение   мест   общепита.   Поведение   в кафе. 2.6 Правила поведения в парикмахерской. Итого  (ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛУ) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 3. 3.1 Обращение к знакомому взрослому. 3.2 Разговор с незнакомым человеком на улице. 3.3 Разговор с младшим, как разговор  сильного со слабым 3.4 Правила   общения   по   телефону.   Вежливый разговор по телефону. 3.5 Вы   заболели.   Правила   поведения   в поликлинике. 3.6 В   доме   больной.   Правила   поведения   у постели больного. 3.7 Сострадание. Утешение. 3.8 Милосердие. Забота. Итого  (часов по разделу) О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ 4. 4.1 Разговор о животных и с животными 4.2 Правила поведения с животными 4.3 Мини­сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили». Итого  (часов по разделу) ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО 5. 5.1 О том, как быть уступчивым 5.2 Вежливая просьба 5.3 Правила   поведения   при   торжественных событиях 5.4 Поздравления и пожелания 5.5 Праздник вежливых ребят Итого  (часов по разделу) ИТОГО (часов за год) 6 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 6 2 2 2 2 2 10 66 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 3 1 1 1 1 1 5 33 1 1 5 33 декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь январь февраль февраль февраль март март март март апрель апрель апрель апрель май май май майСодержание дополнительной образовательной программы  В курсе выделены пять разделов, в которых раскрываются основные понятия 1.ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА. БУДЕМ ЗНАКОМЫ (22часа). Понятие   о   хороших   манерах.   Правила   поведения   во   время   знакомства. Традиционные   приветствия   в   момент   пробуждения   или   отхода   ко   сну. Правильное   поведение   за   столом.   Гостеприимство   как   национальная   черта. Этикетные   выражения   прощания   и   сопутствующие   формы   благодарности, одобрения, извинения и т. д.  2. ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ (12 часов). Изучение   правил   поведения   в   общественном   транспорте.   Освоение   правил поведения в общественных местах ( кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой   этикет   (благодарность,   вежливое   обращение   и   т.   п.).   Этикетные формулы общения в библиотеке. 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (16 часов).  Разговор   со   знакомым,   но   неблизким   взрослым   человеком.   Контактные этикетные   формы   обращения   к   незнакомому   человеку.   Навык   вежливого разговора   по   телефону.   Заботливое   отношение   к   младшим   членам   семьи, внимательное   отношение   к   младшим   незнакомым.   Параметры   поведения   в медицинских   учреждениях.   Освоение   правил   поведения   у   постели   больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова ободрения, поддержки. Шутка как способ утешения. 4. О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ (6 часов). Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными. 5. ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО (10 часов). Уступчивость   как   признак   силы,   чувства   собственного   достоинства, воспитанности,   хорошего   характера.   Уступчивость   как   форма   поведения   в коллективе,   в   семье,   в   кругу   друзей.   Речевые   формы   выражения   вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка. 7МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   Общение. Правила гостеприимства. Будем знакомы. Формы   занятий:   библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций.    беседа,   ролевая   игра,   подвижная   игра,   экскурсии   в Основные методы ­ по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;  в зависимости от основных дидактических задач ­  методы приобретения знаний,  формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной  деятельностью учащихся ­ объяснительно­иллюстративный, репродуктивный,  частично­поисковый,  по организации учебно­воспитательного процесса:  объяснительно­иллюстративный, репродуктивный  связаны с усвоением готовых  знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.  Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ  учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.  Одним из  видов деятельности учащихся также является  поисково­ исследовательский.      Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д. Форма подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.  Посещение общественных мест. Формы   занятий:     практические   работы,   объяснения   учителя,   экскурсии   в общественные места,  конкурсы; Основные методы организации учебно­воспитательного процесса  демонстрация и   иллюстрация,     в   удачно   сочетаются   с   практическими   методами   обучения. Остаются   также   такие   методы, объяснительно­иллюстративный, репродуктивный   и   поисково­исследовательский.     Им         соответствуют   такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками   как  Задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы   приучать   первоклассников   к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.  8Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Книжки –малышки, настольные игры, магнитофон. Формы подведения итогов: проверка  знаний учащихся по теме, составление памяток. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Формы занятий:  практические работы, рассказ учителя, беседа, игра. Основные методы организации учебно­воспитательного процесса: методы  демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно­иллюстративный,  репродуктивный и поисково­исследовательский.  Им    соответствуют приемы,  направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по  шаблону, вырезание, приклеивание. Задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы   приучать   первоклассников   к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.  Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Природный материал, ножницы, клей, бумага ,телефон. Формы   подведения   итогов:   правильное   выполнение   заданий   по   образцу, выставки работ уч­ся. О братьях меньших Формы занятий:  беседа , объяснение учителя;  Основные   методы  организации   учебно­воспитательного   процесса     связаны   с практическими   методами   обучения.   Остаются   также   такие   методы,   как объяснительно­иллюстративный, поисково­ исследовательский.   репродуктивный     и   Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Ножницы, клей, бумага, картон и т.д. Формы   подведения   итогов:   правильное   выполнение   заданий   по   образцу, инструкционной карте, выставки работ учащихся. Вежливость и торжество Форма занятий: беседа, рассказ учителя, практическая работа. 9Основные   методы:   организация   учебно­воспитательного   процесса   связанаы   с практическими   методами   обучения.   Остаются   методы,   как   объяснительно­ иллюстративный, репродуктивный и поисково­ исследовательский. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Ножницы, клей, бумага, картон, презентации, магнитофон Форма   подведения   итогов:   правильное   выполнение   заданий   по   образцу, творческий отчет, выставка работ. Аудиокассеты со сказками, книжки­малышки (для самостоятельного прочтения детьми)   настольные   игры,   памятки   детям   о   правилах   поведения,   сценарии праздников («Новый год для друзей», «Маму милую  люблю», «Подари другу радость»,   и   др..),   анкеты,   тесты   по   определению   уровня   воспитанности, диагностические карты, дидактические игры. Материально­техническое   оборудование:   компьютер,   проектор.магнитофон, бумага для записей, альбомы для рисования, клей, ножницы, цветные карандаши, краски,   цветная   бумага,   цветной   картон,   самоклеящаяся   бумага,   бархатная бумага. 10СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Для педагога Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, ­ 145 с., ил.. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В. Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с.. Детские   подвижные   игры   народов   СССР.   Сост.   А.В.   Кенеман.   М.: «Просвещение», 1988, ­ 240 с.. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс»,­ 2002, ­ 186 с.. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. ­ М.: «Просвещение», 2002, ­ 255 с., ил.. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, ­ 135 с.. Самоукина   Н.   В.   Игры   в   школе   и   дома:   Психологические   упражнения   и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. ­ М.: «Просвещение», 1993, ­ 110 с.. Стрелкова   Л.   П.   Уроки   сказки.   /Текст/:   Л.   П.   Стрелкова.   –   М.: «Педагогика»,1990, ­ 128 с.,                                                     Для детей и родителей 1. Баландина  Е.В.  Школа   этикета,  или  Вы   пришли  в  театр [Текст] /  Е.В. Баландина // Педсовет.­ 2007. ­ №11.  Интернет ­ ресурсы. http://www. nsc. 1 september. ru 2. 113. Стихи     для   детей   с   картинками   о   правилах   этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila­etiketa­dlya­samyx­ malenkix.htm)  12