РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
астрономия +2
9 кл—11 кл +1
29.01.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов
Элективный курс «Элементы космонавтики» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений естественно - научного или естественно-математического профиля. Он дополняет и развивает школьный курс физики, способствует повышению эффективности политехнической и практической направленности обучения, ориентирован на удовлетворение любознательности школьников, способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов. Программа курса разработана в соответствии с основными положениями и требованиями ФГОС ООО и направлена на формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а так же навыков планирования, оформления и презентации готового результата своего исследования или проекта. В программе отражено содержание и структура учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Курс рассчитан на 17 часов.Программа курса разработана в соответствии с основными положениями и требованиями ФГОС ООО и направлена на формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а так же навыков планирования, оформления и презентации готового результата своего исследования или проекта. В программе отражено содержание и структура учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Курс рассчитан на 17 часов.
Элементы космонавтики.doc
Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин  ( территориальный, административный округ (город, район, поселок)) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 16 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район (наименование образовательного учреждения)                                                                                                                                                                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике Элементы космонавтики (ФГОС) Уровень образования (класс)  основное общее, 9 класс Количество часов  17      Автор  Игнатова Евгения Савельевна 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Элементы космонавтики» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных   учреждений   естественно   ­   научного   или   естественно­ математического   профиля.   Он   дополняет   и   развивает   школьный   курс   физики, способствует   повышению   эффективности   политехнической   и   практической направленности обучения, ориентирован на удовлетворение любознательности школьников, способствует   более   глубокому   усвоению   знаний,   формированию   научных   понятий   и законов. Программа   курса   разработана   в   соответствии   с   основными   положениями   и требованиями   ФГОС   ООО   и   направлена   на   формирование   основ   культуры исследовательской   и   проектной   деятельности   обучающихся,   а   так   же   навыков планирования, оформления   и презентации готового результата своего исследования или проекта.   В   программе   отражено   содержание   и   структура   учебного   материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Курс рассчитан на 17 часов. Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным   и   метапредметным   результатам   обучения;   содержание   курса   с   перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, требования к предметным результатам обучения; литература для учителя и ученика, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников. Программа разработана на основе учебно – методических пособий: 1) Кожеуров И.В. Методика ознакомления с элементами космонавтики в средней школе при изучении курсов физики и астрономии. М., 1977; 2) Кожеуров И.В. Вопросы и задачи по физике с элементами космонавтики // Физика в школе .­ 1962.­ N4; 3) Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников», М.: «ВАКО», 2014; 4) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»/[сост. Е.С. Савинов]. ­ М.: Просвещение, 2011; 5) Тихомирова Е.Н. Физика. 7­9 классы: рабочие программы. ­ М.: Дрофа,2015.­ 400с. 1. Общая характеристика курса  «Элементы космонавтики» Актуальность   курса  заключается   в   том,   что   за   короткий   срок   из   отдельных экспериментов   космические   исследования   превратились   в  широкую   самостоятельную   и важнейшую область науки и техники. С началом космической эры возникли и получили плодотворное развитие многие научные направления: космическая физика, космическая химия, космическая биология и медицина, космическая геология и т.д. В связи с этим появилась растущая потребность в специалистах военно­инженерных квалификаций.  Цели изучения курса следующие:  приобретение знаний из области космонавтики;  создание   условий   для   достижения   школьниками   личностных   и   метапредметных 1) 2) образовательных результатов обучения; 3) привлечение учащихся к научно­техническому творчеству. Основные задачи курса  –  развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие   психологических   способностей   личности,   создание   мотивирующей   среды   и повышение эффективности  учебной деятельности в основной школе за счет включения обучающихся   в   учебно­исследовательскую   и   проектную   деятельность,   увеличить возможность межпредметной интеграции двух предметов: физики и астрономии. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по программе курса обеспечивает   их   овладением   навыками   самостоятельного   приобретения   новых   знаний, организации   учебной   деятельности,   постановки   целей,   планирования,   самоконтроля   и оценки   результатов,   умениями   прогнозировать   результаты   своих   действий,   а   также способствует   дальнейшему   развитию   способности   к   самосовершенствованию   и саморазвитию.  Особенности  реализации  программы  курсов На первом занятии элективного курса учащимся предлагается самостоятельно для себя определить темы для исследовательских работ или проектов.   ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ: 1) 2) Освоение космоса: польза или вред? Одиноки ли мы во Вселенной или о чем говорят рисунки на пшеничных  полях? 3) Космос в русской поэзии (Ю. Я. Яковлев, Л. К. Татьяничева, В. Н. Орлов, Р.  П. Алдонина, Г. В. Сапгир и др.) 4) 5) 6) 7) Космический туризм: миф или реальность? Космическая медицина: биологические объекты в космосе. Сравнительный анализ развития ракетной техники в России и за рубежом. Особенности строительства космодромов: полюса или экватор? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: 1) 2) 3) 4) 5) Модель (макет) космического корабля Модель (макет) космической станции Модель (макет) летающей тарелки Модель (макет) лунохода Модель (макет) телескопа (обсерватории) Работать   над   темой   учащиеся   могут   индивидуально   или   в   группе.   Например,   в групповой работе учащихся по теме «Освоение космоса: польза или вред?» одни ученики могут исследовать  материалы  о пользе освоения космоса,  а другие о вреде.  Затем все индивидуальные материалы объединяются в единую работу, совместно группой делаются выводы. Учащиеся по теме могут оформить презентацию (эту функцию может выполнить специально назначенный по желанию ученик группы) и представить свое исследование на одном из последних занятий курса. Другим   примером   может   быть   коллективная   (или   индивидуальная) исследовательская   работа   по   теме   «Одиноки   ли   мы   во   Вселенной   или   о   чем   говорят рисунки   на   пшеничных   полях?».   Учащиеся   могут   найти   информацию   о   различных событиях,   связанных   с   появлением   рисунков   на   пшеничных   (или   других)   полях, фотографии, изучить возможные причины их появления, трактовку специалистов об этих изображениях, изучить научные эксперименты по поиску внеземных цивилизаций.  Тема   исследовательской   работы   «Космос   в   русской   поэзии»   позволяет обучающимся   найти   ответ   на   вопрос   «Увлекала   ли   тема   космоса   русских   поэтов?». Учащиеся   могут   индивидуально   изучить   биографию   одного   из   русских,   советских писателей,   его   произведения,   индивидуальные   материалы   объединить   в   единую исследовательскую работу, оформить презентацию, к защите которой   выучить стихи о космосе наизусть. На   первом   занятии   ученикам   также   можно   предложить   темы   проектов   по изготовлению   различных   моделей   (макетов)   на   космическую   тематику:   космических кораблей, станций, луноходов, летающих тарелок, телескопов и т.д. Эти модели (макеты) можно изготовить из бумаги, картона, соленого теста, пенопласта, пластиковых изделий и других всевозможных подручных материалов.   Из   отдельных проектов учеников можно сделать   общую   3­D  композицию   на   тему   «Освоение   космоса»,   организовать   школьную выставку   учебных   проектов,   посвященную   Дню   космонавтики.   Эти   мероприятия способствуют развитию познавательного интереса  школьников. В   кабинете   физики   необходимо   оформить   наглядный   информационный   стенд «Проекты своими руками» с фотографиями готовых макетов, списком ссылок на сайты, где   приводятся   примеры   изготовления   макетов,   оригами,     обучающие   видео   на космическую тематику. Знакомство с сетевыми образцами творческих проектов позволят учащимся развить свое воображение и творческие способности. На стенде размещаются ссылки на учебные фильмы по теме курса. (Приложение 1) На  последующих  занятиях  элективного  курса  учитель  помогает  сформулировать рабочую   гипотезу   исследовательской   работы,   контролирует   освоение   методики исследования,   сбор   собственного   материала   исследования   каждым   учеником,   помогает обработать собранный обучающимися материал, консультирует, как сделать обобщающий анализ и выводы, контролирует качество оформления исследовательской работы.  По   мере   выполнения   исследовательских   работ   организуется   их   презентация (защита), оценка качества выполнения и рефлексия. Публичная защита таких работ может быть организована на школьных конференциях исследовательских и проектных работ, а также на мероприятиях школы, посвященных Дню космонавтики, при проведении Недели физики, что позволяет ученикам презентовать свои достижения на уровне школы. Лучшие исследовательские   работы   и   проекты   могут   быть   направлены   для   участия   во   внешних конкурсах и конференциях учащихся. Формы и методы организации занятий:  фронтальные  иллюстративные  лекции, проблемное изучение теоретического материала по составлению информационных схем, алгоритмов, опорных конспектов; практические занятия по решению задач фронтально, в группах,   в   парах;   групповые   или   индивидуальные   исследовательские   работы,   проекты, творческие задания. На заключительных  занятиях планируется проведение презентаций, защиты и оценивания работ учащихся, рефлексия. Методы контроля: письменный и устный. Формы контроля:  мониторинг (опрос, тестирование), устный отчет, письменный отчет, презентация и защита исследовательских работ или творческих проектов учащихся. Критерии оценки достижения планируемых результатов: Итоговый     контроль   осуществляется   в   форме   оценки   учителем   (зачет/незачет) выполненной итоговой тестовой работы, деятельности ученика  в группе и индивидуально, публичной   защиты   выполненных   учащимися   исследовательских   и   проектных   работ (индивидуальных и групповых), качество их выполнения.  С   этой   целью   определены  критерии   оценки  качества   исследовательских   работ учащихся: 1. Соответствие содержания работы заявленной теме; 2. Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность; 3. Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования; 4. Обоснованность и адекватный подбор методов исследования; 5. Глубина анализа литературы по исследуемой теме; 6. Глубина самостоятельного анализа полученных результатов; 7. Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами; 8. Соблюдение требований к оформлению работы 9. Уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.). Критерии оценки качества проектных работ учащихся: 1. Актуальность проблемы и четкость её постановки;  2. Соответствие содержания работы заявленной теме; 3. Четкость и конкретность формулировки целей и задач работы; 4. Описание методов реализации проекта; 5. Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме; 6. Последовательность и логичность этапов реализации проекта; 7. Соответствие результатов проекта поставленным задачам; 8. Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта. 2. Место элективного курса в учебном плане Элективный курс изучается в 9 классе. Является курсом по выбору для учащихся,  проявляющих интерес к космонавтике. Продолжительность курса 17 часов (1 ч в неделю). 3.Планируемые результаты обучения:  формирование у обучающихся совокупности   универсальных   учебных   действий   (УУД)   в   составе   личностных, регулятивных,   познавательных   и   коммуникативных   действий,   развитие   способности   у учащихся занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: 1) личностные УУД  ­ у  учеников  сформировано  представление   об  истории развития   космонавтики,   о   важнейших   датах   освоения   космоса,   о   роли   России   в достижениях космонавтики и необходимости их разумного использования, развито чувство гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к творцам науки и техники; 2) регулятивные УУД – обучающиеся научатся ставить цели и анализировать   условия   и   пути   их   достижения,  овладеют   приёмами  самостоятельного контроля своего времени и управления им  при  выполнении исследовательской работы или   проекта;   научатся  планированию   этапов   выполнения   работы,   отслеживанию продвижения в выполнении задания, соблюдению графика подготовки и предоставления материалов,   поиску   необходимых   ресурсов,   распределению   обязанностей   в   группе   и контролю качества выполнения работы; 3) познавательные УУД – обучающиеся научатся осуществлять расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов   библиотек   и   Интернета; работать с текстом, выделяя главное и второстепенное, находить главную идею текста, получат   навыки   моделирования;   использования   знаково   ­   символической   записи физических величин и законов; осуществления анализа и синтеза физического объекта и его свойств; умения делать умозаключения, выдвигать гипотезы и делать выводы;  4) коммуникативные УУД – обучающиеся научатся выражать свои мысли и учитывать  разные мнения, задавать вопросы и оказывать помощь в групповой работе   по   достижению   общей   цели,   умение   убеждать   и   работать   в   группе,     умение речевыми   средствами   отстаивать   свое   мнение,   взаимодействовать   с   учителем   и сверстниками.  Предметные результаты обучения представлены в содержании элективного курса по темам. 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА        9 КЛАСС (17 ЧАСОВ) Введение в курс  «Элементы космонавтики» (1ч) Научное   и   практическое   значение   космических   исследований   и   перспективы   их развития. Использование космонавтики для решения прикладных, народнохозяйственных задач. Предметными результатами обучения по данной теме являются:  ­ представление об основных этапах истории освоения космоса, ­   знать   советских   ученых,   космонавтов,   их   роль   в   освоении   космоса   (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, Леонов А.А. и др.). ­   понимание   научного   и   практического   значение   космических   исследований   и перспективы их развития, ­   понимание   значения   использования   космонавтики   для   решения   прикладных, народнохозяйственных задач. Вопросы теории движения искусственных спутников  (4 ч) Понятие о первой, второй и третьей космических скоростях. Изучение состояний весомости, невесомости, перегрузки. Предметными результатами обучения по данной теме являются:  ­   понимать   физический   смысл   величин   первой,   второй   и   третьей   космических скоростей, знать виды орбит спутников; третьей   космических   скоростей, коэффициента перегрузки космонавта; ­   владение   способами   выполнения   расчетов   при   нахождении   первой,   второй   и   веса   тела,   центростремительного   ускорения, ­   уметь   объяснять   зависимость   круговой   скорости   искусственных   спутников   от высоты; ­   понимание   и   способность   объяснять   состояний   весомости,   невесомости, перегрузки. Некоторые физические основы ракетной техники  (3 ч) Реактивное движение. Ознакомление с элементами сверхзвуковой аэродинамики. Предметными результатами обучения по данной теме являются:  ­ понимание и способность описывать и объяснять физическое явление: реактивное движение,  ­   понимать   смысл   физического   закона:   закона   сохранения   импульса,   знать   его формулировку  и уметь применять его на практике; ­ уметь приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения   которых   лежит   принцип   реактивного   движения;   знать   и   уметь   объяснять устройство и действие космических ракет; ­   иметь   представление   о   разделе   механики:   аэродинамике,   понимание   сути аэродинамических исследований; ­   иметь   представление   об   аэродинамических   характеристиках   воздуха,   о физическом смысле уравнения Бернулли, о физическом смысле чисел Рейнольдса и Маха; ­     уяснить   суть   понятий:   подъемная   сила   крыла,   аэродинамическое   нагревание, аэродинамическая труба. Важнейшие   применения   радиотехники   и   радиоэлектроники   в исследовании космоса  (3 ч) Принципы   получения   электроэнергии   на   спутниках   и   космических   кораблях. Принципы управления движениями ракет и космических аппаратов. Методы исследования космического пространства. Предметными результатами обучения по данной теме являются:  ­   иметь   представление   о   главных   принципах   получения   электроэнергии   на спутниках   и   космических   кораблях;   принципах   управления   движениями   ракет   и космических аппаратов; ­ знать основные методы исследования космического пространства (классификацию, физические основы регистрации различных излучений и частиц); ­ знать практическое назначение телескопов и их виды, обсерваторий и их виды, космических метеорологических систем.  Некоторые   научно­   технические   достижения   космонавтики   и   их значение  (3 ч) Развитие ракетной техники. Физические исследования околоземного пространства. Физические исследования околоземного пространства. Оптические явления в атмосфере. Изучение Земли из космоса оптическими методами.  Предметными результатами обучения по данной теме являются:  ­ знать основные этапы истории развития ракетной техники СССР и России; ­   иметь   представление   о   видах   физических   исследований   околоземного пространства,   основные   физические   свойства   и   природные   особенности     околоземного космического пространства; ­   знать   и   уметь   объяснить   причины   оптических   явлений   в   атмосфере   (миражи, радуга, гало, паргелии, полярные сияния); ­   понимать   принципы   и   практическое   значение   изучения   Земли   оптическими методами. Некоторые вопросы механики космических полетов  (3 ч) Лунные   космические   полеты.   Межпланетные   космические   полеты.   В   поисках внеземных цивилизаций. Предметными результатами обучения по данной теме являются:  ­ иметь представление о хронологии основных космических полетов на Луну; ­ знать итоги полетов межпланетных автоматических станций СССР серии «Луна», «Марс», «Венера»; ­   знать   о   целях   проекта  SETI по     поиску   внеземных   цивилизаций,   основные направления   экспериментальных   направлений   исследований   в   России     (поиск радиосигналов   на   радиотелескопе   РАТАН­600,   поиск   оптических   сигналов,   поиск астроинженерных   конструкций   (сфер   Дайсона)   возле   других   звезд,   передача радиосообщений).   Литература для учителя: 1) Гиндилис Л. М. SETI: поиски внеземного разума, Физматлит, 2004; 2) Гривачева Н. Б., Шаронова Н. В., Соболев С. В. О формах, методах и средствах изучения  космонавтики в средней школе// Преподавание физики в высшей школе Научно­методический журнал, №31. М – 2005; 3) Гусев   Е.   Б.   Сборник   вопросов   и   качественных   задач   по   астрономии:   Кн.   для учащихся/Е. Б. Гусев­М.: Просвещение, 2002; 4) Кикин Д. Г. О методике преподавания интегрального курса физики и астрономии// Физика в школе, 1990, №2­с.66­69; 5) Кожеуров   И.В.   Методика   ознакомления   с   элементами   космонавтики   в   средней школе при изучении курсов физики и астрономии. М., 1977; 6) Кожеуров И.В. Вопросы и задачи по физике с элементами космонавтики // Физика в школе .­ 1962.­ N4; 7) Леонтович   А.В.,   Саввичев   А.С.   «Исследовательская   и   проектная   работа школьников», М.: «ВАКО», 2016; 8) Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения. Основная школа»/[сост. Е.С. Савинов]. ­ М.: Просвещение, 2011; 9) Тихомирова Е.Н. Физика. 7­9 классы: рабочие программы. ­ М.: Дрофа,2015.­400с.; 10) Шкловский   И.С. Вселенная.   Жизнь.   Разум /   Под   ред. Н.   С.   Кардашева и В.   И. Мороза. — 6­е изд., доп.. — М.: Наука, 1987. — 320 с. — 132 000 экз. Литература для ученика: 1. Балашова, Ю. Н. "Желаю вам доброго полета!.. " : Учимся на космонавтов / Юлия Балашова, Анна Лаврова, Анастасия Степанова; под ред. летчика­космонавта России Ю. М. Батурина. ­ М.: РТСофт, 2010. ­ 260, [1] с.: ил. ­ (Летим в космос). Для среднего школьного возраста; 2. Дыбала   Н.   Миссия   "Космос":   история   покорения   человеком   Вселенной.­ «Эксмо», 2011; 3. Железняк Г.В.     «Космонавтика. Открытие Вселенной». – изд­во «Фактор», 4. Железняков А.  «Поехали! Мы первые в космосе». – электронная книга, 5. 6. Лесников В.С. «Пилотируемый космический полет», электронная книга, Максимова А.Л.,   Голубева А. В. «Россия в космосе», электронная книга, 2013; 2014;   2012; 2015; 7. Ранцини,   Ж. Космос. Сверхновый атлас Вселенной : ил. справ. с картами созвездий / Жанлука Ранцини ; [пер. с итал. Г. Семеновой]. ­ М. : Эксмо, 2010. ­ 216 с. : цв. ил. – Слов.: с. 213­214. ­ Алф. указ.: с. 215­216 Для старшего школьного возраста; 8. Романов   В.  И.     "Мусор   преграждает   путь   в  Космос",   электронная   книга, 2014. Материально­техническое деятельности:   обеспечение   образовательной 1) ПК с выходом в интернет 2) Экран (размер 1,5х1,5 м)  3) Мультимедийный проектор 4) Комплект презентаций (Приложение 1) 5) Комплект анимаций (Приложение 1) 6) Учебные фильмы (Приложение 1) СОГЛАСОВАНО                                                              СОГЛАСОВАНО Протокол заедания                                                           Заместитель директора по УВР Методического объединения  ____________/____________/ Учителей естественно­научных дисциплин МБОУ СОШ №16        от «__» августа 201__ года №1 _____________/_____________           «___»  августа 201__ года СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________   /___________/          «___»  августа 201__  года Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин  ( территориальный, административный округ (город, район, поселок)) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 16 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район (наименование образовательного учреждения) КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса по физике Элементы космонавтики (ФГОС) Класс  ­  9 Учитель  Игнатова Евгения Савельевна Количество часов: всего – 17 часов; в неделю – 1 час; Планирование составлено на основе рабочей программы учителя  Игнатовой Евгении Савельевны, утверждена решением педсовета   «__»              201_ г., протокол №____  № п/п, тема Содержание урока Вид деятельности ученика Дата ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЭЛЕМЕНТЫ КОСМОНАВТИКИ» (1ч) 1/1. Введение в  курс «Элементы  космонавтики»     исследований Научное   и   практическое   значение космических и перспективы   их   развития.   Космос   – путь   к   познанию   природы   Земли,   к усилению   научно­технической   мощи человеческого общества,   народнохозяйственная направленность космических исследований.   Основные   этапы истории   освоения   космоса.   Вклад ученых   и   космонавтов:   К.Э. Циолковский,   С.П.   Королев,   Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, Леонов А.А. в освоение космоса.       с Работа   информацией (презентацией) и дополнительной   литературой. Выбор темы исследовательской работы или проекта,   постановка   целей   и задач исследования, формулировка гипотезы.     ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ДВИЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ (4ч) 2/1. Понятие о  Применять   закон   всемирного тяготения   при   решении   задач первой  на   расчет   круговой   скорости космической  скорости спутника, центростремительного   Устанавливать ускорения.   высоты   скорости связь спутника   от   его   высоты   над землей.  Работа со списком литературы по исследовательским  работам. Формирование   понятия   о   первой космической   скорости   начать   с рассмотрения   вопроса   «Движение тела,   брошенного   горизонтально», затем   показать   вывод   формулы первой   космической   формулы. Проблемы   спуска   космических аппаратов орбиты. с Центростремительное ускорение. Зависимость   круговой   скорости искусственных спутников от высоты. Виды орбит спутников. Консультационная работа по подбору и освоению методов исследования. Центральное   поле   тяготения.   Сфера действия тела. Перемещение   тел   в   поле   тяготения. Потенциальная   энергия   тела.   Работа Установить зависимость  потенциальной энергии тела  при его перемещении в поле  тяготения.  Анализировать и  3/2. Понятие о  второй и третьей космических  скоростях небесного по перемещению тела в центральном поле тяготения.   Закон сохранения и превращения   энергии   при   удалении тела   с   поверхности   Земли   в бесконечность.   Выражение   второй космической   скорости.   Соотношение первой   и   второй   космических скоростей.   Третья   космическая скорость. Консультационная работа по подбору и   освоению   методов   исследования. Помощь в составлении плана работ. Причина весомости тел. Рассмотреть   находящуюся   в   покое систему, относительно   систему, движущуюся   с   ускорением   вниз, свободное падение системы, движение системы   с   ускорением   вверх. Состояние перегрузки. Коэффициент перегрузки.   Сила   Архимеда   в условиях   невесомости.   Отсутствие гидростатического давления. Падающий маятник. Решение задач политехнической  направленности. Консультационная работа по подбору  и освоению методов исследования.  Помощь в составлении плана работ. земли,     объяснять явления с  использованием Закон  сохранения и превращения  энергии при удалении тела с  поверхности Земли в  бесконечность. Знать вид  орбиты спутника по  его  скорости. Моделировать невесомости и перегрузки. состояние   Составление плана исследовательской   работы   и плана презентации.   Применять знания  к решению задач: вычислительных, качественных.   4/3. Изучение  состояний  весомости,  невесомости,  перегрузки 5/3. Решение  задач НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ (3ч) 6/1. Реактивное  движение 7/2.  Ознакомление с  элементами  аэродинамики     опыт или Демонстрация: видеофрагмент   с   тележкой,   с воздушной   ракетой   и   с   реакцией струи   воды,   показываем   причину возникновения   реактивной   силы. Расчет силы тяги ракеты. Зависимость силы   тяги   ракеты   от   скорости истечения   и   от   расхода   топлива. Решение качественных задач вопросов и расчетных задач. Консультационная работа по подбору  и освоению методов исследования.  Помощь в составлении плана работ. Сравнение   скорости   движения   тел скоростью звука. Число Рейнольдса и Маха­Маевского. Уравнение   Деление   скоростей: Бернулли. дозвуковые,   и сверхзвуковые.   Характеристики газовых сред, образование и примеры ударных   волн.   Выбор   профиля   околозвуковые       для Применять   закон   сохранения импульса расчета результата   взаимодействия. Систематизировать   знания   о физических величинах: импульс тела и импульс силы. Оценивать   успехи   России   в создании ракетной техники.       с   информацией Работа (презентацией) и дополнительной литературой. Понимать смысл числа  Рейнольдса и Маха­ Маевского, уравнение  Бернулли. Объяснять принцип 8/3. Решение  задач ракеты.   Подъемная   сила   крыла. Проблемы   безопасного   спуска космических аппаратов. Решение   задач   политехнической направленности.   Кратковременная самостоятельная   работа   по   теме «Реактивное движение» образования подъемной силы  крыла, принцип действия  аэродинамической трубы. Применять знания  к решению задач: вычислительных, качественных.   ВАЖНЕЙШИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РАДИОТЕХНИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОСМОСА (3ч) 9/1. Принципы  получения  электроэнергии  на спутниках и  космических  кораблях 10/2. Принципы  управления  движениями  ракет и  космических  аппаратов 11/3. Методы  исследования  космического  пространства     и   их Виды   источников   энергии, преимущества недостатки (экономичность, малый вес, габариты, надежность).   Обратив   при   этом внимание   учащихся   на   то,   что возможны   три   пути   получения электрической   энергии   в   условиях космического полета – использование радиации   Солнца,   сосредоточение энергии   на   космическом   аппарате перед   стартом   или   получение   ее   на борту   от   специальных   источников. Используемые   и   перспективные источники электрической энергии. Рассмотрение   гироскопа   позволяет ознакомить   учащихся   с   принципом управления полетом и стабилизацией ракет   и   космических   аппаратов. Земля   –   большой   естественный гироскоп.  Гироскопы   применяются   в авиации.   Авиагоризонт   –   основной прибор   в   самолете,   позволяющий летчику   при   «слепом»   вождении самолета   определять   его   положение относительно горизонта. Автопилот – гироскопический   прибор.   Типы гироскопических устройств. Консультационная работа по подбору  и освоению методов исследования.  Помощь в составлении плана работ. Виды датчиков. Радиотелеметрические системы. Телевизионное оборудование, радиокомплексы,   приборы   для изучения   космического   пространства   ионизационный (ионная   ловушка, манометр,   магнитометр, радиочастотные   масс  ­спектрометры, рентгеновский спектрометр, телескоп).   Земная   и   космическая радиосвязь.                  с   информацией Работа (презентацией) и дополнительной литературой. Анализировать пути электрической получения   энергии условиях космического полета. Оценивать   успехи   России   в создании источников энергии. в       Обработка собранного по  исследовательской работе  материала. Обобщение,  анализ, выводы.   информацией Работа (презентацией) и дополнительной литературой. Объяснять   принцип   действия гироскопических   приборов: авиагоризонта, автопилота. с     Обработка собранного по  исследовательской работе  материала. Обобщение,  анализ, выводы.     с   информацией Работа (презентацией) и дополнительной литературой. Обработка собранного по  исследовательской работе  материала. Обобщение,  анализ, выводы. НЕКОТОРЫЕ НАУЧНО­ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ 12/1. Развитие  ракетной  техники 13/2. Физические исследования  околоземного  пространства     В.П. решения   Глушко, КОСМОНАВТИКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ (3ч)   Обзор   темы   от   теории   создания многоступенчатых   ракет   К.Э.   претворяемая   в Циолковским,   С.П. технические Королевым,   до современных   космических   аппаратов и станций. Можно заранее дать темы сообщений учащимся и провести урок – конференцию, смотр презентаций и т.п. Роль   использования   космических аппаратов геофизических открытий,   исследования   Солнечной системы,   изучение   газовой   оболочки Земли (давление, плотность и состав на   различных   высотах),   состав «солнечного   ветра»,   геомагнитного поля Земли.    для     с   информацией Работа (презентацией) и дополнительной   литературой. Выступления   учащихся   по теме. Обработка результатов  исследовательской работы,  обсуждение.     с   информацией Работа (презентацией) и дополнительной литературой.  Обработка результатов  исследовательской работы,  обсуждение. 14/3.  Оптические  явления в  атмосфере.  Изучение Земли  из космоса  оптическими  методами  Закон   отражения   применим   к атмосфере   при   наблюдениях   из космоса.   Причины   оптических явлений в атмосфере (миражи, радуга, гало,   паргелии,   полярные   сияния). Наблюдение   Солнечной   короны. Методы   фотографирования   земной поверхности. Голография. Спектрометрия.    Работа с информацией  (презентацией) и  дополнительной литературой.  Наблюдают Солнечную  корону. Объясняют оптические  явления с помощью законов  физики. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕХАНИКИ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ (3ч) Работа   информацией 15/1. Лунные  (презентацией).   Выступают   с космические  презентациями полеты исследовательских   работ   и проектов ИСЗ). с     16/2.  Межпланетные  космические  полеты Выступают   с   презентациями исследовательских   работ   и проектов       Различные   пути   полетов   к   Луне траектория, (эллиптическая полуэллиптическая траектория, запуск аппарата в направлении Луны с Лунники, орбиты автоматические   станции.   Оценка времени полета к Луне. Достижения космонавтики в исследования Луны. Факторы, определяющие условия для полета   к   планетам:   энергетический, фактор   времени,   заданная   скорость выхода, момента   благоприятного   старта.   Условия полета   к   внешним   и   внутренним планетам. полетов   межпланетных автоматических станций СССР серии «Луна», «Марс», «Венера». Итоги   выбор 17/3. В поисках  внеземных  цивилизаций   Исследование физических условий на планетах   Солнечной   системы. Исследование других звездных систем и   галактик.   Цели   проекта  SETI по поиску   внеземных   цивилизаций, направления основные направлений экспериментальных исследований   в   России     (поиск радиосигналов   на   радиотелескопе РАТАН­600,   поиск   оптических сигналов,   поиск   астроинженерных конструкций   (сфер   Дайсона)   возле других передача радиосообщений). звезд,         с Работа   информацией (презентацией).   Выступают   с презентациями исследовательских   работ   и проектов Итоговое тестирование Информационно ­ иллюстративное сопровождение курса Сайт учителя физики Игнатовой Е.С. /http://kuban.pedmix.ru  Приложение 1 1. Информационный стенд кабинета физики  «Исследовательская и проектная деятельность» или «Проекты своими руками» Как сделать телескоп­рефрактор своими руками из очковых стекол. http://demon200870.narod.ru/kontent/samodelny_teleskop.html Ракета «Восток 1» из бумаги – схемы для печати и склеивания http://iz­ bymagi.ru/samoletiki­iz­bumagi/raketa­vostok­1­iz­bumagi/ Космические корабли из бумаги – развертки для распечатывания            http://iz­bymagi.ru/samoletiki­iz­bumagi/kosmicheskiy­korabl­iz­bumagi/ http://iz­bymagi.ru/samoletiki­iz­bumagi/droid­iz­bumagi/ Летающая тарелка                                                  Макет космической станции  http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0270.shtml                                                       http://stranamasterov.ru/node/187194?tid=1639                                                 Звездолет                                     Луноход                                Ракета               2. Ссылки образцов творческих проектов: 1. Ракеты, луноходы, инопланетные пейзажи, оригами (видео)  http://nashydetky.com/nashi­ochumelyie­ruchki/kosmicheskie­podelki­ raketyi­lunohodyi­inoplanetnyie­peyzazhi­origami­video 2. Космические корабли из картона  http://www.happy­ giraffe.ru/community/25/forum/post/50965/   3. Как сделать космический корабль. Фотосхема и видеоинструкция  http://sekret­mastera.ru/sdelaj­sam­za­5­minut/kosmicheskij­korabl.html 4. Проект из соленого теста ко Дню космонавтики  https://www.youtube.com/watch?v=TlVL­3J35zg 5. Как сделать макет ракеты http://www.kakprosto.ru/kak­28950­kak­sdelat­ maket­rakety 6. Космическая станция (видеоинструкция)  https://www.youtube.com/watch?v=GoszlNgAOXU#t=576 3. Тематические презентации 1.  «История освоения космоса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://klassnye­chasy.ru/prezentaciya­istoriya­osvoeniya­kosmosa 2. «Первая космическая скорость» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ppt4web.ru/uploads/ppt/150/d483dbf27e00864d560776fdb471f59d.pptx 3. «Движение тела в гравитационном поле» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://900igr.net/prezentatsii/fizika/Kosmicheskaja­skorost/001­Dvizhenie­tela­v­ gravitatsionnom­pole.html 4. Фрагменты, анимации, демонстрации из фильма «Дорога к звездам (1957)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.net­film.ru/film­54953/?search=qДорога%20к%20звездам  Анимация: популярное объяснение законов баллистики и скоростей. Анимация:   популярное   объяснение   движения   в   пустоте   на   примере стреляющей пушки. Анимация, объясняющая принцип полета ракеты. Анимация,   демонстрирующая   зависимость   космической   скорости   от количества топлива. Анимация,   демонстрирующая   устройство   и   принцип   действия   ракетного "поезда" ­ составной ракеты для достижения космической скорости. Анимация,   демонстрирующая   устройство   ракеты   и   принцип   действия двигателей в полете. Сравнительная диаграмма скоростей одно­ и многоступенчатых ракет. Анимация,   демонстрирующая   полет   многоступенчатой   ракеты   и   вывод   на орбиту первого советского искусственного спутника Земли. Анимация полета спутника. Анимационная картина орбиты спутника. Анимация выхода корабля на орбиту с отделением ступеней. Анимация, объясняющая принцип невесомости. Игровые кадры: космонавты в состоянии невесомости. Космонавты   держат   связь   с   Землей,   управляют   кораблем,   проводят исследования. Заход корабля в тень Земли. Игровые кадры и анимация: испытание скафандра в открытом космосе. Анимация,  демонстрирующая   возможный   принцип   возвращения   корабля   на Землю. Анимация: возможное движение межпланетной станции в космосе. Анимация: возможная высадка первых людей на Луну. Демонстрация космических перегрузок, испытываемых членами экипажа.  Анимация выхода корабля на орбиту с отделением ступеней.   4. Учебные фильмы  1. Успехи СССР в освоении космоса. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=acy1LhDgydc  2. Первые советские спутники земли.. (1957). [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:   http   .  ru   /  film   ://   www   ­4902/  ­  film   .  net    ­  film   ://   www   .  net    ://   www   .  net    .  ru   /  film   ­55464/ 3. Перед прыжком в космос. (1959) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.net­film.ru/film­56349/ 4. Голос из космоса. (1959). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http://www.net­film.ru/film­56348/ 5. Рейс к огнедышащей планете. (1979).  [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:    http://www.net­film.ru/film­56114/  6. Полет Ю.А. Гагарина (1961). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http  7. Человек вышел в космос (1965). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http  8. За лунным "камнем". (1976). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:      http  9. Мы и космос.. (1992).  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.net­film.ru/film­52290/ 10. Люди и звезды.. (1979). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http://www.net­film.ru/film­50746/ 11. Совершенно секретно. Некоторые страницы из биографии С. П.  Королёва.. (1990). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.net­film.ru/film­9869/ 12. Звездный.. (1980).  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    ­53706/  ­53669/  .  ru   /  film   ­  film   ://   www   .  net    ­  film   .  ru   /  film  http://www.net­film.ru/film­8371/ 13.  Наш Гагарин. (1971). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.net­film.ru/film­7025/ 14. Встреча с Марсом. (1972). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.net­film.ru/film­38751/ 15. Страницы космических стартов. (1971). [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:    http://www.net­film.ru/film­7078/ ://   www   .  net    ­  film  16. В скафандре над планетой.. (1965).  [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.net­film.ru/film­6047/ 17. Происхождение и развитие небесных тел. (1973). [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:   http  18. Планета загадок. (1964). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.net­film.ru/film­53707/ 19. Происхождение земли и планет.. (1984). [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:   http://www.net­film.ru/film­51925/ 20. Академик С.П.Королев. (1976). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.net­film.ru/film 56121/?search=tt1|2|7|8|22ft1|5|7|8|9fqкосмонавтика  ­56150/  .  ru   /  film  5. Полезные сайты о космонавтике 1. Онлайн трансляция с борта МКС/ Космонавт Олег Германович Артемьев.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.artemjew.ru/mks/mks­online/ 2. Виртуальная лаборатория Наша Галактика и Солнечная система 3­D [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.contenton.ru/geo­galaxy/index­ galaxy.html

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса по физике "Элементы космонавтики (ФГОС)", 9 класс, 17 часов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017