МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ТАИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
(полное название образовательного учреждения)
Приложение к образовательной программе
среднего общего образования «УТВЕРЖДЕНА»:
Приказом № ___ от «___» 2016г.
по элективному курсу
«Живой организм»
(учебный предмет)
для 10-11 классов, базовый уровень
(уровень: базовый, профильный)
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Живой организм», разработанной В.И. Сивоглазовым
Разработчики программы:
Дунаева И.Н. учитель биологии высшей квалификационной категории
(занимаемая должность, квалификационная категория)
«РАССМОТРЕНА»:
на заседании Педагогического совета Протокол №1 от «___» августа _2016___г.
Пояснительная записка к элективному курсу «Живой организм»
Рабочая программа элективного курса «Живой организм» составлена на основе программы элективного курса «Живой организм» В.И. Сивоглазова и И.Б. Агафонова, представленных в «Программе элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2.», авторы-составители: Сивоглазов В.И., Морзунова И.Б., ООО «Дрофа», 2006 год.
Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход приизучении живых организмов на разных уровнях их организации .Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях полученных уч-ся при изучении биологии в 6-9 классах.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекпионно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения кабинета и резерва времени.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.
Цель курса
Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-7 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.
Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.
Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.
Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития животных организмов.
Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов, 0,5 час в неделю.
.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); 2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.); 3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические, работа с литературой; работа в малых группах.
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации. Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметные web-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
1) текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
2) тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
3) итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, учебнотематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебнометодическое обеспечение, список литературы.
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Семинарские занятия проводятся после изучения каждой темы. Они способствуют развитию у учеников умений самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их.
Лекции и семинары сопровождаются демонстрацией таблиц, рисунков, видеофильмов, электронных изданий, работой с микропрепаратами, электронными учебниками, справочным материалом.
Для освоения программы элективного курса «Живой организм» могут быть использованы различные источники информации.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии животных, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Формы обратной связи:
Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
Использование компьютерных программ по биологии. Проектные работы
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:
ü на уроках, во время семинарских обсуждений; ü при выполнении практических заданий; ü при выполнении итоговой работы.
Примерный перечень проектов для самостоятельной деятельности:
1.Разновидности клеток в организме животных
2. Разновидности клеток растительного организма
3. Методы изучения клеток
4. Методы изучения тканей
5. Классификация нейронов
6.Разновидности корней
7. Типы цветков
8.Типы соцветий
9. Разновидности листьев
10.Разновидности плодов
11. Способы распространения семян
12.Покровы тела животных
13. Иммунные свойства организма
14.Эидокринные системы животных
15.Транспорт веществ у различных групп животных
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• химический состав клеток;
• особенности строения прокариотической и -эукариотической клеток;
• сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных:
• особенности неклеточных форм жизни;
• строение, происхождение, функции растительных тканей;
• строение, происхождение, функции животных тканей;
• внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
• строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
• основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;
• особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных. Учащиеся должны уметь:
• сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;
• распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
• схематично изображать строение органов и систем органов;
• изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
• составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов — 17
Введение (1 ч) Живой организм как открытая биологическая система.
Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)
Опора и движение
Значение опорных систем в жизни организмов.
Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.
Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорнодвигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Лабораторные и практические работы
10. Движение инфузории туфельки.
11. Перемещение дождевого червя.
Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).
Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.
Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.
Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Транспорт веществ
Перенос веществ в организме, его значение.
Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.
Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа:
состав и значение.
Лабораторные и практические работы
12. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
13. Строение клеток крови лягушки и человека.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Питание и пищеварение
Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.
Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пиши. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Демонстрация:
• действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;
• опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Выделение
Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.
Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатол (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.
Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
Демонстрация:
• модели почек;
• схемы строения кожных покровов человека.
Обмен веществ и энергии
Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.
Растения. Обмен веществ у растительных организмов.
Животные. Обмен веществ у животных организмов. Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.
Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.
Демонстрация способов размножения растений.
Лабораторные и практические работы
14. Черенкование комнатных растений.
Рост и развитие
Онтогенез, или индивидуальное развитие.
Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.
Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйпекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.
Лабораторные и практические работы
15. Прямое и непрямое развитие насекомых.
16. Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян растений. Регуляция процессов жизнедеятельности
Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.
Растения. Ростовые вещества растений.
Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы.
Инстинкты.
Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Железы внутренней секреции.
Демонстрация:
• микропрепараты нервной ткани;
• коленный и мигательный рефлексы;
• модели нервных систем, органов чувств;
• растения, выращенные после обработки ростовыми веществами. Календарно – тематическое планирование
11 класс (первое полугодие 2016/2017 у. г) Общее количество часов – 17
|
|
Введение- 1 час |
|
1 |
01.09 |
Организм как единое целое. Организм высших растений. Организм животных |
Записи в тетради |
|
|
Жизнедеятельность организмов – 16 часов |
|
2 |
08.09 |
Опора и движение. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Двигательные реакции. |
Опорные схемы |
3 |
15.09 |
Опорные системы животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение. Лабораторная работа № 10 «Движение инфузории – туфельки» Лабораторная работа № 11 «Перемещение дождевого червя» |
Опорные схемы |
4 |
22.09 |
Дыхание. Значение дыхания. Типы дыхания. Дыхание |
Записи в |
|
|
растений. Демонстрация опыта «дыхание растений, прорастающих семян» |
тетради |
5 |
29.09 |
Дыхание. Значение дыхания. Дыхание животных. Органы дыхания. Кожное и легочное дыхание. |
Записи в тетради |
6 |
06.10 |
Транспорт веществ. Передвижение веществ в растении. Лабораторная работа № 11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
Опорные схемы |
7 |
13.10 |
Особенности переноса веществ в организме животных. Лабораторная работа № 12 «Строение клеток крови лягушки и человека» |
Опорные схемы |
8 |
20.10 |
Питание и пищеварение. Особенности питания растений. Фотосинтез. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету |
Записи в тетради |
9 |
27.10 |
Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Демонстрация действия слюны на крахмал, желудочного сока на белок. |
Опорные схемы |
10 |
10.11 |
Выделение как процесс выведения из организма продуктов распада. Выделение у растений |
Записи в тетради |
11 |
17.11 |
Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. |
Опорные схемы |
12 |
24.11 |
Обмен веществ и энергии у животных и растений |
Опорные схемы |
13 |
01.12 |
Размножение. Биологическое значение размножения. Размножение растений. Практическая работа «Черенкование комнатных растений» |
Записи в тетради |
14 |
08.12 |
Размножение животных |
Опорные схемы |
15 |
15.12 |
Рост и развитие растений и животных. Лабораторная работа № 13 «Прямое и непрямое развитие насекомых» |
Записи в тетради |
16 |
22.12 |
Регуляция процессов жизнедеятельности растений и животных. Рефлексы. Инстинкты. |
Записи в тетради |
17 |
29.12 |
Заключение. Итоговый тест. |
|
Рекомендуемая литература
1. БиличГ. Л.. Крыжановский В. А. Биодошя: Полный курс. Т. 1-3. М.: Оникс 21 век. 2002.
2. Биология. Большом энциклопедический словарь. М.: Боль шая Российская энциклопедия, 2001.
3. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.
4. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
5. Мамонтове. Г. Биология: пособие для поступающих в ву зы. М.: Дрофа, 2004.
6. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
7. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.
Генетика и медицина
Содержание курса. Общее количество часов -17
|
|
Введение- 1 час |
|
1 |
14.01 |
Основные методы исследования генетики человека. Практическая работа «Составление и анализ родословных» |
Практическая работа |
|
|
Основы цитогенетики – 2 часа |
|
2 |
21.01 |
Основы цитогенетики. Кариотип человека |
|
3 |
28.01 |
Практическая работа «Выявление хромосомных синдромов по фотографиям» |
Практическая работа |
|
|
Типы наследования нормальных и анормальных признаков у человека- 6 часов |
|
4 |
4.02 |
Врожденные семейные и наследственные заболевания. Особенности их возникновения и протекания. |
лекция |
5 |
11.02 |
Наследование, сцепленное с полом. Решение задач. |
Решение задач |
6 |
18.02 |
Хромосомные болезни – синдромы. Протекание заболеваний у детей. |
|
7 |
25.02 |
Наследование сложных признаков- комплементарность, эпистаз, полимерия. Решение задач. |
Решение задач |
8 |
3.03 |
Генетические болезни соматических клеток (доброкачественные и злокачественные опухоли). Генная теория рака. |
семинар |
9 |
10.03 |
Болезни несовместимости плода и матери по антигенам |
Решение задач |
|
|
Медико –генетическая служба -1 час |
|
10 |
17.03 |
Медико –генетическая служба. Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении. |
|
11 |
7.04 |
Генетические основы онтогенеза. |
лекция |
12 |
14.04 |
Факторы генетической индивидуальности человека |
семинар |
13 |
21.04 |
Основы популяционной генетики человека |
семинар |
14 |
28.04 |
Практическая работа «Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов» |
Практическая работа |
15 |
5.05 |
Заслушивание и обсуждение рефератов |
|
16 |
12.05 |
Основы экологической генетики |
|
17 |
19.05 |
Факторы риска |
семинар |
18 |
26.05 |
Заключение. Итоговый тест. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.