Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физика
Взрослым
30.05.2019
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Естествознание предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 с изменениями от 29.06.2017 № 613), ФГОС среднего профессионального образования по профессиям:
42.01.01 Агент рекламный (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 658, зарегистрирован в Минюст России от 20.08.2013 № 29518); 43.01.02 Парикмахер (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013г № 730, зарегистрирован в Минюст России от 20.08.2013г № 29644) социально-экономического профиля профессионального образования.
Естествознание профессии.docx
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий,
бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД.13 Естествознание
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по профессиям:
42.01.01 Агент рекламный
(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)
43.01.02 Парикмахер
Волгодонск 2018
ОДОБРЕНА
цикловой комиссией математического и общего
естественнонаучного цикла
Протокол от «___» 201 г. №__
Председатель ЦК_________ И.М. Филатова
ОДОБРЕНА
цикловой комиссией математического и общего
естественнонаучного цикла
Протокол от «___» 201 г. №__
Председатель ЦК_________ И.М. Филатова
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по учебной
работе
_________ О.В. Кобелецкая
«__» ______20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по учебной
работе
_________ О.В. Кобелецкая
«__» ______20__ г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Естествознание
предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на
базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 с изменениями от 29.06.2017 № 613), ФГОС среднего
профессионального образования по профессиям:
42.01.01 Агент рекламный (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 658, зарегистрирован в
Минюст России от 20.08.2013 № 29518); 43.01.02 Парикмахер (приказ Минобрнауки России
от 02.08.2013г № 730, зарегистрирован в Минюст России от 20.08.2013г № 29644)
социальноэкономического профиля профессионального образования.
Рабочая программа разработана с учетом примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины Естествознание для профессиональных образовательных организаций,
одобренной Научнометодическим советом Центра профессионального образования ФГАУ
«ФИРО (Протокол № 3 от 21.07.2015) с учетом уточнений и дополнений в редакции 2017 года,
одобренных Научнометодическим советом Центра профессионального образования и систем
квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол №3 от 25.05.2017).
Организацияразработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и
дизайна имени В. В. Самарского» (ГБПОУ РО «ВТИТБиД»)
Разработчики:
Давыдова Э.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Афанасьева Н.Б., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Дружинина О.С., преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РО «ВТИТБиД», протокол № 1 от 31.08. 2018
Рецензенты:
Филатова И.М. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Кружилина И.А преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТММ» Давыдова Э.В.,
Афанасьева Н.Б.,
Дружинина О.С. 2018
Волгодонский техникум информационных
технологий, бизнеса и дизайна
имени В. В. Самарского, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСВОЗНАНИЕ
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОУД. 13 Естествознание
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание»
предназначена для изучения естествознания в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Естествознание», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение
следующих целей:
•освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и
технологий;
•овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и
профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных,
творческих способностей и критического мышления в ходе проведения
простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
естественнонаучной информации;
•воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и
повышения качества жизни; •применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья,
окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС).
Программа учебной дисциплины «Естествознание» является основой для
разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные
организации, реализующие образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность
его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов),
индивидуальных проектов, виды самостоятельных
работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных
рабочих, служащих, осваиваемой профессии.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями,
реализующими образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования (ППКРС). 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное
естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из
которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно
охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов
природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественнонаучные знания, основанные на них технологии формируют
новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться
от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться
беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное
направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой
материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной
сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя
мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в
общественную жизнь.
Рациональный естественнонаучный метод,
сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно
научную картину мира, некое образнофилософское обобщение научных
знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе,
изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира.
В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых
подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах,
но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков
физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди
естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также
одну из важнейших отраслей — химию. Химия — наука о веществах, их
составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов
химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе.
Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как
собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового
и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами
математической статистики и др. Биология выявляет закономерности,
присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе об
мен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и
др.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается
интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три
раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью —
«Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику
естественнонаучного образования студентов.
При освоении профессий СПО социальноэкономического и
гуманитарного профилей профессионального образования естествознание
изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом
специфики осваиваемой профессии.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых
на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
В процессе реализации содержания учебной дисциплины
«Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел
является системообразующим для других разделов учебной дисциплины,
поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и
биологии.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно
акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы
и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые
рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения
для жизнедеятельности людей, это содержание, освещающее роль важнейших
химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья,
профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения
среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный
материал, не только формирующий естественнонаучную картину мира у
студентов, но и раскрывающий практическое значение естественнонаучных
знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в
гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой
ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания,
позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоциональноценностное отношение к
изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной
направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и
поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет
преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение
естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания
предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в
рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной
ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по
выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Естествознание»
— в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования,
для профессий СПО соответствующего профиля
профессионального образования.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных
наук, чувство гордости за российские естественные науки;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности, используя знания в области
естественных наук;
объективное осознание значимости компетенций в области естественных
наук для человека и общества, умение; использовать технологические
достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного
интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; умения проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные
знания, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения различных сторон окружающего естественного
мира;
применение основных методов познания (наблюдение, научный
эксперимент) для изучения различных сторон естественнонаучной картины
мира,
с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения
естественнонаучной информации и оценивать её достоверность для
достижения поставленных целей и задач;
предметных:
сформированность представлений о целостной современной
естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о
взаимосвязи человека, природы и общества; о пространствеиновременных
масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области
естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на
развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественнонаучные знания для
объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения
безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе,
рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного
потребителя;
и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение
приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки
достоверности полученных результатов;
владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим
познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам,
использовать различные источники информации для подготовки собственных
работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную
информацию;
сформированность умений понимать значимость естественнонаучного
знания для каждого человека, независимо от его профессиональной
деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой
системой ценностей.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
Введение.
Физика фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод
познания, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование
физических явлений и процессов. Естественнонаучная картина мира и ее
важнейшие составляющие.
Единство законов природы и состава вещества во вселенной. Открытия
в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Раздел 1. Механика.
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория
движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение.
Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения
скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном
движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение.
Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая
скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное
ускорение.
Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в
природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон
всемирного тяготения. Невесомость.
Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы
тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия.
Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная
энергия
энергия
упругодеформированного тела. Закон сохранения полной механической
энергии.
Демонстрации
Относительность механического движения.
Виды механического движения.
Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Равенство и противоположность направления сил действия и
противодействия.
Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Практические занятия
гравитационном поле.
Потенциальная
в
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Рабочая программа Естествознание. Физика. Профессии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.