. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения. Этические занятия с обучающимися способствуют формированию у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения. Включение в педагогическую систему образования таких занятий как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность обучающегося продиктовано сегодня самой жизнью.
Смоленское областное государственное бюджетное
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
длительном лечении,
«Красноборская санаторно-лесная школа»
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6
классов ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ
ГППИЗОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНАг. Смоленск
Рабочая программа этических занятий
«Познай себя» для обучающихся 5-6
классов основного общего образования.
Составитель ГАПИЗОВА Марина Васильевна
воспитатель 1 категории
Смоленское областное государственное бюджетное
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
длительном лечении,
«Красноборская санаторно-лесная школа»
«Познай себя…
Какая польза в том?
Познаю,
А куда бежать потом?»
Гете
Пояснительная записка.
Рабочая программа этических занятий «Познай себя» составлена на
основе авторской программы А.И.Шемшуриной. "Этические диалоги с
учениками V VI классов". В помощь учителю.
В соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и относится к программам социально
педагогической направленности и является общекультурной по уровню
своего освоения.
Одной из главных задач школы является формирование у детей
общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные
нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к
окружающим, культура поведения.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и
привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.
Уже в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности,
вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно
вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если
элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет,то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более
трудную работу: перевоспитывать обучающихся, у которых укоренились
отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой
задачу: дать обучающимся знания и навыки культурного поведения в
определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо
проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Программа этических занятий «Познай себя» соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта основного общего
образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся
мире, который предъявляет серьезные требования к ним.
Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для
Актуальность курса.
Включение в педагогическую систему образования этических занятий как
мощного педагогического инструмента нравственного влияния на
развивающуюся личность обучающегося продиктовано сегодня самой
жизнью.
Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете
пагубно сказывается на самой жизни. Следствием бездействия моральных
факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул
террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие,
страх.
Закономерно, что в нарушении морали – предпосылки дальнейшего
размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку
обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как
отдельного человека, так и общества в целом.
формирования личности как субъекта деятельности и отношений.
Жизнь показывает, что многие обучающиеся не умеют прилично вести
себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и
нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век
компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь
именно на примерах литературных героев воспитываются положительные
качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами
ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Виноват в этом тот социальный уровеньжизни, который отделяет
родителей, чья деятельность сводится в основном к добыче материального
благополучия семьи от их детей. Поэтому нравственные знания,
представления о нормах поведения, умение вести себя среди людей дети
приобретают на протяжении всего процесса социализации из самых
различных источников. Здесь сказываются особенности самого уклада и
атмосферы семьи, источники различной общественной информации,
отдельные взрослые и сверстники, с кем так или иначе контактируютобучающиеся. Все это – процесс спонтанного влияния на подростков,
оказывающий существенное воздействие на формирование нравственных
представлений и понятий, на нравственное становление личности.
Поэтому важно именно в школе, где обучающиеся проводят большую часть
времени, в системе учебновоспитательной работы осуществлять их
нравственную подготовку.
Как показала педагогическая практика, подростки не имеют четкого
представления о сущности нравственных понятий, не могут дать им
достаточно определенную характеристику. В связи с этим в воспитательной
работе с подростками очень важно, чтобы нравственное влияние на
обучающихся осуществлялось в единстве формирования их нравственных
понятий и опыта поведения. В подростковом возрасте такое влияние
приобретает особую значимость, т.к. осознанное восприятие нравственных
понятий, их осмысление не стали предметом вдумчивого анализа и познания
себя и других.
Однако, в то же время подростки в определенных ситуациях и поступках
людей ориентируются на нравственные требования к поведению личности,
стараются в затруднительных и критических ситуациях найти нравственный
выход.
Исходя из данных положений, возникает необходимость включить в систему
организации воспитательного процесса подростков курс этических занятий.
данных занятий должно стать
Целью
формирование у обучающихся и в классном
коллективе нравственных ценностей, норм и
способов поведения.
В процессе деятельности важно стремиться, чтобы
обучающийся соотносил накопленные знания с опытом
своего поведения, что послужит формированию устойчивой
нормы поведения, выработке навыков этического общения.
Задачи, необходимые для реализации данной цели:
1.
воспитанности.
Включить обучающихся в систему упражнений, тренировочных
2.
действий, закрепляющих представление о воспитанности и формирующих
навыки доброжелательного, тактичного и деликатного поведения с
окружающими.
3.
доброжелательное отношение к другому.
4.
позволяющие проявить и закрепить навыки этического поведения.
5.
поведение с точки зрения принципов нравственности.
Дать знания о нравственных понятиях, входящих в представление о
Формировать у обучающихся умения оценивать своё (и окружающих)
Выработать критерии оценки воспитанного поведения: уважение и
Включить обучающихся в в различные элементы деятельности,Программа составлена с учетом дидактических принципов:
принципа индивидуального подхода;
принципа наглядности и доступности;
сознательной и творческой активности;
принципа прочности знаний, умений и навыков.
На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой
нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих со вершённых
или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности,
используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие
задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Ожидаемые результаты.
Получив знания по темам этических занятий «Познай себя»,
обучающиеся должны:
иметь представления об истории этикета;
усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность,
мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным,
культурным человеком;
соблюдают школьный этикет;
обладать культурой речи;
соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием
порядочности, чести и достоинства;
в общении быть вежливыми, тактичными, уважать вкусы и взгляды другого
человека;
стремятся к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Структура программы:
Программа состоит из вводного занятия, четырех разделов,
углубляющих и расширяющих знания, нравственные понятия, представления
и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся и
заключительного занятия.
Вводное занятие.
Раздел 1. Быть воспитанным – что это значит?
Раздел 2. Этика и этикет.
Раздел 3. Умение думать о других.
Раздел 4. До дружбы надо вырасти.Заключительное занятие.
занятий.
Примерное тематическое планирование
Немного истории этикета. Появление этикета на Руси. Разные виды
. « В дела ты добрые вложи все лучшее
занятие
.
Вводное
1.
этикета. Современный этикет.
2. «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»
Раздел 1. Быть воспитанным – что это значит?
1. Вежливость, как основа воспитанности.
2. Какого ты рода – племени? Гражданином быть достойным.
3. Оглянись внимательно вокруг.
4. Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
Раздел 2. Этика и этикет.
1. «Вот это стол == за ним едят» С.Я.Маршак
2. Дома и в гостях.
3. В школе ты хозяин и гость.
4. Твой стиль поведения. Мальчики и девочки.
5. Когда какое слово молвить.
Раздел 3. Умение думать о других.
1. Мы живем среди людей.
2. Добротой себя измерь.
3. Раздели печаль и радость другого.
4. «Поспешай делать добро». Народная мудрость.
5. Умей быть благодарным.
6.Завтрашний характер в сегодняшнем поступке.
7. Береги все живое.
8. Расскажи мне обо мне. Беседа за круглым столом.
Раздел 4. До дружбы надо вырасти.
1. Дружба начинается с улыбки.
2. Одноклассник, товарищ, друг.
3. От чего бывает одиноко?
4. Дружили мальчик с девочкой.
5. Без друзей меня чутьчуть.
Заключительное занятие
своей души». Инсценированный праздник по обобщению курса.
Литература.Азбука нравственного воспитания. –М.; Просвещение, 197 Алешина
.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
1.
Л.Г. О вежливости, такте. деликатности… Л.: 1981
2.
3. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ.,
2010.
4. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
5. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ.,
2010.
6. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками VVI классов. В
помощь учителю: В 2х кН. –М.: ШколаПресс, 1998
7.
8.
Астрель: АСТ: Полиграфиздат,
Цемме А.В. Современный этикет на все случаи жизни. М., 2008
Энциклопедия этикета [Текст]/ Сост. О.И.Максименко. – Москва: