РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
экология
Детсад
29.09.2018
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. По словам педагога В.А.Сухомлинского, человек и стал человеком только тогда, когда стал познавать природу, когда заметил её красоту. Сухомлинский отмечал, что в мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности.
002.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)
Адрес: 155802, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12,
тел./факс 8(49331) 34182
ИНН 3703010223; КПП 370301001; ОГРН 1023701274519
17@
yande
х. ru
еmail: kindetsad
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ
«Знатоки природы родного края».
Возраст детей: 5 6 лет
Срок реализации: 1 год.
Кинешма 2018 год.
1 Введение.
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. По словам педагога
В.А.Сухомлинского, человек и стал человеком только тогда, когда стал познавать природу,
когда заметил её красоту. Сухомлинский отмечал, что в мире есть страны, где природа
ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.
Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности.
Кинешемский район обладает ценнейшими природными богатствами: полезными
ископаемыми, лесами, реками. Живая природа очень богата и разнообразна. В окружающей
природе дети учатся замечать интересное и новое, развивается познавательная и
умственная деятельность, эстетические и патриотические чувства.
Писатель натуралист А.Онегов предлагает знакомить детей с природой, совершая не
дальние путешествия в далёкие страны, а прогулки на луг, в лес, в поле, что находятся
недалеко от дома. Изучать обычные растения и животных и находить в них чтонибудь
необычное, интересное. Очень важно, чтоб дети с раннего возраста освоили нормы
поведения, а природе и приобрели навыки защиты окружающей среды. Чтобы, как
писал Сухомлинский, жизнь детей проходила в атмосфере высоконравственных поступков,
которые затем станут привычкой.
Тема экологического воспитания дошкольников очень актуальна в наше время. Не
секрет, что хищническое, варварское отношение к природе ведёт мир к экологической
катастрофе. Дети – это будущее нашей планеты и поэтому следует, как можно раньше,
знакомить детей с природой родного края, показывать её красоту, воспитывать гордость,
желание беречь и охранять её.
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива разработана на основе перспективного планирования
непосредственно организованной деятельности по экологии в старшей группе детского
сада и с учётом требований ФГОС ДО.
развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать
Цель рабочей программы:
Развитие у детей познавательного активности при ознакомлении с природой родного края.
Задачи:
природный мир;
зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
обогащать представление детей о природе родного края и различных природных
воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
2 воспитывать основы гуманноценностного отношения детей к природе через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за
свои поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
составляет 5 6 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
на воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и
на воспитание основ гуманноценностного отношения детей к природе через
на формирование представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы;
на развитие познавательного интереса детей к природе, желание активно изучать
Занятия «факультатива проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Количество занятий в учебном году –35, длительность одного занятия составляет 25 –
30 минут.
Форма проведения занятий – фронтальная.
Содержание занятий направлено:
природный мир;
на обогащение представлений детей о природе родного края и различных
природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об
особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии
человека и природы;
эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за
свои поступки.
Формы занятий:
Новым в работе факультатива «Знатоки природы родного края» предусматривается
введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут
познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя
накопленный опыт.
Методы и приёмы проведения:
Наглядные: демонстрация картин и фильмов, показ иллюстраций и картин.
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, чтение, объяснение.
Практические: игры, наблюдения, труд в природе, опыты, эксперименты
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация
разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при
использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы,
игра – путешествие;
занятия в игровой форме;
экскурсии в природу;
досуги;
экспериментальная и опытная деятельность;
3 спортивноэкологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и
трудовой деятельности .
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года у ребенка должны сформироваться следующие знания, умения и
навыки:
Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам,
аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой
обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально
выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и
обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и
жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям
животного мира;
признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных
растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть
сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен
проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего
они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной
последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
Учебнометодический комплект литературы.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их
1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии – М: Просвещение, 1990г.
2. Большакова М.Д, Дубровская И.Г, Ермакова Е.С, Ершова Л. В, Лебедева С.А,
Смирнова Е.А, Правдов М.А. – Родничок / региональная программа по дошкольному
образованию – Иваново, 1997г.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой – М: Просвещение,
1980г.
4. Востриков С.Я, Востриков И.Я. Наш любимый край – Верхнее Волжское книжное
издательство. Ивановское отделение, 1990г.
5. Владычин В.В, Бабичев В.А, Востриков С.Я, Востриков И.Я. Люби и изучай свой
край – Я: Верхнее Волжское книжное издательство, 1976г.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под. Ред.
Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М. Санкт Петербург, 2000г.
7. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь – М: Молодая гвардия, 1977г.
8. Как знакомить дошкольников с природой. Под. Ред. П.Г. Саморуковой – М:
Просвещение, 1983г.
9. Марковская М.М.Уголок природы в детском саду – М: Просвещение 1989г.
10.Мезенин Я.М. Кинешма – Я: Верхнее Волжское книжное издательство 1980г.
11.Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников – М: Мозаика
Синтез 2000г.
12.Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия – М: Педагогика Пресс.
2000г.
13.По земле Ивановской – Под. Ред. Терентьева В.П, Кустовой Ю.А. – Я: Верхне
Волжское книжное издательство 1983г.
4 14.Сладков Н.И. Воробей в шляпе – М: Мир искателя 2003г.
15.Сухомлинский В.А. о воспитании – М: Политиздат 1973г.
16.Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа – М: Просвещение 1969г.
17.Удивительный мир природы – Под. Ред. Ивченкова Г. – Я: Верхнее Волжское
книжное издательство 1986г.
18.Худяков Н.Б., Балдин К.Е., Травкин П.Н. – Историко географический атлас
Ивановской области – ООО ИИТ «А – Гриф» г. Иваново 2007 г.
Перспективный план
работы факультатива по экологии
«Знатоки природы родного края»
Сентябрь.
1. «Что нам осень подарила»
Цель: Знакомить детей с объектами экосистемы «Сад – огород». Учить узнавать
овощи и фрукты, знать их полезные свойства. Показать, как человек использует их в
пищу, и какие блюда готовит. Учить способам ухода за растениями и умению
пользоваться орудиями труда.
План:
1.
2.
Овощи – фрукты.
Орудия труда садоводов и трудовые действия.
5 Дидактические игры «Овощи – фрукты», «Щи, варенья и компоты»,
Чтение худ. литературы. на выбор: Ю.Тувим «Овощи», Г. Давыдова «Как
Показ альбомов и иллюстраций книг.
Посадка морковных и свекольных верхушек. Ведение дневника наблюдения за
3.
«Витаминка и её друзья», «Во саду ли в огороде».
4.
червячок оказался внутри яблочка», Н.Носов «Огурцы», Н.Егоров «Капуста»,
«Помидор».
5.
6.
ростом посадки.
2. Полевые колоски.
Цель: - Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
Рассказать какие зерновые культуры произрастают в нашей местности. Учить
различать колоски различных зерновых культур. Рассказать, как на столах появляется
хлеб, какой долгий путь он проходит. Показать разные хлебобулочные изделия и
крупы. Закрепить названия профессий людей, выращивающих хлеб и машин
работающих на полях.
Беседа на тему «Зарождение земледелия».
«Как колосок в поле вырос». Виды колосков.
Что можно приготовить из различного зерна.
Кто работает на полях. Сельхозтехника.
Показ альбомов и иллюстраций, репродукции картины «Рожь» Шишкина.
Чтение худ. литературы: рассказа С. Романовского «Отлунье», р.н.с. «Мужик и
План:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
медведь».
3. Лесные ягоды
Форма организации: Совместная деятельность с детьми. Дидактические игры. Работа
с альбомами
Цель: Знакомить детей с лесными ягодами наших лесов. Учить узнавать их по
внешним и вкусовым признакам, полезным свойствам.
План:
Как искать ягоды в лесу.
1.
Лесные ягоды растут: на деревьях, кустах и травке.
2.
.Дидактические игры: «Лесные ягоды», «Вкусное варенье», «Волчьи ягоды».
3.
4.
Чтение худ. литературы: Стихи И. Токмаковой «Брусничный гном», Рассказ В.
Бианки. «Ягоды» из «Лесной газеты», Сказка В. Катаева. «Дудочка и кувшинчик», Н.
Саконская «Ягодка по ягодке».
4. Календарь природы.
6 Цель: Знакомить детей с содержанием календаря природы, с условными
обозначениями дней недели, природных явлений и состояния погоды, а также с
обозначением живых объектов, которые появляются на участке детского сада.
Познакомить детей с элементарным устройством термометра и способом измерения
температуры воздуха.
План:
1.
2.
3.
4.
5.
Что такое календарь природы.
Условные обозначения.
Дни недели – цвета радуги.
Устройство термометра. Температура воздуха.
Практикум «Отмечаем погоду в календаре».
Октябрь.
5.Участок детского сада – мини парк.
Цель: Знакомить детей с экосистемой «Парк». Помочь уяснить, что наш участок – это
мини парк. Показать объекты экосистемы (деревья, кусты, травы, цветы, насекомые и
птицы), которые сосуществуют на участке детского сада. Учить детей помогать
озеленять участок, не рвать траву , листья и цветы. Наметить экологическую тропу на
территории участка.
План:
Участок детского сада – экосистема, мини парк.
Живые объекты нашего участка.
Правила поведения на участке. Способы озеленения.
Экологическая тропа участка и её объекты. Составление плана экологической
1.
2.
3.
4.
тропы.
6.Этажи и жители леса.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном
многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и
находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какоголибо звена ведет к гибели
других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и
животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать
экологическое сознание.
План:
Просмотр фильма о лесе и его обитателях.
Создание плаката «Этажи леса».
Чтение худ. литературы: М. СоколовМикитов «Год в лесу», произведений В.
1.
2.
3.
Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова из книги «Рассказы о природе», П. Дудочкин
7 Дидактические игры: « Кому нужны деревья в лесу», «Подбери знаки
«Живые часы», Н. Гумилевская «Почему осенью желтеют листья?», Н. Павлова
«Растения осенью».
4.
поведения в лесу», «Кто, где живёт?», «Кто заблудился?».
7.«Отчего бывает дождь».
Цель: Продолжать знакомить детей с явлениями природы. Раскрыть каким образом
начинает идти дождь и показать какой он бывает. Рассказать что такое: туман, роса,
град, гроза. Дать необходимые знания о том, как вести себя в дождь и грозу.
План:
Отчего бывает дождь? Опыты с водой.
Какой бывает дождь? Эксперименты.
Правила поведения в дождь и при грозе.
Туман, роса, град.
Показ иллюстраций о водяных стихиях.
Чтение народных примет, потешек, песенок и пословиц о дожде.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8. Семена
Цель: Помочь детям осознать, что основным видом размножения растений является
созревание семян. Показать разнообразие видов семян и схему их произрастания, а
также способы переноса семян в почву.
План:
Для чего нужны растениям семена.
Виды семян. Составление коллекции.
Как разносятся семена. Показ иллюстраций энциклопедии о растениях и
1.
2.
3.
ботаники.
4.
Дидактическая игра «Семена».
Ноябрь.
9. Дикие животные нашего края.
Цель: Знакомить детей с дикими животными нашего края. Рассказать детям о
некоторых повадках этих животных, особенностях обитания в наших лесах. Показать,
что все дикие животные первыми на человека не нападают, а уходят от встречи с ними.
План:
1.
2.
Портреты диких животных.
Повадки и особенности обитания.
8 Рисование по трафаретам «Дикие животные».
Чтение худ. литературы: Рассказов о жизни диких животных зимой Н.
3.
Сладкова, М. Пришвина, О. Берргольц «Пыжик», Т. Шорыгина «Кролик и зайчиха», Н.
Сладков «Как заяц всех напугал». Загадывание загадок о животных
4.
10. Кто как готовится к зиме.
Цель: Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Закрепить
знания о зависимости существования животных от условий внешней среды
(температурных, пищевых). Показать взаимосвязи в природе, что с понижением
температуры исчезают насекомые и земноводные (прячутся в укромные места).
Улетают в тёплые края насекомоядные птицы. С замерзанием водоёмов улетают
водоплавающие птицы. Животные меняют свою шубу на более тёплую и светлую,
(чтобы их не было заметно на белом снегу), отъедаются и делают запасы на зиму. Люди
собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов.
План:
Неживая природа осенью. Температура воздуха,
1.
почва, солнце, осадки.
Насекомые и земноводные осенью. Рисование по трафаретам на заданном фоне
2.
Перелётные птицы. Показ альбомов и иллюстраций.
3.
Моделирование «Как животные готовятся к зиме»
4.
Дидактические игры: «Зимние запасы человека»,Одежда осенью».
5.
Чтение худ. литературы: СоколовМикитов из книги «Год в лесу» рассказов:
6.
«Еж», «Заяцбеляк», «Белка»; рассказов В.Бианки из книги «Четыре времени года»,
«Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся», Г. Скребицкого, Н.Сладкова из
книг «Рассказы о природе», «Четыре времени года». С. Образцов «Ничего
особенного», К.Д. Ушинский «Рассказы и сказки».
11. Как птицы летают.
Цель: Продолжать знакомить детей со строением птиц. Показать исключительность
птиц – умение летать. Рассмотреть особенности строения птиц: кости скелета лёгкие,
есть киль грудины, передние конечности превращены в крылья летательный аппарат,
покрытый множеством перьев, выполняющий роль парашюта, ноги в полёте сгибаются
или выпрямляются, хвост выполняет роль руля.
План:
. Элементарное строение птицы.(голова, туловище, ноги, крылья, хвост).
Игра – практикум «Как птицы летают».
.Контуры летящих птиц.
.Птичьи рекорды (по скорости и продолжительности полёта).
Рассматривание иллюстраций книг и альбомов.
Чтение худ. литературы: рассказы из книги В. Бианки «Лесная газета»,
1.
2.
3.
4.
5.
6.
«Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Лесные домишки».
9 12. Красная книга.
Цель: Знакомить детей с природоохранной деятельностью нашей страны. Помочь
понять им, что такое «Красная книга» и для чего она нужна людям. Показать сколько
разделов, томов у Красной книги и какие виды животных, растений, насекомых и
земноводных она защищает. Внушить, что если человек не будет беречь природу:
хищнически охотится, бездумно уничтожать всё живое, вырубать леса, загрязнять
реки, выбрасывать в атмосферу вредные вещества с заводов и фабрик, то скоро многие
виды животных и растений исчезнут с лица Земли.
План:
1.
2.
3.
4.
5.
книгу.
Что такое Красная книга и для чего она нужна.
Как человек губит природу.
Мы их больше никогда не увидим. Исчезающие виды.
.Как нужно беречь природу.
Растения и животные нашей области, занесённые в Красную
6.
Нарисуем исчезнувших животных, как мы себе их представляем.
Декабрь.
13. Зимняя столовая для птиц.
Цель: Знакомить детей с зимующими и пролётными птицами нашей местности.
Показать, что эти птицы приспособились жить в условиях суровой зимы и нашли свою
нишу питания. Птицы зимою нуждаются в заботе человека. Люди строят и
развешивают кормушки для птиц, запасают для них корма.
План:
Показ набора картинок и иллюстраций с зимующими птицами.
Дидактические игры: «Кто живёт в лесу, кто в городе», «Зимующие и
«Мастерская Самоделкина». Делаем кормушку из коробок.
Запас и разбор кормов для птиц.
Выставка кормушек для птиц. Семейные поделки.
Кормление птиц в кормушках на участке. Практикум.
1.
2.
пролётные».
3.
4.
5.
6.
14. Живая и неживая природа.
Цель: Дать детям понятие живого и неживого. Научить детей отличать природные
объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от
объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной
связи человека с природой, что мы — люди, являемся частью природы. Для роста и
10 развития живых объектов необходимо одно и то же: свет, вода, воздух, питание,
любовь и бережное отношение окружающих.
План:
Дидактические игры: «Живое – неживое», «Кто лишний», «Кого можно
.Понятие живого – неживого.
Моделирование «Живое и неживое»
Что нужно живому:(едят, пьют, растут, размножаются, любят купаться, и им
Человек может создать живое и неживое. Показ иллюстраций.
Опыты. Определение живого и неживого.
Чтение худ. литературы Н. Сладков «Жизнь на песке». «В погоне за светом»,
1.
2.
3.
необходим солнечный свет).
4.
угостить».
5.
6.
7.
рассказа Е. Костина «Сказка про маленькую тележку», П. Бажов «Медной горы
хозяйка».
8.
природы.
15. Детёныши диких животных.
Цель: Познакомить детей с детёнышами диких животных, закрепить их названия.
Показать, что дикие животные заботятся о своём потомстве и учат их охотиться,
спасаться от врагов. Показать, что у каждого животного свои повадки, каждое по
своему учит их определённому образу жизни.
Наблюдения в уголке природы и на прогулке за объектом живой и неживой
План:
Учимся у мамы и папы. Играподражание.
Словесные игры: «Назови взрослое животное», «Исправь ошибку, назови
Взрослые и детёныши.
Дидактические игры: «Назови детёнышей», «Большие и маленькие», «Найди
1.
2.
маму»
3.
4.
детёныша правильно».
16. Ёлочка – зелёная иголочка.
Цель: Познакомить детей с хвойной породой деревьев (елью). Показать через модели,
как жизнь хвойных деревьев связана с жизнью животных. Помочь задуматься над тем,
что срубая новогоднюю елку, люди не только губят дерево, но и лишают пищи и крова
многих лесных обитателей. Учить детей придумывать содержание плаката,
направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать бережное отношение
к растениям, стремление заботиться о них, не принося порчу.
План:
1.
2.
Ель – это хвойное дерево. Признаки хвойных деревьев.
Ель является домом для птиц, животных и насекомых. Моделирование.
11 Как узнать, что скоро наступит Новый год. Новогодние атрибуты.
История и легенды о новогодних елях. Когда люди стали украшать ели к этому
Не рубите ёлки зря, не губите зря зверья.
Чтение худ. литературы: М.Пришвин «Деревья зимой» («Четыре времени
3.
4.
празднику.
5.
6.
года», экологическая сказка «О чем шепчутся деревья зимой», «Лес зимой» и
экологической странички «Елка пернатых друзей».
7.
лесов».
8.
Изготовление листовок и плакатов «Сохраним зеленую красавицу наших
Цикл наблюдений за елью на прогулке.
Январь.
Низкая температура на термометре. Как холодную погоду узнать с помощью
Есть ли чтонибудь живое подо льдом и снегом.
Как образуются: снег, град, иней, наст.
Зимние забавы на льду и снегу.
Вода замерзает при 0 градусов. Опыты и эксперименты.
Жидкая вода от холода превращается в твёрдый лёд. Свойства льда: твёрдый,
17.Снег, вода, лёд
Цель: Продолжить знакомить детей с явлениями неживой природы. Показать
превращение воды в снег и в лёд от воздействия низкой температуры, холода.
План:
1.
термометра.
2.
3.
прозрачный, гладкий.
4.
5.
6.
18.Заповедники.
Цель: Знакомить детей с природоохранной деятельностью нашей страны. Помочь
понять им.что такое «заповедники и заказники» и для чего их создали люди.
Рассказать о наиболее известных заповедниках нашей страны и заказниках, созданных
на территории нашей области.
План:
1.
отдельные виды животных или растений, но и целые сообщества, которые находятся в
исключительно благоприятных условиях для жизни и размножения.
2.
3.
4.
для сохранения и размножения одного из видов животных или растений.
Заказники нашей области.
5.
Охранные зоны города Кинешмы.
6.
7.
Экологическая сказка «Как старик Лесовичок вылечил Лося ветвистые рога»
(Кн. «О чем шепчутся деревья»), чтение познавательных рассказов из Красной книги.
Заповедники нашей страны.
Самые известные зарубежные заповедники.
Что такое заказник? Это охранная зона, где создаются благоприятные условия
Что такое заповедник?. Это часть территории, где охраняются не только
12 Строго охраняемые животные и растения нашей области. Красная книга
8.
области.
19. Кто живёт на подоконнике. Такие разные комнатные
растения.
Цель: Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить описывать их.
Выделять характерные признаки, сравнивать между собой. Показать разнообразие
видов комнатных растений, их стеблей и листьев. Уточнить, что комнатные растения –
живые. Учить понимать, что живому для существования нужно: есть, пить, расти и
размножаться (иметь деток) – этим оно и отличается от неживого. Учить ухаживать за
растениями. Расширить представление о пользе комнатных растений для здоровья
человека.
План:
Такие разные комнатные растения: стебли:(прямостоящие, висячие, ползущие,
Почему комнатные растения можно считать «живыми» (едят, пьют, растут,
Кто живёт на подоконнике. Дидактическая игра: «Назови знакомые растения».
Составление описательного рассказа «Моё самое любимое комнатное
1.
2.
растение».
3.
вьющиеся).и листья (расцветка и форма).
4.
размножаются, любят купаться, и им необходим солнечный свет).
5.
комнатными растениями».
6.
Чтение худ. литературы Л.В. Скребцова «Сказки о комнатных растениях», С.
Красиков «Легенды о цветах», сказки Т. Шорыгиной «Маленькие путешественницы»,
«Садогород на окне»
7.
Раскраски: «Сад на окне», «Маленькая хозяйка», «Как ухаживать за
Польза комнатных растений для человека.
Февраль
20. Наш зоопарк.
Цель: Учить детей делить животных по признаку питания: на хищников, травоядных и
всеядных. Помочь понять, что и те и другие есть среди диких и домашних животных.
План:
1.
2.
3.
21 .Деревья.
Цель: Знакомить детей с особенностями деревьев, растущих в нашей местности.
Учить различать лиственные и хвойные деревья. Показать отличительные признаки
Моделирование: хищники , травоядные и всеядные.
Дикие, домашние, животные жарких стран – хищники, травоядные и всеядные.
Дидактические игры: «Наш зоопарк», «Четвёртый лишний».
13 каждого дерева, их полезные свойства для человека, животных, птиц и насекомых.
Помочь понять, что деревья составляют часть единого целого природы.
План:
Строение дерева.
1.
Как живут деревья во все времена года.
2.
Лиственные деревья. Описание по плану (как выглядит, где обычно растёт,
3.
сколько лет живёт, семена, что делают из дерева). Берёза, липа, осина, ива, тополь,
дуб, клён.
4.
5.
22 .Животные холодных стран.
Цель: Познакомить детей с природными зонами России: Крайнего севера и тундры.
Учить устанавливать причинноследственные связи в природе. Показать, как
животные, растения и люди приспособлены к жизни в суровых условиях. Воспитывать
понимание важности сохранения целостности экосистемы, доброе и чуткое отношение
к животным.
Хвойные деревья. Ель, сосна, лиственница.
Плодовые деревья. Черёмуха, рябина, яблоня, груша.
План:
1. Холодные природные зоны России: тундра и крайний север. Показ карты.
2. Суровые условия жизни для живых существ.
3. Животные крайнего севера и тундры. Рассматривание демонстрационного
материала «Животные севера».
4. Как эти животные приспособились к условиям крайнего севера.
5. Чтение худ. литературы: рассказа Н. Спиридонова «Луна в рубаху оделась» с
рассматриванием иллюстраций, В. Катаев «Цветиксемицветик» (девочка Женя
оказалась на Северном полюсе).
6. Изготовление макета «На северном полюсе».
23 .Аквариум – маленький водоём.
Цель: Помочь детям уяснить, что аквариум – это модель водоёма. Показать три части
среды аквариума. Показать, как живут в аквариуме живые существа (рыбы, моллюски,
растения).
План:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Аквариум – маленький водоём. Это модель реки, озера, пруда.
Три части среды аквариума (земля, растения, вода).
Неживые организмы аквариума (камни, раковины, вода).
Живые существа аквариума. Виды и названия. Иллюстрации.
Модель аквариума.
Дидактические игры: «Аквариум», «Поймай рыбку».
Март.
14 24. Как вести себя в природе.
Цель: Воспитывать у детей навыки культуры поведения в природе. Показать зачем
люди должны выполнять то или иное правило, чтобы не навредить окружающему миру.
Помочь запомнить азбуку вежливости.
План:
1. Зачем охранять природу? Мы гости в лесу, а гости должны знать азбуку
вежливости. Стихи об охране природы.
2. Правила поведения в лесу. Картинки.
3. Дидактические игры: «Угадай правило», «Кто поступил правильно»,«Зеленый
город», «Береги природу», «Знатоки».
4. Рисование значков азбуки вежливости.
5. Чтение сказки А. Бойко «Хранитель степной равнины», Т. Зыковой «На земле
ничего не меняется»,сказки Т.Шахрай (Лёзиной) «Мир ярких красок». Н. Сладков
«Бежал Ёжик по дорожке».
25. Огород на окне. Как размножаются комнатные
растения.
Цель: Знакомить детей с размножением комнатных растений. На практике показать,
как можно посадить комнатное растение. Закрепить знания о росте растений, их
строении и многообразии видов. Прививать интерес и желание выращивать растения,
помня о том, что они живые, поэтому им требуются определённые условия и уход.
План:
1.
2.
Ботаническая азбука. Строение растений: корень, стебель, лист, цветок, семя.
Как посадить комнатное растение.
a. Семена. (астра).
b. Листок (фиалка узумбарская).
c. Побег (герань).
d. Луковица (лилия амазонская).
e. Делением куста (аспарагус, циперус).
Практикум по посадке растений.
Огород на окне. Посадка лука, гороха, в ящик. Ведение дневника наблюдений.
3.
4.
26.Рыбы реки Волги.
Цель: Знакомить детей с рыбой, обитающей в реке Волге. Показать многообразие
видов, особенности поведения, питания и размножения речных рыб. Учить
классифицировать рыб по месту обитания. Показать ценнейшие виды осетровых рыб,
обитающих в реке Волге.
План:
1.
2.
Река Волга – место обитания множества видов речной рыбы. Показ альбома.
Строение рыбы. Моделирование.
15 Место обитания рыб в реке. Поверхностные, глубоководные, донные.
Постоянно обитающие и проходные рыбы.
Осетровые рыбы занесены в Красную книгу. Показ иллюстраций.
Викторина «Какая эта рыба».
3.
4.
5.
6.
27. Животные жарких стран.
Цель: Познакомить детей с животными жарких стран. Закрепить понятие о климате
жарких стран. Учить устанавливать причинноследственные связи в природе.
Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в жарких условиях.
Воспитывать понимание важности сохранения целостности экосистемы, доброе и
чуткое отношение к животным.
План:
Жаркие страны нашей Земли. Показ карты.
Суровые условия жизни для живых существ.
Животные жарких стран. Рассматривание демонстрационного материала
1.
2.
3.
«Животные жарких стран».
4.
5.
жаркую пустыню», Б. Житкова «Слоны».
Изготовление макета «Пустыня».
6.
Как эти животные приспособились к условиям сурового жаркого климата.
Чтение худ. литературы: Н. Сладков «Разноцветная земля», Г. Ганейзер «Про
Апрель.
28. Почва. Праздник земли.
Цель: Познакомить детей с тем, что земля, по которой мы ходим, называется почва. В
её состав могут входить: песок, глина, камни. Показать, что в почве есть воздух, она
может нагреваться, впитывать воду. Знакомить детей с особенностями строения и
поведения подземных обитателей. Показать их приспособленности к почвенной среде.
Рассказать о круговороте веществ в природе. С превращением опавшей листвы в
почву, с ролью в этом процессе живых организмов.
План:
Праздник Земли – 22 апреля. Иллюстрации.
Земля – это почва. Что есть в почве? (песок, глина, камни).
Может ли ктонибудь живой жить в почве? Играпредположение.
Условия для жизни живых организмов в почве, Опыты:
Воздух (погружаем почву в воду – выделяются пузырьки воздуха).
Тепло (накрываем почву в тарелке над свечой, закрываем стеклом и охлаждаем,
1.
2.
3.
4.
a)
b)
появляются капельки воды)
c)
5.
Вода (поливаем почву становится влажной).
Подземные жители.
16 Как люди могут навредить почве? Вытоптать нет воздуха, залить водой или
Чтение худ. литературы: сказки Т. Шорыгиной «Дождевой червяк», П. Бажов
Как люди могут помочь возродится почве? Удобрять, поливать, осушать,
6.
пересушить, загрязнить бензином, краской, мылом, ядами, сжигать на почве траву.
1.
рыхлить, сажать растения.
2.
«Медной горы хозяйка», ГХ Андерсен «Дюймовочка», В.Бианки «Приключения
Муравьишки»
29.Пресмыкающиеся или рептилии.
Цель: Познакомить детей с пресмыкающимися, живущими в нашей местности.
Показать их отличительные признаки и умение приспособиться к окружающим
условиям.
План:
Кто такие пресмыкающиеся? Почему их так называют.
1.
Как появляются пресмыкающиеся. Модели и схема появления рептилий.
2.
3.
Пресмыкающиеся нашей местности: прыткая или обыкновенная ящерица,
живородящая ящерица, веретеница или медянка, гадюка, уж, черепаха болотная.
4.
5.
6.
30. Первоцветы.
Цель: Дать детям понятие «первоцветов» это первые весенние цветы. Показать
многообразие их видов, характерные особенности, красоту, приносимую пользу.
Чем питаются и как защищаются от врагов пресмыкающиеся.
Польза пресмыкающихся в природе.
Рисование: «Красавцы нашей местности».
План:
Подснежники – лесные разведчики.
Первоцветы, растущие в лесу и на лугу. (перелеска, ветреница, медуница,
Городские цветы. (мать и мачеха, одуванчик).
Дидактическая игра: «Сравнение одуванчика и мать и мачехи».
Красота и польза первоцветов Показ альбомов и иллюстраций.
1.
2.
хохлатка, гусиный лук, баранчики, ключики, ландыши, купальницы).
3.
4.
5.
31. Экологическая тропа.
Цель: Создать вместе с детьми экологическую тропу на территории детского сада.
Выбрать в качестве объектов дикорастущие и культурные растения: пни, гнёзда птиц
ит.д. Показать взаимодействие человека с природой, как положительное, так и
отрицательное.
План:
Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее
1.
интересных объектов.
17 Составление карты – схемы экологической тропинки с нанесением маршрута и
2.
всех объектов виде кружочков с цифрами или рисунков – символов соединённые
дорожкой.
3.
будет давать задания и приглашать в гости.
4.
маршрута экологической тропы.
Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа, который
Практикум по совместному оформлению экологического паспорта и схемы
Май.
32. Куда девается мусор?
Цель: Познакомить с понятием «твердые отходы» и процессом их переработки,
закрепить понятие «пищевые отходы». Воспитывать гуманное отношение к природе,
чувство ответственности за все живое. Учить работать с бросовым материалом.
Развивать творческие способности.
План:
Беседа «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Какой бывает мусор. Рассматривание иллюстраций.
Рассматривание альбома: «Береги живое» правила поведения в природе.
Дидактические игры: «Логический экран», «Правила поведения в природе»
Чтение: сказка С. Герасименко «Сказка про то, как Иван на царевне
женился»; отрывок из сказки Т. Шорыгиной «Таня и божья коровка»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
(Хламищеокаянище)
7.
8.
9.
33. Насекомые.
Цель: Дать детям представление о насекомых. Показать их элементарное строение и
многообразие видов. Помочь уяснить, где они живут, как передвигаются, питаются и
размножаются. Показать как насекомые спасаются от врагов и какую пользу или вред
приносят людям.
Рисование: «Сделаем планету чистой».
Изготовление поделок из бросового материала.
Сбор мусора на участке детского сада.
План:
1. Кто такие насекомые и почему их так назвали.
2. Как устроены насекомые.
3. Где живут и как передвигаются.
4. Чем питаются (части растений, нектар, пыльца растений, хищники).
5. Как размножаются насекомые: прямое развитие, с превращением (метаморфозом),
элементарно с полным и неполным развитием.
6. Как спасаются от врагов (защитная окраска, замирание, бегство, ядовитая жидкость).
18 7. Самые яркие представители рода насекомых. Показ иллюстраций.
8. Викторина «Узнай и назови насекомое».
9. Чтение худ. литературы: сказки Г. Давыдовой «Как бабочка стала разноцветной», В.
Бианки «Возвращение муравьишки», Т. Шорыгина «Костя и красный таракан», «Таня
и Божья коровка».
34. Земноводные или амфибии.
Цель: Познакомить детей с группой животных, называемыми земноводными.
Объяснить, что эти животные живут и в воде и на суше. Обратить внимание на их
ловкость, изящность движений, а также приносимую пользу природе т.к. они
уничтожают вредных насекомых.
План:
Кто такие земноводные? Почему их так называют.
Сказка маленького лягушонка. Схема появления лягушек.
Бесхвостые амфибии: травяная лягушка, остромордая лягушка, озёрная
Дидактическая игра: «Отличие лягушки от жабы».
Хвостатые амфибии: тритон обыкновенный, тритон гребенчатый.
Изящество и красота движений земноводных.
Польза приносимая природе от земноводных.
1.
2.
3.
лягушка, прудовая лягушка, жаба.
4.
5.
6.
7.
35. Цветущая весна.
Цель: Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной.
Закреплять знания о плодовых деревьях кустарниках и цветущих травах. Воспитывать
любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы,
понять их суть.
План:
Беседа: «Весною всё цветёт». Картины и иллюстрации.
1.
Знакомство с весенними народными приметами.
2.
3.
Чтение худ. литературы: «Весенняя сказка», В. Бианки «Лесная газета»
(Приход весны),сказки Г. Давыдовой «Дущистый снег», рассказа М. Пришвина
«Золотой луг», Н. Рыжова «Как медведь пень потерял»,загадывание загадок о
насекомых, первоцветах.
4.
5.
Наблюдение за сокодвижением у березы.
Опыты: «Оживим веточки», «Появление всходов».
19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭКОЛОГИИ «Знатоки природы родного края».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.