Рабочая программа География 5-6 кл
Оценка 5

Рабочая программа География 5-6 кл

Оценка 5
Особые потребности
docx
география
5 кл—6 кл
20.06.2017
Рабочая программа География 5-6 кл
Данная рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 классы) для основной школы составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644). 2.Рабочих программ. География. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М.: Просвещение, 2011. 3.Учебника для общеобразовательных учреждений. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы.Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 классы) для основной школы.
раб прог 5 -6 кл. География.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чурачикская средняя общеобразовательная школа» Цивильского района Чувашской Республики «РАССМОТРЕНО»  на заседании педагогического  совета  Протокол № 1 от 30.08.2016 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: _________________                                    / П.И.Бардышев/        Приказ № 105­0 от 30.08.2016 г. Рабочая программа курса География 5­6 кл. наименование учебного предмета (курса)  Основное общее образование, базовый уровень ступень и уровень общего образования 2016­2017 учебный год Срок реализации Программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утвержденного приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17 декабря   2010   г.   №   1897;   примерной   основной   образовательной   программы основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15;     Рабочих программ по географии.  Предметная   линия   учебников  «Сферы».  5–9  классы   авторы:   В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М.: Просвещение, 2011. Соответствует требованиям «ФГОС ООО» второго поколения. Учитель: Копеев Владимир Сергеевич учитель первой категории 1.Пояснительная записка. Данная   рабочая   программа   линии   УМК   «География.   Сферы»   (5—6   классы)   для основной школы составлена на основе: 1.Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования,   (Утвержден   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644). 2.Рабочих программ. География. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М.: Просвещение, 2011. 3.Учебника   для   общеобразовательных   учреждений.   Лобжанидзе   А.А.   География. Планета Земля. 5–6 классы.   экологизация, География   —   единственный   школьный   предмет,   синтезирующий     многие компоненты         как       общественно­научного,   так   и   естественно­научного   знания.   В   ней реализуются   такие   сквозные   направления   современного   образования,   как   гуманизация, социологизация,   которые   должны   способствовать формированию   общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов   курса   географии   для   основной   школы,   насыщенное   экологическими, этнографическими,   социальными,   экономическими   аспектами,   становится   тем   звеном, которое   помогает   учащимся   осознать   тесную   взаимосвязь   естественных   и   общественных дисциплин, природы и  общества  в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.   экономизация,     Изучение географии в 5–6 классах на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить: — формирование основополагающих физико­географических знаний о природе Земли как   целостной   системе,   составные   части   которой   находятся   в   непрерывном   развитии,   о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения   природной   среды  как  условия  существования  человечества; —   овладение   основами   картографической   грамотности,   элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учёта фенологических изменений   в   природе   своей   местности,   проведения   наблюдений     за   отдельными географическими   объектами,   процессами     и   явлениями     и   их   изменениями     в   результате природных и  антропогенных   воздействий;     — приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний     и её роли   в   освоении   человеком   планеты,   о   результатах   выдающихся   путешествий   и географических   открытий; —   формирование   экологического   взгляда   на   географическую   информацию, способности     сохранения   устойчивого   развития географической   оболочки   как   единой   социоприродной   среды   и   решения   проблем экологической безопасности;   её   рассмотрения     через   призму   —   формирование   умений   описывать       и   объяснять       разнообразные   физико­ географические   явления,   навыков   применения   приобретённых     географических     знаний   в повседневной  жизни для оценки  последствий   своих  действий   по  отношению   к  окружаю­ щей  среде,  уровня  безопасности  окружающей  среды  и адаптации к  условиям  проживания на  конкретной  территории. Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,   классифицировать,   наблюдать,   делать   выводы   и   умозаключения,   объяснять, доказывать, защищать свои  идеи, давать  определения понятиям.      Сюда     же    относятся приёмы,       сходные       с     определением   понятий:   описание,   характеристика,   разъяснение, сравнение, различение,  классификация,  наблюдение,  умения  делать  выводы и заключения, структурировать     материал     и   др.   Эти   умения   ведут   к   формированию   познавательных потребностей и развитию познавательных   способностей. Учитывая  положение  ФГОС  о том,  что  предметом  оценки освоения обучающимися основной   образовательной   программы   основного     общего     образования     должно     быть достижение  предметных и метапредметных    результатов, планируемые результаты обучения географии   находят   отражение   в   тематическом   планировании   в   виде   конкретных   учебных действий, которыми учащиеся овладевают  в  процессе  освоения  предметного  содержания. 2.Общая характеристика учебного предмета. География   в основной   школе   — учебный   предмет,   формирующий у учащихся систему   комплексных   социально   ориентированных   знаний   о   Земле   как   планете   людей,   о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике   и  территориальных     следствиях   главных   природных,   экологических,   социально­ экономических   и   иных   процессов,     протекающих       в     географическом       пространстве, проблемах     взаимодействия       общества     и     природы,     об     адаптации     человека   к географическим условиям проживания, о географических подходах  к устойчивому  развитию территорий. Задачами изучения географии в основной школе являются: • формирование   системы   географических   знаний   как компонента  научной картины  мира; • познание     современно географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую  картину  мира;   многообразия     конкретных     примерах     на   • познание     характера,     сущности     и     динамики     главных     природных, экологических, социально­экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве  России  и мира; • понимание   главных   особенностей   взаимодействия   природы и общества на современном   этапе   его   развития,   значения   охраны   окружающей   среды   и   рационального природопользования,   осуществления       стратегии     устойчивого       развития     в     масштабах России  и мира; • понимание   закономерностей   размещения   населения   и   территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально­экономическими и экологическими факторами,   зависимости   проблем     адаптации     и   здоровья     человека     от   географических условий  проживания; • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её   географического   положения,   природу,   население,     хозяйство,     регионы,     особенности природопользования  в их взаимозависимости; • выработка   у   обучающихся       понимания   общественной       потребности   в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Построение     учебного     содержания     курса     осуществляется по принципу его логической   целостности,   от   общего   к   частному.   Поэтому   содержание   программы структурировано в виде двух основных     блоков: «География     Земли»     и   «География России», в каждом  из которых  выделяются  тематические  разделы. В блоке «География Земли»   у учащихся   формируются   знания о географической целостности   и неоднородности   Земли   как   планеты   людей,   об   общих   географических закономерностях   развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного    и   животного    мира,    влияния    природы на жизнь и деятельность людей. Здесь   же   происходит   развитие   базовых         знаний         страноведческого         характера:   о целостности и  дифференциации   природы  материков,   их  крупных  регионов и  стран,  о людях,   их   населяющих,     об   особенностях     их   жизни и хозяйственной   деятельности   в различных  природных  условиях. Блок   «География   России»   —   центральный   в   системе   российского школьного образования,   выполняющий   наряду   с   содержательно­обучающей   функцией   важную идеологическую функцию. Главная  цель  курса  — формирование  географического  образа своей Родины во всём его многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных  компонентов  — природы,  населения и хозяйства. 3.Место географии в учебном плане. Рабочая программа линии УМК «Сферы.   География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.   География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс.  Общее число учебных часов за пять лет обучения —272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В   соответствии   с   учебным   планом   курсу   географии   на   ступени   основного   общего образования   предшествует   курс   «Окружающий   мир»,   включающий   определённые географические сведения.  Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим. 4. Ценностные ориентиры содержания предмета Курс   географии   играет   важную   роль   в   реализации   основной   цели   современного российского   образования  ­  формировании   всесторонне   образованной,   инициативной   и успешной   личности,   обладающей   системой   современных   мировоззренческих   взглядов, ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения.   В   этой   связи   важнейшей   методологической  установкой,   в   значительной мере  определяющей  отбор   и   интерпретацию   содержания   курса   географии,   является установка  на   формирование  в   его   рамках системы   базовых  национальных   ценностей  как основы   воспитания,   духовно­нравственного   развития   и   социализации  подрастающего поколения. В ходе обучения географии  должны быть сформированы:             ­ценностные ориентации, отражающие их  индивидуально­личностные позиции: ­ осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона); ­ осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства; ­   осознание   единства   географического   пространства   РФ   как   среды   обитания   всех населяющих ее народов; ­   осознание   ценности   географической   среды  во   взаимосвязи природы,   населения   и хозяйства Земли, ее отдельных частей; ­ осознание значимости  и общности  глобальных проблем человечества  и готовность солидарно  противостоять  глобальным вызовам современности; ­ гармонично развитые  социальные чувства и качества: ­ патриотизм, принятие  общих национальных, духовных и нравственных ценностей; ­ любовь к своему Отечеству, региону, местности; ­   гражданственность,   вера   в   Россию,   чувство   личной   ответственности   за   Родину перед  современниками и будущими поколениями; ­   уважение   к   природе,   истории,   культуре  России,   национальным   особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; ­   эмоционально­ценностное  отношение  к   окружающей   среде, осознание  необходимости ее сохранения и рационального использования 5. Планируемые результаты обучения географии в 5­6 классах Важнейшие  личностные  результаты: 1) воспитание   патриотизма,   любви  и  уважения   к  Отечеству, чувства гордости за свою   Родину;   усвоение   гуманистических   и   традиционных   ценностей   многонационального российского общества;  воспитание  чувства  ответственности   и  долга  перед  Родиной; 2)  формирование   ответственного   отношения   к учению, готовности и способности учащихся     к саморазвитию    и  самообразованию  на    основе     мотивации   к   обучению    и познанию; 3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 4)   формирование     к   культуре,   национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,     культуре,   языку,   вере;   готовности   и способности вести  диалог  с  другими   людьми  и  достигать   в  нём  взаимопонимания;   уважительного     отношения   5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной   жизни   в группах   и  сообществах,   включая   взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной   жизни  в  пределах  возрастных   компетенций   с  учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного   отношения  к  собственным  поступкам; 7)  формирование  коммуникативной   компетентности  в общении и   сотрудничестве со   сверстниками,     старшими     и   младшими     в   процессе   образовательной,   общественно полезной, учебно­исследовательской,  творческой  и  других  видов  деятельности; 8) формирование  ценности   здорового  и безопасного  образа жизни; усвоение  правил индивидуального     и   коллективного     безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью  людей,  правил  поведения  на  транспорте  и  на  дорогах; 9) формирование основ экологического сознания на основе при­ знания ценности жизни во   всех   её   проявлениях   и   необходимости   ответственного,       бережного     отношения     к окружающей  среде; 10) развитие эмоционально­ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира,   творческой деятельности эстетического характера. Важнейшие  метапредметные   результаты: 1)   умение  определять  цели обучения,  ставить  и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать   мотивы   и интересы  своей  познавательной  деятельности; 2)   умение   планировать   пути       достижения   целей,       в   том   числе   альтернативные, выбирать    наиболее  эффективные  способы  решения  учебных  и  познавательных   задач; 3)   умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы действий в рамках предложенных   условий   и  требований,   корректировать   свои  действия в  соответствии  с  изменяющейся   ситуацией; 4)   умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности  её  решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности; 6)   умение       определять  понятия,  устанавливать  аналогии,       выбирать   основания   и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое рассуждение, умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и  по  аналогии)   и делать  выводы; 7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных  задач; 8)  смысловое  чтение; 9)  умение  организовывать     учебное  сотрудничество   и  совместную деятельность с учителем и сверстниками;      работать индивидуально и в группе:    находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать   и  отстаивать  своё  мнение; 10)   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации,   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей;   планирования   и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической кон­ текстной  речью; 11)   компетенции   в   области   использования   информационно­коммуникационных технологий  (ИКТ­компетенции). Важнейшие  предметные  результаты: 1) первичные  представления  о географической  науке,  её роли  в освоении планеты человеком,   о   географических   знаниях   как   компоненте   научной   картины   мира,   их необходимости для решения современных   практических     задач   человечества   и   своей страны,  в том  числе  задачи  охраны  окружающей  среды; 2)   основополагающие         знания   о   природе   Земли   как   целостной   развивающейся системе,  о  единстве  человека  и  природы; 3) первичные  навыки  использования  территориального  подхода (на  примере  своего региона)   как   основы   географического     мышления   для   осознания     своего   места   в целостном,   многообразном   и быстро  изменяющемся   мире; 4)       элементарные         практические         умения       использования         при­   боров     и инструментов       для     определения       количественных       и     качественных       характеристик компонентов   географической   среды,   в том  числе  её  экологических   параметров; 5) основы картографической   грамотности и использования географической   карты как  одного  из  «языков»  международного  общения; 6)   первичные   навыки   нахождения,   использования   и презентации   географической информации; 7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разно­ образных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности   окружающей   среды,   адаптации   к   условиям   территории   проживания, соблюдения   мер  безопасности   в  случае  природных   стихийных  бедствий  и  техногенных катастроф; 8)   общие   представления     об   экологических     проблемах,     умения   и   навыки экологически  целесообразного  поведения  в окружающей  среде. 6. Содержание курса «География. Планета Земля.» Раздел  1. Источники  географической  информации Развитие       географических       знаний       о     Земле.     Развитие представлений человека     о    мире.   Выдающиеся  географические  открытия.     Современный  этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение  направлений  на глобусе.     Градусная     сетка.     Географические   координаты,   их   определение.   Способы изображения земной поверхности. План   местности.   Ориентирование     и   способы   ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения   рельефа   земной   поверхности.   Условные   знаки.   Чтение плана местности.   Решение   практических   задач   по   плану.   Составление     простейшего     плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,   определение   местоположения   географических   объектов,   абсолютных     высот. Разнообразие  карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные   методы.   Использование   инструментов     и     приборов.     Картографический метод.  Моделирование как метод  изучения  географических  объектов  и процессов. Раздел  2. Природа  Земли  и человек Земля — планета Солнечной системы.    Земля — планета Солнечной   системы. Форма,   размеры   и движения   Земли,   их географические     следствия.     Неравномерное распределение       солнечного   света   и   тепла   на   поверхности   Земли.   Пояса   освещённости. Часовые  пояса.  Влияние  космоса  на Землю  и жизнь  людей. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение   Земли,   методы его  изучения. Земная кора и литосфера.  Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры,   её   строение   под   материками   и   океанами.   Литосферные   плиты,   их   движение   и взаимодействие. Медленные     движения     земной     коры.     Землетрясения     и     вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние  процессы,  изменяющие  земную  поверхность. Рельеф    Земли.    Зависимость     крупнейших     форм    рельефа от  строения  земной коры.  Неоднородность   земной  поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.   Основные   формы   рельефа   суши   и дна   Мирового   океана. Различия  гор  и  равнин  по  высоте.  Описание  рельефа  территории  по карте. Человек   и   литосфера.   Опасные   природные   явления,   их   предупреждение. Особенности     жизни   и   деятельности     человека   в   горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной   деятельности   на   литосферу.     Преобразование     рельефа,     антропогенные формы  рельефа. Атмосфера  — воздушная  оболочка  Земли. Атмосфера.  Состав  атмосферы,  её  структура.  Значение  атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры  с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия   образования.   Распределение   влаги       на       поверхности       Земли.       Влияние атмосферных   осадков на жизнь  и деятельность  человека. Атмосферное   давление,   ветры.   Изменение   атмосферного   давления   с   высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования  и свойства. Погода   и   климат.   Элементы   погоды,   способы   их   измерения,   метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение   графиков   изменения   температуры   и облачности,   розы   ветров; выделение   преобладающих   типов погоды   за период наблюдения. Решение практических задач   на   определение   изменений   температуры   и   давления   воздуха   с   высотой,   влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические  пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика  и правила обеспечения     личной   безопасности.   Пути     сохранения     качества     воздушной     среды. Адаптация   человека   к   климатическим     условиям     местности.     Особенности     жизни в экстремальных  климатических  условиях. Гидросфера  — водная  оболочка  Земли. Вода на Земле.  Части  гидросферы.  Мировой  круговорот  воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин.   Свойства   вод Мирового     океана.     Движение     воды     в     Океане.   Использование   карт   для   определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды.   Роль   Мирового   океана   в   формировании   климатов   Земли.     и органические     ресурсы     Океана,     их     значение   и   хозяйственное   использование.   Морской транспорт, порты, каналы.   Источники   загрязнения   вод   Океана,   меры   по   сохранению качества  вод  и органического  мира.   Минеральные   Воды  суши.  Реки  Земли  —  их  общие  черты  и  различия.  Речная  система.  Питание и    режим    рек.    Озёра,    водохранилища,       болота.  Использование   карт  для  определения географического положения    водных    объектов,    частей    речных    систем,    границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования      человеком. Зависимость    уровня    грунтовых    вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные  воды. Ледники   —   главные   аккумуляторы   пресной   воды   на   Земле.   Покровные   и   горные ледники,   многолетняя   мерзлота:   географическое   распространение,   воздействие   на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы,   связанные   с ограниченными   запасами  пресной  воды на Земле,  и пути их решения.  Неблагоприятные  и опасные  явления   в   гидросфере.    Меры   предупреждения    опасных   явлений и борьбы  с ними,  правила  обеспечения  личной  безопасности. Биосфера   Земли.  Разнообразие   растительного   и   животного   мира   Земли. Особенности   распространения   живых организмов на суше и  в  Мировом  океане.  Границы биосферы и взаимодействие  компонентов  природы.  Приспособление  живых  организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная      зональность     и высотная     поясность     в   растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей  среды. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого   в   почве,   образование   гумуса.   Строение   и   разнообразие   почв.   Главные   факторы (условия) почвообразования,  основные  зональные  типы  почв.  Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности   в сохранении   и улучшении почв. Географическая     оболочка   Земли.  Строение,   свойства   и   закономерности географической   оболочки,   взаимосвязи   между   её   составными   частями.   Территориальные комплексы: природные, природно­антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.   Особенности   взаимодействия   компонентов   природы   и   хозяйственной   деятельности человека     в     разных     природных     зонах.     Географическая       оболочка   как     окружающая человека  среда. 7. ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС. Поурочное тематическое планирование составлено на основе рабочей программы курса «География. 5–6 классы» авторов В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. №  п/п 1. 2. 3 4 5 Темы  уроков География: древняя и  современна я наука, География  в  современно м мире.  География  в  древности.  Географи­ ческие зна­ ния в древ­ ней Европе География  в эпоху  Средневе­ ковья:  Азия, Ев­ Основное содержание  Введение.  (2ч) Зарождение науки о Земле. Система  географических наук. Знакомство с  учебником, его структурой.  Особенностями используемых  компонентов УМК. Географические объекты, явления и  процессы. Изучение Земли современной  географией. Зачем человеку нужна  география. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных  действий) Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний зе народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и  иллюстраций. Определять понятие «география» Выявлять   особенности   изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические яв кие объекты. Различать природные и антропо Развитие географических знаний о Земле (7 ч) Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний  Египет, Древний Китай и Древняя Индия. Географические знания и открытия в  Древней Греции и Древнем Риме. Показывать по картам территории древних государств Востока.  информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных  географических знаниях в древних государствах Востока Показывать по картам территории древних государств Европы.  информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных  географических   знаниях в Древней Греции и Древнем Риме Арабский Восток. Путешествия араб­ ских мореходов.   Освоение   Азии.   Пу­ тешествие А. Никитина.  Состояние гео­ графии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мо­ Прослеживать   по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А.  Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить    контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках)  и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий   Марко Поло и  его книги 6  7 8 9  ропа.  Открытие  Нового  Света.  Великие  географи­ ческие от­ крытия.  реплаватели Причины наступления эпохи ВГО.  Пу­ тешествия Х. Колумба. А. Веспуччи ис­ тория названия открытых Х. Колумбом  континентов. Значение открытия Нового  Света Южный морской путь в Индию. Экспе­ диция Васко да Гамы. Кругосветные пу­ тешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк).  Значение Великих географических от­ крытий. Открытие  Австралии  и  Антарктид ы.  Открытие    и    исследования     Австралии (А. Тасман, Дж. Кук).  Открытие и исследования Антарктиды  (Ф.  Ф.  Беллинсгаузен, М.  П.  Лазарев).  Первое русское кругосветное  путешествие. Современные  географические  исследования.  Обобщение по  теме «Развитие  географических  знаний о Земле».  Исследования       полярных  областей Земли. Покорение  Антарктиды. Исследования  океанов, труднодоступных  территорий. Вклад России в  географические исследования.  Изучение верхних слоёв  атмосферы. Прослеживать и описывать по картам     маршруты     путешествий Х. Ко лумба. Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления  информации о последствиях открытия Америки для её народов Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных  районах Мирового океана и на континентах.  на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других ис точниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географиче ских открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи  Великих географических открытий Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф.  Беллинсгаузена   и   М.П.   Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту.  (в Интернете и других источниках) и обсуждать  российского кругосветного плавания Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и  способы современных географических исследований и применяемые приборы  и инструменты. Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 30; Изображение земной поверхности и их использование (12 ч) 10 Изображе ние  земной  поверхнос ти.  11 Масштаб.  12 Условные  знаки.  13 Способы  изображен ия  неровност Наука о создании карт. Глобус как  объемная модель Земли. План и карта.  Атласы. Аэрокосмические снимки Распознавать различные виды изображения   земной   поверхности: карту,  план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы аэрофотоснимками   и фотографиями   одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые  географические объекты. Анализировать атлас охвату территории и тематике Что показывает масштаб. Виды записи  масштаба (численный, именованный,  линейный). Линейный масштаб и его  использование. Определение с помощью  линейного масштаба расстояний. Детальность  изображения местности в зависимости от  масштаба. Что   такое   условные   знаки   и    легенда. Виды условных знаков: площадные,  точечные, линейные. Пояснительные  подписи. Абсолютная и относительная высота.   Способы изображения неровностей  поверхности на планах и картах. Шкала  высот и глубин.  Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами   с   помощью   линейного и  именованного масштаба. Решать    практические    задачи    по переводу    масштаба   из   численного в именованный и наоборот.  подробность изображения объектов  масштабов Распознавать условные знаки планов местности и карт.  местности и топографической карте условные знаки разных видов,  пояснительные подписи. Наносить условные подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической    карте  (плану    местности) с помощью чтения условных знаков Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы  рельефа. Распознавать     высоты (глубины) на физических картах с помощью  шкалы высот и глубин. Показывать   на физических   картах глубокие  морские впадины, равнины суши, горы, горные вершины. Основные    и    промежуточные     стороны  горизонта.   Способы   ориентирования   на  местности.   Компас   и   ориентирование   с его  помощью.  Определение   направлений по  компасу.  Понятие «азимут».  Измерение углов с  помощью транспортира Разновидности планов местности.  Определение направлений Глазомерная съёмка.  Определение  расстояний и азимутов на местности.   Ориентирование и определение азимутов  на плане.  Географи ческие  карты.  Отличия карты от плана.  Виды карт.  Способы изображений на картах.   Искажения на картах. 18 Параллел и и  меридиан ы. Понятие «параллели» и «меридианы».  Экватор и начальный меридиан.  Использование параллелей и меридианов  для определения координат точек. контурной   карте самые    высокие    точки    материков с обозначением их  высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её  глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и  относительной высоты, превышения точек относительно друг друга Определять   по компасу   направления на стороны горизонта.  Определять углы с помощью транспортира Использовать    оборудование    для глазомерной съёмки. Составлять  простейший  план небольшого участка местности Ориентироваться  относительно предметов и объектов. Ориентироваться по Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической  карте). Определять  стороны горизонта на плане местности по   сторонам   горизонта   и    на  Читать    карты    различных    видов на основе анализа легенды.  зависимость подробности карты от её масштаба.  разного содержания, находить на них географические объекты.  глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов Сравнивать    глобус   и   карты   для выявления   особенностей   изображения  параллелей и меридианов. Показывать   на   глобусе   и   картах экватор,  параллели, меридианы, начальный   меридиан, географические полюсы.  Определять по картам стороны горизонта и направления движения,  назначение сетки параллелей и меридианов ей земной  поверхнос ти.  Стороны  горизонта. Ориентир ование.  14 15 План  местности Съемка  местности .  16 17 19 20 Географические  информационные системы.  21 Обобщающий  урок по теме  «Изображение  земной  поверхности и их использование.» Географи ческие  координат ы. Географическая широта и  географическая долгота, способы их  определения.  Определять по картам географические координаты объектов.  объекты на карте по географическим координатам.  местоположение   объектов    с    разными    географическими координатами.   Определять расстояния с помощью градусной сетки Понятие о ГИС. Возможности  современных ГИС и их  практическое применение Глобус, географическая карта Обобщающий урок.  фиксируют материалы в тетрадях, выделяют критерии для сравнения  объектов, сравнивают объекты, формулируют вывод. Выполняют задания  тетради­тренажёра Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока: — подготовленное обсуждение проблем из рубрики «Подведём итоги»,  учебник, с. 56; Земля – планета солнечной системы. (5ч) 22 Земля в  Солнечной  системе. Состав Солнечной системы. Система  «Земля – Луна». Географические  следствия формы и размеров Земли.  Уникальность планеты Земля. 23 Осевое  Вращение Земли вокруг своей оси.  Анализировать иллюстративно­справочный материал и  Солнечной системы по разным параметрам.  адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать следствия   размеров и формы Земли». Находить  других источниках) и готовить сообщение     на     тему «Представления   о  форме и размерах Земли в древности» Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. вращение  Земли. Смена дня и ночи на Земле.  Вращение Земли вокруг своей оси.  Географические следствия осевого  вращения. Сутки и часовые пояса. зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг  своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение  разницы во времени часовых поясов. Составлять  «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» 24 Орбитальное  движение  Земли. Движение Земли по орбите и смена  времён   года.   Тропики   и    полярные   круги. Пояса  освещённости 25 Влияние космоса на Землю и жизнь  людей. Солнечная активность и жизнь  людей. Метеоры, метеориты,  кометы. 26 Обобщающий урок  по теме "Земля –  планета Солнечной  системы.» Обобщение материала по теме:  «Земля ­  планета Солнечной  системы.» Описывать особенности движения Земли по орбите.  орбитального движения Земли и объяснять Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги Составлять   описания   происшествий на Земле, обусловленных  космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные о   проблемах, с   которыми    может столкнуться человечество при освоении  космического пространства Обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 64; 27 Строение  Земли.  Горные  породы. 28 Земная кора и литосфера. Литосфера – каменная оболочка Земли (8ч) Оболочечное строение планеты: ядро,  мантия, земная кора. Главный метод  изучения глубин Земли.  Классификация горных пород по  происхождению. Образование  магматических, осадочных и  метаморфических пород, их свойства.  Полезные ископаемые. Строение континентальной и  океанической земной коры.  Литосфера, её соотношение с земной  корой.  Литосферные   плиты и их  взаимодействие 29 30 31 Рельеф Земли. Понятие о рельефе.  Планетарные    формы рельефа. Равнины и горы  материков, их различия по высоте.  Рельеф дна океанов. Определение по  картам крупных форм рельефа. Внутренние  силы Земли. Образование гор. Вулканизм и  землетрясения, их последствия. Внешние  силы,  создающие  рельефа. Выветривание, его зависимость от  условий природной среды.  Разрушительная и созидательная  деятельность текучих вод, ледников,  ветра, подземных вод. Деятельность  человека и рельеф. Описывать модель строения Земли. Выявлять  оболочек Земли на основе анализа иллюстраций,  между собой. Сравнивать свойства горных пород различного  происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных  пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать   схему преобразования горных пород Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.  Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.  Устанавливать    по   иллюстрациям и   картам   границы   столкновения и  расхождения литосферных плит, выявлять  взаимодействие литосферных плит Определять по географическим картам количественные и качественные  характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического  положения.  Выявлять особенности изображения на картах крупных форм  рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять  форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.  закономерности в размещении крупных       форм рельефа в зависимости от  характера взаимодействия литосферных плит Выявлять по географическим картам закономерности распространения  землетрясений и вулканизма. Устанавливать  главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений Составлять   и анализировать схему, демонстрирующую соотношение  внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.  Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и  внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей,  способах борьбы с их образованием 34 №  п/п 32 Человек и  мир камня. Понятие о минералах и горных  породах. Строительные материалы.  Драгоценные и поделочные камни.  Полезные ископаемые. Охрана  литосферы.  Выполняют задания. Осуществляют поиск и сопоставление тематической  информации. Обосновывают свой выбор 33 Обобщение по теме  Обобщение материала по  теме: «Литосфера – каменная  оболочка Земли» «Литосфера –  каменная оболочка  Земли». Резерв (Резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ,  перечень которых приведён в Тетради­экзаменаторе) обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с.  80 7. ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС. Поурочное тематическое планирование составлено на основе рабочей программы курса «География. 5–6 классы» Темы уроков Основное содержание авторов В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. Характеристика основных видов деятельности ученика (на  уровне учебных действий 1 Введение Введение (1  ч) Ориентирование в информационном поле учебно­ методического    комплекта. Повторение правил  работы с учебником и используемыми компонентами  УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.  Выбор формы дневника  погоды и способов его ведения. Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера,  осадкомера. Измерять количественные   характеристики состояния  атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать  заполнение дневника наблюдений за погодой. Гидросфера –  водная оболочка Земли (9  ч). 2 Гидросфера Понятие «гидросфера». Объём   гидросферы,  3 4 Мировой  океан Движения  воды  в  Океане 5 Реки её части.  Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и  человека Океан   и   его   части.   Моря, заливы   и  проливы. Свойства вод океанов: температура и  солёность поверхностных вод. Зависимость  температуры и солёности от географической  широты и изменчивость по сезонам года. Сравнивать соотношения отдельных  диаграмме. Выявлять взаимосвязи  гидросферы по схеме  «Круговорот  значение круговорота воды для природы Земли.  воды для жизни  на  планете Определять и описывать по карте  глубину, размеры океанов, морей,  Наносить на контурную карту океано окраинных и  внутренних морей. Выявлят географические закономерности изменения  солёности поверхностных вод  Мировог Ветровые волны, цунами.  Океанические течения. Приливы и  отливы. Вертикальные движения вод.  Практическая работа по описанию  вод  Мирового океана на  основе  анализа карт. Части реки. Речная система, бассейн  реки, водораздел. Равнинные и горные  реки. Источники питания и режим рек. Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового  океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных  течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших  тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения Определять и показывать по карте истоки водосборные бассейны, водоразделы. Обозначат контурной карте крупнейшие реки  мира и и  водоразделы. Составлять характеристику равнинной (горной анализа карт 6 7 8 9 Озёра  и  болота Озёра, их  разнообразие.   Сточные и  бессточные, пресные и солёные  озёра. Водохранилища.  Болота. Подземные  воды Ледники  и  многолетняя  мерзлота Человек и  гидросфера Образование подземных вод.   Грунтовые и межпластовые  воды.  Источники. Термальные  и  минеральные воды.  Значение и  охрана подземных вод. Горные и покровные ледники.  Айсберги. Многолетняя мерзлота:  распространение, воздействие на  хозяйство. Оледенения. Объёмы    потребления    пресной     воды. Пути решения водных  проблем. Источники   загрязнения    гидросферы, меры по  сохранению  качества вод. Определять по карте географическое положени озёр, водохранилищ  и заболоченных территори Подписывать  на контурной карте крупнейши мира. Составлять и анализировать  схему различи котловин Анализировать модели (иллюстрации) «Подземны воды». Находить дополнительную информацию (в  о значении разных видов подземных вод и  человека Решать познавательные задачи по выявлени распространения  ледников и мерзлоты. Описыват положение  областей оледенения. Находить информацию  и готовить сообщение особенностях хозяйственной деятельности  мерзлоты Находить информацию  и готовить сообщени исчезающих  обитателях Мирового океана; акваториях и других объектах гидросферы борьбы с  ними 10 Обобщающий урок по  теме «Гидросфера —  водная  оболочка  Земли» практическая работа  «Описание реки своей  местности»;  подготовленное  обсуждение проблем, предлагаемы итоги», Учебник, с.  100;  выполнение   практической   работы «Описани предлагаемой  в Тетради­практикуме, с.  20 11 Атмосфера 12 Температура  воздуха 13 Влажность  воздуха.   Облака 14 Атмосферные  осадки Атмосфера—воздушная оболочка Земли (9 ч) Состав воздуха атмосферы.  Строение атмосферы (тропосфера,  стратосфера, верхние слои  атмосферы, ионосфера). Значение  атмосферы. Составлять и  анализировать   схему «Значени Объяснять значение атмосферы для природ Находить дополнительную информацию (в  роли газов атмосферы для природных процессов Высказывать  мнение об утверждении: «Тропосфер Нагревание воздуха, зависимость  температуры от  высоты, угла  падения солнечных лучей, характера  поверхности. Годовые и суточные  изменения температуры воздуха.  Амплитуда температур.  Изотермы.  Парниковый эффект. Практическая работа по обобщению данных о  температуре воздуха в дневнике  наблюдений погоды. Водяной пар  в  атмосфере.  Абсолютная и относительная  влажность.    Туман. Облака,  облачность. Виды облаков. Образование осадков,  неравномерность распределения на  Земле. Диаграммы годового  Вычерчивать  и анализировать  графики изменени суток на основе данных дневников  наблюдени Вычислять средние суточные температуры и Анализировать графики годового хода  температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, температуры с высотой. Выявлять зависимость  солнечных лучей на основе анализа иллюстраций  действующих моделей. Выявлять закономерность  температур от экватора к полюсам на  основ Измерять относительную влажность воздуха с задачи по расчёту абсолютной и относительно имеющихся данных. Наблюдать за облаками,  облику, определять облачность Анализировать и строить по имеющимся  данны годовых осадков по  м есяцам. Решать задач осадков, на основе имеющихся данных. распределения осадков. Способы  отображения осадков на  картах. Понятие «атмосферное давление».   Измерение атмосферного давления.  Причины изменения давления.  Географические особенности  распределения давления. Ветры:  образование, характеристики  (направление, скорость, сила). Роза  ветров. Постоянные, сезонные,  суточные ветры. Значение ветров.  Практическая  работа по  вычерчиванию розы ветров. Погода и её элементы. Причины  изменения погоды. Прогнозы  погоды, синоптические карты.  Получение информации для  прогноза погоды. Понятие о климате и его  показателях. Изображение  климатических показателей на  картах и климатограммах.   Климатические пояса Земли.  Климатообразующие факторы. Явления в атмосфере, связанные с  отражением       солнечного  света и с  электричеством  (полярное сияние,  молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами.  Антропогенные        воздействия на  атмосферу. 15 Атмосферное  давление и  ветер 16 Погода 17 Климат 18 Оптические  явления в  атмосфере.   Человек и  атмосфера 19 Обобщающий   урок по  теме «Атмосфера   —  воздушная    оболочка Земли» Определять способы отображения видов осадко погоды и  климатических картах Измерять атмосферное давление с  помощь Решать задачи по  расчёту величины давлени причину различий в величине атмосферног поясах Земли. Определять способы отображения  давления на  картах. Определять направление флюгера, направление ветров по  картам.  имеющихся данных (в том числе дневника Объяснять различия в скорости и силе ветра направления ветров Определять  с помощью метеорологических  погоды. Характеризовать текущую погоду.  между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описыват количественные и качественные  показатели  Описывать погоды разных сезонов года Сравнивать показатели, применяемые для характеристики   погоды и климата.  Получать информацию о климатических показателях на основе анализа  климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя  климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов  освещённости и климатических поясов, делать выводы Находить дополнительную информаци источниках) об оптических и неблагопри явлениях, а также о правилах поведения безопасность человека. Составлять таблицу (схему) «Положительны примеры воздействия человека на атмо обсуждение проблем, предлагаемых  в рубрике Учебник, с.  122  выполнение вариантов контрольной  экзаменаторе, с.  40–47; Биосфера —  оболочка жизни (5  ч) 20 Биосфера 21 Жизнь в  Океане и  на суше Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель  учения о биосфере. Границы современной биосферы.  Разнообразие органического мира Земли. Понятие о  древних видах — реликтах. Распространение живых  организмов в биосфере. Соотношение растений и  животных на суше и в Мировом океане. Факторы воздействия на распространение живых  организмов в океанах и на суше. Группы морских  организмов по условиям обитания (нектон, планктон,  бентос). Географические закономерности изменения  растительного и животного мира суши. Воздействие  температурного   режима, количества осадков,  рельефа. Сопоставлять границы биосферы  Земли. Обосновывать проведени Описывать сферу распространения  Объяснять причины неравномерного  организмов в  биосфере Сравнивать  приспособительные осо организмов  к  среде  обитания. Выявлять причины изменения от экватора  к полюсам и от подножи основе анализа и сравнения карт 22 Значение  биосферы Роль    отдельных    групп    организмов в биосфере. Биологический  круговорот, его  значение. Взаимодействие биосферы с другими  оболочками Земли.      Влияние      живых       организмов на земную кору, атмосферу,  гидросферу, человека. Анализировать схему биологичес выявлять роль разных групп Составлять (дополнять) схем веществ. Обосновывать конкретными  организмов в  преобразовани 23 Человек —  часть  биосферы Распространение людей на  Земле.  Географические факторы расселения  человека. Расовый состав населения.  Внешние признаки людей различных рас.  Роль  биосферы в  жизни человека. Географическая оболочка —  самый крупный природный комплекс ( 24 Экологические  проблемы в  биосфере.   Обобщение по  теме  «Биосфера  — оболочка  жизни» 25 Географическа я оболочка 26 Природные  комплексы 27 Почва Экологические  кризисы в истории  развития человечества. Современные  экологические проблемы и охрана  биосферы. Охраняемые природные  территории. Всемирное природное  наследие. Понятие «географическая оболочка».  Строение, границы, этапы формирования  оболочки. Свойства географической оболочки:  целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. Компоненты природного комплекса, их  взаимодействие.  Размеры природных  комплексов. Природные зоны как  крупнейшие зональные комплексы.  Высотные пояса. Природно­антропогенные  и антропогенные комплексы. Почва как особое природное  образование. Состав и строение  почв. Плодородие почв.  Распространённые  зональные  типы почв. Охрана почв,  мелиорация. 28 Ледяные  пустыни и  тундры Арктические и антарктические  пустыни, тундры:  географическое положение,  климат, растительный и  животный  мир. Различать по иллюстрациям и описа рас. Анализировать диаграммы с  расовом составе населения мира  соответствие на  основе анализа кар принадлежностью, распространение на  планете. Объяснять роль биосферы в жизни  Проводить наблюдения за растительность своей местности для определения Описывать меры, направленные на  Высказывать мнения о воздействии  крае. Выполнение вариантов контроль в  Тетради­экзаменаторе,   с.  48–53 Приводить примеры взаимодействия  пределах географической  оболочк зональности. Выявлять на конкретных примера связи процессов, протекающих  Анализировать тематические кар существования широтной зональност оболочке Компоненты природного комплекса, Размеры природных комплексов крупнейшие зональные комплек антропогенные и антропогенные  Выявлять причины разной степени плодороди почв. Сравнивать по иллюстрациям  (моделям) строени почвы и  чернозёма. Сопоставлять  карты почв и природных зон, устанавливат между основными типами почв и  природным Наблюдать образцы почв своей местности, выявлят Определять по картам географическое положени показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, Устанавливать соответствие  между природно представителями её растительного и  животног Находить информацию (в  Интернете и други и обсуждать сообщения об адаптации органическог условиям природной зоны, о хозяйственной природной зоне Зоны тайги, смешанных и  широколиственных лесов,  муссонных лесов и влажных  экваториальных лесов:  географическое положение,  особенности климата,  растительного  и животного мира. Определять по картам географическое положени показывать их. Узнавать природные зоны на  облик. Устанавливать соответствие между природной зоной представителями её  растительного и  животного  (в Интернете и других источниках), подготав об адаптации человека к  условиям природной зоны, о хозяйственной  деятельности людей  в природной зоне 29 Леса 30 Степи и  саванны.  Засушливые  области  планеты Зоны тайги, смешанных и  широколиственных лесов,  муссонных лесов и  влажных  экваториальных    лесов:  географическое  положение,  особенности климата, растительного и животного мира. Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. 31 Природные  комплексы  Мирового  океана Всемирное  наследие  человечества.  Природное и  культурное  наследие 32 Всемирное наследие. Угрозы  сохранению объектов наследия.  Взаимосвязь природы и  культуры в памятниках  Всемирного наследия.  География объектов  Всемирного наследия.  Природное наследие и  сохранение биологического  разнообразия. Культурное  наследие. 33 Обобщающий   урок по теме Определять по картам географическое положени показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях Устанавливать соответствие между природно представителями её растительного и  ж ивотног Находить информацию  (в Интернете и други и обсуждать сообщения об адаптации человек зоны, о хозяйственной  деятельности людей  Анализировать тематические карты и находит существования  в Мировом океане широтно Объяснять причины неравномерного   распространени организмов в  Мировом океане.  Анализировать тематические карты, отражающи природного и культурного наследия человечества объектов   и   особенности их размещения Обозначать на контурной карте объекты  наследия. Находить информацию  (в Интернете и други презентацию  об объекте всемирного природног и   о его   значении для человечества «Географическая   оболочка —  самый крупный природный комплекс» Резерв (Резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ,  перечень которых приведён в Тетради­экзаменаторе) 34 практическая работа  «Описание природного  комплекса своей местности»; практическая работа «Описа своей местности»;          8. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение. 1. Лобжанидзе   А.А.   География.   Планета   Земля.   5–6   классы.   Учебник     для общеобразовательных  учреждений. 2. География.  Планета  Земля.  Атлас.  6 класс. 3. География.  Планета  Земля.  Контурные  карты.  6 класс. 4. География.    Планета    Земля.    Методические     рекомендации. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 5. Сайт интернет­поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru 6. Глобус. 7. Настенные карты: Физическая карта полушарий. Политическая карта мира 9. Планируемые результаты обучения географии в 5­6 классах. Выпускник научится:  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико­ ориентированных задач;  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;  находить   и   формулировать   по   результатам   наблюдений   (в   том   числе инструментальных) зависимости и закономерности;  определять   и   сравнивать   качественные   и   количественные   показатели, характеризующие   географические   объекты,   процессы   и   явления,   их   положение   в пространстве по географическим картам разного содержания;  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;  составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;  представлять в  различных  формах  географическую  информацию,  необходимую  для решения учебных и практико­ориентированных задач;  различать   изученные   географические   объекты,   процессы   и   явления,   сравнивать географические   объекты,   процессы   и   явления   на   основе   известных   характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;  использовать   знания   о   географических   законах   и   закономерностях,   о   взаимосвязях между   изученными   географическими   объектами,   процессами   и   явлениями   для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;  проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты;  оценивать   характер   взаимосвязи   деятельности   человека   и   компонентов   природы   в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.              Выпускник получит возможность научиться:  ориентироваться   на   местности   при   помощи   топографических   карт   и   современных навигационных приборов;  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;  строить простые планы местности;  создавать простейшие географические карты различного содержания;     моделировать   географические   объекты   и   явления   при   помощи   компьютерных    программ.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;  приводить   примеры,   иллюстрирующие   роль   географической   науки   в   решении социально­экономических   и   геоэкологических   проблем   человечества;   примеры практического   использования   географических   знаний   в   различных   областях деятельности; воспринимать   и   критически   оценивать   информацию   географического   содержания   в научно­популярной литературе и СМИ;  создавать   письменные   тексты   и   устные   сообщения   о   географических   явлениях   на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.                        10. Список литературы и ссылки на Интернет­ресурсы Перечень изданий учебно­методических комплексов «СФЕРЫ» по географии для основной школы 5­6 классы. 1. География. Планета Земля. 5­6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. 2.     География.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников   «Сферы».   5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.  В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.  3.  Савельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5–6   классы:   пособие   для   учителей   общеобразоват.   учреждений   /   Л.Е.   Савельева.   —   М.: Просвещение, 2012. — 48 с. 4.Банникова Е.Е. География. Планета Земля. Поурочные методические рекомендации. 5–6   классы:   учеб.   пособие   для   общеобразоват.   организаций   /   Банникова   Е.Е.   —   М.: Просвещение, 2016. — 208 [1] с. — (Сферы). — ISBN 978­5–09­040052­7. Дополнительная литература для учащихся: 1.Томилин А. Н. География для детей­ М.: АСТ, 2009 2.Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000 3.Большой географический атлас. ­ М.: Олма­ Пресс, 2002 4.Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007 5.Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 201 6.Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006 7.Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009 8.Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010 9.Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008 10.Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008                                         Интернет­ресурсы: 1. http://ru.wikipedia.org/wiki 2. http://nature.worldstreasure.com/ ­ Чудеса природы 3. http://www.rgo.ru/ ­ Планета Земля 4. http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm ­ Россия, как система 5. http://www.rusngo.ru/news/index.shtml ­ Национальное географическое общество ПРИЛОЖЕНИЯ. Критерии   и   нормы   оценки   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся применительно к различным формам контроля знаний Результатом проверки уровня усвоения учебного   материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность   и   доказательность   в   изложении   материала,   точность   использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных   особенностей   учащихся,   дифференцированный   подход   к   организации работы. Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1.   Показывает   глубокое   и   полное   знание   и   понимание   всего   объёма   программного   явлений   и материала;   полное   понимание   сущности   рассматриваемых   понятий, закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2.   Умеет   составить   полный   и   правильный   ответ   на   основе   изученного   материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;   самостоятельно   и   аргументировано   делать   анализ,   обобщения,   выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,   творчески   применять  полученные   знания   в   незнакомой   ситуации.   Последовательно, чётко,   связно,   обоснованно   и   безошибочно   излагать   учебный   материал;   давать   ответ   в логической   последовательности   с   использованием   принятой   терминологии;   делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов,   теорий;   при   ответе   не   повторять   дословно   текст   учебника;   излагать   материал литературным   языком;   правильно   и   обстоятельно   отвечать   на   дополнительные   вопросы учителя.   Самостоятельно   и   рационально   использовать   наглядные   пособия,   справочные материалы,   учебник,   дополнительную   литературу,   первоисточники;   применять   систему условных   обозначений   при   ведении   записей,   сопровождающих   ответ;   использование   для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем   на   творческом   уровне;   допускает   не   более   одного   недочёта,   который   легко исправляет   по   требованию   учителя;   имеет   необходимые   навыки   работы   с   приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4.Показывает   хорошее   знание   карты   и   использование   ее,   верное   решение географических задач. Оценка "4" ставится, если ученик: 1.   Показывает   знания   всего   изученного   программного   материала.   Даёт   полный   и правильный   ответ   на   основе   изученных   теорий;   незначительные   ошибки   и   недочёты   при воспроизведении   изученного   материала,   определения   понятий   дал   неполные,   небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и   опытов;   материал   излагает   в   определенной   логической   последовательности,   при   этом допускает   одну   негрубую   ошибку   или   не   более   двух   недочетов   и   может   их   исправить самостоятельно   при   требовании   или   при   небольшой   помощи   преподавателя;   в   основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2.   Умеет   самостоятельно   выделять   главные   положения   в   изученном   материале;   на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применять  полученные  знания  на практике  в  видоизменённой  ситуации,  соблюдать основные   правила   культуры   устной   речи   и   сопровождающей   письменной,   использовать научные термины; 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4. Ответ самостоятельный; 5. Наличие неточностей в изложении географического материала; 6.   Определения   понятий   неполные,   допущены   незначительные   нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей; 10. Знание карты и умение ей пользоваться; 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Оценка "3" ставится, если ученик: 1.   Усвоил   основное   содержание   учебного   материала,   имеет   пробелы   в   усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5.   Не   использовал   в   качестве   доказательства   выводы   и   обобщения   из   наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6.  Испытывает  затруднения   в применении  знаний,  необходимых  для  решения  задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает  неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание   текста   учебника,   но   недостаточно   понимает   отдельные   положения,   имеющие важное значение в этом тексте; 8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста   учебника   (записей,   первоисточников)   или   отвечает   неполно   на   вопросы   учителя, допуская одну­две грубые ошибки. 9.Слабое   знание   географической   номенклатуры,   отсутствие   практических   навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4.   Имеет   слабо   сформированные   и   неполные   знания   и   не   умеет   применять   их   к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты. Примечание.  По   окончании   устного   ответа   учащегося   педагогом   даётся   краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.  Оценка проверочных работ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1.  выполнил работу без ошибок и недочетов; 2.  допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух­трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.   Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.   Критерии выставления оценок за проверочные тесты.  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10­15 мин. Оценка «5» ­ 10 правильных ответов,  «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5 правильных ответов. 2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30­40 мин. Оценка «5»  ­ 18­20 правильных ответов,  «4»  ­ 14­17, «3»  ­ 10­13, «2»  ­ менее 10 правильных ответов. Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.    Оценка   качества   выполнения   практических   и   самостоятельных   работ   по географии. Оценка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Оценка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается   отклонение   от   необходимой   последовательности   выполнения,   не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы   указанные   учителем   источники   знаний,   включая   страницы   атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание   основного   теоретического   материала   и   овладение   умениями,   необходимыми   для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Оценка "3" Практическая   работа   выполнена   и   оформлена   учащимися   с   помощью   учителя   или хорошо   подготовленных   и   уже   выполнивших   на   "отлично"   данную   работу   учащихся.   На выполнение   работы   затрачено   много   времени   (можно   дать   возможность   доделать   работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Оценка "2" Выставляется   в   том   случае,   когда   учащиеся   оказались   не   подготовленными   к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из­за плохой подготовки учащегося. Оценка работ, выполненных по контурной карте    Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все   географические   объекты   обозначены   верно.   Контурная   карта   сдана   на   проверку своевременно Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2­3 объектов Оценка   «3»  ставится   в   том   случае,   если   контурная   карта   имеет   ряд   недостатков.   но правильно указаны основные географические объекты Оценка   умений   работать   с   картой   и   другими   источниками   географических знаний. Отметка   «5»  ­   правильный,   полный   отбор   источников   знаний,   рациональное   их использование   в   определенной   последовательности;   соблюдение   логики   в   описании   или характеристике   географических   территорий   или   объектов;   самостоятельное   выполнение   и формулирование   выводов   на   основе   практической   деятельности;   аккуратное   оформление результатов работы. Отметка   «4»  ­   правильный   и   полный   отбор   источников   знаний,   допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3»  ­ правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности   в   формулировке   выводов;   неаккуратное   оформление   результатов. Отметка «2» ­ неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. Требования к выполнению практических работ на контурной карте. Практические   и   самостоятельные   работы   на   контурной   карте   выполняются   с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»). 2.   При   нанесении   на   контурную   карту   географических   объектов   используйте   линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 3.   Названия   географических   объектов   старайтесь   писать   вдоль   параллелей   или меридианов,   это   поможет   оформить   карту   более   аккуратно   (требование   выполнять обязательно). 4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации) 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы. 6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу   может   быть   снижена   за   небрежность   и   грамматические   ошибки   на   один   и   более баллов).                                  Правила работы с контурной картой. 1.Контурная   карта   –   это   рабочая   тетрадь   по   географии,   заполняй   её   аккуратно   и правильно. 2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа. 3.   Все   действия   с   контурными   картами   выполняются   карандашом,   гелевой   или шариковой ручкой. 4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами. 5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная   карта   должна   иметь   чёткое   лаконичное   название,   соответствующее   тематике самой карты. 6.   На   контурной   карте   обязательно   должны   быть   обозначены   названия   морей   или океанов, расположенные в поле карты. 7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно). 5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют   лишь   те   из   них,   которые   недостаточно   велики   по   размерам   для   обозначения надписи   в   масштабе   данной   контурной   карты.   В   таком   случае   надпись   может   быть расположена рядом с данным объектом. 6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”. 7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными. 8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой. 9.Контурная   карта   сдаётся   учителю   географии   своевременно.   Каждая   работа   в   ней оценивается учителем. Примечание. При   оценке   качества   выполнения   предложенных   заданий   учитель   принимает   во внимание  не  только  правильность  и  точность выполнения  заданий.  Но и  аккуратность  их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл

Рабочая программа География 5-6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017